МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Туристско-рекреационное ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 187
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 1
зачеты: 1
курсовая работа: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Кирюшин К.Ю.

Рецензент(ы):
к.г.н., доц., Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Туристско-рекреационное ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является формирование у будущих специалистов целостной системы знаний в области туристских ресурсов и их составных частях, ознакомление с различными классификациями туристских ресурсов, основными методами и критериями оценки природных и социально-культурных факторов развития ресурсной базы туризма и туристской деятельности.

Задачами освоения дисциплины являются:
- раскрытие основных положений и определений важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения;
- выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала территорий; - характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств;
- анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма;
- рассмотрение основных аспектов экологических основ использования и охраны туристских ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 . Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1: Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.
УК-1.2: Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3: Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4: . Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Туристское ресурсоведение
1.1. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы туристко-рекреационного ресурсоведения. Сам. работа 1 30 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Туристский потенциал территрий
2.1. Туристский потенциал территорий Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Туристский потенциал территорий. Список Всемирного наследии ЮНЕСКО. Сам. работа 1 30 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Природные ресурсы туризма и их оценка.
3.1. Природные ресурсы туризма и их оценка. Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
3.2. Природные ресурсы туризма и их оценка. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Природные ресурсы туризма и их оценка. Сам. работа 1 27 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка.
4.1. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. Лекции 1 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
4.2. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка.
5.1. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка. Практические 1 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
5.2. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка. Сам. работа 1 40 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Охрана туристских ресурсов
6.1. Охрана туристских ресурсов Сам. работа 1 60 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.2
Раздел 7. Экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6217

УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2. Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4. Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Туризм и рекреация
А) различаются и объемом понятий
Б) различия несущественны
В) тождественные понятия
Ответ: А

Большой Барьерный Риф протянулся вдоль северо-восточного побережья Австралии — как расстояние
А) от Новосибирска до Барнаула
Б) от Санкт-Петербурга до Москвы
В) от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга
Г) от Москвы до Красноярска
Ответ: В

Площадь Большого Барьерного рифа равна площади
А) Испании
Б) Италии
В) Исландии
Г) Ирландии
Ответ: Б

В уникальный комплекс на острове Кижи Онежского озера, в Карелии, входят уникальные деревянные церкви. Церковь, которую венчают 23 купола, была возведена она была в _____году.
А) 1614
Б) 1714
В) 1814
Г) 1914
Ответ: Б

Высота самой высокой горы Сибири Белухи –
А) 3506 м.
Б) 4506 м.
В) 5006 м.
Г) 5506 м.
Ответ: Б

Древнейший русский город Сибири основанный в 1586 г.
А) Тюмень
Б) Камень-на-Оби
В) Новосибирск
Г) Бийск
Ответ: А

К коллективным средствам размещения относят помещения, имеющие не менее
А) Трёх номеров
Б) Пяти номеров
В) Семи номеров
Г) Десяти номеров
Ответ: Б

Индивидуальные средства размещения — помещения, общей площадью спальных помещений не более
А) 250 м2
Б) 300 м2
В) 500 м2
Г) 750 м2
Ответ: В

Самым крупным и посещаемым парком развлечений в мире является
А) «Walt Disney World» Флорида (США)
Б) «PortAventura» (Испания)
В) «Legoland» (Дания)
Ответ: А

Существенным недостатком воздушного вида транспорта является
А) высокая стоимость услуг, оказываемых авиакомпаниями
Б) низкое качество услуг, оказываемых авиакомпаниями
В) высокий уровень аварийности
Г) низкая скорость перемещения
Ответ: А

Различия в характере атмосферной циркуляции и связанные с этим изменения в суточном ходе основных метеоэлементов послужили основой для выделения
А) 16 классов погод
Б) 6 классов погод
В) 10 классов погод
Г) 26 классов погод
Ответ: А

Для среднестатистического человека комфортные условия наблюдаются при следующих условиях: температура атмосферного воздуха
А) +12…+20˚С
Б) +18…+26˚С
В) +22…+32˚С
Г) +20…+36˚С
Ответ: Б

Склоны считаются устойчивыми к рекреационным нагрузкам, если крутизна склонов
А) не превышает 10°
Б) 11-15°
В) 15-20°
Г) 16-25°
Ответ: А

