МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вспомогательные исторические дисциплины

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.01. История
ПрофильИстория России и всеобщая история
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz46_03_01_История_ИРиВИ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 100
индивидуальные консультации 30
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 100 100 100 100
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Чекрыжова О.И.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Вспомогательные исторические дисциплины

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.01 История (приказ Минобрнауки России от 08.10.2020 г. № 1291)

составлена на основании учебного плана:
46.03.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ:
формирование способности использовать знания вспомогательных исторических дисциплин (ВИД) в профессиональной деятельности
ЗАДАЧИ:
- ознакомление студентов с принципами выявления, отбора и классификации исторических источников;
- изучение круга ВИД,их особенностей и значения;
- раскрытие особенностей различных видов источников и их использования в научных исследованиях и своей профессиональной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности;
ОПК-1.1 Знает методы, приемы работы с источниками
ОПК-1.2 Умеет применять результаты источниковедческой критики в процессе исследовательской и педагогической деятельности
ОПК-1.3 Владеет навыками отбора источников, методами их критического анализа с целью использования результатов в научном исследовании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Разновидности ВИД, их особенности и значение;
особенности различных групп исторических источников
3.2.Уметь:
3.2.1.Характеризовать особенности различных ВИД и источников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения знаний ВИД при решении профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нумизматика
1.1. Нумизматика и бонистика как вспомогательные исторические дисциплины. История становления дисциплин. Основные этапы истории развития денежного обращения. Виды источников Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.2. Эволюция денежной системы Русского централизованного государства и Российской империи Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
1.3. Нумизматика Консультации 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 2. Геральдика
2.1. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Герб и его элементы. Особенности символики.Геральдика в России Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.2. Российская геральдика Сам. работа 2 20 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
2.3. Геральдика Консультации 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 3. Сфрагистика
3.1. Основные понятия, методы и источники сфрагистики Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
3.2. Российская и зарубежная сфрагистика Сам. работа 2 30 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
3.3. Сфрагистика Консультации 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 4. Фалеристика
4.1. Основные понятия, методы и источники фалеристики Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.2. Развитие русской фалеристики Практические 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.3. Развитие русской фалеристики Сам. работа 2 30 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1
4.4. Фалеристика Консультации 2 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценка сформированности компетенции: ОПК-1: Способен осуществлять отбор, критический анализ и интерпретацию исторических источников, исторических фактов, исторической информации при решении задач в сфере своей профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.
Что изучает бонистика?
1 Почтовые марки
2 Банкноты
3 Монеты
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 2
Что изучает нумизматика?
1.Гербы
2.Монеты
3.Флаги
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 2
Что изучает геральдика?
1.Гербы
2.Монеты
3.Флаги
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 4
Что изучает фалеристика?
1.Ордена
2.Монеты
3.Флаги
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 5
Что изучает сфрагистика?
1.Гербы
2.Печати
3.Флаги
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 6
Безмонетный период в истории русского денежного обращения охватывает период?
1. IX, X и XIII в
2. XII, XIII и почти весь XIV в.
3. XIII, XIV и XV в.
ОТВЕТ: 2.

Вопрос 7
Гурт – это:
1. ребро чеканной монеты;
2. оборотная сторона монеты;
3. денежная единица, используемая при счете, на не имевшая реального воплощения ни в монете, ни в слитке.
ОТВЕТ: 1.

Вопрос 8.
Какой девиз был начертан в гербе СССР?
1. «С нами Бог!»;
2. «Весь мир насилья мы разрушим»;
3. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»;

ОТВЕТ: 3.


Вопрос 9.
Наука об измерении расстояний, веса, объёма – это:
1 метрология
2 ономастика
3 нумизматика
ОТВЕТ: 1

Вопрос 10
Наука о гербах, правилах их составления, описания – это:
1 геральдика
2 сфрагистика
3 генеалогия
ОТВЕТ: 1

Вопрос 11.
Наука о печатях – это:
1 метрология
2 ономастика
3 сфрагистика
ОТВЕТ: 3

Вопрос 12
Наука, изучающая монеты, денежное обращение, – это:
1 нумизматика
2 хронология
3 палеография
ОТВЕТ: 1

Вопрос 13.
Узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся, называется:
1 монетная легенда
2 порча монеты
3 монетная стопа
ОТВЕТ:3


Вопрос 14.
Кто провёл денежную реформу в 40-х годах XIX века?
1 министр финансов Е.Ф. Канкрин
2 министр финансов С.Ю. Витте
3 Александр II
ОТВЕТ: 1

Вопрос 15.
Кто провёл денежную реформу в 1897 году?
1 С.Ю. Витте
2 Е.Ф. Канкрин
3 П.А. Столыпин
ОТВЕТ: 1


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.
Как называется узаконенное соотношение количества монет и определённой весовой единицы металла, из которого эти монеты чеканятся?
Ответ: Монетная стопа

Вопрос 2.
Кто является автором денежной реформы в 40-х гг XIX века?
Ответ: министр финансов Е.Ф. Канкрин

Вопрос 3.
Кто провёл денежную реформу в 1897 году?
Ответ. С.Ю. Витте

Вопрос 4.
Когда на Руси была предпринята первая попытка чеканить собственные монеты?
Ответ: в конце X – начале XI в.

