МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Воронина С.В.

Рецензент(ы):
Ст.пр., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Семейное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 23.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 23.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Отношения между членами семьи существенно отличаются от других отношений, возникающих с участием физических лиц. Функции, выполняемые семьей (в частности, рождение детей, их воспитание и социализация), имеют важное для каждого человека, так как он в том или ином статусе является членом семьи, а также государственное значение, потому что сохранение этноса, а, в конечном счете, независимости требуется создание условий для рождения и социализации детей гражданами России. В связи с этим применяется специальное правовое регулирование тех семейных отношений, которые поддаются такому регулированию (отношения по регистрации и прекращению брака, супружеские отношения, родительские отношения, отношения между детьми и лицами, заменяющих родителей). Каждый человек является или был членом семьи в семейно-правовом значении, и так как отношения в семье не всегда складываются нормально, то разрешение споров между членами семьи занимает значительное место в судебной практике. Именно поэтому студент должен знать особенности семейных прав и обязанностей, их осуществление и защиту.
Указанная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента.
Основной целью изучения семейного права является обеспечение хорошего уровня знаний данной дисциплины выпускниками юридического факультета, что обеспечивается изучением ими общетеоретических положений и современного законодательства, обучение их умению отграничивать семейные правоотношения от иных, привитие им навыков анализировать конкретные ситуации и правильного их правового разрешения.
Задачами дисциплины является:
- Изучить основные положения действующего семейного законодательства, достижения науки семейного права;
- Научить применению норм семейного права к соответствующим общественным отношениям;
- Обучить обоснованию принимаемых решений по вопросам правоприменительной деятельности;
- Научить составлять юридические документы;
- Научить прогнозироваать и моделировать консультации по вопросам семейного права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. ПК-3.1 методы и методику работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: применять методы и методику работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
ПК-3.3 навыками применения методы и методику работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и предмет семейного права
1.1. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Практические 3 0 Л2.1, Л1.1
1.3. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История развития законодательства о браке и семье
2.1. История российского семейного права. История законодательства о браке и семье. Декреты от 18 и 19 декабря 1917 г. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. Кодекс о браке, семье и опеке 1926 г. Основы о браке и семье Союза ССР и союзных республик. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г. Закон о внесении изменений и дополнений в КоБС РСФСР (1994 г.). Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Семейное законодательство
3.1. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Лекции 3 0 Л2.1, Л1.1
3.2. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Практические 3 0 Л2.1, Л1.1
3.3. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Сам. работа 3 15 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Семейные правоотношения
4.1. Понятие семейного правоотношения.Особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Защита семейных прав. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Лекции 3 0 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Практические 3 0 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Брак: заключение, расторжение, признание недействительным
5.1. Понятие брака. Условия вступления в брак.Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Лекции 3 0 Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Практические 3 3 Л2.1, Л1.1
5.3. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Супружеские правоотношения
6.1. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Лекции 3 0 Л2.1, Л1.1
6.2. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Родительские правоотношения
7.1. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Лекции 3 0 Л2.1, Л1.1
7.2. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Практические 3 0 Л2.1, Л1.1
7.3. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Сам. работа 3 14 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Правоотношения между другими членами семьи
8.1. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Лекции 3 0 Л2.1, Л1.1
8.2. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Практические 3 0 Л2.1, Л1.1
8.3. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
9.1. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи. Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1
9.2. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1
9.3. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Сам. работа 3 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. зачет
10.1. зачет Экзамен 3 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1874
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ. ПК-3: способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
Вопрос 1. Семейное право это отрасль права:
– публичного
- комплексного
- частного
-смежного
ответ: частного
2. Кодифицированный акт:
- гражданский
-таможенный
-семейный
- административный
ответ: семейный
3. Члены семьи это:
- дяди и тети
-внуки и племянники
- родители и дети
-сводные братья и сестры
ответ: родители и дети
4. Брак это союз:
- мужчины и женщины
- мужчины и мужчины
-женщины и женщины
-двух мужчин и женщины
ответ: мужчины и женщины
5. Форма брака:
- регистрация брака
- сожительство
-гостевой брак
- встречи
ответ: регистрации
6. Ребенок это лицо не достигшее:
- 10 лет
- 14 лет
- 16 лет
-18 лет
ответ: 18 лет
7. Вступит в брак можно с:
- 14 лет
- 16 лет
- 18 лет
- 20 лет
ответ: 14
8. Форма семейного воспитания это:
- усыновление
- временное пребывание в семье
- нахождение в социальном приюте
-обучение в кадетском училище
ответ: усыновление
9. Устройством ребенка в семью занимаются:
- образовательная организация
- орган опеки и попечительства
- комиссия по делам несовершеннолетних
- прокуратура
ответ: ОПП
10. Попечительство это
- вид социальной заботы
- помощь государства
- форма семейного воспитания
- патронаж
ОТВЕТ: форма семейного воспитания
11. под защитой государства находится
- Семья, материнство, отцовство и детство
- семья
- детство
- материнство
ответ:Семья, материнство, отцовство и детство
12. Признается брак, заключенный только в
- ОПП
- суде
- Загсе
- ОМС
ответ: загс
13. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании
- указа президента РФ
- решения суда
- акта ОМС
- федерального закона
ответ: федерального закона
14. семейное законодательство регулирует отношения между:
- родственниками
- гражданином и государством
- юридическими лицами
- корпорациями
ответ: родственниками
15. семейное законодательство регулирует отношения :
- личные
- корпоративные
-организационные
налоговые
ответ: личные
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1: Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами...
