МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация санаторно-курортного дела

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильРекреационный и санаторно-курортный сервис
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_01_Сервис_РиСКС-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Организация санаторно-курортного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Биттер Наталья Викторовна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Биттер Наталья Викторовна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование у студента комплекса
основных знаний и умений в области санаторно-курортного дела, необходимых для
эффективного управления туристским предприятием.
В процессе достижения цели решаются следующие задачи:
- приобретение систематизированных знаний и теоретических основ государственного
регулирования санаторно-курортной отрасли;
- изучение принципов организации технологических процессов санаторно-курортного
комплекса;
- приоретение умений использования санаторно-курортных ресурсов и СПА-технологий,
лечебно-оздоровительных технологий с учетом запросов потребителей;
- овладение практическими навыками анализа рынка санаторно-курортной отрасли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ОПК-3 Способен обеспечивать требуемое качество процессов оказания услуг в избранной сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- подходы к разработке продукта;
- инновационные технологии в санаторно-курортной деятельности и новые формы обслуживания потребителей и (или)
туристов.
3.2.Уметь:
3.2.1. - применять подходы к разработке продукта;
- использовать инновационные технологии в санаторно-курортной деятельности и новые формы обслуживания
потребителей и (или) туристов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.к применению инновационных технологий в санаторно-курортнойдеятельности и новых форм обслуживания
потребителей и (или) туристов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы санаторно-курортного дела
1.1. Санаторно-курортный комплекс и его структура Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Понятие санаторно-курортной деятельности, структура и классификация санаторно-курортных организаций, классификация санаторно-курортных услуг. Особенности и прин-ципы санаторно-курортного лечения и отдыха. Концептуальные направления развития са-наторно-курортной индустрии в России Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Понятие индустрии здоровья. Организация санаторно-курортной помощи. Системы контроля качества медицинской помощи. Лечебно-оздоровительный туризм: классификация и основные свойства. Сам. работа 4 30 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Государственное регулирование и нормативно-правовые основы регулирования санаторнокурортной деятельности в РоссииГосударственное регулирование и нормативноправовые основы регулирования санаторно- курортной деятельности в России Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Общие правовые положения о санаторно-курортной деятельности. Федеральные и ре-гиональные природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правовые нормы, регулирующие санаторно-курортную деятельность. Лицензирование сана-торно-курортных услуг. Аккредитация. Сертификация – обязательная и добровольная. Обеспечение граждан РФ курортной медицинской помощью. Правовое регулирование в са-наторно-курортном предприятии. Страхование деятельности санаторнокурортных пред-приятий и клиентов. Договор санаторно-курортного предприятия на имущественные права и с потребителем услуг Практические 4 8 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Понятие индустрии здоровья. Организация санаторно-курортной помощи. Системы контроля качества медицинской помощи. Лечебно-оздоровительный туризм: классификация и основные свойства Сам. работа 4 22 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Сущность и значение инновационной деятельности санаторнокурортных комплек-сов. Понятие культурно-массовой работы. Основные направления инновационной деятель-ности санаторно-курортных комплексов в современных условиях. Планирование и учет культурно-массовой работы. Классификация инноваций, применение инноваций в санатор-но-курортной деятельности. Научная деятельность. Методы организации управления сана-торно-курортным комплексом. Принципы региональных аспектов внедрения инноваций Сам. работа 4 14 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Рекреационные основы курортного дела
2.1. Ресурсное обеспечение санаторно-курортной деятельности Сам. работа 4 6 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Понятие рекреации, социальная политика развития рекреации. Значение рекреации в развитии санаторно-курортного комплекса. Виды рекреационной деятельности, примени-мые к санаторно-курортной отрасли. Международный опыт развития курортной отрасли и этапы развития рекреации Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и характеристика санаторно-курортного продуктах Лекции 4 2 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Природные ресурсы как основа развития санаторно-курортной деятельности. Клас-сификация природных ресурсов. Потребительские свойства ресурсов. Экологическая со-ставляющая санаторно-курортной деятельности. Экономические ресурсы предприятий сана-торно-курортной сферы (коммерческие и некоммерческие источники финансирования). Трудовые ресурсы: медицинский персонал, обслуживающий (сервисный) персонал. Методы оценки трудовых ресурсов. Практические 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Основы санаторно-курортной медицины Лекции 4 6 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Формирование и структура санаторно-курортного продукта. Свойства и характери-стики санаторно-курортного продукта. Медицинские услуги как основной продукт санатор-но-курортной отрасли. Питание, проживание и анимационнодосуговая деятельность как факторы конкурентоспособности санаторно-курортного продукта. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Маркетинг рынка лечебно-оздоровительных услуг. Основные элементы маркетинго-вой стратегии рынка лечебно-оздоровительных услуг. Факторы маркетинговой среды рынка санаторно-курортных услуг и маркетинговый контроль. Особенности маркетинга в сана-торно-курортной сфере. Маркетинговые исследования и перспективы его развития. Сегментирование как средство выбора целевого рынка санаторнокурортных услуг.Управление ка-чеством и конкурентоспособностью санаторно-курортного предприятия. Стратегии ценообразования и программ продвижения санаторно-курортных услуг. Технология продажи сана-торно-курортных путевок. Маркетинг рынка лечебнооздоровительных услуг. Основные элементы маркетинговой стратегии рынка лечебнооздоровительных услуг. Факторы маркетинговой среды рынка санаторно-курортных услуг и маркетинговый контроль. Особенности маркетинга в сана-торно-курортной сфере. Маркетинговые исследования и перспективы его развития. Сегментирование как средство выбора целевого рынка санаторно-курортных услуг.Управление ка-чеством и конкурентоспособностью санаторно-курортного предприятия. Стратегии ценообразования и программ продвижения санаторно-курортных услуг. Технология продажи сана-торнокурортных путевок Сам. работа 4 39 УК-3, УК-7, ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Инновационные направления в санаторно-курортной деятельностиv Сам. работа 4 4 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Природные ресурсы как основа развития санаторно-курортной деятельности. Клас-сификация природных ресурсов. Потребительские свойства ресурсов. Экологическая со-ставляющая санаторно-курортной деятельности. Экономические ресурсы предприятий сана-торно-курортной сферы (коммерческие и некоммерческие источники финансирования). Трудовые ресурсы: медицинский персонал, обслуживающий (сервисный) персонал. Методы оценки трудовых ресурсов. Сам. работа 4 8 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Маркетинг в санаторнокурортной деятельности Сам. работа 4 16 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Формирование и структура санаторно-курортного продукта. Свойства и характери-стики санаторно-курортного продукта. Медицинские услуги как основной продукт санатор-но-курортной отрасли. Питание, проживание и анимационнодосуговая деятельность как факторы конкурентоспособности санаторно-курортного продукта Сам. работа 4 12 ОПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.А. Старикова Санаторно-курортное дело. Конспект лекций: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева Курортное дело: учебное пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кусков А.С., Лысикова В. Курортология и оздоровительный туризм: учеб.пособие Феникс, 2004 г.
Л2.2 Никитина О. А. ИСТОРИЯ КУРОРТНОГО ДЕЛА И СПА-ИНДУСТРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Модул курс "Организация санаторно-курортного дела" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины