МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостинично-ресторанная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz43_03_03_Гостиничное дело_ГРД-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Буравлев Сергей Николаевич

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2021 г. № 6
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.п.н., доцент Биттер Н.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 08.06.2021 г. № 6
Заведующий кафедрой к.п.н., доцент Биттер Н.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: Формирование у студентов навыков работы с дейтвующими нормативно-правовыми актами в сфере сервиса.
Задачи курса:
- знать понятие ключевых понятий курса;
- понимать социальное и культурное значение законотворчества в сервисе;
- знать основные нормативно-правовые акты в сфере туризма и сервиса;
- применять полученные знания в ходе практичеких занятий, преполагающих творческое участие студентов в анализе конкретных ситуаций, возникающих в ходе работы в сфере сервиса; организации сервисного предприятия; заключение договоров; заключение споров в сервисной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ОПК-6.1 Знает законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ОПК-6.2 Умеет осуществлять поиск и обоснованно применяет необходимую нормативно- правовую документацию для деятельности в избранной профессиональной области
ОПК-6.3 Владеет навыками работы с документооборотом организации сферы гостеприимства и общественного питания в соответствии с нормативными требованиями
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющих ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей, соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия гражданского права;
об основах российской правовой системы и законодательства, с учетом социальной политики государства и международного права;
основы правового обеспечения сервисной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в российском законодательстве;
находить необходимые праврвоые документы;
применять полученные теоретические знания об основах правового обеспечения сервисной деятельности на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пользования правовыми информационными и консультационными системами ( Консультант+, Гарант);
грамотного составления внутренних правовых документов организации;
использования правовых норм в профессиональной деятельности в области сервисной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Основы законодательства Российской Федерации
1.1. Основы теории государства и права Понятие и сущность права. Лекции 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений теории государства и права Практические 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.3. Изучение положение теории государства и права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Характеристика России как правового демократического государства. - Государство и право древней Руси. Характеристика. - Правовые системы: романно-германская, система общего права, религиозные системы, социалистическая. Сам. работа 4 22 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.4. Основы конституционного права Лекции 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.5. Основы конституционного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан. Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.6. Основы конституционного права.Изучение положения Конституции РФ, характеристика и комментарии. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Положения Конституции РФ о правах и свободах граждан. Дифференцировать личные права и свободы граждан, экономические, политические, социальные. Составить таблицу, охарактеризовать права и свободы, прокомментировать свой выбор. - Органы государственной власти в РФ. Президент – Государственная дума – Совет Федерации – Правительство – Конституционный суд. Составить таблицу:- порядок формирования – срок полномочий – возрастные ограничения – ограничения по сроку. - Выполнить логическую схему процедуры принятия законов в РФ. Сам. работа 4 11 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.7. Основы гражданского права Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.8. Основы гражданского права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений гражданского права Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.9. Изучение положений гражданского права РФ, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Действие гражданского законодательства во времени. - Обязательства и договоры в сфере образования. - Защита прав потребителей в РФ. Сам. работа 4 9 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.10. Основы семейного права Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.11. Основы семейного права. обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений семейного права. Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.12. Основы семейного права. Изучение положений семейного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Воспитание детей в приемной семье. - Институт брака во Франции. -Институт мусульманского брака Сам. работа 4 9 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.13. Основы трудового права Лекции 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.14. Основы трудового права - обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений трудового права. Практические 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.15. Основы трудового права. Изучение положений трудового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Особенности заключения трудового договора индивидуальным предпринимателем с работником. - Разрешение трудовых споров на производстве. - Учеба это работа? Законодательное регулирование учебного процесса. Сам. работа 4 5 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.16. Основы административного права Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.17. Основы административного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений административного права РФ. Практические 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.18. Основы административного права. Изучение положений административного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Соотношение мелкого и злостного хулиганства.(ст.20.1 КоАП и 213 УК РФ). - Мелкое хищение. Понятие Особенности. (ст.7.27 КоАП.). - Смягчающие и отягчающие обстоятельства в административном праве. Сам. работа 4 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.19. Основы уголовного права Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.20. Основы уголовного права. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений уголовного права. Практические 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.21. Основы уголовного права. Изучение положений уголовного права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Смертная казнь – цель или необходимость. Основания ее применения судами. - Особенности назначения наказания за клевету и оскорбления. - Виды наказаний в уголовном праве. Сам. работа 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.22. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.23. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права. Основы информационного права. Практические 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.24. Другие отрасли права. Основы финансового права. Основы экологического права.Изучение положений финансового права, характеристика и комментарии. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме. - Изучить законодательство Алтайского края. Найти правовые документы по изучаемым видам права. Составить список. Охарактеризовать и прокомментировать документы. Основы информационного права Сам. работа 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.25. Зачет 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2.Общие принципы правового обеспечения социально-культурного сервиса
