МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и технология работы социального педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преподаватель, Мелешева А.П.

Рецензент(ы):
д-р психологических наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Методика и технология работы социального педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов профессиональную готовность к реализации целостного социально-педагогического процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПК-1.1 Знает: цель, задачи, основные принципы профилактической работы в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения обучающихся с девиациантным поведением
ПК-1.2 Умеет: составлять план мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
ПК-1.3 Владеет: навыками оказания психолого педагогической помощи в адаптации и социализации обучающимся с девиантным поведением
ПК-3Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.1 Знает: основы организации внеурочной и досуговой деятельности обучающихся
ПК-3.2 Умеет: составлять план мероприятия по внеурочной и досуговой деятельности обучающихся с девиантным поведением
ПК-3.3 Владеет: навыками проведения занятий с обучающимися с девиантным поведением в рамках внеурочной и досуговой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять психолого-педагогическое сопровождение.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность понятий «методика» и «технология», их иерархия и взаимосвязь
1.1. Сущность понятия «методика» в теории, практике и образовательной сфере социальной педагогики Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Методы работы социального педагога Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие «технология» в работе социального педагога Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Должностные обязанности и сферы специализаций социального педагога
2.1. Должностная инструкция как правовой документ социального педагога Сам. работа 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Сферы специализаций социального педагога Лекции 4 3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Права и этический кодекс социального педагога Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Методика работы организаций, занимающихся социально - педагогической помощью
3.1. Социально-педагогическая помощь безнадзорным и беспризорным детям подросткам Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Категория детей «группы риска» как получатели социально-педагогической помощи Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Организационные социально-педагогические технологии Сам. работа 4 5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска Сам. работа 4 14 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Методы социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации
4.1. Методологическое обоснование социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации Сам. работа 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Нарушения социально-педагогической адаптации как предпосылки для коррекции и реабилитации Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Социально-педагогические методы профилактики Сам. работа 4 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Методы диагностики личности и окружающей ее микросреды
5.1. Диагностика личности в деятельности социального педагога Практические 4 3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Изучение микросреды как основа профессиональной деятельности социального педагога Сам. работа 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Обследование социально-педагогических учреждений в микрорайоне Сам. работа 4 9 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Детский коллектив - микросреда социализации и воспитания ребенка Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Роль воспитательного коллектива в реализации целей социализации и воспитания ребенка Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Технология работы социального педагога с различными категориями населения
6.1. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями Сам. работа 4 3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Семья как категория населения Сам. работа 4 5 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Методика работы социального педагога с различными категориями семей Сам. работа 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Технология работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.5. Технология работы социального педагога Сам. работа 4 15 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Социальный педагог, как менеджер: технология социального планирования и управления
7.1. Менеджмент как часть социального управления Сам. работа 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Планирование в деятельности социального педагога Сам. работа 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Программно-целевое управление в работе социального педагога Сам. работа 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и дисциплинам в полном объеме размещены на образовательном портале "Цифровой ун верситете АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6173.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен планировать профилактическую работу посредством адаптации и социализации обучающихся с девиациями в рамках комплексного психолого - педагогического сопровождения
ПРИМЕРЫ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ:
1. Что значит «отклоняющееся поведение»:
а) поведение, не согласующееся с общественными нормами
б) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу
в) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры
Ответ: а
2. Кто впервые ввел понятие «девиация», «девиантность»:
а) Э. Дюркгейм
б) Т. Парсонс
в) И. Кон
Ответ: а
3.Какое из приведенных ниже утверждений является ошибочным:
а) поведение -это реакция человека на внешние и внутренние раздражители
б) поведение всегда является осмысленным
в) поведение может быть осмысленным и инстинктивным
г) стремясь к какой-то цели, человек действует осмысленно
Ответ: б
4.Вопрос 3. Верно ли следующее утверждение " Адаптация — процесс активного приспособления личности или группы к меняющейся социальной среда"
а)да
б) нет
Ответ: а
5. Верно ли следующее утверждение "Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в деятельности социального педагога являются: ранняя диагностика детей «группы риска», консультационно-разъяснительная работа с родителями, педагогами;
- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе семьей; - организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб; патронаж дезадаптированных несовершеннолетних; разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
а) да
б) нет
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ:
Вопрос 1.Риск - это
Ответ: ситуативная характеристика деятельности, означающая неопределенность ее исхода, при которой возможны альтернативные варианты ошибки или успех.
Вопрос 2.Девиантное поведение — это
Ответ: поведение, отклоняющееся от нормы, нестандартное поведение.
Вопрос 3.Делинквент — это
Ответ: правонарушитель, преступник, лицо, совершившее незаконное действие, проступок.
Вопрос 4.Дезадаптация — это
Ответ: нарушение процессов взаимодействия человека с социальной средой.
Вопрос 5.Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:
Ответ: 1. дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2. дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3. дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4. дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Вопрос 6. Особенности подростков группы риска:
Ответ: 1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем - здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
Вопрос 1.Чтобы предупредить и помочь ребёнку преодолеть возникновения проблем употребления ПАВ, необходимо:
А) создание психологически комфортной атмосферы
Б) способствовать формированию у ребёнка нормальной самооценки
В) учить приёмам общения в социальных группах, принимать адекватные решения, воспитывать уверенность в себе, научить справляться со стрессом
Г) всё ответы верны
Ответ: г
Вопрос 2.Как нужно вести себя родителям, чтобы их дети не использовали психоактивне вещества как способ решения возникающих в их жизни проблем?
