МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы науки и журналистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.филос.н., профессор, Фотиева И.В.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы науки и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с ролью науки в современном обществе, с основными социокультурными проблемами, связанными с научно-техническим прогрессом, и путями их решения; овладение навыками квалифицированного анализа событий и фактов, связанных с научно-технической сферой, и освещения их в средствах массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен анализировать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-3.1 Знает этапы и тенденции развития отечественного и мирового культурного процесса
ОПК-3.2 Демонстрирует разноплановую эрудицию в сфере отечественной и мировой культуры в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах
ПК-2Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня
ПК-2.2 Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения
ПК-2.3 Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе
ПК-2.4 Знает способы проверки достоверности полученной информации
ПК-2.5 Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта
ПК-2.6 Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности
ПК-2.7 Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации.
ПК-2.5. Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта.
ОПК-3 Знает многообразие достижений отечественной и мировой культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.1. Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня.
ПК-2.2. Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения.
ПК-2.3. Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе.
ОПК-3 Умеет анализировать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.6. Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности.
ПК-2.7. Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа.
ОПК-3 Владеет навыками подготовки научно-популярных медиатекстов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современная наука: базовые положения, тенденции и проблемы
1.1. Основные функции науки. Виды и уровни научного знания. Теоретические методы научного познания. Научная картина мира и основные этапы ее развития. Специфика социогуманитарного знания Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Подготовить доклад о каком-либо научном открытии XX-XXI веков: краткая история, социальная значимость, возможные проблемы с его примененем в практике. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Подготовить доклад о какой-либо серьезной и нерешенной научной проблеме XXI века. Подготовиться к обсуждению. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Найти материал с критикой современной науки как таковой (научную или публицистическую статью / обсуждения на форумах, блогах и пр. — можно задать в поисковике: «критика современной науки»). Вычленить основные аргументы автора , дать им оценку Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Найти и изучить статью, посвященному одному из важнейших направлений медиаисследований. Подготовить краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема исследования, ее актуальность; - убедительность аргументов автора - социальная значимость данной темы и конкретно данной статьи для развития российской журналистики Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Статья Сноу Ч.-П. Две культуры и научная революция. Написать обзор работы Сам. работа 2 15 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Реферат на тему «Сциентизм — антисциентизм как знаковая характеристика современной эпохи» Сам. работа 2 15 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Статья Миронова В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?) Сам. работа 2 15 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основные проблемы и тенденции современной науки
2.1. Дискуссии о науке в XX веке. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм и его развитие в ХХ веке. Некоторые «острые» проблемы современной науки. Особенности современного этапа развития науки. Медиаисследования: основные проблемы Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Подготовить доклад на тему: «Новые этические проблемы как следствия развития биотехнологий» (анализ основных проблем биоэтики). Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Найти научно-популярную публикацию; дать оценку по параметрам: актуальность темы; стиль и язык изложения; доступность для массового читателя; соотнесение научности и популярности; достаточность иллюстративно-графического материала/ использование Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Посмотреть научно-популярный фильм (по выбору), подготовить краткую рецензию, включающую ответы на вопросы: - тема фильма, ее актуальность; - журналистская форма подачи материала, - убедительность и связность аргументов - сочетание популярности и научности в освещении темы (пример: «Квантовая физика и буддизм» в первом разделе Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Дать характеристику выбранного научно-популярного сайта/портала. Отметить: общую направленность и целевую аудиторию; тематическое содержание рубрик. Оценить: оформление, удобство пользования, рейтинг, стиль публикаций, использование мультимедийных технологий. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Написать развернутую рецензию на статью В.Б. Смирнова «Современные проблемы журналистской науки». Оценить адекватность вычленения проблем, способы их решения Сам. работа 2 36 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Написать заметку о состоянии направления медиаисследований, близкую вашей теме магистерской диссертации (объем до 0, 3 п.л.). Сам. работа 2 30 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Написать научно-популярную заметку (обзор по выбранной теме), пользуясь рекомендациями, данными в процессе изучения дисциплины (объем до 0, 3 п.л.). Сам. работа 2 30 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Экзамен 2 9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Популяризация науки в СМИ: современная ситуация, перспективы развития
3.1. Развитие популяризации науки в России и других странах. Современные научно-популярные издания и интернет-ресурсы. Принципы научной популяризации Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Изучить материалы дискуссии «Наука и СМИ: возможно ли взаимопонимание?» Вычлените основные претензии журналистов к ученым м ученых к журналистам. Какие обоснованы, какие не очень - подготовьте свои оценки и аргументы. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Изучить заметку «5 грехов научной журналистики». Найти 2-3 примера журналистских материалов - иллюстраций к тем или иным «грехам», которые отмечает автор заметки. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Посмотреть фильм «Фракталы. Поиски новых размерностей» (см. в первом разделе курса). Оценить: а) важность открытия фракталов, научные выводы из этого открытия Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Посмотреть видео в жанре «сайенстейнмент» («Тайны Чапман», «Галилео», «AdMe» и т.п.) Оценить степень научности, форму подачи. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=456


