МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерная графика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_Профессиональное обучение_Дизайн-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, Доцент, Л.Н. Турлюн

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Компьютерная графика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представления об основах компьютерной графики и издательских системах. Выработать навыки создания и оценки графических объектов используемых в ДОУ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.1 Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
ПК-1.2 Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна
ПК-3Способен к художественному проектированию объектов дизайна
ПК-3.1 Знает: особенности графических, живописных, пластических решений при проектировании объектов дизайна, основные методы и способы художественного проектирования объектов дизайна, функциональные возможности графических редакторов, этапы работы над проектом в сфере дизайна
ПК-3.2 Умеет: разрабатывать колористические решения для объектов дизайна, применять основные композиционные законы при проектировании и исполнении объектов дизайна, использовать основные изобразительные материалы и техники, средства графических редакторов, разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
ПК-3.3 Владеет: способностью разработки графического и колористического решения объектов дизайна, использования основных изобразительных материалов и техник, применения средств графических редакторов при проектировании объектов дизайна, навыками разработки авторских проектов на основе современных требований дизайна
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1: Знает: особенности графических, живописных, пластических решений при проектировании объектов дизайна, основные методы и способы художественного проектирования объектов дизайна, функциональные возможности графических редакторов, этапы работы над проектом в сфере дизайна
ПК-1.1: Знает: основы истории искусства и дизайна, рисунка, живописи, композиции и колористики, принципы формообразования, приемы макетирования, специфику современных графических редакторов, возможности информационно коммуникационных технологий и других предметных сфер в области художественного творчества и дизайна
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Умеет: разрабатывать колористические решения для объектов дизайна, применять основные композиционные законы при проектировании и исполнении объектов дизайна, использовать основные изобразительные материалы и техники, средства графических редакторов,
разрабатывать авторские проекты на основе современных требований дизайна
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3: Владеет: способностью разработки графического и колористического решения объектов дизайна, использования основных изобразительных материалов и техник, применения средств графических редакторов при проектировании объектов дизайна, навыками разработки
авторских проектов на основе современных требований дизайна
ПК-1.2: Владеет: навыками применения в педагогической деятельности теоретических знаний в области истории искусства и дизайна; применения навыков в сфере рисунка, живописи, композиции и колористики, формообразования, макетирования, современных графических редакторов, информационно-коммуникационных технологий и других специальных навыков в области художественного творчества и дизайна

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная графика и издательские системы
1.1. Количественные характеристики средств компьютерной графики Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л3.5, Л3.4
1.2. Тоновый и цветовой контраст Сам. работа 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.3. Издательские системы Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.4. Прикладные функции изображений Сам. работа 3 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.5. Создание полосы газеты Сам. работа 3 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.6. Знакомство с графическим редактором Сам. работа 3 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.7. Создание логотипа Практические 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.8. Создание визитки Сам. работа 3 14 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.9. Создание открытки Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.10. Создание обложки буклета Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.11. Создание плаката Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2
1.12. Создание полосы газеты Сам. работа 3 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-3.1, ПК-3.3 Л1.1, Л3.1, Л3.3, Л3.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1159

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Владеет теоретическими знаниями и специальными навыками в области художественного творчества и дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Одной из основных функций графического редактора является:
а) Создание рисунка;
б) Ввод рисунка и текста;
в) Создание рисунка и манипулирование им
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ в) Создание рисунка и манипулирование им

2. Инструментами в графическом редакторе являются:
а) Кривая, скругленный прямоугольник, овал
б) Прямая, ластик, многоугольник
в) Распылитель, масштаб, выбор цвета
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ в) Распылитель, масштаб, выбор цвета

3. Необходимо установить соответствие:
Текстовой редактор:
а) редактирование рисунков
б) сочинение стихотворения
в) рисование
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ б) сочинение стихотворения

4. Необходимо установить соответствие:
Текстовой редактор:
а) редактирование изложения +
б) редактирование рисунков
в) рисование
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ а) редактирование изложения

5. Чтобы изменить размер изображения, можно:
а) использовать инструмент Выделение
б) вставить фрагмент из буфера обмена
в) использовать инструмент Лупа
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ в) использовать инструмент Лупа

6. Чтобы изменить размер изображения, можно:
а) вставить фрагмент из буфера обмена
б) выделить фрагмент и растянуть рамку выделения
в) использовать инструмент Выделение
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ б) выделить фрагмент и растянуть рамку выделения

7. Закрасить фрагмент средствами графического редактора можно с помощью этого инструмента:
а) Ластик
б) Выбор цветов
в) Заливка
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ в) Заливка

8. Что нужно использовать, чтобы отобразить симметрично выделенный фрагмент средствами графического редактора:
а) инструмент Повернуть
б) один из пунктов меню Файл
в) клавишу Delete
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ инструмент Повернуть

