МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы предпринимательской деятельности в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильОбразовательное предпринимательство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_Педагогическое образование_ОП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Пяткова О.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы предпринимательской деятельности в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с ретроспективой теоретических взглядов о явлении предпринимательства;
сформировать теоретические представления об особенностях организации и управления препринимательскими структурами;
изучить преимущества и недостатки различных организационно-правовых форм и особенности их регистрации;
привить навыки экономического обоснования предпринимательской идеи в форме бизнес-плана;
ознакомить студентов с психологической природой предпринимателя, и вытекающими из нее морально-нравственными принципами ведения современного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
ОПК-7.1 Знает: основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ в негосударственных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального, дополнительного образования
ОПК-7.2 Умеет: планировать и организовывать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; взаимодействовать с другими участниками образовательных отношений при решении различных задач профессиональной деятельности в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ОПК-7.3 Владеет: методикой планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений для решения профессиональных задач в организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования
ПК-3Способен к управлению частной образовательной организацией
ПК-3.1 Знает цикл и механизм управления частной образовательной организацией дошкольного, начального общего, основного общего, профессионаного, дополнительного образования
ПК-3.2 Умеет осуществлять планирование стратегического развития частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования
ПК-3.3 Умеет организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента
ПК-3.4 Владеет инновационными технологиями управления и методами оценивания управленческого процесса в частной образовательной организации дошкольного, начального общего, основного общего, профессионального, дополнительного образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-7.1. Знает: основы планирования и организации взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ в инновационных организациях основного общего, среднего общего образования;
ПК-3.1. Знает инновационные образовательные технологии и методики обучения и воспитания как объект проектирования;
ПК-3.2. Знает особенности проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных
технологий и методик обучения и воспитания;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-7.2. Умеет: планировать индивидуальную и коллективную образовательную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
ПК-3.3. Умеет проектировать содержание учебного процесса и осуществлять его реализацию с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-7.3. Владеет: методикой организации взаимодействия участников образовательных отношений для решения профессиональных задач в организациях основного общего, среднего общего образования;
ПК-3.4. Владеет навыками проектирования и осуществления учебного процесса с учетом инновационных образовательных
технологий и методик обучения и воспитания;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные теории предпринимательства. Институциональные основы функционирования современной предпринимательской экономики. Роль малого бизнеса.Экономическая модель коммерческой организации, бизнес-планирование, финансовая грамотность. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
1.1. Основные теории предпринимательства Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные теории предпринимательства Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Институциональные основы функционирования современной предпринимательской экономики. Роль малого бизнеса Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Институциональные основы функционирования современной предпринимательской экономики. Роль малого бизнеса Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Роль государства в становлении и развития предпринимательства Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Роль государства в становлении и развития предпринимательства Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Личность предпринимателя и предпринимательское поведение Лекции 1 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Личность предпринимателя и предпринимательское поведение Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Экономическая модель коммерческой организации, ее количественные и качественные характеристики Лекции 1 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Экономическая модель коммерческой организации, ее количественные и качественные характеристики Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Лекции 1 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Практические 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Основы бизнес-планирования Лекции 1 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.14. Основы бизнес-планирования Практические 1 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.15. Основы финансовой грамотности предпринимателя Лекции 1 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Основы финансовой грамотности предпринимателя Практические 1 0 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Самостоятельная работа Сам. работа 1 89 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-3.4, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-7. Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношени

ПК-3. Способен проектировать и осуществлять учебный процесс с учетом инновационных образовательных технологий и методик обучения и воспитания

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Первым дал определение предпринимателя:
а) Ж.-Б. Сэй;
б) А. Смит;
в) Р. Кантильон;
г) У. Петти.

2. Новаторство сущностной характеристикой предпринимательства определял:
а) Ф. Хайек;
б) Й. Шумпетер;
в) Дж. Гэлбрейт;
г) Л. Мизес.

3. Кто из ученых не считал риск сущностной характеристикой предпринимательства:
а) Р. Каитильон;
б) Ф. Найт;
в) К. Бодо;
г) Й. Тюнен?

4. Автором концепции управленческой тсхноструктуры является:
а) П.Друкср;
б) Й. Шумпетер;
в) А. Маршалл;
г) Дж. Гэлбрейт.

4. В соответствии с российским законодательством термин «предприятие» определяет:
а) имущественный комплекс;
б) хозяйствующий субъект;
в) юридическое лицо;
г) субъект хозяйственного права.

5. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло:
а) на товарном рынке;
б) на денежном рынке;
в) на ресурсном рынке;
г) на фондовом рынке.

