МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный медиадискурс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 200
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 200 200 200 200
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Деминова М.А.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Современный медиадискурс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Умение создавать различные типы текстов с учетом специфики вида медиадискурса; знание особенностей коммуникативных процессов в масс медиа, сущностных черт медиатекста, обусловленных его функционированием в разных сферах публичной коммуникации; умение применять полученные навыки в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями конкретных коммуникативных ситуаций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен планировать, организовывать и координировать процесс создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов, отслеживать и учитывать изменение норм русского и иностранного языков, особенностей иных знаковых систем
ОПК-1.1 Знает особенности всех этапов и принципов производствамедиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
ОПК-1.2 Управляет процессом подготовки востребованных обществом и индустрией журналистских текстов и (или) продуктов с учетом изменений норм русского (иностранного) языков и особенностей иных знаковых систем
ОПК-4Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты
ОПК-4.1 Интерпретирует данные социологических исследований о потребностях общества и интересах отдельных аудиторных групп
ОПК-4.2 Прогнозирует потенциальную реакцию целевой аудитории на создаваемые журналистские тексты и (или) продукты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает особенности всех этапов и принципов производства медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов.
ОПК-4.2. Прогнозирует потенциальную реакцию целевой аудитории на создаваемые журналистские тексты и (или) продукты.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-4.1. Интерпретирует данные социологических исследований о потребностях общества и интересах отдельных аудиторных групп.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Управляет процессом подготовки востребованных обществом и индустрией журналистских текстов и (или) продуктов с учетом изменений норм русского (иностранного) языков и особенностей иных знаковых систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МЕДИАДИСКУРС КАК ВИД ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОГО ДИСКУРСА
1.1. Медиадискурс как вид функционально-обусловленного дискурса: основные проблемы дискурсивных исследований. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Объем и содержание понятия дискурс в разных научных парадигмах. Практические 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Объем и содержание понятия дискурс в разных научных парадигмах. Сам. работа 2 27 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. МЕДИАТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА МЕДИАДИСКУРСА
2.1. Медиатекст как дискретная единица потока массовой информации. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Основные черты современного российского медиадискурса. Сам. работа 2 10 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Характерные черты поддискурсов масс-медиа. Практические 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Методики дискурсивного анализа медиатекста. Сам. работа 2 26 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕДИАДИСКУРСА
3.1. Процессы демассификации (по Э. Тоффлеру), демократизации, mass self communication. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Особенности печатного дискурса (фото, газеты, журналы, книгоиздательская продукция): языковая и невербальные составляющие. Практические 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Процессы демассификации (по Э. Тоффлеру), демократизации, mass self communication. Сам. работа 2 30 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ МЕДИАДИСКУРСА
4.1. Анализ медиатекста из группы feature: методики дискурсивного анализа. Практические 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Характерные черты дискурсов масс-медиа. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Динамика современного радиодискурса. Телевидение как сегмент медиасистемы России. Программные стратегии современного TV (General interest, Special interest). Сам. работа 2 35 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ
5.1. Презентации «Характеристика поддискурсов современных масс медиа». Практические 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Дискурсное содержание, особенности кодирования и декодирования значений в Интернет-дискурсе. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Дискурсное содержание, особенности кодирования и декодирования значений в Интернет-дискурсе; специфика ИД и место в современных коммуникационных, политических и идеологических процессах. Сам. работа 2 36 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. СИСТЕМА ЦЕННОЙСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕДИАДИСКУРСА
6.1. Современная система ценностей, продуцируемая в рамках медиадискурса. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Современная система ценностей, транслируемая российским медиадискурсом. Симулякры. Практические 2 1 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Культуроспецифичность информационной картины мира. Современная система ценностей, продуцируемая в рамках медиадискурса. Сам. работа 2 36 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1547

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен планировать, организовывать и координировать процесс создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов, отслеживать и учитывать изменение норм русского и иностранного языков, особенностей иных знаковых систем

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Вы редактор. Автор принес вам материал. Ваши действия:
а) возьму ручку и начну сразу его править по ходу чтения;
б) возьму карандаш и начну текст внимательно читать, делая пометы в тексте и на полях;
в) возьму карандаш и бегло прочитаю текст, чтобы ознакомиться с его содержанием и получить общее представление о его структуре и языке, а потом уже прочитаю материал более внимательно и медленно, делая пометы.
Правильный ответ: В