2.1. Введение. Право в системе общественных отношений. Общие принципы правового обеспечения сервиса. Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений Конституции РФ о правах и свободах граждан, характеристика и комментарии. Практические 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.3. Изучить положения конституции РФ, ГК о правах и свободах граждан. Выбрать те, которые имеют важное значение для сферы сервиса. Сам. работа 4 18 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Теоретические основы сервиса. Правовое обеспечение сервиса на межнациональном уровне.
3.1. Содержание основных понятий сервиса. Характеристика источников международного туристкого и сервисного права.Международн-правовая регламентация сервисных услуг. Международно-правовые формы координации деятельности государств в сфере сервиса. Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению правовых документов характеризующих международные организации в сфере сервиса. Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по темам: - Международная гостиничная ассоциация. - Международные гостиничные правила. Сам. работа 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Государственное регулирование сервиса в РФ.
4.1. Содержание основных понятий гостиничной индустрии. Российская нормативно-правовая база гостиничного сервиса. Общая характеристика правового регулирования гостиничного сервиса в Российской Федерации. Российские национальные администрации в сфере гостиничного сервиса и туризма. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Основные положения закона. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1. Основные положения. Распоряжения Правительства РФ. Правила предоставления гостичниничных услуг в РФ. Приказы Минкультуры РФ. Приказы Ростуризма. Национальные стандарты РФ в сфере гостиничного сервиса. Международные стандарты ИСО. Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы с целью изучения правовых документов, регламентирующих сферу сервиса и туризма в РФ. Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме - ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации", регулирование гостиничного сервиса. -Закон РФ "О защите прав потребителей " от 07.02.1992 № 2300-1 Ознакомится с основными нормативно-правовыми актами в сфере сервиса федерального уровня и дать их оценку по следующим критериям: а) актуальность; б) степень реализации в настоящий момент; в) эффективность; г)возможности развития Рассмотреть причины внесения изменений и дополнений в Сам. работа 4 7 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Правовое регулирование услуг сервиса в средствах размещения.
5.1. Классификация средств размещения. Лекции 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере гостиничного сервиса. Форма контроля – оценка доклада. Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: -Государственная классификация средств размещения в РФ. - Правила предоставления гостиничных и туристских услуг в РФ. Изучить основные российские правовые нормы и рекомендательные нормы, регулирующие деятельность средств размещения: Классификация средств размещения. Требования к средствам размещения и их услугам. Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения. Правила предоставления гостиничных услуг - Самостоятельная работа по составлению договора между турооператором и гостиницей. - Самостоятельная работа по составлению договора оказания услуг между гостиницей и заказчиком. Сам. работа 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Предпринимательское право
6.1. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность гражданина. Классификация юридических лиц. Хозяйственные товарищества, общества и партнерства: общие признаки и отличительные черты. Хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации коммерческих организаций гостиничной индустрии Общие положения об обязательствах. Понятие обязательства и основания его возникновения. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие и классификация сделок. Понятие и условия договора. Заключение, изменение и расторжение. Основные прекращения обязательств. Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Обсуждение докладов по итогам самостоятельной работы по изучению положений российского законодательства в сфере предпринимательского права. Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
6.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление докладов по теме: -Договор купли-продажи. -Договор возмездного оказания услуг в туризме и сервисе. -Содержание договора. Условия договора. Существенные условия договора. -Существенные условия договора. -Непреодолимая сила в договоре. Обстоятельств, которые не относятся к непреодолимой силе. -Изменение и расторжение договора по заявлению сторон. Существенные изменения обстоятельств. -Претензии по договору. Право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Уплата неустойки. Сам. работа 4 1 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Правовые основы работы сервисного предприятия
7.1. Трудовые отношения в сфере сервиса. Трудовой договор: понятие и виды. Основания прекращения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Требования к обслуживающему персоналу средств размещения Отдельные виды договорных обязательств в сфере сервиса. Прокат, аренда транспортных средств, зданий и сооружений. Договоры поручения, комиссии. Агентский договор. Возмездное оказание услуг. Договор предоставления гостиничных услуг. Хранение в гостинице. Нормативное регулирование сопутствующих и дополнительных услуг Услуги общественного питания. Туристские и экскурсионные услуги. Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. СПА-услуги. Услуги парикмахерских. Услуги бань и душевых. Прочие сопутствующие услуги Правовые документы организации. Разработка и внедрение нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере сервиса. Лекции 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
7.2. Обсуждение документов, деловая игра. Правовые регламентирующие документы предприятия сервиса. - Организация гостиничного предприятия. Процесс государственной регистрация организации работающей в сфере сервиса. Перечень документов. Требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации. Регистрация индивидуальных предпринимателей. Деловая игра «Организация сервисного предприятия». Студенты делятся на группы из 4 человек и начинают разработку проекта необходимых документов для создания собственной фирмы в несколько этапов. А) проведение учредительного собрания с выбором правовой формы предприятия (составление протокола собрания учредителей и Устава); Б) обсуждение и анализ типовых документов, и самостоятельное составление документов необходимых для госрегистрации и сертификции; В) Постановка на учет в соответствующих организациях; – Разработка и внедрение внутренних нормативных актов, регламентирующих работу организации в сфере сервиса. Приказы и распоряжения по организации. Внутренний кодекс персонала как внутренние правовые нормы и бренд сервисного предприятия. Практические 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
7.3. Изучение законов и подзаконных актов. Использование правовых информационных систем. Составление проектов приказов и распоряжений Самостоятельная работа по посещению налоговой инспекции, администрации района, многофункционального центра по оказанию услуг населению с целью выяснить требования государственных и муниципальных органов по регистрации организации и индивидуального предпринимателя. Подготовка документов. Сам. работа 4 2 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1
7.4. Зачет 4 0 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3682