А) применять авторитарный стиль общения с ребёнком
Б) ограничивать круг друзей и исключать «дурные компании»
В) быть другом и примером для своего ребёнка
Г) поручать задания, не соответствующие возрасту ребёнка
Ответ: в
Вопрос 3.Групповая форма работы с целью развития компетентности общения - это...(один ответ)
а) тренинг
б) психодиагностика
в) психолого-педагогический консилиум
г) все ответы верны
Ответ: а
Вопрос 4. Верно ли следующее утверждение "Коррекция, по мнению А. И. Кочетова, имеет следующие функции:
Ответ: - восстановительную, компенсирующую, стимулирующую, исправительную"?
а) да
б) нет
Ответ: а
Вопрос 5. Верно ли, что Реабилитация — это комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения?
а)да
б) нет
Ответ: а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1.Социальный патронаж - это
Ответ: форма взаимодействия с семьей, когда социальный педагог находится в распоряжении 24 часа в сутки, оказывая влияние на суть событий происходящих в семье.
Вопрос 2.Социально¬-педагогический мониторинг семьи - это
Ответ: научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о протекающих процессах и на этой основе принятия стратегических и тактических решений.
Вопрос 3.Основные принципы:социально-педагогического мониторинга семьи:
Ответ: достоверность; полнота; системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Вопрос 4.Сущность мониторинга семьи:
Ответ: в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (например: сочинения детей о семье), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование и т.д.).
Вопрос 5. Основное назначение диагностики и мониторинга -
Ответ: составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом.
Вопрос 6.Семейное консультирование - это
Ответ: оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах меду взрослыми и детьми в семье.
Вопрос 7. Раскройте сущность профилактического уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.
Вопрос 8. Раскройте сущность диагностического уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: Диагностика - длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми.На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
- наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
- беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
- анкета (письменный опрос);
- тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Вопрос 9. Раскройте сущность реабилитационного уровня в работе с неблагополучной семьей:
Ответ: Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Вопрос 10.В основу взаимодействия социального педагога и родителей положено:
Ответ: - Изучение семей с целью выявления причин, вызвавших проблемы в жизни ребенка.
- Встречи с родителями с целью оказания помощи их детям.
- Встречи родителей и учителей-предметников по составлению плана совместных действий педагога и родителей.
- Анализ промежуточных результатов совместной воспитательной деятельности.
- Посещение семей с целью охраны прав детства.
- Учёт неблагополучных семей, составление карточек учёта.
- Консультационные встречи со школьным психологом и другими специалистами.
- Классные собрания по проблемам социальной адаптации детей.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» : Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» : Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» : Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Вопросы:
1.Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности.
2.Сущность, структура, содержание методики работы социального педагога. Метод, прием, средство, формы социально-педагогической деятельности.
3.Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
4.Правовые, экономические, социологические методы в работе социального педагога.
5.Психологические, педагогические методы в работе социального педагога.
6.Специфика педагогических средств, форм и технологий, используемых социальным педагогом в профессиональной деятельности.
7.Понятие «социально-педагогические технологии», их типология.
8.Методы диагностики и их использование в работе социального педагога.
9.Технологии консультирования в работе социального педагога.
10.Технологии организации досуга.
11.Использование игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога.
12.Семья как объект социально-педагогической деятельности.
13.Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детей из семей группы риска.
14.Характеристика семей, имеющих детей-инвалидов. Виды помощи семьям с детьми-инвалидами.
15.Методика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание.
16. социально-педагогической деятельности с многодетной семьей.
17.Социально-педагогическая поддержка семей беженцев, безработных.
18.Особенности социально-педагогической деятельности с приемной (патронажной) семьей.
19.Особенности работы социального педагога в учреждениях интернатного типа.
20.Методика работы социального педагога с одаренными детьми, их родителями.
21.Методика работы социального педагога с детьми, склонными к алкоголизму.
22.Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-наркоманами.
23.Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема.
24.Методика работы социального педагога в социальных приютах.
25.Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательных школах.
26.Методика взаимодействия социального педагога с классными руководителями и сотрудниками психологической службы школы.
27.Основные направления деятельности социально-педагогической службы в учреждениях начального профессионального образования.
28.Специфика работы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченными возможностями.
29.Формы и методы работы социального педагога в специальных учреждениях для детей-правонарушителей.
30.Методика работы социального педагога по профориентации воспитанников.
31.Содержание и методика работы социального педагога в клубных объединениях детей и подростков.
32.Методика и технология работы социального педагога по сплочению детского коллектива.
33.Социально-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции делинквентного поведения подростков.
34.Методика работы социального педагога по правовому образованию воспитанников.
35.Специфика работы социального педагога по профилактике суицидального синдрома.
36.Методика взаимодействия социального педагога с правоохранительными и медикосоциальными службами.
37.Особенности работы социального педагога в учреждениях пенитенциарной системы.
38.Процесс социально-психологической адаптации: механизм, виды, характеристика уровней адаптации.
39.Процесс социальной реабилитации: механизм, виды и характеристика уровней.
40.Социальная коррекция: характеристика основных направлений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П.А. Шептенко, Г.А. Воронина, под ред. В.А. Сластенина Методика и технология работы социального педагога : Учебное пособие для вузов Академия, 2002
Л1.2 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для вузов Академия, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурмистрова Е.В. Методика и технология работы социального педагога. Организация досуговой деятельности.: Учебное пособие Юрайт, 2019
Л2.2 Милькевич О.А. Методика и технология работы социального педагог. Профилактика детсого неблагополучия.: Учебное пособие Юрайт, 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodl Методика и технология работы социального педагога portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.