6. К малым относятся предприятия с предельной численностью:
а) 150 человек;
б) 300 человек;
в) 100 человек;
г) 200 человек.

7. В смешанной экономике государство при проведении своей политики должно:
а) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;
б) поддерживать конкуренцию с частным бизнесом;
в) ограничивать прибыль частного капитала;
г) управлять предприятиями частного бизнеса из единого центра.

8. Установление государством «потолка цены» на товар приводит:
а) к росту благосостояния населения;
б) к перепроизводству;
в) к снижению цен;
г) к дефициту.

9. Первым проблему социальной ответственности предпринимателя сформулировал:
а) С. Сети;
б) Д. Рикардо;
в) М. Фридман;
г) А. Смит.

10. Политика эгалитаризма проводилась в 1970-е гг. правительством:
а) США;
б) Великобритании;
в) Швеции;
г) Франции.

11. Выбор производственного оборудования базируется на данных о:
а) производительности оборудования;
б) планируемом объеме выпуска продукции;
в) мощности оборудования.

12. Основные фонды предприятия представляют собой:
а) основные и оборотные средства;
б) основные средства и незавершенное строительство;
в) основные средства и нематериальные активы.

13. Раскройте участников налоговых отношений
а) налогоплательщики
б) налоговые агенты
в) все ответы верны

14. Деятельность юридического лица регламентируется:
а) Трудовым кодексом РФ
б) Гражданским кодексом РФ
в) Административно-процессуальным кодексом РФ
г) все ответы верны

15. Входит ли в структуру бизнес-плана организационный и финансовый планы :
а) да;
б) нет;
в) только организационный;
г) только финансовый;
д) только маркетинговый и план производства;

16. Проектирование организационной структуры управления предполагает планирование:
а) управленческих групп;
б) управленческих команд;
в) связей между управленческими группами и командами;
г) все ответы верны.

17. Выбрать верное утверждение:
а) для реализации бизнес-плана важно, чтобы организационная структура управления соответствовала принятой стратегии и кадровой политики предприятия;
б) организационная структура управления не является основанием для разработки штатного расписания;
г) организационная структура управления служит основанием для разработки штатного расписания.

18. Интеллектуальный капитал – это:
а) разница между стоимостью активов компании и суммой ее обязательств;
б) знания, навыки и производственный опыт конкретных людей;
в) нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др.;
г) суммарная величина собственного капитала и долгосрочного заменого капитала.

19. Какие методики позволяют увеличить интеллектуальный капитал?
а) на работу принимают только специалистов с подходящими навыками, энергией, инициативностью, собственным мнением, желанием учиться и способных вписаться в трудовую атмосферу и культуру компании;
б) обучение работников на протяжении всей карьеры в компании;
в) работникам предлагают интересные и сложные задания, позволяющие полностью раскрыть творческий потенциал;
г) ротация работ – сотрудников переводят на новые должности для приобретения новых навыков;
д) компании поощряют творческий подход и инновационное мышление;
е) руководство старается создать доброжелательную и творческую атмосферу;
ж) высококвалифицированных перспективных работников удерживают, средних работников поощряют к улучшению производительности, лентяев увольняют.

1. Один из признаков предприятия?
а) рентабельность
б) самостоятельность
в) все ответы верны

2. Раскройте классификацию коммерческих юридических лиц по организационно-правовым формам:
а) общества, товарищества, производственный кооператив
б) товарищества, общества, потребительский кооператив
в) все ответы верны

3. Основным источником формирования имущества организации является:
а) уставный капитал
б) доходы будущих периодов
в) резервный капитал

4. Организация труда – это?
а) это часть персонала, включая основных квалифицированных работников
б) методы и формы соединения людей и техники в процессе труда, с целью достижения трудовой деятельности
в) это средство труда, которое неоднократно участвует в процессе производства

5. Особый вид деятельности, требующий определенных теоретических и практических навыков?
а) специальность
б) профессия
в) все ответы верны

6. Штатное расписание – это
а) предмет труда, который непосредственно участвует в процессе производства
б) документ, подтверждающий списание средств
в) документ, который ежегодно утверждается руководителем предприятия

7. Свод правил, регулирующий взаимоотношения учредителей предприятия в определенной сфере хозяйственной деятельности
а) учредительный договор
б) устав
в) бизнес-план

8. Предприниматель – это?
а) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность
б) физическое или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность
в) юридическое лицо

9. В российском законодательстве различают следующие формы собственности:
а) частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность
б) частная, негосударственная собственность, муниципальная, обособленная собственность
в) все ответы верны