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Законодательство РФ о туристской деятельности состоит:

а) из ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно – правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

б) из Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов, определяющих развитие туристской деятельности и связанного с ним сервиса в РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;

в) из федеральных законов РФ и законов субъектов РФ, направленных на развитие международного, выездного, въездного и внутреннего туризма в РФ;
Ответ: б
Вопрос 2. Законодательство РФ о туристской деятельности можно классифицировать по юридической силе на:

а) законодательные и подзаконные акты;

б) законодательные акты, подзаконные акты и судебные прецеденты;

в) законодательные и подзаконные акты, судебные прецеденты, договоры и деловые обыкновения;
Ответ: а
Вопрос 3. Нормативно – правовые акты о туризме по масштабам их применения можно классифицировать на:

а) международные и отечественные;

б) международные, федеральные, субъектов РФ и местные;

в) национальные и интернациональные;
Ответ: а
Вопрос 4. Когда был принят Федеральный закон РФ № 132 – ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ?

а) 4 октября 1996 г.;

б) 14 ноября 1996 г.;

в) 24 ноября 1996 г.;
Ответ: в
Вопрос 5. Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания называется:

а) туристской деятельностью;

б) путешествием;

в) туризмом;
Ответ: в
Вопрос 6. Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий называется:

а) деятельностью турфирм;

б) организацией путешествий;

в) туристской деятельностью.
Ответ: в
Вопрос 7. Комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов – переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия, называются:

а) туристским сервисом;

б) социально – культурным комплексом;

в) туристским продуктом;
Ответ: в
Вопрос 8. Природные, исторические, социально – культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, называются:

а) туристскими достопримечательностями;

б) туристскими ресурсами;

в) объектами туристского показа;
Ответ: б
Вопрос 9. Гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки, называется:

а) путешественником;

б) экскурсантом;

в) туристом;
Ответ: в
Вопрос 10. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида – переводчика, называется:

а) путешественником;

б) туристом;

в) экскурсантом.
Ответ: в
Вопрос 11. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство:

а) о финансовом праве;
б) о налогах и сборах;
в) о полиции;
Ответ: б
Вопрос 12. Правовые основы отношений по регулированию предпринимательской деятельности содержатся:
а) в трудовом праве;
б) в гражданском праве;
в) в земельном праве.
Ответ: а
Вопрос 13. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией туроператорской и турагентской деятельности, с предоставлением услуг в сфере туризма регулирует законодательство:
а) гражданское;
б) трудовое;
г) финансовое.
Ответ: а
Вопрос 14. Какими судами рассматриваются экономические споры между хозяйственными субъектами в сфере туризма?

а) арбитражными судами;

б) административными судами;