Оценка сформированности компетенции ОПК-3 Способен анализировать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов

Примеры заданий закрытого типа

Вопрос 1. Социогуманитарное знание:
а) должно трансформироваться на основах методологии точных и естественных наук
б) должно сближаться, скорее, с искусством и философией
в) должно, сохраняя свою специфику, не утрачивать научной рациональности и установки на поиск истины
Ответ: в

Вопрос 2. НТР (научно-техническая революция) характеризовалась следующими чертами:
а) наука превратилась в непосредственную производительную силу
б) возникли и развивались новые научно-технические отрасли
в) полностью поменялась научная картина мира, сформировались международные научные связи
Ответ: а

Вопрос 3. Главным критерием научного знания является:
а) то, что оно истинно, в отличие от других видов знания
б) то, что оно получено с помощью научной методологии и на основе научных принципов
в) то, что на его основе возможна практическая деятельность
Ответ: б

Вопрос 4. К основным функциям науки не относится::
а) исследовательская
б) мировоззренческая
в) культурная
г) политическая
д) образовательная
Ответ: г

Вопрос 5. К коммуникативным принципам науки не относится:
а) толерантность, принятие любой точки зрения
б) рациональный характер аргументации
в) готовность изменять свою позицию в силу предъявляемых аргументов
Ответ: а

Вопрос 6. Слова и словосочетания, называющие понятия той или иной науки:
а) предложения
б) тезисы
в) термины
Ответ: в

Вопрос 7.Развитие фундаментальных научных исследований:
а) должно всячески поддерживаться и финансироваться, так как рано или поздно они получают практическое применение;
б) не должно финансироваться, так как они не имеют непосредственного о практического приложения
в) должно финансироваться по остаточному принципу
Ответ: а

Вопрос 8. Культурные идеалы и нормы науки:
а) сугубо историчны и напрямую зависят от социокультурного окружения
б) едины и не меняются со временем.
в) историчны, но зависят от многих факторов, в том числе от логики развития самой науки
Ответ: в

Вопрос 9. Выберите одно из утверждений о публикации на научную тему:
а) если в публикации тему комментирует специалист, то этой информации можно полностью доверять
б) для того, чтобы составить свое мнение, нужно прочесть ряд статей с разными точками зрения
в) сегодняшние специалисты пишут только то, что выгодно заказчикам материала
Ответ: б

Вопрос 10. Современные медиаисследования:
а) представляют собой принципиально новое направление, со своими специфическими методами
б) являются совокупностью разрозненных исследований
в) представляют собой пересечение исследований в рамках разных дисциплин, объединенных общим объектом, целями, но использующих методы других дисциплин
Ответ: в

Вопрос 11. Падение уровня и распространенности научно-популярных материалов в СМИ:
а) не представляет проблемы, так как отражает объективные потребности аудитории
б) является проблемой, так как отражает падение образовательного и культурного уровня общества
в) не является проблемой, так как полезная информация о новых изобретениях, товарах, услугах содержится в рекламе
Ответ: б