9. Как называется устройство, которое чаще всего используют для создания графических файлов:
а) видеокамера
б) клавиатура
в) графический планшет
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ в) графический планшет

10. Укажите лишнее в перечне:
а) линия
б) ластик
в) кривая
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ б) ластик

11. После выделения части текста и выбора команды ВЫРЕЗАТЬ, в графическом редакторе этот фрагмент:
а) исчезнет с экрана и будет помещен в буфер обмена
б) останется на экране
в) останется на экране и не будет помещен в буфер обмена
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ исчезнет с экрана и будет помещен в буфер обмена

12. Пиксель является:
а) основой векторной графики
б) основой растровой графики
в) основой трёхмерной графики
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ б) основой растровой графики

13. Графическим объектом НЕ является:
а) текст письма
б) чертёж
в) рисунок
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ) текст письма

14. Программа для создания и редактирования рисунков:
а) графический директор
б) графический режиссер
в) графический редактор
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ) графический редактор

15. Для ввода изображения в компьютер используются:
а) сканер
б) монитор
в) принтер
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ а) сканер

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1 К какому типу компьютерной графики относится программа Pain?
ОТВЕТ: Программа Pain относится к растровой графики

ВОПРОС 2 Чем больше разрешение, тем …. изображение:?
ОТВЕТ: Качественнее изображение

ВОПРОС 3 Наименьшим элементом изображения на графическом экране монитора является?
ОТВЕТ: Наименьшим элементом изображения на графическом экране монитора является пиксель

ВОПРОС 4. После выделения части текста и выбора команды КОПИРОВАТЬ в графическом редакторе этот фрагмент где сохраняется?
ОТВЕТ: После выделения части текста и выбора команды КОПИРОВАТЬ останется на экране и будет помещен в буфер обмена +

ВОПРОС 5. Какое устройство является устройством вывода?
ОТВЕТ: устройством вывода является сканер

ВОПРОС 6. Что нужно использовать, чтобы отобразить симметрично выделенный фрагмент средствами графического редактора?
ОТВЕТ: чтобы отобразить симметрично выделенный фрагмент нужно выбрать инструмент повернуть

ВОПРОС 7. Что такое графика?
ОТВЕТ: графика - это вид изобразительного искусства, где основными средствами выразительности являются линия, пятно и точка

ВОПРОС 8. Из чего состоит растровая графика?
ОТВЕТ: Растровая графика состоит из точек, которые называются растрами или пикселями

ВОПРОС 9. Виды компьютерной графики?
ОТВЕТ: Растровая, векторная и фрактальная графика

ВОПРОС 10. Основатель Фрактальной графики?
ОТВЕТ: Бенуа Мандельборт

ВОПРОС 11. Векторная графика это?
ОТВЕТ: Ве́кторная гра́фика — способ представления графических объектов и изображений (формат описания) в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, обычно называемых примитивами, таких как: точки, линии, сплайны, кривые Безье, круги, окружности, эллипсы, многоугольники.

ВОПРОС 12. Фрактальная графика это?
ОТВЕТ: Фрактальная компьютерная графика – это современный способ создания абстрактных композиций, в которых появляется возможность реализовать множество приемов: горизонтали, вертикали, диагонали, симметрию, асимметрию

ВОПРОС 13. Растровая графика это?
ОТВЕТ: растровая графика-это механизм, который представляет двумерное изображение в виде прямоугольной матрицы или сетки квадратных пикселей, доступных для просмотра с помощью компьютерного дисплея, бумаги или другого носителя информации.

ВОПРОС 15 Какие навыки важны для дизайнера?
ОТВЕТ:: креативность, нестандартное мышление, владение специализированным ПО

ВОПРОС 16 .Принципы векторной и растровой графики?
ОТВЕТ В векторном изображении изображение состоит из простейших примитивов: линий, кругов и так далее
Растровый принцип предполагает, что информация хранится в виде пикселей
Иногда эти два типа смешиваются

ВОПРОС 17 Преимущество векторной графики?
ОТВЕТ: позволяет достаточно просто редактировать, модифицировать, преобразовывать изображение, сохраняя его высокое качество

ВОПРОС 18 Преимущество растровой графики?
ОТВЕТ: растровое изображение имеет хороший цвет. Можно отображать мелкие детали. Создавать цифровую живопись и фотореалистичные.

ВОПРОС 19 Простые фигуры в векторной графике?
ОТВЕТ: Многоугольники. Прямоугольники Окружности и эллипсы.

