МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационное проектирование и стратегическое управление в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 204
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2
курсовой проект: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 204 204 204 204
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., Доцент, Вайтанис М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.С.

Рабочая программа дисциплины
Инновационное проектирование и стратегическое управление в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Реализация основной профессиональной образовательной программы,
предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла.
Задачи дисциплины
• Рассмотреть основы проектирования в туризме, принципы организации и реализации стратегий и программ для разных типов туристских продуктов, соответствующих запросам потребителей;
• Сформировать навыки создание проектов бизнес-процессов в туризме, разработки бизнес-планов туристских предприятий и организаций различных по направлению деятельности и масштабам;
. Рассмотреть принципы разработки проектов территориальных туристско-рекреационных систем, их формы, модели, приницпы функционирования.
• Раскрыть технологию диагностирования выявления различных типов проблемных ситуаций в туристской индустрии, разработки мер по их предупреждению и преодолению, планированию и осуществлению контроля за реализацией проекта.
• Обеспечить обучающихся навыками анализа эффективности разрабатываемых и применяемых программ, способностью применения современных методов при решении конкретных проблем развития туриндустрии в регионе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющих ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей, соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командных задач, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей, соответствующих информационных(справочных правовых) систем
Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
Способен использовать методы при проектировании процессов предоставления услуг на сервисном предприятии
Разрабатывает и проектирует процессы предоставления услуг на сервисном предприятии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально-психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
Использует инновационные технологии при проектировании деятельности сервисного предприятия
Разрабатывает проекты в сервисной деятельности с применением инновационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические, методологические и методические основы проектирования туристско-рекреационной деятельности
1.1. Разработка туристско-рекреационного проекта Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.2. Разработка туристско-рекреационного проекта Сам. работа 2 34 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
1.3. Сущность и методология туристско-рекреационного проектирования Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Проектирование биснес-продукта в туризме
2.1. Туристские бизнес-продукты, их виды и формы Лабораторные 2 2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.2. Проектирование бизнес-продукта в туризме Лабораторные 2 2 Л1.3, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
2.3. Создание проекта бизнес-продукта Сам. работа 2 39 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Проектирование бизнес-процессов в туризме
3.1. Создание бизнес-плана туристской организации Сам. работа 2 50 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем
4.1. Проектирование территориальных туристско-рекреационных систем Сам. работа 2 41 Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Мониторинг и управление проектами в туризме
5.1. Стратегии финансирования туристско-рекреационных проектов и программ Сам. работа 2 40 Л1.1, Л1.3, Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины (экзамен) в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4489

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Основным содержанием долгосрочных планов является определение:
а) целей и стратегии +
б) бюджета
в) механизмов регулирования
a

2. Сторона, принимающая предложение:
а) оферент
б) акцептант
в) преферент
б

3. Основных архетипов управляющих, насчитывается:
а) 11
б) 10
в) 4
в

4. Применительно к сфере услуг в комплекс маркетинга добавляются еще три составляющие, которые формируют стандарт обслуживания организации индустрии туризма и гостеприимства:
а) процесс осуществления продажи
б) персонал
в) оба варианта верны +
г) нет верного ответа
в

5. Уменьшение размеров с нарушением функций:
а) дисфункция
б) регресс
в) атрофия
в
6. Главная стратегическая цель туристского агентства — достижение максимального предпринимательского эффекта любыми путями, так ли это:
а) да
б) нет +
в) иногда
б
7. Самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законом порядке, называется:
а) объектом
б) звеном
в) предприятием
в

8. … — сотрудник туристской организации, выполняющий комплекс функций, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его сотрудников:
а) Лидер
б) Партнер
в) Спонсор
а
9. Методичная оценка функциональных зон организации для выявления стратегически сильных и слабых сторон называется:
а) ревизией
б) контролем
в) управленческим обследованием
в

10. Среда организации делится на: 1) общую; 2) оперативную; 3) внутреннюю; 4) внешнюю:
а) 1,2,3,4
б) 1,2,3
в) только 1,2
б

11. Запрограммированные и незапрограммированные решения являются разновидностями решения:
а) организационного
б) процессуального
в) комплексного
а
12. Потребитель может обратиться в судебную инстанцию, в чьей компетенции находится рассмотрение спорных вопросов по договору, так ли это:
а) да
б) нет
в) иногда
а

