МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практика медиаправа в СМИ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 197
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 197 197 197 197
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Кирилин К.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Практика медиаправа в СМИ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – раскрытие сущности и роли законодательства о средствах массовой информации (подотрасли информационного права) как совокупности норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием материалов средств массовой информации, а также в связи с созданием, функционированием и закрытием организаций СМИ, с профессиональной деятельностью редакторов и журналистов.
Задачи:
- изучение особенностей законодательства в области информационного права, регулирующего правовые отношения в сфере деятельности средств массовой информации;
- усвоение источников правовых норм, понимание содержания ключевых положений международных правовых актов, Конституции РФ, Гражданского и Уголовного кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, Закона РФ «О средствах массовой информации», законов, имеющих отношение к сфере средств массовой информации и журналистике;
- формирование умения защищать свои профессиональные права и популяризировать нормы правового демократического государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен для принятия профессиональных решений анализировать актуальные тенденции развития медиакоммуникационных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования
ОПК-5.1 Выявляет особенности политических, экономических фактров, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиа коммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях
ОПК-5.2 Моделирует индивидуальные и коллективные профессиональные журналистские действия в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы
ПК-2Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня
ПК-2.2 Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения
ПК-2.3 Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе
ПК-2.4 Знает способы проверки достоверности полученной информации
ПК-2.5 Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта
ПК-2.6 Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности
ПК-2.7 Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации.
ПК-2.5. Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.1. Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня.
ПК-2.2. Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения.
ПК-2.3. Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе.
ОПК-5.1. Выявляет особенности политических, экономических факторов, правовых и этических норм, регулирующих развитие разных медиакоммуникационных систем на глобальном, национальном и региональном уровнях.
ОПК-5.2. Моделирует индивидуальные и коллективные профессиональные журналистские действия в зависимости от условий конкретной медиакоммуникационной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.6. Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности.
ПК-2.7. Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное право. Законодательная основа деятельности СМИ и журналистов.
1.1. Информационное право как комплексная отрасль российского права. Законодательная основа свобод СМИ в России. Законодательная база доступа к информации Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Юридический статус редакции СМИ. Институт аккредитации журналистов. Доступ журналиста к информации Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Анализ ситуаций из практики российских журналистов Сам. работа 2 38 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Информационные права и свободы: основные нормы, реализация и защита.
2.1. Информационные права личности. Правовое регулирование участия СМИ в избирательных компаниях Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Информационные права личности и СМИ Сам. работа 2 26 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Открытые вопросы по правовой проблематике Сам. работа 2 28 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Особенности рекламы в СМИ. Авторское право в журналистике.
3.1. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в СМИ. Авторское право в журналистике+ Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Правовое регулирование рекламной деятельности. Реклама в СМИ Практические 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Авторское право журналиста Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.4. Поиск, анализ и презентация примеров (случаев) нарушений российского законодательства Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Специфика правового регулирования Интернета и информационная безопасность
4.1. Правовые проблемы регулирования коммуникации в сети Интернет. Информационная безопасность и СМИ Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Особенности правового регулирования деятельности сетевых СМИ Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Информационная безопасность и СМИ Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.4. Избирательные кампании и деятельность СМИ Сам. работа 2 8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Работа журналиста в зоне боевых действий и освещение вооруженных конфликтов
5.1. Особенности подготовки журналиста к "опасным" командировкам. Принципы и правила поведения журналиста в зоне боевых действий Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.2. Работа журналистов в зонах вооруженных конфликтов Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Специфика освещения СМИ вооржуенных конфликтов Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Освещение СМИ вооруженных конфликтов Сам. работа 2 6 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.5. Составление списка рекомендаций и правил поведения журналистов, собирающихся в «опасную командировку» Сам. работа 2 20 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.6. Просмотр и анализ художественного фильма «Война без правил» Сам. работа 2 25 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тест по курсу
«Правовые основы журналистики»

Необходимо выбрать один вариант ответа и подчеркнуть его

1. В России в области правового регулирования деятельности СМИ существует приоритет:
А) Конституции РФ
Б) Федеральных законов
В) Местных подзаконных актов
Г) Постановлений Правительства
Ответ: А

2. К перечню сведений, составляющих государственную тайну в России, не относится информация о:
А) Состоянии здоровья первых лиц государства
Б) Месте дислокации стратегических войск
В) Объеме государственного оборонного заказа
Г) Технологии производства ядерных боеприпасов
Ответ: А