99% солнечной радиации, поступающей к поверхности Земли, это
А) коротковолновая радиация
Б) длинноволновая радиация
В) ультрафиолетовая радиация
Г) средневолновая радиация
Ответ: А

Что такое биоклимат?
А) Воздействие климата на организм человека
Б) Многолетний режим погоды, характерный для данной местности
В) Состояние нижнего слоя тропосферы в данное время в данной местности
Г) Оптимальное соотношение климатических факторов для развития организма
Ответ: А

На какой параллели находится Северный Тропик или Тропик Рака?
А) 66,5º с.ш.
Б) 66,5º ю.ш.
В) 23,5º с.ш.
Г) 23,5 º ю.ш.
Ответ: В

Для какого типа климата характерны незначительные (порядка 5 градусов) колебания температуры между зимой и летом, днем и ночью?
А) Полярный
Б) Субтропический
В) Умеренный
Г) Экваториальный
Ответ:

Достопримечательность – это:
А) Место, вещь или предмет, заслуживающий особого внимания людей
Б) Наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории
В) Совокупность полезных свойств предмета, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять потребность туристов в познании окружающего мира
Г) Группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства
Ответ: А

Здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа – это?
А) Памятники искусства
Б) Археологические памятники
В) Памятники культовой архитектуры
Г) Памятники истории
Ответ: Г

Какое утверждение противоречит определению понятия "туризм"
А) Поездка осуществляется в место, находящееся за пределами постоянного проживания
Б) Поездка без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания
В) Коллективная или индивидуальная поездка с целью посещения достопримечательностей или музеев, занимающая по времени не больше одного дня
Г) Время проживания должно быть более суток, но менее 6 месяцев
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Многолетний режим погоды конкретной местности, формирующийся под влиянием ряда факторов: географическое положение, характер подстилающей поверхности, циркуляция атмосферы.
Климат

На самом юге Красноярского края находится село Шушенское, которое в XIX веке было одним из крупнейших мест политической ссылки. Самым известным ссыльным в Шушенском был
В.И. Ленин

Курорт на Алтае, работающий на основе радиоактивных минеральных вод
Белокуриха

Крупнейший горнолыжный центр Кузбасса Шерегеш находится в
Горной Шории

Общее количество туристов на 1 км береговой линии не должно превышать ___ человек
200

Популярный у туристов парк развлечений «Legoland» находится в
Дании

Основная доля в структуре туристских перевозок принадлежит _____ транспорту
Воздушному

Протяженность Чуйского тракта ___ км.
600

Максимальная глубина Телецкого озера ____ м.
325

Рекреация (от лат. recreation) означает
Отдых

Основным методом туристского ресурсоведения является
Описательный

Метод направленный на выяснение формы и степени взаимосвязи между признаками изучаемого объекта
Корреляционный
В определениях понятия "туризм" отмечается, что срок пребывания туриста за пределами постоянного проживания не должен превышать
одного года
Степень контрастности объектов по отношению к условиям места постоянного проживания туристов, необычность объектов.
Экзотичность