Вопрос 12. К основным уровням научного знания не относится:
а) эмпирический
б) структурный
в) теоретический
г) метатеоретический
Ответ: б

Вопрос 13. Научная картина мира – это:
а) результат обобщения базовых научных результатов и принципов
б) наиболее принятая на данный момент научная теория
в) то же, что мировоззрение
Ответ: а

Вопрос 14. В перечень основных этапов развития европейской науки не входит:
а) классический
б) неклассический
в) синтетический
г) постнеклассический
Ответ: в

Вопрос 15. «Человекоразмерные комплексы» это:
а) технические объекты, предназначенные для непосредственного использования человеком
б) природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек
в) эргономичные устройства и рабочие места
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Примеры заданий открытого типа

Вопрос 1. Изучение явления в специально создаваемых и контролируемых условиях это __________
Ответ: эксперимент

Вопрос 2.Социальный заказ, социокультурные условия определяют развитие науки с точки зрения __________
Ответ: экстернализма

Вопрос 3. Истина, не зависящая от познающего субъекта, называется________
Ответ: объективной

Вопрос 4. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности , называется _______________
Ответ: сциентизм

Вопрос 5. Какой метод стал широко использоваться благодаря кибернетике и развитию компьютерной техники?
Ответ: метод компьютерного моделирования

Вопрос 6. Перечислите основные общенаучные методы познания:
Ответ: абстрагирование, идеализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование

Вопрос 7. Связана ли наука с культурой?
Ответ: наука является частью культуры в широком понимании самой культуры как совокупности всех достижений человечества

Вопрос 8. Перечислите основные функции науки в обществе
Ответ: познавательная, методологическая, образовательная, мировоззренческая, культурная, праксеологическая

Вопрос 9. Комплексная проверка научной информации на точность и достоверность – это __________
Ответ: фактчекинг

Вопрос 10. Фальшивое (недостоверное) сообщение, дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ называется_______
Ответ: фейк

Вопрос 11. Перечислите основные критерии научного знания
Ответ: системность, доказательность, объективность, использование научной методологии

Вопрос 12. Кто написал работу «Две культуры и научная революция»?
Ответ Чарльз Сноу.

Вопрос 13. Какой документ был принято Европейским Союзом ассоциаций журналистов науки (EUASJ)?
Ответ: Декларация принципов работы научного журналиста

Вопрос 14. В чем состоит социальный аспект научной популяризации?
Ответ: Слабо и неверно информированный человек гораздо быстрее становится жертвой всевозможных массовых психозов, афер, спекуляций, основанных на псевдонаучной информации .

Вопрос 15. В чем состоит экономический аспект научной популяризации?
Ответ: Высокий уровень интереса к научной проблематике связан с образовательными мотивациями молодежи, что, способствует формированию достаточной научной прослойки в государстве для развития его научно-технического потенциала.

Вопрос 16. Как называлась специализированная информационная научная сеть, функционировавшая в СССР?
Ответ: Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ)

Вопрос 17. Как называется научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно?
Ответ: гипотезой.

Вопрос 18. Экстраполяция – это _________
Ответ: перенос выводов, сделанных по результатам одной части исследования, на другие части или на явление в целом.

Вопрос 19. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
Ответ: методика

Вопрос 20. Нанотехнологии это ___________
Ответ: создание и использование материалов, устройств и технических систем, функционирование которых определяется наноструктурой, то есть ее упорядоченными фрагментами размером от 1 до 100 нанометров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


Оценка сформированности компетенции ПК-2 Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа

Примеры заданий закрытого типа:

Вопрос 1.Как наиболее оптимально осуществлять отбор информации для написания научной статьи?
а) по другим, аналогичным журналистским материалам
б) по советам экспертов и с их консультациями
в) по указанию редактора
Ответ: б

Вопрос 2. За публикацию или выход в эфир ложной научной информации журналист:
а) несет юридическую ответственность
б) не несет никакой ответственности
в) несет моральную ответственность перед редакцией и аудиторией
Ответ: в