ответ: добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
2. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам
ответ: социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это
ответ: необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
4. Семейное законодательство устанавливает
ответ: порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным
5. Семейное законодательство регулирует
ответ: личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи
6. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в
ответ: совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
7. Семейное законодательство состоит из
ответ: настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.
8. Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 Кодекса, по вопросам
ответ: отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.
9. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации
ответ: должны соответствовать Семейному Кодексу.
10.К имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи применяются
ответ: гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
11. Аналогия права
ответ: При отсутствии норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права
12. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются
ответ: правила международного договора.
13. Не допускается применение правил международных договоров в их истолковании, противоречащем
ответ: Конституции Российской Федерации, а также основам правопорядка и нравственности.
14. источниками правового регулирования семейных отношений являются
ответ: Конституция РФ, СК Рф, федеральные и региональные законы
15. Семейное законодательство находится
ответ: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
16. Граждане распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами)
ответ: по своему усмотрению
17. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны
ответ: нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.
18. Семейные права охраняются законом, за исключением случаев
ответ: если они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.
19. Защита семейных прав осуществляется судом по правилам
ответ: гражданского судопроизводства
20. Защита семейных прав осуществляется способами
ответ: соответствующими статьями Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 вопрос
ВОПРОСЫ К зачету
1. Предмет и метод семейного права.
2. Понятие семейного права и место семейного права в системе права.
3. Принципы семейно-правового регулирования.
4. Семейное законодательство.
5. Понятие и виды семейных правоотношений.
6. Понятие семьи. Семейная право- и дееспособность.
7. Юридические факты в семейном праве.
8. Родство и свойство: их правовое значение.
9. Установление семейно-правовых фактов.
10. Соглашения в семейном праве (понятие, виды, особенности).
11. Сроки в семейном праве и их правовое значение.
12. Осуществление и защита семейных прав.
13. Семейно-правовая ответственность (понятие, особенности).
14. Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности.
15. Понятие брака, условия и порядок его заключения.
16. Недействительность брака.
17. Прекращение брака. Расторжение брака в органах загса.
18. Расторжение брака в судебном порядке.
19. Отличия расторжения брака от признания брака недействительным.
20. Личные неимущественные права и обязанности супругов.
21. Общая собственность супругов.
22. Состав имущества супругов.
23. Собственность каждого из супругов (раздельное, индивидуальное).
24. Осуществление супругами правомочий собственника.
25. Раздел имущества супругов. Ответственность супругов по долгам.
26. Брачный договор (понятие, форма, содержание).
27. Прекращение и изменение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.
28. Основания, порождающие родительские правоотношения.
29. Регистрация рождения ребенка по заявлению матери.
30. Регистрация ребенка по заявлению отца.
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нечаева А.М. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/book/semeynoe-pravo-532657
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чефранова Е.А. - под ред. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»,
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 Воронина, С. В. Семейное право [Электронный ресурс] : учеб. пособие / С. В. Воронина ; АлтГУ. - Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - № гос. регистрации 0321701675. elibrary.asu.ru
Э5 курс в Модул Семейное право для ДО иОЗО portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное изучение дисциплины во многом зависит от знаний, полученных по теории государства и права, особенно по таким темам как «Правоотношение», «Действие законов во времени, пространстве и по кругу лиц, понятие диспозитивности и императивности и др.». Опыт показывает, что студенты плохо знают то, что они прошли на 1 курсе, поэтому есть смысл повторить пройденное.
Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.