Вопрос 5.
Как назывались первые русские серебряные монеты?
Ответ: сребреники

Вопрос 6.
Как назывались первые русские золотые монеты?
Ответ: златники

Вопрос 7.
Основным монетным металлом на Руси в XVII веке был?
Ответ: серебро


Вопрос 8.
Как на Руси называли западноевропейские талеры?
Ответ: ефимки

Вопрос 9.
Какие печати были характерны для античного периода?
Ответ: перстни-печати

Вопрос 10.
Какая форма щита была наиболее распространена в России?
Ответ: французская

Вопрос 11.
Какими фигурами в геральдике являются дракон, пегас, гидра?
Ответ: легендарными

Вопрос 12.
Какими фигурами в геральдике являются меч, стрелы, лук?
Ответ: искусственными

Вопрос 13.
Какими фигурами в геральдике являются человек, звери, птицы?
Ответ: естественным


Вопрос 14.
На гербе какого города изображен всадник, поражающий копьём змея?
Ответ: Москва

Вопрос 15.
На гербе какого города изображена сереброплавильная печь?
Ответ: Барнаул



Вопрос 16.
Как в геральдике называется краткое изречение, отражающее суть жизни владельца герба?
Ответ: девиз

Вопрос 17.
Первый орден, утверждённый в Советской России?
Ответ: Орден Боевого Красного Знамени

Вопрос 18.
Высший орден СССР?
Ответ: Орден Ленина

Вопрос 19.
Высший орден Российской Федерации?
Ответ: Орден Святого апостола Андрея Первозванного

Вопрос 20.
Какой Орден существовал в царской России, СССР и современной Росии?
Ответ: Орден Александра Невского

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 2 семестра зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леонтьева Г.А. Палеография, археография, хронология, геральдика, системы социального этикета: Эл. прил. к учебнику "Вспомогательные исторические дисциплины": учебник ВЛАДОС, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Elibrary.ru elibrary.ru
Э2 Курс лекций. вспомогательные исторические дисциплины gf.nsu.ru
Э3 Курс в Мoodle "Вспомогательные исторические дисциплины" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины объединены задачами изучения различных категорий исторических источников. При изучении этих дисциплин необходимо обращать внимание на видовые особенности разных категорий источников; специфику материала, из которого созданы исторический источник; на заключенной в источниках информации, позволяющей реконструировать историческое прошлое.
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с наименованиями некоторых ВИД. При изучении вводной лекционной темы необходимо усвоить многообразие ВИД и значение каждой из дисциплин, ее роль в изучении различных категорий исторических источников.
При изучении исторической хронологии исходим из того, что это вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается определением, уточнением и проверкой дат исторических событий, изучением календарей и систем летосчисления. Освоение дисциплины должно осуществляться в двух направлениях: изучение теоретического материала и практической деятельности по овладению техникой работы с историческими датами. Предполагается приобретение навыков перевода дат на современную систему времясчисления, уточнения и проверки исторических дат. Важно обратить внимание на различное представление об естественных и искусственных единицах измерения времени у разных народов. Студент должен знать все основные эры.
При изучении раздела по генеалогии необходимо уяснить специфику и значение дисциплины, научиться анализировать генеалогические древа правящих российских династий, выявлять связи династические связи Рюриковичей и Романовых с другими монаршими домами.
В разделе «Нумизматика» стоит уделить внимание специфике источников, изучаемых в рамках нумизматики и в рамках бонистики, приобрести навыки поиска и оформления данных об истории развития денежного обращения в разных регионах мира в разные исторические периоды.
В рамках раздела по геральдике студент должен освоить основные геральдические понятия и научиться их применять при описании различных исторических гербов.
В разделе «Сфрагистика» необходимо уделить внимание специфике содержания источников, изучаемых данной дисциплиной и сформировать представление об основных государственных печатях, используемых в России.
В разделе по фалеристике познакомиться с основными разновидностями источников и спецификой их атрибуции. Раздел по эпиграфике призван сформировать навыки анализа надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и их атрибуции в соответствии с временным и культурным контекстом.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.