3. Закон РФ «О средствах массовой информации» запрещает:
А) Сообщать негативные сведения о первых лицах государства
Б) Разжигать национальную и религиозную рознь
В) Критиковать чиновников
Г) Сотрудничать с несколькими СМИ
Ответ: Б

4. Под цензурой Закон РФ «О средствах массовой информации» подразумевает:
А) Исправление материалов главным редактором СМИ
Б) Предварительный просмотр и контроль материалов перед публикацией представителем не коллектива редакции
В) Согласование интервью с человеком, у которого брали интервью
Г) Правку материала ответственным секретарем СМИ
Ответ: Б

5. Средство массовой информации в России может быть закрыто по решению:
А) Общественной палаты
Б) Судебных органов
В) Губернатора
Г) Мэра
Ответ: Б

6. Если в СМИ была помещена недостоверная и порочащая гражданина информация, он может потребовать:
А) Закрытия СМИ
Б) Опубликования опровержения
В) Увольнения автора публикации
Г) Увольнения главного редактора
Ответ: Б

7. ФЗ «О рекламе» в России запрещает:
А) Рекламу презервативов
Б) Рекламу водки на телевидении
В) Рекламу товаров, произведенных акционерными обществами
Г) Спонсорскую рекламу
Ответ: Б

8. Конституция РФ запрещает:
А) Публикацию непроверенных сведений
Б) Цензуру
В) Публикацию сведений о жизни первых лиц государства
Г) Критику чиновников
Ответ: Б

9. Журналист имеет право отказаться от выполнения редакционного задания, если:
А) Оно противоречит его убеждениям
Б) Оно связано с риском
В) Оно не интересно журналисту
Г) Оно очень трудное
Ответ: А

10. Правовые нарушения в области деятельности СМИ преследуются:
А) Решением представителей областной и городской администрации
Б) В административном, гражданском и уголовном порядке
В) Решением Большого Жюри
Г) Союзом журналистов России
Ответ: Б

11. Право на отзыв означает:
А) Право журналистов на комментарий в СМИ
Б) Право автора отказаться от прежнего решения обнародовать произведение
В) Право инициировать досрочное прекращение полномочий депутатов
Г) Право редактора снять материал журналиста из номера газеты
Ответ: Б

12. Редакция не несёт ответственности за распространение не соответствующих действительности и порочащих сведений, если:
А) Их автор является внештатным сотрудником редакции
Б) Они были опубликованы без проверки
В) Если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях
Г) Они опубликованы под рубрикой «Слухи»
Ответ: В

13. К правам, принадлежащим автору произведения (в соответствии с 4 частью ГК РФ), не относится:
А) Право авторства
Б) Право автора на имя
В) Исключительное право на произведение
Г) Право на доступ к информации о деятельности государственных органов
Ответ: Г

14. Перечень категорий сведений, которые могут составлять государственную тайну, определяется:
А) Постановлением Правительства РФ
Б) Решением Совета Безопасности РФ
В) Федеральным законом РФ
Г) Доктриной информационной безопасности РФ
Ответ: В

15. Без согласия автора можно использовать его произведение:
А) В виде цитаты в информационных целях
Б) Для демонстрации всех его произведений на выставках
В) В целях рекламы произведения
Г) Использовать нельзя ни при каких условиях
Ответ: А

16. Если запрашиваемые редакцией сведения не могут быть представлены в семидневный срок, то в ответ на запрос:
А) Направляется уведомление об отсрочке в предоставлении информации
Б) Вообще ничего не направляется
В) Направляются только имеющиеся на тот момент сведения
Г) Ничего не направляется, пока сведения готовятся для предоставления
Ответ: А

17. Оскорбление – это:
А) Любое выражение в неприличной форме
Б) Унижение чести и достоинства другого, выраженное в неприличной форме
В) Синоним диффамации
Г) Синоним клеветы
Ответ: Б

18. Журналист может быть лишен аккредитации, если:
А) Он нарушил установленные правила аккредитации
Б) Он не пришел на запланированное мероприятие
В) Он отказывается публиковать полученные пресс-релизы
Г) Он посещает мероприятия конкурирующих организаций
Ответ: А

19. Главным условием распространения материалов, подготовленных с использованием скрытой записи, является:
А) Отсутствие на записи лиц людей
Б) Соблюдения конституционных прав и свобод граждан
В) Отсутствие на записи государственных чиновников
Г) Отсутствие на записи граждан других государств
Ответ: Б

