МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и методика воспитания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Профессор, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и методика воспитания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение знаниями по проблемам теоретико-практических основ воспитания в условиях современной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-1.1 Знает: основные этапы и закономерности исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории, традиции русского народа. Понимает суть категорий «гражданская позиция», «патриотизм», «профессиональный долг»
ОПК-1.2 Умеет: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества
ОПК-1.3 Умеет: критически воспринимать и оценивать историческую информацию
ОПК-1.4 Умеет: рефлексировать внутренние мотивы собственной профессионально-служебной деятельности, отражающие гражданскую позицию, патриотизм, профессиональный долг
ОПК-4Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
ОПК-4.1 Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
ОПК-4.2 Умеет: анализировать социально-педагогические явления
ОПК-4.3 Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1: Знает: основные этапы и закономерности исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории, традиции русского народа. Понимает суть категорий «гражданская позиция», «патриотизм», «профессиональный долг»
ПК-4.1: Знает: психологические и педагогические закономерности, принципы и методы обучения и воспитания
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2: Умеет: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества
ОПК-1.3: Умеет: критически воспринимать и оценивать историческую информацию
ОПК-1.4: Умеет: рефлексировать внутренние мотивы собственной профессионально-служебной деятельности, отражающие гражданскую позицию, патриотизм, профессиональный долг
ОПК-4.2: Умеет: анализировать социально-педагогические явления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-4.3: Владеет: навыками исследования психолого-педагогических условий результативности процессов социализации личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность процесса воспитания
1.1. Специфические особенности процесса воспитания в сравнении с процессом обучения Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Единство и взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Принципы воспитания Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Общие методы воспитания
2.1. Понятие о методах воспитания. Требования, предъявляемые к методам воспитания. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Классификация методов воспитания. Методы формирования сознания. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования поведения и деятельности. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Воспитание коллектива и личности
3.1. Коллектив, его воспитательные функции, роль в разностороннем развитии личности, основные признаки коллектива. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Этапы формирования коллектива, динамика развития. Педагогическое руководство коллективом на каждом этапе. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Методы изучения коллектива. Пути формирования коллектива. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Модель классного руководителя ХХI века.
4.1. Основные характеристики классного руководителя (Исследовательская компетентность, коадаптационное мастерство, медиаобразованность, мобильность, конкурентоспособность, коммуникабельность) Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Деятельность классного руководителя: общая характеристика Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1332
ОПК-1: Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-4: Способен использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, анализировать социально-педагогические явления, психолого-педагогические условия эффективности процессов социализации личности
Примеры вопросов закрытого типа
1. Функциональная роль перевоспитания сводиться к выполнению им следующих функций:
А) восстанавливающая функция, стимулирующая функция
Б) компенсирующая функция, исправительная функция
В) Восстановительная функция, компенсирующая функция
Г) Все выше перечисленное
Ответ: г
2. Принципы воспитания:
А) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; Опора на положительное в воспитаннике.
Б) Гуманизация воспитания; общественная направленность воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий.
В) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; общественная направленность воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий
Г) Общественная направленность воспитания; связь воспитания с жизнью, трудом; Опора на положительное в воспитаннике; Гуманизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий.
Ответ: г
3. К общим методам воспитания относятся:
А) убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); метод требования; метод положительного примера;
Б) метод требования; метод контроля, самоконтроля и самооценки; метод переключения.
В) метод положительного примера; метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения; метод требования;
Г) убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.); метод положительного примера; метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения; метод требования; метод контроля, самоконтроля и самооценки; метод переключения.
Ответ: г
4. Методы формирования сознания личности:
А) Рассказ, объяснение(разъяснение), беседа, диспуты
Б) объяснение(разъяснение), лекция, убеждения
В) рассказ, лекция, объяснение(разъяснение), внушения
Г) убеждения, рассказы, объяснения (разъяснения), лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры
Ответ: г
5. Методы стимулирования деятельности и поведения:
А) соревнование, наказание
Б) Поощрение, соревнование
В) Наказание, поощрение, познавательная игра
Г) Поощрение, наказание, соревнование, познавательная игра.