10. Кто занимается предпринимательской деятельностью?
а) юридическое лицо
б) физическое лицо
в) все ответы верны

11. Раскройте участников налоговых отношений
а) налогоплательщики
б) налоговые агенты
в) все ответы верны

12. Учредительный договор – это?
а) документ, на основании которого образуется и действует предприятие
б) правила, регулирующие взаимоотношения учредителей предприятия в определенной сфере хозяйственной деятельности
в) все ответы верны

13. Прекращение юридического лица при отсутствии правопреемника в его правах и обязанностях:
а) реорганизация
б) структуризация
в) реструктуризация
г) ликвидация

14. Деятельность юридического лица регламентируется:
а) Трудовым кодексом РФ
б) Гражданским кодексом РФ
в) Административно-процессуальным кодексом РФ
г) все ответы верны

15. Какие виды риска вы знаете?
а) коммерческий
б) страховой
в) все ответы верны

16. Что из перечисленного является задачами организации труда?
а) экономические задачи
б) психофизиологические задачи
в) социальные задачи
г) все ответы верны

17. Количественная характеристика персонала предприятия измеряется такими показателями как?
а) списочная численность
б) явочная численность
в) среднесписочная численность
г) все ответы верны

18. Субъектами предпринимательской деятельности являются:
а) граждане
б) юридические и физические лица
в) народ
г) все ответы верны

19. К основанию утраты статуса индивидуального предпринимателя можно отнести:
а) только смерть индивидуального предпринимателя
б) заявление гражданина об аннулировании его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
в) все ответы верны

20. Юридическое лицо – это?
а) Организация, имеющая собственное название
б) гражданин, имеющий статус юридического лица
в) имеющая собственное наименование и обладающая имущественной обособленностью организация

21. Общая правоспособность индивидуального предпринимателя – это?
а) способность иметь только гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах
б) способность иметь любые гражданские права и обязанности, которые вообще может иметь индивидуальный предприниматель
в) способность отвечать за свои действия

22. Реорганизация – это?
а) Способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами
б) прекращение деятельности юридических лиц, без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам
в) соединение нескольких организаций в одну

23. Этот показатель является важнейшим показателем эффективности труда
а) производительность труда
б) оплата труда
в) нормирование труда

24. Особый вид предпринимательской деятельности, требующий определенных теоретических и практических навыков?
а) специальность
б) профессия
в) профессионально-квалифицированная структура кадров

25. Раскройте классификацию организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц
а) учреждения, фонды, объединения, потребительский кооператив
б) учреждения, фонды, объединения, производственный кооператив
в) нет правильного ответа

26. Какие виды налогов вы знаете?
а) государственные, территориальные и муниципальные
б) федеральные, региональные и местные
в) все ответы верны

27. Для регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и приобретения им предпринимательской правоспособности необходимо, чтобы он:
а) достиг 13-летнего возраста
б) был ограничен в своей правоспособности в части возможности заниматься предпринимательской деятельностью
в) не был признан судом недееспособным и не был ограничен в дееспособности

28. Для государственной регистрации необходимо предъявить следующие документы:
а) заявление, составленное по установленной форме, документ об оплате регистрационного сбора, согласие родителей
(усыновителей, попечителей)
б) паспорт
в) документ об образовании

29. Гражданская правоспособность – это?
а) способность иметь любые гражданские права и обязанности, которые вообще может иметь организация
б) способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности
в) способность отвечать за свои действия

30. Устав – это?
а) нормативно-правовой акт
б) локальный акт самой организации, который содержит большинство из тех сведений, которые отражаются в учредительном договоре и утверждаются учредителем
в учредительный договор

31. Ликвидация юридического лица – это?
а) Способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого происходит преемство в правах и обязанностях между юридическими лицами
б) прекращение деятельности юридических лиц, без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам
в) закрытие предприятия

32. На какие категории подразделяются работники?
а) сезонные
б) постоянные
в) временные
г) все ответы верны

33. Дефлированными называют:
а) цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах проекта;
б) прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный
в) индекс инфляции.

34. При определении оборотного капитала, помимо запасов, учитываются также задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой – эта особенность характерна для расчета показателей:
а) региональной эффективности;
б) отраслевой эффективности;
в) бюджетной эффективности;
г) эффективности проекта для акционеров.

35. Интервальная неопределенность оценивается в случае, когда:
а) какая–либо информация о вероятностях сценариев отсутствует;
б) наибольший и наименьший интегральные эффекты по рассмотренным сценариям в абсолютном значении равны;
в) наибольший и наименьший интегральные эффекты по рассмотренным сценариям неравны.