20. В печатных СМИ, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать:
А) 15 процентов объема одного номера
Б) 20 процентов объема одного номера
В) 25 процентов объема одного номера
Г) 45 процентов объема одного номера
Ответ: Г

21. Режим защиты персональных данных устанавливается:
А) Федеральным законом РФ
Б) Органами Прокуратуры
В) Постановлением глав регионов России
Г) Решением правоохранительных органов РФ
Ответ: А

22. К информационным правам личности не относится:
А) Право на индивидуализацию
Б) Право на защиту чести и достоинства
В) Право автора на имя
Г) Право на неприкосновенность частной жизни
Ответ: В

23. Право на опровержение и ответ закреплено в:
А) Конституции РФ
Б) Уголовном кодексе РФ
В) Гражданском кодексе РФ
Г) ФЗ «О рекламе»
Ответ: В

24. Правом на дачу согласия на сбор и использование материалов о частной жизни лица обладает:
А) Президент РФ
Б) Данное лицо
В) Лечащий врач лица
Г) Работодатель лица
Ответ: Б

25. И к правам, и к обязанностям журналиста согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» относится:
А) Проверка информации
Б) Посещение мест катастроф и стихийных бедствий
В) Использование псевдонима
Г) Редактирование материала
Ответ: А
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
1. Законодательная основа деятельности СМИ в России. Общая характеристика.
2. Конституция РФ как гарантия свободы массовой информации.
3. Закон РФ «О средствах массовой информации».
4. Право журналистов на доступ к информации. Механизм запроса информации в учреждениях и организациях.
5. Законодательная база доступа к информации. Государственная тайна и ее защита. Защита иных видов охраняемых законом тайн. Конфиденциальная информация.
6. Правовой статус редакции СМИ.
7. Информационные права личности: общая характеристика.
8. Право на индивидуализацию.
9. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.
10. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
11. Право на дачу согласия на сбор, хранение и использование материалов о частной жизни.
12. Особенности досудебной защиты информационных прав личности.
13. Особенности судебной защиты информационных прав личности.
14. Авторское право в журналистике. Предмет и задачи авторского права. Субъекты и объекты авторского права.
15. Авторское право в журналистике. Служебные произведения и их особенности.
16. Аккредитация журналистов. Понятие аккредитации. Правила аккредитации.
17. Аккредитация журналистов. Права и обязанности аккредитованных журналистов. Условия лишения журналиста аккредитации.
18. Правовое регулирование рекламной деятельности. Понятие рекламы. Общие требования к форме и содержанию рекламы. Виды рекламы. Ненадлежащая реклама.
19. Правовое регулирование рекламной деятельности. Особенности отдельных способов распространения рекламы: на телевидении, на радио, в периодических печатных изданиях, в сетевых СМИ.
20. Правовое регулирование рекламной деятельности. Особенности рекламы отдельных видов товаров.
21. Правовое регулирование рекламной деятельности. Контроль соблюдения законодательства о рекламе. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе.
22. Правовое регулирование Интернета.
23. Законодательные основы функционирования сетевых СМИ.
24. Распространение вредной и незаконной информации в Интернете.
25. Интернет и защита авторского права.
26. Избирательные кампании и деятельность СМИ. Федеральные законы о референдуме, выборах Президента РФ и депутатов Федерального собрания.
27. Избирательные кампании и деятельность СМИ. Предвыборная агитация: понятие, виды, сроки проведения. Условия проведения агитации через СМИ. Ответственность за нарушение права на проведение агитации.
28. Информационная безопасность и СМИ.
29. Положения Международного гуманитарного права о защите журналистов в зонах вооруженных конфликтов.
30. Особенности работы журналистов в зонах вооруженных конфликтов.
31. Проблемы освещения СМИ вооруженных конфликтов.
32. Профессиональные методы и приемы освещения СМИ вооруженных конфликтов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. Е.П. Прохоров Правовые и этические нормы в журналистике: учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2012
Л1.2 Матушевский, Р.Г. Правовые основы СМИ и журналистики : учебное пособие А-Приор, 2006 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56365
Л1.3 Лапина, М.А. Информационное право : учебное пособие Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118624
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковалева, Н.Н. Информационное право России: учебное пособие М.: Дашков и К, 2007
Л2.2 Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник М.: Проспект, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Гарант.ру информационно-правовой портал www.garant.ru
Э3 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э4 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.