Вопрос 3. Научную проблему в СМИ достаточно квалифицированно осветит:
а) любой журналист
б) только ученый-специалист
в) лишь специально подготовленный журналист
Ответ: в

Вопрос 4. Редакционная проверка научно-популярных материалов в СМИ:
а) нужна, чтобы предотвратить создание научных мифов и распространение ложной информации
б) не нужна, так как эти публикации не имеют практических следствий
в) нужна, но только для специальных изданий
Ответ: а

Вопрос 5. Распространение псевдонаучных мифов и сенсаций в печати и ТВ с этической точки зрения:
а) позволительно, так как помогает привлечь аудиторию
б) недопустимо, так как искажает картину мира реципиента и может рассматриваться как манипуляция сознанием
в) совершенно безобидно и должно рассматриваться как развлечение
Ответ: б

Вопрос 6. Высказывание журналистом личной оценки:
а) допускается в крайних случаях,
б) не допускается, так как это во всех случаях является манипулированием сознанием
в) совершенно нормально при условии его обоснованности фактами
Ответ: в

Вопрос 7. Должен ли журналист обладать минимальными базовыми знаниями для специализации в научно-популярной тематике?
а) нет, для любой публикации достаточно обратиться к специалисту и представить его точку зрения
б) да, необходим определенный уровень знаний в той области, о которой идет речь, чтобы сравнить мнения разных специалистов
в) да, но эти знания можно получить непосредственно перед публикацией, просмотрев несколько аналогичных журналистских статей
Ответ: б

Вопрос 8. Какие сообщения можно в строгом смысле классифицировать как «новости науки»?
а) сообщения типа «присуждена нобелевская премия…» или « х решил математическую задачу, до сих пор никем не решенную…»
б) сообщения о чисто практических изобретениях (медицинских препаратах и методиках; о новых видах бытовой техники и пр.)
в) сообщения о частной жизни ученых
ответ: а

Вопрос 9. Факты и логические конструкции, при помощи которых автор аналитического материала обосновывает свое мнение:
а) выводы
б) аргументы
в) описания
Ответ: б

Вопрос 10. К какому жанру относится телепрограмма «Галилео»?
а) аналитическая программа
б) обзор геополитических событий
в) развлекательная научно-популярная программа
Ответ: в

Вопрос 11. Что означает подход «актуализм» в научно-популярной журналистике?
а) предоставление аудитории только самых актуальных научных открытий
б) поверхностный рассказ о науке, понятный всей аудитории, вне зависимости от ее возраста и образования
в) предоставление аудитории информации только о практически полезных изобретениях
Ответ: б

Вопрос 12. Должны ли в научно-популярном материале быть признаки литературного стиля?
а) нет, так как сама тема этого не предполагает
б) да, чем больше, тем лучше, так материал легче воспринимается
в) должны, но в умелом сочетании с более строгим стилем
Ответ: в

Вопрос 13. В каком году вышел научно-популярный журнал «Вокруг света»?
а) 1859
б) 1865
в)1900
Ответ: а

Вопрос 14. В каком году вышла научно-популярная телепрограмма «Клуб кинопутешествий»?
а) 1960
б) 1960
в) 1970
Ответ: б

Вопрос 15. Что обеспечивает хорошее качество публикации на научную тему?
а) максимальное упрощение, адаптация темы к обыденным представлениям,
б) осведомленность самого журналиста в теме и достаточное понимание ее
в) максимальная развлекательность
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


Примеры заданий открытого типа

Вопрос 1. Что обеспечивает хорошее качество публикации на научную тему?
Ответ: привлечение специалистов-экспертов, осведомленность самого журналиста в теме, выбор адекватной формы изложения

Вопрос 2. Основные ошибки публикаций на научную тему в первую очередь связаны:
Ответ: с тенденцией СМИ на развлекательность, с некомпетентностью конкретного журналиста

Вопрос 3. Научная популяризация это________
Ответ: представление научных знаний и открытий в форме, адаптированной для массовой аудитории

Вопрос 4. Назовите основные жанры научно-популярных материалов:
Ответ: информационная заметка, репортаж, информационное и
аналитическое интервью, аналитическая корреспонденция,
комментарий