в) мировыми судами;
Ответ: а
Вопрос 15. Лицо, прошедшее аттестацию, сопровождающее туристов (экскурсантов) и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, называется:
а) гид-переводчик;
б) турагент;
в) инструктор-проводник.
Ответ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1._______________ - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
Ответ: туризм
Вопрос 2. _____________ - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
Ответ: туристская деятельность
Вопрос 3. _________________ - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
Ответ: туризм внутренний
Вопрос 4. _____________- туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
Ответ: туризм выездной
Вопрос 5. _____________ - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
Ответ: туризм въездной
Вопрос 6. _______________- туризм выездной или въездной;
Ответ: туризм международный
Вопрос 7. ___________- туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
Ответ: туризм социальный
Вопрос 8. ___________- туризм, организуемый туристами самостоятельно;
Ответ: туризм самодеятельный
Вопрос 9. ______________ - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
Ответ: турист
Вопрос 10. ____________ - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
Ответ: туристские ресурсы
Вопрос 11. ________________ - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
Ответ: туристская индустрия
Вопрос 12. ________________ - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
Ответ: туристский продукт
Вопрос 13. ___________________ - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом- туроператором;
Ответ: туроператорская деятельность
Вопрос 14. _____________ - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, сведения о которых внесены в единый федеральный реестр турагентов;
Ответ: турагентская деятельность
Вопрос 15. ______________ - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым турагентом передано исполнение поручения туроператора на продвижение и реализацию туристского продукта в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и сведения, о которых внесены в единый федеральный реестр турагентов, субагентов в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
Ответ: субагент
Вопрос 16. ___________________- деятельность по реализации товаров, работ и услуг, направленная на систематической получение прибыли, осуществляемая на свой риск субъектом, зарегистрированным в установленном законом порядке
Ответ: предпринимательская деятельность
Вопрос 17. _____________________- имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на свободе договора, автономии воли и равенстве участников этих отношений;
Ответ: гражданские правоотношения.
Вопрос 18. _____________________ - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции;
Ответ: трудовые отношения
Вопрос 19. Целями трудового законодательства являются __________________________
Ответ: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Вопрос 20. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем _____________________
Ответ: Конституции Российской Федерации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет терминами, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-6: Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Правовое обеспечение в социально-культурном сервисе (СКС) и туризме – это:
а) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере распространения культурных ценностей и путешествий как одного из ведущих форм активного отдыха;
б) деятельность по правовому обучению и воспитанию сотрудников предприятий СКС и туризма;
в) юридическое сопровождение деятельности субъектов СКС и туризма;
Ответ: а
Вопрос 2. Какой из нижеперечисленных пунктов не составляет предмет правового обеспечения туризма?
а) регулирование профессиональной деятельности по социально-культурному и туристическому облуживанию;
б) регулирование движения транспорта в интересах социально-культурного и туристического обслуживания;
в) регулирование отношений по реализации услуг СКС и туризма; г. Регулирование деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий СКС и туризма;
Ответ: б
Вопрос 3. Какой из перечисленных методов не характерен для правового обеспечения туризма?
а) специфический;
б) дозволения;
в) запретов;
Ответ: а
Вопрос 4. Что не входит в перечень документов, необходимых для регистрации юридических лиц?
а) Заявление о государственной регистрации;
б) Учредительные документы юридического лица;
в) сведения о семейном положении и национальности учредителей;
Ответ: в
Вопрос 5. Документ, который принят международным договором Российской Федерации или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) называется:
а) сертификат;
б) стандарт;
в) технический регламент
Ответ: в
Вопрос 6. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров называется:
а) сертификат соответствия;
б) декларация о соответствии;
в) паспорт соответствия;
Ответ: а
Вопрос 7. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, называется:
а) сертификат соответствия;
б) декларация о соответствии;
в) паспорт соответствия;
Ответ: б
Вопрос 8. Туристский маршрут, имеющий особое значение для развития внутреннего туризма и въездного туризма и определяемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации называется:
