Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 2 | 4 | 2 |
Практические | 6 | 4 | 6 | 4 |
Сам. работа | 94 | 98 | 94 | 98 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | - разработки психологически обоснованных подходов к профилактической работе с лицами,которых можно отнести к группе криминального риска, - диагностико-консультативная и профилактическая деятельность, - научно-исследовательская деятельность, разработка научных рекомендаций по эффективному осуществлению различных видов профилактической деятельности и реализации законных предупредительных мер, - преподавательская деятельность, - организационно-управленческая деятельность, построение системы предупредительных мер по сокращению определенных видов преступлений (психологический аспект). |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПК-3 | Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением |
ПК-5 | Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | еятельности и реализации законных предупредительных мер в сфере предупреждения преступности; - особенности разработке процессов информирования и воспитания населения (социальных групп); - базовые требования к профилактическому контролю и воспитательно-профилактическому воздействию в отношении лиц, которым такой контроль и профилактические меры установлены судебными решениями в соответствии с законодательством. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - разрабатывать формы стимулирования общественной инициативы в сфере социального патронажа в отношении лиц, относящихся к группе криминогенного риска; - оказывать психолого-социальную помощь лицам, находящимся в тяжелых условиях жизни из-за отсутствия жилища, опеки и трудовой занятости; - разрабатывать программы индивидуальной воспитательной и консультативной работе в отношении несовершеннолетних, находящихся под профилактическим наблюдением в связи с совершением противоправных деяний. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками применения теоретических и прикладных основ эффективных стратегий и воспитательных мер предупреждения преступности; - навыками выявления психологических факторов формирования криминогенных свойств личности и общественного сознания (частная и общая превенция); - исследовательскими навыками теоретических разработок, объясняющих криминогенные качества личности и общественного сознания, факторы их формирования, а также закономерности их нейтрализации и развития антикриминогенных свойств субъектов правового поведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Превентивная психология как область психологического знания. Предмет, специфика, ее основные задачи и методы. | ||||||
1.1. | Предупреждение различных отклонений в поведении | Лекции | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Научное обеспечение процесса психолого-педагогической профилактики и перевоспитания с помощью разработки теоретических и прикладных (практических) исследований | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Системный анализ генезиса асоциального поведения. Анализ природы и закономерностей отклоняющегося поведения. | ||||||
2.1. | Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью. Теории причин преступности. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Основные содержательные характеристики нормального и отклоняющегося поведения | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Диагностирование и прогнозирование различных отклонений в поведении людей.Отклоняющееся поведение несовершеннолетних. | ||||||
3.1. | Психолого-педагогическое диагностирование и прогнозирование отклоняющегося поведения у трудных людей: трудности и особенности. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Психолого-педагогическая диагностика и прогнозирование, объект и предмет, цели и задачи, разновидности в условных этапах организации и методики диагностической и прогностической деятельности воспитателей с трудными воспитанниками | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Этапы педагогической диагностики и прогнозирования отклоняющегося поведения. | Сам. работа | 5 | 18 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Исследование процесса социализации в различных науках и направлениях. | ||||||
4.1. | Подходы отечественных и зарубежных представителей различных отраслей социологического и психолого-педагогического знания | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Социализация в тесной взаимосвязи с развитием и воспитанием. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Социализация, как включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. | Сам. работа | 5 | 18 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Психобиологические предпосылки асоциального поведения и их учет в воспитательно-профилактической работе. Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних и их учет в воспитательно-профилактической работе. | ||||||
5.1. | Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних, как специфические отличительные особенности как по своей природе, так и по тем мерам превентивного характера, которые должны приниматься к ним с целью профилактики асоциальных отклонений. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Психофизиологические особенности подросткового возраста как кризисного периода развития. Специфика психологии подросткового возраста. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Формы дезадаптации и ее причины. Семьи групп социального риска. Средства и методы работы с функционально-несостоятельными семьями. | ||||||
6.1. | Формы дезадаптации и ее причины. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Семьи групп социального риска. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Средства и методы работы с функционально-несостоятельными семьями. | Сам. работа | 5 | 18 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения социально дезадаптированных несовершеннолетних. Психологическая и социальная реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних. Общая характеристика процессов ресоциализации и социальной реабилитации. | ||||||
7.1. | Психологические особенности личности трудновоспитуемого подростка и их учет в воспитательно-профилактической работе | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Профилактика правонарушений несовершеннолетних и условия ее эффективности | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Психологический характер личности подростков-правонарушителей. Понятие и причины роста групповой преступности несовершеннолетних. | Сам. работа | 5 | 18 | ПК-5, ПК-3 | Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС превентивная психология.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Клейберг Ю.А. | ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев | Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров | Юрайт, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Ю. Меновщиков | Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] | Смысл, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Превентивная психология | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru | ||
Э2 | Превентивная психология | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | курс в мудл Превентивная психология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
312Л | центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |