МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Превентивная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_Педагогика и психология девиантного поведения_ППКиРЛДП-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 2 4 2
Практические 6 4 6 4
Сам. работа 94 98 94 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Превентивная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (приказ Минобрнауки России от 15.04.2021 г. № 297)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- разработки психологически обоснованных подходов к профилактической работе с лицами,которых можно отнести к группе криминального риска,
- диагностико-консультативная и профилактическая деятельность,
- научно-исследовательская деятельность, разработка научных рекомендаций по эффективному осуществлению различных видов профилактической деятельности и реализации законных предупредительных мер,
- преподавательская деятельность,
- организационно-управленческая деятельность, построение системы предупредительных мер по сокращению определенных видов преступлений (психологический аспект).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовать работу по социально-педагогическому сопровождению обучающихся с девиантным поведением
ПК-5 Способен создавать условия для полноценного психического развития обучающихся с рисками развития девиантного поведения в образовательном учреждении и семье
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.еятельности и реализации законных предупредительных мер в сфере предупреждения
преступности;
- особенности разработке процессов информирования и воспитания населения (социальных
групп);
- базовые требования к профилактическому контролю и воспитательно-профилактическому
воздействию в отношении лиц, которым такой контроль и профилактические меры
установлены судебными решениями в соответствии с законодательством.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать формы стимулирования общественной инициативы в сфере социального
патронажа в отношении лиц, относящихся к группе криминогенного риска;
- оказывать психолого-социальную помощь лицам, находящимся в тяжелых условиях жизни
из-за отсутствия жилища, опеки и трудовой занятости;
- разрабатывать программы индивидуальной воспитательной и консультативной работе в
отношении несовершеннолетних, находящихся под профилактическим наблюдением в связи с
совершением противоправных деяний.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения теоретических и прикладных основ эффективных стратегий и
воспитательных мер предупреждения преступности;
- навыками выявления психологических факторов формирования криминогенных свойств
личности и общественного сознания (частная и общая превенция);
- исследовательскими навыками теоретических разработок, объясняющих криминогенные
качества личности и общественного сознания, факторы их формирования, а также
закономерности их нейтрализации и развития антикриминогенных свойств субъектов
правового поведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Превентивная психология как область психологического знания. Предмет, специфика, ее основные задачи и методы.
1.1. Предупреждение различных отклонений в поведении Лекции 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Научное обеспечение процесса психолого-педагогической профилактики и перевоспитания с помощью разработки теоретических и прикладных (практических) исследований Практические 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Системный анализ генезиса асоциального поведения. Анализ природы и закономерностей отклоняющегося поведения.
2.1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью. Теории причин преступности. Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Основные содержательные характеристики нормального и отклоняющегося поведения Практические 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Диагностирование и прогнозирование различных отклонений в поведении людей.Отклоняющееся поведение несовершеннолетних.
3.1. Психолого-педагогическое диагностирование и прогнозирование отклоняющегося поведения у трудных людей: трудности и особенности. Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Психолого-педагогическая диагностика и прогнозирование, объект и предмет, цели и задачи, разновидности в условных этапах организации и методики диагностической и прогностической деятельности воспитателей с трудными воспитанниками Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Этапы педагогической диагностики и прогнозирования отклоняющегося поведения. Сам. работа 5 18 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Исследование процесса социализации в различных науках и направлениях.
4.1. Подходы отечественных и зарубежных представителей различных отраслей социологического и психолого-педагогического знания Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Социализация в тесной взаимосвязи с развитием и воспитанием. Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Социализация, как включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Сам. работа 5 18 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Психобиологические предпосылки асоциального поведения и их учет в воспитательно-профилактической работе. Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних и их учет в воспитательно-профилактической работе.
5.1. Психобиологические предпосылки асоциального поведения несовершеннолетних, как специфические отличительные особенности как по своей природе, так и по тем мерам превентивного характера, которые должны приниматься к ним с целью профилактики асоциальных отклонений. Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Психофизиологические особенности подросткового возраста как кризисного периода развития. Специфика психологии подросткового возраста. Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Формы дезадаптации и ее причины. Семьи групп социального риска. Средства и методы работы с функционально-несостоятельными семьями.
6.1. Формы дезадаптации и ее причины. Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Семьи групп социального риска. Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Средства и методы работы с функционально-несостоятельными семьями. Сам. работа 5 18 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Психолого-педагогическая коррекция отклоняющегося поведения социально дезадаптированных несовершеннолетних. Психологическая и социальная реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних. Общая характеристика процессов ресоциализации и социальной реабилитации.
7.1. Психологические особенности личности трудновоспитуемого подростка и их учет в воспитательно-профилактической работе Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Профилактика правонарушений несовершеннолетних и условия ее эффективности Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Психологический характер личности подростков-правонарушителей. Понятие и причины роста групповой преступности несовершеннолетних. Сам. работа 5 18 ПК-5, ПК-3 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клейберг Ю.А. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров Юрайт, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Превентивная психология Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Э2 Превентивная психология ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 курс в мудл Превентивная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л центр (класс) деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.