а) федеральный туристский маршрут;
б) национальный туристский маршрут;
в) межрегиональный туристский маршрут
Ответ: б
Вопрос 9. Действие ФЗ об основах туристской деятельности в РФ на паломническую деятельность:
а) не распространяется;
б) распространяется;
в) распространяется частично;
Ответ: а
Вопрос 10. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма относятся:
а) установление порядка оказания услуг по реализации туристского продукта;
б) установление порядка оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа;
в) установление порядка оказания услуг по сертификации;
Ответ: а
Вопрос 11. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации относятся:
а) установление требований к оказанию услуг в сфере сельского туризма;
б) установление порядка определения национальных туристских маршрутов;
в) организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровнях;
Ответ: в
Вопрос 12. К правам органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма относятся:
а) участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;
б) создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации;
в) ведение реестра турагентов;
Ответ: а
Вопрос 13. Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права:
а) не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие;
б) имеет обратную силу и может применяться к отношениям, возникшим до его введения в действие;
в) частично имеет обратную силу и может применяться к отношениям, возникшим до его введения в действие;
Ответ: а
Вопрос 14. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации:
а) являются составной частью правовой системы Российской Федерации;
б) не являются составной частью правовой системы Российской Федерации;
в) частично являются составной частью правовой системы Российской Федерации;
Ответ: а
Вопрос 15. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется:
а) Трудовой кодекс;
б) иной федеральный закон;
в) международный акт.
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1____________ - путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов.
Ответ: туристский маршрут
Вопрос 2. ______________- имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц.
Ответ: средство размещения
Вопрос 3. ___________ - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Ответ: гостиница
Вопрос 4. ________________- комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Ответ: гостиничные услуги
Вопрос 5. Целями трудового законодательства являются__________________
Ответ: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Вопрос 6. В соответствии с __________________регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Ответ: трудовым законодательством
Вопрос 7. Если _________________ Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Ответ: международным договором
Вопрос 8. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на ___________________________
Ответ: всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
Вопрос 9. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в_______________________________
Ответ: пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос 10. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в __________________________________
Ответ: пределах территории соответствующего муниципального образования.
Вопрос 11. ________________- документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Ответ: декларация о соответствии
Вопрос 12. _________________- организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.
Ответ: региональная организация по стандартизации
стандарт иностранного государства - стандарт, принятый национальным (компетентным) органом (организацией) по стандартизации иностранного государства;
Вопрос 13. ________________- стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.
Ответ: региональный стандарт
Вопрос 14. К объектам___________________ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Ответ: культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации
Вопрос 15. ________________- творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Ответ: достопримечательные места
Вопрос 16. _______________________- объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.
Ответ: объекты культурного наследия федерального значения
Вопрос 17. ___________________ - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Ответ: объекты культурного наследия регионального значения
Вопрос 18. __________________- объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Ответ: объекты культурного наследия местного (муниципального) значения
Вопрос 19. Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся универсальную историческую, археологическую, архитектурную, художественную, научную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, могут быть отнесены к объектам______________________
Ответ: всемирного культурного и природного наследия
Вопрос 20. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены_____________________, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Ответ: надписи и обозначения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет терминами, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