ВОПРОС 20. Где создается цифровая живопись?
ОТВЕТ: В растровых графических редакторах

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к художественному проектированию объектов дизайна

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой из перечисленных графических редакторов является векторным?
A. Adobe Photoshop
B. GIMP
C. Adobe Illustrator
D. CorelDRAW
Ответ: C

2.Для чего обычно используется инструмент "Волшебная палитра" в программе растровой графике?
A. Для создания текстовых элементов
B. Для выбора цветов
C. Для рисования кистью
D. Для ретуширования изображений
Ответ: B

3.Какой инструмент позволяет в программе Adobe Illustrator редактировать кривые и формы объектов?
A. Маркер
B. Баллончик
C. Лассо
D. Ручка
Ответ: D

4.В каком формате лучше всего сохранять изображения, чтобы они подходили для публикации в интернете с прозрачным фоном?
A. JPEG
B. PNG
C. GIF
D. BMP
Ответ: B

5.Какой из инструментов позволяет управлять структурой и расположением элементов на странице?
A. Ручка
B. Слой
C. Полоса прокрутки
D. Панель управления
Ответ: B

6.Какой графический редактор наиболее часто используется для создания и редактирования графики?
A. Adobe Illustrator
B. Adobe InDesign
C. Adobe Photoshop
D. CorelDRAW
Ответ: C

7.Для чего используется инструмент "Пипетка" в графических редакторах?
A. Для измерения длины линий
B. Для выбора цвета из изображения
C. Для рисования точек
D. Для создания эффектов маскировки
Ответ: B

8.Какой инструмент используется для создания движения и анимации объектов?
A. Перемещение
B. Сжатие
C. Поворот
D. Ключевые кадры
Ответ: D

9.Какие типы изображений поддерживают альфа-канал для прозрачности?
A. Только JPEG
B. Только PNG
C. JPEG и BMP
D. PNG и GIF
Ответ: D

10.Какая комбинация клавиш используется для отмены последнего действия в большинстве графических редакторов?
A. Ctrl + C
B. Ctrl + Z
C. Ctrl + X
D. Ctrl + V
Ответ: B

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Какие особенности следует учитывать при выборе цветовой схемы для дизайна?
Ответ: Цветовая гармония, контраст, читаемость текста на фоне и цветовая психология.

2.Какие типы файлов можно импортировать для создания анимации?
Ответ: Видео, изображения, аудио и трехмерные модели.

3.Что такое "градиент" в графических редакторах, и как его можно настроить?
Ответ: Градиент - это плавное переход между двумя или более цветами. Его можно настроить по направлению и цветам в начале и конце перехода.

4.Какие инструменты ввекторных редакторвх позволяют создавать текстовые элементы?
Ответ: Инструмент "Текст" и инструмент "Текст по контуру".

5.Какие эффекты можно добавить к видео?
Ответ: Эффекты перехода, цветокоррекция, эффекты движения и звуковые эффекты.

6.Какие инструменты в векторных редакторах предназначены для работы с векторной графикой?
Ответ: Инструменты для создания кривых, текстовые инструменты и инструменты для создания фигур.

7.Какие основные шаги нужно выполнить при подготовке изображения для печати?
Ответ: Установка разрешения, цветовой режим CMYK, обрезка и добавление метаданных.

8.Что такое "слои" в графических редакторах, и как они упрощают работу?
Ответ: Слои - это отдельные слои изображения, которые можно редактировать независимо друг от друга. Они упрощают управление элементами на изображении.

9.Какие инструменты растровых редакторов позволяют регулировать яркость и контраст изображения?
Ответ: Инструменты "Яркость/Контраст" и "Кривые".

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме просмотра творческих работ
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУhttps://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1159

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аббасов И.Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS3: Учебное пособие "ДМК Пресс"//"ЭБС Лань", 2009 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Н. Турлюн Компьютерные технологии в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : Учебное пособие М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Сиденко Л.А. Компьютерная графика и компьютерное моделирование: Учебное пособие СПб: Питер, 2009
Л3.2 Жвалевский А. В., Завгородний В., Гурский Ю. Компьютерная графика Photoshop CS5, CorelDRAW X5, Illustrator CS5. Трюки и эффекты: СПб.: Питер, 2011
Л3.3 Петров М.И. Компьютерная графика: Учебник для вузов СПб.: Питер, 2011
Л3.4 Л. Н. Турлюн Компьютерная графика как особый вид современного искусства: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л3.5 Григорьева И.В. Компьютерная графика: учеб. пособие М. : Прометей, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211721
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 vllhttp://www.teachvideo.ru/course/56.
Э2 Сайт фирмы ACKOH.http://www.ascon.ru.
Э3 «КОМПАС в образовании» http://kompas-edu.ru.
Э4 курс в Moodle"компьютерная графика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.