13. Юридические лица, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, называются:
а) коммерческими организациями +
б) благотворительными организациями
в) некоммерческими организациями
а
14. Потребитель имеет право подать жалобу продавцу в письменной форме (заказным письмом) в течение десяти дней с момента своего возвращения в пункт отправления, так ли это:
а) да +
б) нет
в) иногда
а
15. Процессуальные теории мотивации основаны на идентификации:
а) человеческого поведения, восприятия и познания +
б) инстинктов
в) эмоций
а

16. Туристским услугам присущи характеристики, которые отличают услугу от товара:
а) только неосязаемость и неразрывность производства
б) неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению
в) только изменчивость и неспособность к хранению
б
17. Вторым этапом стратегического планирования является:
а) SWOT-анализ
б) целевой анализ
в) выборочный анализ
в
18. Однотипность предоставления услуг в соответствии с разработанными стандартами:
а) основание
б) качество
в) заключение
б
19. Врум ввел новое понятие меры ценностей:
а) дихотомия
б) вознаграждение
в) валентность
в
20. Стратегическое управление, заключающееся в детальном описании всей предстоящей работы и разработке определенного числа схем повторяющегося поведения, называется:
а) программным менеджментом +
б) перспективным менеджментом
в) управлением по целям
а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Инновационный процесс и его структура.
2. Блоки генерирования нововведения их характеристика.

3. Характеристика элементов инновационного процесса по И.Т. Балабанову.
4. Сконструируйте модель (схема, рисунок, таблица) инновационного процесса в туристической сфере.

5. Механизмы алгоритмической схемы инновационного процесса.
6. Экономические основы инновационной деятельности.

7. Методы поиска идеи инновации.
8. Основы инвестиционной деятельности организации.

9. Государственное регулирование инновационной деятельности.
10. Сущность и содержание инновационного менеджмента.

11. . Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России.
12. Организация инновационного менеджмента.

13. Апробация проекта, заключение о возможности применения инновации.
14. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности.
15. Изучение потребностей в изменении существующего положения дел.
16. Инновационная политика государства.

17. Унификация рабочих схем для обеспечения диффузного эффекта нововведения.
18. Методы и условия реализации инновационной политики государства.

19. Технологии управления инновационным процессом.
20. Принципы инновационного менеджмента.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

1. Социально-… методы менеджмента в туризме – это методы, которые используются для воздействия на отношения персонала туристской организации:
а) экономические
б) психологические
в) финансовые
Б
2. … – отдых, получение туристом удовольствия и новых впечатлений, а также оздоровительные и лечебные, профессионально деловые, гостевые и др.:
а) Принципы менеджмента в туризме
б) Главные цели туризма
в) Функции менеджмента в туризме
Б
3. Дифференциация человеческих потребностей на три группы: потребности существования, связи или отношения и роста — является отличительной чертой теории мотивации:
а) Херцберга
б) Маслоу
в) Альдерфера

В
4. Виды страхования в сфере туризма включают:
а) только страхование туриста и его имущества
б) страхование туриста и его имущества, страхование жизни и здоровья (медицинское страхование), страхование риска турфирм
в) только страхование туриста, страхование жизни и здоровья
Б
5. Инцидент — это действия со стороны:
а) одного оппонента, направленные на дестабилизацию ситуации
б) оппонентов, направленные на дестабилизацию ситуации
в) оппонентов, направленные на овладение объектом
В
6. Координацию и контроль деятельности Ростуризма осуществляет:
а) департамент
б) Министр
в) директор
Б
7. … менеджмента в туризме – это основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия:
а) Принципы
б) Планы
в) Цели
А
8. Методы … воздействия в туристской индустрии – это методы, которые используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации, реализуются в форме приказа, распоряжения:
а) прямого
б) косвенного
в) распорядительного
в
9. Руководитель предприятия туристического сервиса – это координатор, задающий ритм работе, обеспечивающий гармонию в деятельности своей структуры, так ли это:
а) да
б) нет
в) иногда
А
10. Специалист туристского предприятия – это профессиональный сотрудник с большими возможностями и обязанностями, так ли это:
а) да
б) нет
в) иногда
а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Методы инновационного менеджмента.
2. Психологическая готовность к инновационной деятельности.
3. Управленческая технология в инновационном процессе.
4. Основные предпосылки необходимости инноваций в сфере туристической работы.

5. Факторы, оказывающие влияние на ход инновационного процесса.
6. Охарактеризуйте роль государственного управления в активизации инновационной деятельности.