2. Чтение текста – важнейшая методическая процедура работы редактора. Но есть разные виды чтения. Их последовательность:
а) ознакомительное, шлифовочное, углублённое;
б) ознакомительное, углублённое, шлифовочное;
в) шлифовочное, ознакомительное, углублённое.
Правильный ответ: Б

3. Редакторские исправления имеют право на жизнь:
а) всегда, потому что редактор отвечает за содержание и форму текста;
б) когда редакторский и авторский варианты равноправны по стилю и смыслу;
в) когда редакторский вариант улучшает авторский – в противном случае изменения текста бессмысленны.
Правильный ответ: В

4. Как называется мыслительный прием, состоящий из нескольких операций, включающих разбивку текста на части, выделение ключевых слов, составление смысловых рядов?
а) антиципация;
б) реципация;
в) мысленное составление плана текста;
г) предваряющие чтение вопросы.
Правильный ответ: В

5. Реципация – это…
а) предваряющие чтение вопросы;
б) наглядное представление;
в) соотнесение содержания текста с собственными знаниями;
г) мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения;
д) мысленное предвосхищение содержания и плана последующего изложения.
Правильный ответ: Г

6. Какие операции предполагает методика логического анализа текста?
а) членение текста на смысловые части, составление плана авторского варианта текста;
б) выделение имен, суждений (упрощение текста при необходимости), выделение связок, проверка верности имен и суждений путём их внутритекстового соотнесения между собой и контекстом;
в) проверка правильности неконкретизированных формулировок, точности наименования объектов действительности, правильности союзов и текстообразующих вводных слов;
г) специальных приемов логического анализа, отличающихся от общих приемов анализа фактического материала, не существует.
Правильный ответ: Б

7. Какие из перечисленных недостатков относятся к композиционным?
а) заявленные и неразвитые или излишне детализированные подтемы;
б) частичная или полная подмена понятий;
в) игнорирование тезиса;
г) порочный круг.
Правильный ответ: А

8. Какая из перечисленных операций относится к методам анализа композиции?
а) составление плана, выделение рамочных элементов текста;
б) членение текста на высказывания и определение связок между ними;
в) выделение фактической основы и проверка правильности фактов;
г) перегруппировка данных на основе другого логического принципа.
Правильный ответ: А

9. Какой план составляется редактором на этапе углублённого чтения?
а) план-проспект;
б) план редакторских изменений;
в) план-конспект;
г) план рукописи.
Правильный ответ: Г

10. По каким признакам можно узнать повествовательный текст?
а) по перечислению наблюдаемых признаков предмета, оформленному преимущественно глаголами несовершенного вида;
б) по цепи событий, представленной в хронологической последовательности и оформленной преимущественно глаголами прошедшего времени совершенного вида;
в) причинно-следственными связями между элементами предметно-логической основы текста;
г) выше не названы отличительные черты повествования.
Правильный ответ: Б

11. Какой из приведенных ответов раскрывает суть определения как вида текста?
а) перечисление характерных наблюдаемых, видимых признаков предмета, явления, ситуации;
б) рассказ о событиях, представленный в хронологической последовательности его отдельных узлов;
в) перечисление наиболее важных, ранее установленных признаков предмета, явления, как наблюдаемых, так и не наблюдаемых;
г) исследование явлений, углубление наших знаний о мире, извлечение нового знания из связей ранее известных, установленных фактов.
Правильный ответ: В

12. Каковы характерные пороки описания?
а) выбор узлов, не продвигающих изложение вперед, нарушение хронологии событий.
б) выбор нехарактерных элементов, не создающих целостной картины, нарушение принципа их систематизации (например, от части к целому или наоборот);
в) нечеткая демонстрация, невнятно сформулированный тезис, неубедительные аргументы;
г) логическое неравенство объемов частей, неопределенность объема понятий, порочный круг.
Правильный ответ: Б

13. Работа редактора с текстами, относящимися к различным способам изложения продолжает…
а) стилистическую правку текста и является частью правки-вычитки;
б) логический анализ текста;
в) смысловой анализ текста;
г) композиционную правку и является частью правки-обработки.
Правильный ответ: Г

14. Что понимается в редактировании под фактом?
а) современное событие, имеющее общественный интерес;
б) исторические события, факт биографии;
в) любой элемент внетекстовой действительности, включая неконкретизированную формулировку;
г) любое событие, которому посвящен журналистский текст.
Правильный ответ: В

15. Какие приемы работы используются для проверки точности и достоверности фактического материала?
а) конкретизация представления, сопоставление повторяющихся и связанных по смыслу фактов внутри текста и с тем, что известно по теме;
б) определение смысловой структуры текста и выявление роли факта в ней;
в) выделение подтем, составление плана текста;
г) выделение элементов описания.
Правильный ответ: А

16. Какие факты текста нуждаются в проверке?
а) все изложенные автором в рукописи;
б) все те, что войдут в окончательный вариант текста;
в) те сомнительные или неизвестные автору, которые невозможно исключить из текста;
г) те сомнительные или неизвестные редактору, которые невозможно исключить из текста.
Правильный ответ: Б

17. Что означает понятие «точность цитирования» в применении к текстам СМИ? (выберите наиболее полный ответ)
а) соблюдение орфографии и пунктуации цитаты;
б) отсутствие смысловых искажений;
в) первое и второе, вместе взятые;
г) буквальная и смысловая точность, правописание по современным нормам.
Правильный ответ: В

18. Какие правила необходимо соблюдать при работе с цифровыми данными?
а) заботиться о наглядности и понятности цифр, их сопоставимости между собой, не перегружать текст цифрами;
б) располагать цифровые данные в рамочных элементах текста;
в) не употреблять цифр вообще;
г) работа с цифрами ничем не отличается от работы с любым другим фактическим материалом.
Правильный ответ: А

19. Методика какой процедуры в редакторском анализе дает возможность определить значение отрицательного языкового материала, его функции при анализе текста, обосновать методику редакторской правки?
а) конкретизация;
б) литературоведческий подход к анализу текста;
в) стилистический эксперимент;
г) лингвистический эксперимент.
Правильный ответ: Г

20. Отметьте случай стилистической погрешности.
а) По мнению А. Починка, должен быть пересмотрен подход к финансовой и банковским тайнам. Необходимо, по его мнению, раскрывать направление и источник перевода крупных сумм свыше установленного определенного минимума.
б) Джеймс Бонд из Санкт-Петербурга перебрался в Сайгон.
в) Мы привыкли к предсказаниям Павла Глоба.
г) Кисть художника передала те места, где бывал Тургенев.
Правильный ответ: А

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию называется _______________.
Правильный ответ: информативность

2. _______________ информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения.
Правильный ответ: подтекстовая

3. Синтаксическое свойство текста, с помощью которого обеспечивается смысловая целостность, называется ________________. Наличие ______________ еще не гарантирует целостности текста, но зато отсутствие первой, несомненно, обеспечит и отсутствие второй.
Правильный ответ: связность, связности

4. Первый этап работы с текстом называют ___________(таким) чтением.
Правильный ответ: ознакомительным

5. Такой вид чтения, как ______________ (или аналитическое), требует специальных навыков: предельной концентрации внимания на изучаемом тексте, умения членить его на смысловые части, сопоставлять их между собой.
Правильный ответ: углубленное

6. Сложность ___________(такого) чтения в том, что редактор, как и автор, привыкает к тексту, и вероятность пропустить погрешности повышается.
Правильный ответ: шлифовочное

7. Изменение текста в целях совершенствования его формы и содержания называется _________.
Правильный ответ: правка

8. Есть два ее вида: корректорская и редакторская. Это последний этап работы с текстом, и осуществляется она непосредственно перед публикацией _______________.
Правильный ответ: правка-вычитка

9. Более сложного вмешательства в текст требует такая правка _____________. Как видно из названия, ее цель – уменьшить объем текста.
Правильный ответ: правка-сокращение

10. Наиболее распространенный и разнообразный по количеству операций вид правки – это ____________. Она применяется тогда. Когда авторский вариант приемлем по форме и содержанию, но нуждается в разнообразных исправлениях.
Правильный ответ: Правка-обработка

11. Наиболее глубокие преобразования формы текста при сохранении и уточнении содержания производится при таком виде правки___________.
Правильный ответ: правка-переделка

12. Действием этого закона логики ________ обеспечивается такое неотъемлемое качество текста, как смысловая целостность, его содержательное единство.
Правильный ответ: тождества

13. Соблюдение закона ____________ обеспечивает такие смысловые качества текста, как последовательность и непротиворечивость.
Правильный ответ: противоречия