Байкал хранит примерно _______ % всех мировых запасов пресной воды.
20
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Туристско-рекреационное ресурсоведение как часть комплексного срановедения.
Значение туристско-рекреационное ресурсоведения в развитии туристского бизнеса.
Предмет и задачи туристско-рекреационное ресурсоведения.
Методы туристско-рекреационное ресурсоведения.
Туризм и рекреация.
Ресурсоориентированные виды туризма.
Бальнеологические ресурсы Алтайского края как основа развития лечебно-оздоровительного туризма.
Бальнеологические ресурсы соленых озер как основа развития лечебно-оздоровительного туризма (на примере Республики Хакассия любого другого субъекта Российской Федерации ресурсы курорта Белокурихи как основа развития лечебно-оздоровительного туризма.
Водные туристские ресурсы Африки (любого другого материка или части материка).
Водные туристские ресурсы озер и водохранилищ Новосибирской области (любого другого субъекта Российской Федерации).
Водные туристские ресурсы рек Алтайского края (любого другого субъекта Российской Федерации).
Водные туристские ресурсы бассейна оз. Байкал.
Туристские ресурсы рек Катунского (либо любого другого горного хребта) как основа развития водных видов туризма.
Оценка водных туристско-рекреационных ресурсов бассейна реки Бия (либо любой другой реки).
Природные туристские ресурсы Алтайской горной страны (любой другой физико-географической горной страны) как основа развития туризма на ее территории.
Природные туристские ресурсы Алтайского края (либо любого другого субъекта Российской Федерации) как основа развития туризма на ее территории.
Природные туристские ресурсы Катунского (либо любого другого горного хребта) как основа развития специальных видов туризма.
Природные туристские ресурсы Таиланда (или любой другой страны) и их использование в туристско-рекреационных целях.
Природные туристские ресурсы Солонешенского района Алтайского края (любого района Алтайского края) и их использование в туристско-рекреационных целях.
Понятие о природных рекреационных ресурсах туризма.
Методы оценки природных ресурсов туризма.
Роль орографических ресурсов в туризме и рекреации.
Природные лечебные ресурсы.
Комплексная оценка природных условий и ландшафтов.
Бальнеологические ресурсы и их использование в туристско-рекреационных целях.
Водные туристские ресурсы.
Роль климатических условий при организации туризма.
Культурно-исторические туристские ресурсы и их использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретного региона)
Культурно-исторические туристские ресурсы Италии (любой другой страны мира) и их использование в туристско-рекреационных целях.
Культурно-исторические туристские ресурсы Камчатского края (любого другого субъекта Российской Федерации) и их использование в туристско-рекреационных целях.
Культурно-исторические туристские ресурсы Немецкого района Алтайского края (любого района Алтайского края) и их использование в туристско-рекреационных целях.
Оценка культурно-исторических туристских ресурсов конкретной территории (в пределах политико-административной территории).
Культурно-исторические туристские ресурсы региона (в пределах политико-административной территории) как основа развития специальных видов туризма.
Культурно-исторические ресурсы исторических городов и их использование в туризме (на примере конкретного города).
Памятники истории и культуры и их использование в туризме (на примере конкретных памятников).
Памятники археологии и их использование в туризме (на примере конкретных археологических культур и памятников).
Изобразительное искусство и его использование в туризме (на примере наиболее известных музеев (музея) мира).
Музыка и танцы и их использование в туризме (на примере конкретных карнавалов и др.).
Агрокультура и ее использование в туризме (на примере специальных видов туризма).
Национальная кухня и ее использование в туризме (на примере фестивалей и др.).
Транспортно-коммуникационная инфраструктура города и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретного города).
Инфраструктура размещения региона и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретного города).
Инфраструктура питания города и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретного города).
Инфраструктура досуга и развлечений города и ее использование в туристско-рекреационных целях (на примере конкретного города).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие «туризм», «рекреация», «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы».
2. Туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения.
3. Предмет и задачи туристского ресурсоведения.
4. Методы туристского ресурсоведения.
5. Туризм и рекреация.
6. Понятие и структура туристского потенциала территорий.
7. Методики оценки туристского потенциала территорий.
8. Классификация туристских ресурсов.
9. Свойства и характеристики туристских ресурсов.
10. Кадастр туристских ресурсов.
11. Понятие о природных рекреационных ресурсах туризма.
12. Основные характеристики рельефа. Оценка рельефа для развития туризма.
13. Наиболее значительные горные системы мира и их использование в туризме (на примере горной системы по выбору).
14. Основные характеристики климата. Оценка климатических факторов для развития туризма.
15. Климат. Основные климатообразующие факторы. Типы климата.
16. Водные объекты. Оценка водных объектов для пляжно-купального отдыха.
17. Минеральные воды (определение, классификация по составу, температуре, степени минерализации).
18. Лечебные грязи и их классификация.
19. Уникальные природные лечебные ресурсы.
20. Культурно-исторические ресурсы, их классификация.
21. Классификация памятников истории и культуры.
22. Культурный ландшафт, как объект природного и культурного туризма.
23. Определение и классификация социально-экономических ресурсов туризма.
24. Инфраструктура транспорта в туризме.
25. Инфраструктура размещения и питания туристов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