7. Общесистемные противоречия и факторы торможения нововведений в туристической сфере.
8. Разработайте и обоснуйте критерии оценки эффективности инновационной деятельности в туристической сфере.

9. Восприятие нового как проблема социально-психологических исследований.
10. Виды оценок эффективности инновационной деятельности.
11. Элементы инновационного проекта.
12. Виды эффективности инноваций в туристической сфере.
13. Дайте комплексную характеристику технологии разработки инновационного проекта. Может ли быть алгоритмизирована творческая деятельность? Обоснуйте свою точку зрения.
14. Система показателей эффективности инновационной деятельности.
15. Сущность и понятие инновационных проектов.
16. Принципы оценки инновационной деятельности.
17. Виды и содержание инновационных проектов.
18. Принципы анализа инновационного проекта.
19. Схема анализа инновационного проекта.
20. Проблемы проектного менеджмента.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какова цель использования метода аналогий при управлении инновационными проектами?
а Минимизация громоздких математических вычислений
б Учет различных ошибок, последствий влияния неблагоприятных факторов и экстремальных ситуаций как источников потенциального риска
в Принятие грамотных управленческих решений при недостаточном количестве информации
б
2. Область распределения вероятности событий при реализации инновационного проекта, которые не приводят к наступлению риска – это:
а Точка безубыточности
б Безрисковая зона
в «Белое пятно» управления
б
3. Укажите, что из перечисленного является венчурным капиталом.
а Привлеченные в качестве инвестиций акции венчурных компаний, имеющие потенциально более высокие темпы роста курсовой стоимости по сравнению со среднерыночной динамикой
б Собственный капитал компании, вложенный в инновационную деятельность
в Безвозмездные ссуды на проведение НИОКР
а
4. Диффузия инноваций – это:
а Способность к генерированию инновационных решений
б Продажа объектов интеллектуальной собственности
в Распространение и тиражирование инноваций
в
5. В чем заключается идентификация рисков инновационных проектов?
а В составлении перечня вероятных рисковых ситуаций при реализации инновационных проектов, прогнозировании причин и последствий их возникновения, классификации рисков и определения критериев рисков
б В выявлении рисков с наиболее высокой вероятностью наступления
в В определении критериев рисков
а
6. По каким категориям принято согласовывать между собой отдельные инновационные проекты в инновационных программах?
а Состав исполнителей
б Целевая направленность
в Сроки, ресурсы, исполнители
в
7. Предопределяющим фактором возникновения рисков при управлении инновациями является:
а Альтернативность при принятии инновационных решений
б Неопределенность течения инновационных процессов
в Ускоренный технологический прогресс, характерный для современности
б
8. Объясните, в чем проявляется патентная чистота товара.
а Данный товар никем не запатентован ранее
б У производителя товара имеется официальное разрешение на производство, полученное от патентообладателя
в В производимом товаре, а также используемых для этого технологиях и оборудовании, отсутствуют технические решения, защищенные чужими патентами
в
9. Действие законов об авторском праве не распространяется на:
а Изображения государственных символов и знаков; идеи; официальные документы государственных органов
б Компьютерные программы; изображения государственных символов и знаков
в Идеи; песни; картографическая продукция
а
тест 10. Какая международная организация занимается охраной авторских прав на материальные и нематериальные ценности?
а Международное агентство по защите авторских прав
б Всемирная организация интеллектуальной собственности
в Подразделение Организации Объединенных Наций по вопросам авторских и смежных прав
б
11. Основными характеристиками изобретения являются:
а Полезность для широких слоев общества, инновационность
б Новизна, промышленная применимость и изобретательский уровень
в Уникальные технические характеристики, оригинальность
б
12. Для определения наиболее существенных рисков инновационного проекта используется метод:
а Ортогональных треугольников
б Мальтуса
в Монте-Карло
в
13. Укажите название первой стадии жизненного цикла продуктовой инновации.
а Проведение маркетинговых и рыночных исследований
б НИОКР по созданию продукта
в Расчет потенциальной прибыли от внедрения данной инновации
б
14. Как долго может длиться регистрация наименования места происхождения товара, если вести отсчет с момента подачи заявки в Патентное ведомство?
а 10 лет
б 25 лет
в 2 года
а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«5» – верно выполнено более 90% заданий.
«4» – верно выполнено от 70% до 89% заданий.
«3» – верно выполнено 51% до 69% заданий.
«2» – верно выполнено менее 51% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Инновационная деятельность как объект инвестирования. Формы и источники финансирования инновационных проектов, исследований и разработок.
2. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации
3. Механизм венчурного финансирования.
4. Проблема выбора альтернативных проектов.
5. Сущность и специфика инновационного планирования.
6. Виды планов инновационного проекта.
7. Разработка плана, этапов и сроков работы по проекту.
8. Особенности управления проектом с технологической доминантой.
9. Роль, задачи и функции менеджера в управлении инновационным проектом.
10. Программно-целевые методы управления и реализации инновационных проектов.

11. Порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы.
12. Завершение инновационного проекта.
13. Экспертиза инновационных проектов: понятие, принципы и технология проведения.
14. Управление риском
15. Классификация рисков инновационных проектов.
16. Формирование оптимального портфеля проектов.
17. Основные методы стимулирования инновационной активности.
18. Управление реализацией инновационного проекта.
19. Структура управления инновационными процессами.
20. Оценка экономической эффективности инновационного проекта.
21. Формирование портфеля инновационных проектов.
22. Требования к оформлению документов, представляемых на экспертизу инновационных проектов.
23. Методы снижения и диверсификация рисков.
24. Методы оценки рисков инновационных проектов.
25. Повышенный риск инновационной деятельности: причины
26. Фазы жизненного цикла инновационного проекта.
27. Типичная структура инновационного проекта.
28. Этапы прединвестиционной и инвестиционной фаз жизненного цикла инновационного проекта
29. Жизненный цикл проекта и продукта.
30. Организационный инструментарий управления проектом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аньшин, В.М. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227270
Л1.2 Джанджугазова, Елена Александровна Туристско-рекреационное проектирование: Учебное пособие для вузов Москва : Юрайт, 2020 URL: https: //urait.ru/bcode/449239 (дата обращения: 25.03.2021).
Л1.3 Зуб А.Т. Управление проектами : Учебник и практикум для академиче- ского бакалавриата Издательство Юрайт, 2014 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холодилина Ю. Е. Туристско-рекреационное проектирование:: Учебное пособие для обучающихся по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 Туризм Оренбургский государственный университет, 2018 e.lanbook.com
Л2.2 Басалаева О. Г., Балабанов П. И. Теория и методология проектирования: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» Кемеровский государственный институт культуры, 2019 e.lanbook.com
Л2.3 Николенко, Полина Григорьевна Проектирование гостиничной деятельности: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/476098 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.4 Исаченко, Татьяна Евгеньевна Рекреационное природопользование: Учебник для вузов Москва : Юрайт,, 2021 URL: https: //urait.ru/bcode/475763 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.5 Беликова И. П. Организационное проектирование и управление проектами: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Новиков В.С. Организация туристской деятельности [Электронный ресурс] : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Туризм" / В. С. Новиков. - Москва: Издательский центр "Академия", 2013. - 334 с
Э2 Курс в Moodle "Туристско-рекреационное проектирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
4. Поисковая система: http://www.google.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса "Проектирование туристско-рекреационной деятельности" включает в себя работу по освоению теоретических основ проектной деятельсноти в сфере организации туристско-рекреационной деятельности - Раздел 1. В данной части необходимо, используя учебно-методическую литературу познакомиться и освоить понятия курса, характеристики процессво и явлений в сфере туризма по отношению к которым используются проектные инструменты. Понятие проекта, формы и методы проектирования.
Раздел 2 предполагает практикоориентированную работу по освоению навыков проектирования бизнес-продукта в туризме. Заканчивается эта работа созданием учебного проекта бизнес-прордукта.
Раздел 3 предполагает изучение методов бизнес-планирования и применение их к сфере туризма. В практической части необходимо составить учебный бизнес-план
Раздел 4 - знакомство с основами проектирования пространственных туристско-рекреацилонных систем, условий их функционирования.
Раздел 5 представляет собой изучение теоретического материала по реализации проектов, их мониторингу, управлению и завершению проектов.
В процессе изучения материала рекомендуется использовать как учебно-методический материал, так и информацию о реально существующих проектах. На семинарских занятиях создается возможность обмена опытом освоения инструментария проектирования, что обладает уникальными свойствами обогащения совокупного опыта.
В университете и за его пределами существует ряд инстутутов по поддржанию проектной деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, которые предоставляют возможность для проверки качества выполняемых в учебном процессе работ, использование этих площадок повышает эффективность учебной деятельности и является условием подтвержения высокого уровня результативности в освоении программы курса.