14. Закон _____________, четвертый основной закон логики, контролирует убедительность, доказательность текста и утверждает, что всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых уже доказана.
Правильный ответ: достаточного основания

15. Первое золотое правило редактирования: «Не знаешь - _______: можешь оказаться в глупом положении». Это относится прежде всего к автору, но и к редактору тоже.
Правильный ответ: не пиши

16. Суть этого метода проверки факта в том, чтобы наглядно представить себе все возможные варианты действительности, которые допускаются изложением, и, если надо, найти факты, противоречащие тексту _________________.
Правильный ответ: конкретизации представления

17. Работая с цифровым материалом, редактор должен помнить о принципе _____________ цифр.
Правильный ответ: сопостовимости

18. Этот вид фактического материала подразумевает включение чужой речи, письменной или устной, в авторский текст. Работа редактора с ________ имеет особенности, связанные как с оценкой роли чужой речи в тексте, так и с проверкой точности ее воспроизведения.
Правильный ответ: цитатой

19. Термин _______в переводе с латыни означает «составление». ___________ текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст.
Правильный ответ: композиция, композиция

20. Способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих называется _________.
Правильный ответ: повествование

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Отметьте определение медиатекста:
а) предназначен для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе в максимально обобщенной, объективной, обезличенной форме;
б) является источником получения информации о духовных импульсах и материальной сфере человеческой деятельности;
в) обслуживает чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, организациями, учреждениями, между личностью и обществом.
Правильный ответ: Б

2. К особенностям (свойствам) медиатекста не относится:
а) медийность,
б) гипертекстуальность,
в) динамический характер,
г) специфика средств создания,
д) обязательная художественно-эстетическая нагрузка,
е) многоплановость, многомерность.
Правильный ответ: Д

3. Соотнесите определения медиатекста с авторами приведенных цитат:
1) «разновидность текста, принадлежащая массовой информации, характеризующаяся особым типом автора (принципиальное совпадение производителя речи и ее субъекта), специфической текстовой модальностью (открытая речь, многообразное проявление авторского Я), рассчитанная на массовую аудиторию»;
2) «новый коммуникационный продукт, который существует в нескольких ипостасях, в нескольких сферах, в нескольких средах: и в бумажном виде, и в звучащем, и в визуальном»;
3) «достаточно подвижное, регулируемое социально-речевое образование, обеспечивающее решение как коммуникативных, так и иных задач, а также как инструмент формирования общественного мнения внутри данного социума и за его пределами»;
4) «динамическая сложная единица высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций».
а) Засурский Я.Н. в) Кузьмина Н.А.
б) Рогозина И.В. г) Солганик Г.Я.
Правильный ответ: 1) – г); 2) – а); 3) – б); 4) – в).

4. Какая из названных характеристик медиатекста «является закономерностью, связанной с необходимостью передачи больших объемов информации, и, следовательно, более четким ее структурированием для облегчения восприятия и переработки, а также с необходимостью минимизации времени и условий на обработку информации с целью сохранения актуальности» (И.В. Рогозина):
а) языковое наполнение,
б) динамический характер,
в) многомерность,
г) социально-регулятивная природа.
Правильный ответ: В.

5. Какой из перечисленных параметров отсутствует в классификации современного медиатекста?
а) канал распространения;
б) способ производства;
в) форма создания и воспроизведения;
г) информационная насыщенность;
д) функционально-жанровый тип текста;
е) тематическая доминанта.
Правильный ответ: Г.

6. К основным типам медиатекстов не относится:
а) новости,
б) пародия,
в) информационная аналитика,
г) реклама.
Правильный ответ: Б.


7. Соотнесите функционально-жанровую принадлежность медиатекста и функцию языка (по Т.Г. Добросклонской)
а) новость 1) совмещает в себе функцию воздействия в двух аспектах: функцию языка, реализуемую с помощью богатого арсенала лингвостилистических средств выразительности, и функцию массовой коммуникации, реализуемую посредством специальных медиатехнологий

б) информ. аналитика и комментарий 2) реализуют функцию сообщения и одну из главных функций массовой коммуникации – информативную
в) текст-очерк (features) 3) сочетают реализацию функции сообщения с усилением компонента воздействия за счет выражения мнения и оценки
г) реклама 4) усиление функции воздействия в ее художественно-эстетическом варианте
Правильный ответ: а) – 2); б) -3); в) – 4); г) – 1).