Вопрос 5. Назовите основные методы создания научно-популярного текста:
Ответ: выбор адекватного языка изложения, привлечение мнений экспертов, визуализация, деление на легко усваиваемые фрагменты

Вопрос 6. Как называется новый жанр в научно-популярной журналистике, предполагающий изложение научных знаний в развлекательной форме?
Ответ? Сайенстейнмент

Вопрос 7. Считаете ли вы удачным изложение научных знаний в развлекательной форме?
Ответ: Да, но при условии, что при этом не утрачивается и не искажается смысл самой научной информации

Вопрос 8. По каким признакам журналист должен выбирать хорошего научного эксперта?
Ответ: ученое звание и степень, известность в научной среде, наличие публикаций по теме материала, отсутствие претензий на исключительное обладание истиной.

Вопрос 9. Приведите несколько примеров (не менее 3-х) наиболее известных научно-популярных российских сайтов.
Ответы: N+1, Постнаука, Элементы, Naked Science, Антропогенез, Биомолекула, Популярная механика, 22 век, Гео

Вопрос 10. Коммуникативистский аспект медиаисследований включает _______
Ответ: СМИ как институционализированный вид коммуникации; виды коммуникации в Интернете и тенденции их развития; символический характер массовой коммуникации.

Вопрос 11. Филологический/лингвистический аспект медиаисследований включает _______
Ответ: методы создания и функционирования журналистских текстов, язык СМИ и его развитие; языковые средства у отдельных авторов, в конкретных жанрах, в разных типах изданий и каналов,.

Вопрос 12. Социологический аспект медиаисследований включает _______
Ответ: роль СМИ в функционировании и развитии социума, социальная эффективность СМИ, СМИ как социальный институт; исследования аудитории, рейтинга СМИ и др.

Вопрос 13. Сколько раз и в какие годы начинался и возобновлялся (выходил под тем же названием, с с другой редакцией и направленностью) выпуск научно-популярного журнала «Наука и жизнь»?
Ответ: Первый раз в 1890 году, второй раз в 1904 году, третий раз в 1938 году.

Вопрос 14. Какая государственная структура, созданная в СССР в 1930-е годы, дала толчок научной популяризации?
Ответ: Главная редакция научно-популярной и юношеской литературы.

Вопрос 15. Назовите несколько (не менее 3-х) научно-популярных программ на телевидении СССР:
Ответ: «Наука сегодня», «Здоровье», «Человек. Земля. Вселенная», «Клуб путешественников», «Очевидное – невероятное», «В мире животных», «Под знаком Пи»

Вопрос 16. Как назывался знаменитый 13-серийный научно-популярный фильм, который был снят в конце 1970-х по сценарию астронома, биолога и научного писателя Карла Сагана?
Ответ: «Космос».

Вопрос 17. Какие два основных подхода сегодня существуют в популяризации науки?
Ответ: сайентизм и актуализм

Вопрос 18. Каково творческое кредо сторонников актуализма?
Ответ: привлечь аудиторию любой ценой

Вопрос 19. Что отстаивают сторонники сайентизма?
Ответ: необходимость не снижать планку в освещении научной информации, чтобы не создавать ложных псевдонаучных мифов и поверхностного взгляда на науку

Вопрос 20. Важно ли для научно-популярной публикации использовать визуальные средства?
Ответ: да, это облегчает восприятие материала.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Охарактеризуйте науку как особую сферу духовной деятельности; ее аспекты.
2. В чем отличие научного знания от других видов?
3. Что такое направления сциентизма и антисциентизма?
4. Назовите основные виды и уровни научного знания
5. Что такое идеалы и нормы науки? Как они меняются?
6. Назовите и кратко охарактеризуйте два основных уровня научных методов.
7. Что такое научная картина мира?
8. Какова социальная роль науки?
9. Что такое НТР, каковы ее основные черты?
10. В чем состоит специфика социогуманитарного знания?
11. Назовите новые парадигмы исследований массовых коммуникаций
12. В чем специфика методологии медиаисследований?
13. Какие этические критерии функционирования науки сформулировал Р. Мертон?
14. Каково соотношение развития науки и экономики?
15. Как связаны наука и культура?
16. Каковы основные функции научной популяризации?
17. В чем отличие развития научно-популярной журналистики в России и в западных странах?
18. Назовите основные методы популяризации научного знания
19. Как развивается научно-популярная журналистика в условиях рынка?
20. Перечислите основные проблемы, связанные с популяризацией научных знаний в СМИ
21. Назовите предлагаемые меры по развитию научно-популярной журналистики
22. Охарактеризуйте взаимоотношения: научный журналист – эксперт
23. Охарактеризуйте типологию современных научно-популярных СМИ