36. Цены, заложенные в проект без учета инфляции называются:
a) дефлированными;
б) текущими;
в) прогнозными.

37. Результат анализа финансовой реализуемости проекта с помощью планирования денежных потоков является положительным:
а) если значение результирующего показателя не менее 100 единиц;
б) если значение результирующего показателя больше 1;
в) если значение результирующего показателя больше 0.

38. В состав пользователей бизнес-плана входят следующие участники проекта:
а) менеджеры-создатели бизнес-плана;
б) акционеры (собственники);
в) кредиторы (банки);
г) государственные органы (ИМНС, ФКЦБ, районная администрация);
д) подрядчик.

39. Резюме проекта является:
а) последним разделом бизнес-плана;
б) девятым разделом бизнес-плана (после раздела «Финансовый план»);
в) первым разделом бизнес-плана.

40. Одним из принципов построения организационных структур управления проектами является:
а) соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта;
б) соответствие организационной структуры требованиям гражданского законодательства РФ;
в) соответствие организационной структуры требованиям внешнего окружения.

41. На каком этапе оценки эффективности проекта производится оценка бюджетной эффективности:
а) на первом этапе – оценка общественной значимости проекта;
б) на втором этапе – интегральная экономическая оценка проектных решений;
в) на третьем этапе – определение финансовой реализуемости и эффективности участия в проекте каждого из участников.

42. Коэффициент оборачиваемости активов означает:
а) отношение выручки от продаж к средней за период стоимости активов;
б) отношение выручки от продаж к средней за период стоимости собственного капитала;
в) отношение валовой прибыли к стоимости активов.

43. Инвестиции в нематериальные активы включают в себя:
а) имущественные права;
б) программные продукты;
в) конструкторская документация.

44. Как определяются расчетные цены на продукцию и ресурсы при расчете показателей инвестиционного проекта?
а) делением выручки от продажи на объём продаж;
б) произведением прогнозных цен на дефлирующий множитель, соответствующий индексу общей инфляции;
в) делением прогнозных цен на дефлирующий множитель, соответствующий индексу общей инфляции

45. Какие показатели характеризуют качество продукции:
а) привлекательность товара;
б) цена;
в) марка товара;
г) технологичность.

46. Выбор производственного оборудования в бизнес-плане базируется на данных о:
а) производительности оборудования;
б) планируемом объеме выпуска продукции;
в) мощности оборудования.

47. Основные фонды предприятия представляют собой:
а) основные и оборотные средства;
б) основные средства и незавершенное строительство;
в) основные средства и нематериальные активы.

48. Что не находит отражения в производственном разделе бизнес-плана?
а) планирование производственных ресурсов;
б) планирование материально – технического снабжения;
в) планирование риска;
г) анализ себестоимости;
д) оценка и прогнозирование рынка сбыта;
е) расчет календарно–плановых нормативов;
ж) планирование правовой поддержки;
з) разработка маркетинговых стратегий и мероприятий;
и) планирование финансовых ресурсов.

49. Какие показатели относятся к основным показателям эффективности инвестиционного проекта?
а) чистый дисконтированный доход;
б) чистая текущая стоимость;
в) срок окупаемости проекта;
г) рентабельность инвестиций;
д) производительность труда;
е) точка безубыточности;
ж) внутренняя норма доходности;
з) показатели оценки финансового состояния предприятия.

50. К относительным показателям эффективности производственной деятельности относятся показатели:
а) рентабельности;
б) ликвидности;
в) деловой активности;
г) финансовой устойчивости.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают экзамен автоматически. Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/E195C741-4F45-4C4E-A4B5-AE51ECBC0D70
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития , от 23.05.2006 № 139/82н pravo.gov.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Юридическая поддержка стартапов www.openedu.ru
Э2 Портал государственных программ РФ programs.gov.ru
Э3 Портал малого и среднего предпринимательства Алтайского края smp22.ru
Э4 Предпринимательство и малый бизнес portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы предпринимательской деятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-презентация.
При проведении практических занятий: дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в решении индивидуальных, ситуационных задач по теме занятия.
Для допуска к экзамену по дисциплине "Основы предпринимательской деятельности" необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» предполагает:
-работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
-составление конспектов по темам;
-решение задач выданных на практических занятиях;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
-выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
-Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
-Чтение текста
-Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
-внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
-внимательно прочитать рекомендованную литературу;
-составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
-прорешать основные типовые задачи.