См.Приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющих ресурсов и ограничений
ОПК-6: Способен применять законодательство Российской Федерации, а также нормы международного права при осуществлении профессиональной деятельности
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения туристской деятельности (общая характеристика).
2. Документы стратегического планирования в сфере туризма и отраслевые нормативные документы в сфере сервиса, гостеприимства и общественного питания (общая характеристика).
3. Роль международных актов в регулировании туристских отношений.
4. Классификация правоотношений в сфере сервиса, туризма и туристской индустрии.
5. Понятие туристских правоотношений, их виды.
6. Понятие туристской деятельности и ее основные участники.
7. Правовой статус туроператора (общая характеристика).
8. Правовой статус турагента (общая характеристика).
9. Права и обязанности туристов.
10. Правовой статус организаций, осуществляющих деятельность в социально-культурном сервисе.
11. Туристские услуги и их виды, правовое регулирование предоставления туристских услуг.
12. Объекты туристской индустрии и их виды. Особенности применения нормативных правовых актов в туристской индустрии, исходя из вида объектов.
13. Классификация туристских ресурсов, правовое регулирование.
14. Виды договоров в туристской индустрии и их характеристика.
15. Договор по реализации туристского продукта (общая характеристика).
16. Понятие и функции государственного управления в сфере туристской деятельности.
17. Система органов государственного управления в сфере туристской деятельности.
18. Ведение федерального реестра турагентов, субагентов.
19. Государственный надзор в сфере туристской деятельности и ответственность за нарушение законодательства о туристской деятельности.
20. Безопасность туризма: правовое регулирование.
21. Правовая основа противодействия экстремизму, терроризму, коррупционному поведению (общая характеристика)