26. Туристские объекты, комплексы и учреждения Западной Сибири.
27. Туристские объекты, комплексы и учреждения Восточной Сибири.
28. Туризм и окружающая среда. Рекреационные нагрузки на ландшафтные комплексы.
29. Списoк объектов всемиpного нaследия ЮНЕСКО на территории РФ (объекты историко-культурного наследия).
30. Списoк объектов всемиpного нaследия ЮНЕСКО на территории РФ (па-мятники природы).
31. Списoк объектов всемиpного нaследия ЮНЕСКО на территории стран бывшего СССР и Европы.
32. Списoк объектов всемиpного нaследия ЮНЕСКО на территории стран Азии и Африки.
33. Списoк объектов всемиpного нaследия ЮНЕСКО на территории стран Австралии и Америки.
34. Космический туризм и его «земное приложение».
35. Этнографические ресурсы на территории РФ.
36. Туристско-рекреационные ресурсы «Золотого кольца».
37. Туристско-рекреационные ресурсы «Сказочной карты России».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развёрнутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объёме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развёрнутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретённые на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, даёт аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьёзных неточностей, обнаруживающий незнание процессов, изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина, Людмила Анатольевна Туристское природопользование: учеб.пособие для вузов Академия, 2009 г.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Севастьянов Д. В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л2.2 Н.Н. Праздникова, А.А. Бондарович, А.В. Кротов Туристское страноведение. Часть 1. Методика турстрановедческих исследований : Предназначено для студентов географического факультета, обучающихся по программе бакалавриата 43.03.01 «Сервис» , 43.03.02 «Туризм», 43.03.03 «Гостиничное дело». Барнаул : АлтГУ, 2018г. URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/6320
Л2.3 Харламова Н.Ф. Рекреационная георафия: Учебное пособие Изд-во АлтГУ, , 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Туристско-рекреационное ресурсоведение (очное отделение)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Все о туризме: туристическая библиотека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/lib.htm/, свободный. – Заглавие с экрана.
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором (http://revolution.allbest.ru/sport/00040499_0.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=14686)
Технология создания турпродукта (http://www.publicant.ru/Demo/697510.htm)
Современные информационные технологии в туристском бизнесе (http://vorst-alina.narod.ru/)
ФЗ об основах турдеятельности (http://ozpp.ru/zknd/turi/)
Федеральное агентство по туризму: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/, свободный. – Заглавие с экрана.
RATANEWS [Электронный ресурс]: Еженедельная туристская газета / Электронная газета. – Режим доступа к газете: http: //www. ratanews.ru
Официальный сайт департамента туризма Минэкономразвития РФ:
http: //www. russiatourism.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
501М лаборатория технологий туристско-рекреационного проектирования и освоения территорий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты - 14 шт.
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В курсе «Туристское ресурсоведение» практические (семинарские) занятия занимают 30 % аудиторной нагрузки. Темы занятий отражают последовательность изучения дисциплины в соответствии с программой. Целью семинарских занятий является формирование базы теоретических знаний по дисциплине, обучению самостоятельного поиска литературы по теме, умения анализировать и сопоставлять точки зрения разных исследователей.
Практические (семинарские) занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по вопросу конкретной темы, таким образом, приобретания навыки выступления с научным соообщением.
После каждого выступления проводится 10 минутная дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Предусмотрен вариант свободного распределения вопросов из предложенного списка. Этот вариант будет способствовать углублению уже имеющихся научных интересов студентов.
После выбора вопроса и темы студенты разрабатывают план доклада самостоятельно. Для этого они предварительно знакомятся с соответствующим разделом программы курса, методическим указаниями и рекомендованной литературой. После данного этапа преподаватель проводит консультацию для студента, в ходе которой уточняется разработанный план и рекомендуются дополнительные источники.
После семинарского занятия студент сдает свой доклад оформленный в виде письменной работы объемом 5-10 страниц машинописного текста. Оформление работы производится согласно «Стандарту предприятия по формлению курсовых и квалификационных работ».
Зачет по итогам семинарских и практических занятий для студента складывается из нескольких составляющих – доклад и ответы на вопросы к ходе семинарского занятия, письменный вариант доклада, работы практических занятий и итоговый тест.
В итоговый тест включаются вопросы рассмотренные на семинарских и практических занятиях, являющиеся составной частью доклада или работы. Такой подход способствует активизаиции студентов на занятии и повышает их трудовую дисциплину.