Ответ: г
6. К основным методам контроля относятся:
А) анализ результатов деятельности школьников, опросы, создание ситуаций для изучения поведения испытуемых
Б) Беседы, опросы, педагогическое наблюдение за учащимися
В) создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых
Г) педагогическое наблюдение за учащимися; беседы направленные на выявление воспитанности; опросы; анализ результатов деятельности школьников; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Ответ: г
7. Функции коллектива:
А) Нравственно регулятивная, стимулирующая
Б) Воспитательная, нравственно регулятивная.
В) Стимулирующая, организационно объединяющая.
Г) Нравственно регулятивная, стимулирующая, воспитательная, организационно объединяющая.
Ответ: г
8. Стадии развития коллектива (по А.С. Макаренко)
А) Организационная, стадия формирования собственного коллектива
Б) Стадия выделения актива, стадия расцвета коллектива
В) Организационная, стадия формирования собственного коллектива, стадия расцвета коллектива.
Г) Организационная, стадия выделения актива, стадия формирования собственно коллектива, стадия расцвета коллектива
Ответ: г
9. Методы изучения коллектива:
А) Наблюдение, социометрия, опрос (интервью и анкетирование)
Б) Анализ продуктов деятельности, беседа, социометрия
В) Наблюдение, беседа, тестирование
Г) Наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия
Ответ: г
10. Виды перспектив по А.С. Макаренко
А) Средняя
Б) Близкая
В) Далекая
Г) Все выше перечисленные верны
Ответ: г
11. _________-процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся
А) Перевоспитание
Б) Воспитание
В) Обучение
Ответ: в
12. ______________-процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.
А) Обучение
Б) Перевоспитание
В) Воспитание
Ответ: в
13.__________________- это процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития.
А) Перевоспитание
Б) Обучение
В) Самовоспитание
Ответ: в
14._________________- это система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение, сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности
А) Обучение
Б) Воспитание
В) Перевоспитание
Ответ: в
15.______________- это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
А) Группа
Б) Компания
В) Коллектив
Ответ: в

Примеры вопросов открытого типа
1. Процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу – это
Ответ: Воспитание.
2. Процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно приобретает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащихся
Ответ: Обучение.
3. Процесс воспитания длится по времени ____________________
Ответ: всю жизнь
4. Задачей воспитания является
Ответ: воспитать общественно-значимые мотивы
5. Особенностью процесса воспитания является его_____________
Ответ: комплексность
6. В процессе воспитания результатом является____________
Ответ: сформированное качество
7. Процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития м- это
Ответ: Самовоспитание
8. Система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности – это
Ответ: Перевоспитание
9. Важную роль в самовоспитании играет_________________________________
Ответ: самосознание, формирование Я-концепции личности
10. По характеру методы воспитания делятся на___________________________________
Ответ: убеждение, упражнение, поощрение и наказание
11. Взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью – это
Ответ: коллектив
12. Назовите 3 пути формирования коллектива: ____________________________________
Ответ: выдвижение перспективных линий, создание традиций, создание общей деятельности
13. К основным методам изучения личности учащегося и классного коллектива относятся____________________________________________________________________
Ответ: наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия
14. В классном коллективе могут быть 2 лидера____________________________________
Ответ: Формальный и неформальный
15. Целью коллектива является –
Ответ: совместная целеустремленность к социально значимым целям, единство общих и частных целей членов коллектива
16. Впишите недостающие слово:
Под _______________понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи
Ответ: Обучением
17. Впишите недостающие слово:
_______________представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например, таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств
Ответ: Воспитание
18. Дайте название определению:
____________________-это процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития.
Ответ: Самовоспитание
19. Дайте название определению:
_____________________- это взаимодействующая общность, объединенная социально ценностными отношениями и единой социально ценностной деятельностью.
Ответ: Коллектив
20. Дайте название определению:
__________________- процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу.
Ответ: Воспитание
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рожков М. И., Байбородова Л. В., Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. ; Под ред. Рожкова М.И. ПЕДАГОГИКА В 2 Т. ТОМ 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Рожков М. И., Байбородова Л. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. И. Гриценко Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и методика воспитания Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Теория и методика воспитания ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Теория и методика воспитания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.