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
(ответы на основе анализа соответствующих нормативных правовых актов)
Ситуация 1. При обслуживании в ресторане при гостинице заказчик попросил принести букет роз для дамы. В счет были включены блюда, напитки, стоимость роз и стоимость услуги - доставка цветов.
Правильно ли был составлен счет? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 2. В городском кафе из офиса по телефону был сделан заказ на 10 бизнес-ланчей. Заказ был доставлен своевременно, но в общий счет была внесена дополнительно стоимость 10 бананов. Заказчик отказался их оплатить.
Прав ли заказчик? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 3. В закусочной (шашлычной) при обслуживании гостей за одним столом за один и тот же заказ предъявили счета различной суммы. Гость, который должен был платить больше, попросил объяснений у официанта. Официант пояснил, что второй гость является постоянным потребителем закусочной.
Каковы действия ущемленного гостя? Прав ли официант? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 4. Гость ресторана класса "люкс", ожидая заказ, закурил в торговом зале. К нему подошел менеджер зала и вежливо попросил погасить сигарету, гость отказался.
Каковы должны быть действия менеджера? Прав ли гость? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 5. При обслуживании в кафе мужчине подали заказанное блюдо: птица в омлете, блюдо выглядело аппетитно, но запах был свойственен испорченному белку яйца.
Каковы действия посетителя кафе? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 6. Потребитель услуг в магазине "Кулинария" купила 10 куриных котлет и попросила взвесить одну из них на весах в ее присутствии, в чем ей было отказано. Продавец сказала, что она лично их не изготавливала и какова их масса, ее не интересует.
Кто из них прав? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 7. В вечернее время гость ресторана попросил официанта вызвать такси, чтобы добраться домой. Когда официант предъявил счет за блюда, гость обнаружил там сумму за вызов такси, которую оплатить отказался, так как в перечне платных услуг этой услуги не было.
Прав ли потребитель? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 8. Вы директор ресторана и решили изменить вывеску.
Какую информацию она обязательно должна содержать? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 9. Посетитель расположился на летней площадке кафе и попросил меню у официанта. Официант ответил, что гость должен сам зайти в зал кафе и взять меню.
Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.
Ситуация 10. Жители г. Ижевска П. и С. завели разговор об организации средства размещения для туристов в своем городе. Гражданин П. предложил создать мини-отель, выбрав организационно-правовую форму — общество с ограниченной ответственностью. А гражданин С. предложил открыть гостиницу в форме непубличного акционерного общества. П. возразил и сказал при этом, что лучше создать мини-отель в форме ООО, так как для такой организационно-правовой формы не обязательно классифицировать данное средство размещения. Гражданин С. в ответ заявил, что получение свидетельства о присвоении средству размещения категории в настоящее время является обязательным для всех разновидностей средств размещения и без этого документа нельзя осуществлять свою деятельность.
Кто из граждан прав? Ответ обоснуйте, ссылаясь на действующее законодательство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лапина М.А. - Отв. ред. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гражданский кодекс Российской Федерации: [части первая, вторая, третья и четвертая]: по состоянию на 25 сентября 2012 г. М.: [Проспект], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Сервис. Правовое регулирование в СКС и Т. Очное отделение." portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн научных статей и публикаций.
http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru.
Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
10 лучших CRM для турагентства. Рейтинг и сравнение [Электронный ресурс] Режим доступа: https://crmindex.ru/for/travel
Обзор существующих специализированных программных средств, используемых в туристской отрасли [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lektsia.com/4x9c91.html
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета содержит полнотекстовые материалы – книги (монографии, учебники, учебные пособия), сборники статей, изданные преподавателями и сотрудниками АлтГУ, авторефераты диссертаций и диссертации, защищенные в диссертационных советах АлтГУ, материалы конференций, периодические и продолжающиеся издания АлтГУ - http://elibrary.asu.ru/

ЭБС «Лань» — это крупнейшая политематическая база данных, включающая в себя контент сотен издательств научной, учебной литературы и научной периодики.
Нашей организации предоставлен доступ к книгам по математике, физике, химии, биологии, информатике, экономике и менеджменту, языкознанию и литературоведению таких ведущих издательств как: Лань, Лаборатория знаний, Дашков-К, Флинта, ДМК-Пресс, Физматлит. Также нам предоставлен бесплатный доступ к более чем 500 научным журналам - https://e.lanbook.com/

Студентам, преподавателям и сотрудникам АлтГУ открыт доступ к электронно-библиотечной системе издательства «Юрайт». Книги, к которым возможен полнотекстовый доступ, находятся в отдельном каталоге ("ВАША ПОДПИСКА") и отмечены значком «Читать». Удаленный доступ к ЭБС возможен по логину и паролю, для чего необходимо предварительно зарегистрироваться на сайте ЭБС - https://www.biblio-online.ru/