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Проанализируйте предложенную вам научно-популярную публикацию: актуальность темы, стиль и язык изложения; доступность для массового читателя, соотнесение научности и популярности; достаточность иллюстративно-графического материала.
2. Охарактеризуйте (на выбор) научно-популярное издание (сайт, портал): тематика, аудитория, формат, доступность представления материалов, наличие мультимедийных средств.


8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекции:

Знания, которые преподаватель дает на лекциях, являются основными, необходимыми для освоения дисциплины. В то же время для более глубокого их усвоения следует изучать рекомендованные преподавателем материалы. В дисциплине «Современные проблемы науки и журналистика» важно, помимо этого, изучение дополнительных материалов, которые позволяют лучше понять тенденции развития современной науки. Далее, следует обратить особое внимание на специфику методов популяризации науки в журналистских материалах, на новые направления, такие как сайенстейнмент, и на новые формы популяризации, представленные на разных интернет-платформах.

Практические занятия
Практические занятия по данной дисциплине представлены в разных формах: доклад; анализ выбранного материала, дискуссия. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; развитие умения выражать и обосновывать свою позицию. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал. Спецификой практических занятий по теме «Современные проблемы науки и журналистика» является необходимость не формального заучивания, и хотя бы общего понимания основных научных проблем и тенденций.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену.
Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов), но условием допуска студента к экзамену является выполнение указанных заданий. При этом при оценке выполняемых заданий и тестов по дисциплине «Современные проблемы науки и журналистика» используется балльно-рейтинговая система, при которой каждое задание оценивается по определенной шкале, и также имеется шкала, в которой каждой набранной сумме баллов (начиная с минимальной необходимой) соответствует оценка. Таким образом, студент имеет возможность получить оценку за экзамен «автоматом» по сумме набранных баллов..

Консультации
Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний.
Приложения
Приложение 1.   ФОС СПН очн 2022.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фотиева, Ирина Валерьевна Актуальные проблемы науки и журналистики : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/875
Л1.2 Дымова, И. Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие ОГУ, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Свитич, Луиза Григорьевна Введение в специальность. Профессия: журналист : учебное пособие для вузов Аспект Пресс, 2012
Л2.2 Кудрявцева, М.Е. Психология творчества в массовой коммуникации : учебное пособие Директ-Медиа, 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Медиа-библиотека факультета журналистики МГУ «Медиатека» www.site.mediascope.ru
Э2 Издательство «Юрайт» электронно-библиотечная система URL: http://biblio-online.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э5 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7

2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP


7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на виды и уровни научного знания и научной методологии, на тенденции развития науки и на ее роль в современном мир. Изучая вторую часть курса, необходимо сформировать картину многообразных форм популяризации научного знания в современном медиапространстве. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера научно- популярного журналистского материала, следует опираться на базовые положения первой части курса. Анализ научно- популярных интернет-ресурсов (сайтов, электронных версий журналов) должен включать оценки не только с профессионально-журналистской, но и с потребительной стороны (оценивать сайт со стороны пользователя, предлагать свои варианты и т.д.).
Самостоятельная работа. При просмотре рекомендованных мини-видеокурсов по основам научной популяризации следует выбрать для последующего анализа материал, близкий по типу к тому, который рассматривает лектор. В остальном рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует больше времени.
Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности.

Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.