8. Отметьте медиатексты, которые могут продуцироваться и как одномерные, и как многомерные:
а) рекламный текст; в) газетный текст;
б) фотография; г) радиотекст.
Правильный ответ: А, Б, Г.

9. Назовите признаки текста, выражающие специфику и стилевое своеобразие соответствующего функционального стиля благодаря реализации функций последнего, обусловленных его экстралингвистическими факторами:
а) идеологемы, в) стилевые черты,
б) интертекстуальные знаки, г) семиотические коды.
Правильный ответ: В.

10. К таким умениям этого анализа медиатекстов, можно, например, отнести: умение определять используемые в медиатексте средства эксплицитной и имплицитной оценки; выделять политические концептуальные слова; определять приемы интертекстуальности (аллюзии, реминисценции, намеки, перифразы, цитаты и другие); находить идеологемы личностного или социального характера и многие умения подобного рода.
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: Г.

11. Кто из исследователей нарративной структуры текста создал модель, в которую входят такие элементы, как главный эпизод, причина, условие, мотивация, контекст, история, последствия, результаты, реакции:
а) Пропп В.Я. в) Пирс Ч.
б) Тодоров Ц. г) Т. Ван Дейк
Правильный ответ: Г.

12. В процессе этого анализа фокус внимания сосредотачивается на системе знаков, составляющих текст:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный ответ: А.

13. Укажите правильное определение понятию «идеологема»:
а) воплощение вербальными средствами идеологических, политических, социальных установок, которые должен усвоить адресат и которые формируют в обществе определенную устойчивую идеологию, помогающую сплочению социума;
б) способ организации текста (и вид текста), который возможность читателю, работающему c одним текстом, мгновенно получить на экране другой (чаще всего, поясняющий, раскрывающий смысл некоторого понятия глубже, чем текст первоначальный);
в) выражение в тексте какой-либо направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность.
Правильный ответ: А.

14. По мнению исследователей, именно этот анализ приводит к пониманию того, как именно элементы текста связываются друг с другом в медиасообщении, поскольку мы имеем дело не просто с собранием универсальных сюжетов, а с некими моделями социальной деятельности и даже способами коммуникации:
а) семиотический в) контекстуальный
б) нарративный г) стилистический
Правильный от: Б.

15. Выделите три параметра стилистической характеристики авторского начала в медиатексте (по Т.Г. Шмелевой):
а) выявленность автора; в) выразительность;
б) удельный вес; г) степень сложности.
Правильный ответ: А, Б, Г.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ключевыми категориями традиционного определения текста (Н.С. Валгина, И.Р. Гальперин, Г.Я. Солганик) являются:
Правильный ответ: смысловая завершенность, связность

2. Термин медиатекст появился в англоязычной научной литературе:
Правильный ответ: в конце ХХ века

3. Верно ли, что медиатекст можно рассматривать как фрагмент медиапотока?
Правильный ответ: верно

4. Медиатекст принадлежит сфере:
Правильный ответ: сфере СМИ

5. Фоновые знания это:
Правильный ответ: фонд знаний автора и аудитории (адресата), обеспечивающий адекватное восприятие текста.

6. О какой категории медиатекста говорится в высказывании «медиатекст не обязательно обладает смысловой завершенностью, представляя собой структуру, открытую для многочисленных интерпретаций: текст СМИ, представляет собой совокупность фраз бесконечных гипертекстов, где всё является ссылкой друг на друга и бесконечным цитированием»:
Правильный ответ: интертекстуальность.

7. Что называется транслированием информации с помощью разных каналов связи:
Правильный ответ: мультимедийность.

8. Как называется передача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналам коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет):
Правильный ответ: конвергентность.

9. Назовите анализ, который изучает не просто содержание жизненного опыта, а формы рассуждения о нем – лингвистические и культурные ресурсы построения истории и убеждения слушателя в ее подлинности:
Правильный ответ: нарративный анализ.

10. Ценности, установки, поведенческие модели, культурные мифы, доминирующие в конкретной культуре и репрезентируемые в медиатексте называются:
Правильный ответ: культурным контекстом.

11. В фокусе внимания этого анализа находятся такие категории, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеологема, социальная оценочность, образ адресата:
Правильный ответ: стилистический анализ.

12. Предметом внимания этого анализа является содержательная сторона текста, при обсуждении которой определенную роль играет анализ социального, а не только лингвистического контекста медиатекста:
Правильный ответ: контекстуальный анализ.