КонсультантПлюс — компьютерная справочная правовая система в России, разрабатывается компанией «КонсультантПлюс» c 1992 г. Широко используется юристами, бухгалтерами, кадровыми специалистами, руководителями организаций, специалистами госорганов, учёными, студентами и преподавателями вузов. В КонсультантПлюс реализованы все современные возможности для поиска и работы с правовой информацией. На официальном сайте разработчик предоставляет возможность работы с некоммерческой интернет-версией — сокращенной версией коммерческих систем (основные документы российского законодательства доступны круглосуточно, доступ к более широкому набору документов ограничен по времени суток) - http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия, предназначенные для углубленного изучения дисциплины. Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
При изучении курса «Правовое обеспечение социо-культурного сервиса и туризма» семинарские занятия логически продолжают работу, начатую на лекции. Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.
План семинарских занятий состоит из названия изучаемого раздела, темы. По каждой теме предусмотрены примерные темы для докладов.
В рабочей программе приводится список литературы и других источников, имеющихся в библиотеке университета. Одной из задач самостоятельной работы является поиск необходимых по теме источников. Поэтому студентам предлагается самостоятельно выполнить поиск. Студенты могут пользоваться в дополнение к рекомендуемому перечню, литературой и источниками периодической печати. Не исключено и использование материалов, найденных студентами в Интернет.
Навыки по практическому применению правовых знаний и умений приобретаются первоначально студентами на практических занятиях под руководством преподавателя и дискуссионном обсуждении с другими студентами, а также в работе студенческих клубов, на конференциях, форумах, в процессе самостоятельного общения с членами общественных организаций, будущими работодателями.
Результатом практической работы наиболее инициативных студентов могут служить подготовленные и представленные на «суд» студенческой группы выступления и доклады, рефераты и статьи в студенческие сборники.
В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Семинарские занятия способствуют развитию у студентов творческого профессионального мышления, познавательной мотивации, овладения понятийным аппаратом соответствующей науки, умению решать интеллектуальные проблемы и задачи, опровергать и отстаивать свою точку зрения.
В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:
Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.
Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.
Форма семинарских занятий:
развернутая беседа по заранее известному плану;
небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.
Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают вдруг в друга. Выступления в беседе – уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.
Семинар – это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Обязательными атрибутами семинара являются сотрудничество и взаимопомощь, интеллектуальная активность, заинтересованность каждого студента в достижении общей цели семинара, коллективное принятие выводов и решений.
На семинаре осуществляется диалог, в процессе которого обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию.
Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе. Важно научиться культуре общения и взаимодействия.
Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.
Работа на семинарских занятиях включает в себя:
• выступление на семинарских занятиях;
• реферат (с защитой);
• рецензирование студентом реферата;
• тестирование;
• контрольные самостоятельные работы.
В чем заключается подготовительная работа участников семинара? Самостоятельно составляется библиография (список литературы) к выбранной теме или используется рекомендованный преподавателем. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.
Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.
Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОБ УСТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ
1. Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
2. Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
3. Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.
4. Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
6. Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.
7. Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию. Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
ПОМНИТЕ: по вашей речи судят о вас, о вашей культуре!
И последнее. Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (10-15 минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута. Одним из основных моментов при подготовке к семинарскому занятию является умело построенная работа с библиографией.
К цитированию прибегают в следующих основных случаях: для подтверждения своей собственной мысли, а также для того, чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.
Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-то слова.
Попробуйте выступить на собрании, не обдумав заранее плана своего выступления, то есть, не определив того, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить, - и вас постигнет неудача. Но и одного плана для успешного выступления в большинстве случаев мало. То, что вы хотите донести до слушателей, вам нужно обдумать, затем кратко и четко сформулировать основные положения вашего будущего высказывания. Проделав это, вы получите тезисы вашего выступления. Теперь вам будет намного легче выступать.
Таким образом, тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать в своем выступлении. Как и в плане, вторая мысль должна вытекать (следовать) из первой, третья из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Конспектом называют краткое, но связное и последовательное изложение существенного содержания статьи, главы книги, брошюры, лекции и т.д. В конспект обычно заносятся основные положения, важнейшие факты, примеры, цифры, цитаты. Конспект, так же как и тезисы, - разновидность сжатого изложения, и к нему предъявляются те же требования, что и к сжатому изложению.
Рецензия содержит анализ и оценку выступления, реферата, доклада т.д. Автор рецензии стремится не только высказать свое отношение, но и обосновать его, анализируя достоинства и недостатки, особенности построения и серьезный анализ с самостоятельными обобщениями и выводами (оценкой) т.п.
Рецензия развивает самостоятельное мышление, учит точно и ярко высказывать свои мысли, впечатления, чувства, обоснованно говорить об интересных и важных проблемах.
При изучении какой-либо темы, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование), например: углубленное (комментированное) чтение произведения, его отдельных глав, или ответы по тексту произведения, или творческие работы разного характера... Это – аналитическое исследование, цель которого – глубже, полнее узнать материал, раскрыть ту или иную тему.