МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кризисология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 4 6 4
Сам. работа 94 132 94 132
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 144 108 144

Программу составил(и):
канд. психол. н., доцент, Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
канд. психол. н., доцент, Любимова О.м.

Рабочая программа дисциплины
Кризисология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол. н., проф., Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой доктор психол. н., проф., Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – знакомство с научными подходами, методами исследования, технологиями оказания психологической помощи личности в критических ситуациях и кризисах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять консультирование обучающихся с девиантным поведением и их родителей (законных представителей) в процессе образования
ПК-6 Способен разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления, подходы и теории, объясняющие динамику переживания человеком кризиса; ведущие характеристики кризисного состояния личности, специфичные ситуациям переживания нормативных и ненормативных кризисов; специфику оказания психологической помощи людям в типичных кризисных ситуациях; методологические основания кризисного консультирования в ситуациях переживания нормативных и ненормативных кризисов

3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать исследование кризисного состояния личности, обусловленного переживанием типичных психологических кризисов, прогнозировать динамику переживания человеком психологических кризисов разного рода, подобрать схему оказания психологической помощи, адекватную конкретной критической ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критериями оценки глубины переживания кризиса , системой методов диагностики кризисного состояния личности в ситуации переживания нормативных и ненормативных кризисов, технологиями кризисного вмешательства; навыком презентации знаний относительно динамики переживания кризисов разного рода специалистам смежных
профессий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория кризиса.
1.1. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Лекции 5 2 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и типологии кризисов. Практические 5 2 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Критические и экстремальные ситуации в жизни человека. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Сущность и типологии кризисов. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Кризисы профессионального становления личности. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Проблемы личностных, экзистенциальных и духовных кризисов. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Кризисы жизненного пути в современных социокультурных условиях. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Травматический кризис. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Этапы и динамика кризиса. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Кризисы утраты Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Кризисное состояние личности. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основы организации психологической помощи в ситуации кризиса.
2.1. Кризисная интервенция: понятие, основные принципы, методы Лекции 5 2 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Практические 5 2 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Психологические методы диагностики кризисного состояния. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Психологическое сопровождение личности в период нормативного кризиса. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Психологическое консультирование клиентов с различными видами ненормативных кризисов Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Психологическое консультирование личности в периоды нормативных и ненормативных кризисов Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Специфика ведения консультативной беседы с клиентом в кризисном состоянии. Сам. работа 5 8 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Индивидуальная и групповая кризисная психотерапия. Сам. работа 5 10 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Кризисный центр как форма организации индивидуальной и групповой работы. Сам. работа 5 10 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Зачет 5 0 ПК-6, ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения
Приложения
Приложение 1.   ФОС Кризисология z дев.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ипполитова Е.А. Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: Алт.ГУ, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Кризисология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:


1. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
2. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
3. Выполнение творческого задания в форме подготовки информационного буклета, адресованного человеку. переживающему определенный тип кризиса.