13. Способностью текста отражать авторское коммуникативное намерение называется:
Правильный ответ: интенция.

14. Что является каналом создания и распространения для аудиовизуального медиатекста (отметьте несколько вариантов):
Правильный ответ: телевидение, Интернет.

15. В современном медиатексте наблюдается инверсия коммуникативных ролей, что это означает:
Правильный ответ: авторское, личностное начало в медийном дискурсе все более стирается;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чернышова, Татьяна Владимировна Современный публицистический дискурс (коммуникативно-стилистический аспект) : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Трофимова О.В., Кузнецова Н.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ: учебное пособие Флинта: Наука, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Солганика Г.Я., Клушиной Н.И., Смирновой Н.В. Дискурс и стиль: теоретические и прикладные аспекты: монография М.: Флинта , 2014 e.lanbook.com
Л2.2 В. Е. Чернявская Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия: учеб. пособие М.: Флинта, 2006
Л2.3 Алефиренко Н.Ф. Текст и дискурс: учебное пособие М. Флинта // ЭБС "Лань", 2013 https://e.lanbook.com/book/115831
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академик.ру: словари и эндиклопедии на Академике dic.academic.ru
Э2 Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех gramota.ru
Э3 Polpred.com: Обзор СМИ. polpred.com
Э4 курс moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Современный российский медиадискурс» используются следующие формы работы:
1. Лекции.
В ходе лекционных занятий студентам рекомендуется вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный и отрицательный опыт интерпретации материалов СМИ. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

2. Практические занятия.
Содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение учебных заданий, проведение различных видов анализов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов, работа с эмпирическим материалом, словарями, справочниками и др. На практических занятиях обучающиеся овладевают профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и научно-исследовательской работы, формируют комплекс умений и навыков в области функционирования современного медиатекста.
В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Содержанием практических занятий является выполнение учебных заданий, обсуждение дискуссионных вопросов. Студенты в процессе практических занятий развивают не только практические навыки и умения, но и научность и критичность мышления, способность самостоятельно реагировать и решать задания проблемного, творческого характера.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного.
Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изучение студентами фактического материала по теме практического занятия должно осуществляться заблаговременно. Под фактическим материалом следует понимать специальную литературу по теме занятия, систему нормативных правовых актов, а также судебную практику по рассматриваемым проблемам.

3. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает изучение основной, а также дополнительной рекомендованной литературы по дисциплине "Современный медиатекст", ознакомление с научными публикациями, работу с Интернет-ресурсами; подготовку к практическим занятиям, контрольной работе, зачет.
Виды самостоятельной работы:
А) Выполнение тестовых заданий.
Тестовая система предусматривает вопросы / задания, на которые студент должен дать один или несколько вариантов правильного ответа из предложенного списка ответов. При поиске ответа необходимо проявлять внимательность. Прежде всего, следует иметь в виду, что в предлагаемом задании всегда будет один правильный и один неправильный ответ. Всех правильных или всех неправильных ответов (если это специально не оговорено в формулировке вопроса) быть не может. Нередко в вопросе уже содержится смысловая подсказка, что правильным является только один ответ, поэтому при его нахождении продолжать дальнейшие поиски уже не требуется.
На отдельные тестовые задания не существует однозначных ответов, поскольку хорошее знание и понимание содержащегося в них материала позволяет найти такие ответы самостоятельно. Именно на это слушателям и следует ориентироваться, поскольку полностью запомнить всю получаемую информацию и в точности ее воспроизвести при ответе невозможно. Кроме того, вопросы в тестах могут быть обобщенными, не затрагивать каких-то деталей.
Количество тестовых вопросов/заданий по каждой теме дисциплины определено так, чтобы быть достаточным для оценки знаний обучающегося по всему пройденному материалу.
Б) Эссе.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

4. При реализации учебной дисциплины «Современный российский медиадискурс» используются активные и интерактивные формы проведения занятий. При проведении лекционных и практических занятий используется мультимедийное оборудование.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении творческих заданий.

5. Зачет. Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:
- просмотр программы учебного курса;
- определение необходимых для подготовки источников и их изучение;
- использование методических пособий;
- консультирование у преподавателя.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме. Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям. При подготовке необходимо выявлять наиболее сложные, дискуссионные вопросы с тем, чтобы обсудить их с преподавателем на обзорных лекциях и консультациях. Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.