МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.03.02. Документоведение и архивоведение
ПрофильДокументационное обеспечение управления и архивы в условиях цифровой трансформации
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный планz46_03_02_Документоведение и архивоведение_ДОУ-2023
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 510
контроль 20
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2, 4
курсовая работа: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 4 4 4 4 2 2 10 10
Сам. работа 96 96 204 204 210 210 510 510
Часы на контроль 8 8 8 8 4 4 20 20
Итого 108 108 216 216 216 216 540 540

Программу составил(и):
к.и.н., С т.преп., Гряникова Г.А.

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Неженцева Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 г. № 1343)

составлена на основании учебного плана:
46.03.02 Документоведение и архивоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осмысление специфики и основных направлений документоведения и архивоведения, определение индивидуальных профессиональных интересов и предпочтений, углубленное изучение отдельных проблем для создания курсового проекта.
Формирование навыков самостоятельной работы с источниками и литературой, поиска и отбора необходимой информации, написания научного текста по выбранной проблематике, умений работать в коллективе и выполнять совместные проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов
ПК-1.1 Знает основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения.
ПК-1.2 Умеет планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников.
ПК-1.3 Владеет навыками составления отчетов о научно-исследовательской работе и формами презентации научных исследований.
ПК-2Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела
ПК-2.1 Знает специфику научноисследовательской работы в сфере архивного дела.
ПК-2.2 Умеет вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики.
ПК-2.3 Применяет возможности научно-справочного аппарата архивов в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные подходы, принципы и методы научных исследований в сфере организационного и документационного обеспечения;
- специфику научно-исследовательской работы в сфере архивного дела.
3.2.Уметь:
3.2.1.- планировать научно-исследовательскую деятельность на основе анализа научной литературы и источников;
- вести поиск информации в архивах на основе знаний архивной эвристики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками научно-исследовательской деятельности в области документационного обеспечения управления, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также разработок нормативно-методических документов;
- навыками научно-исследовательской деятельности в области архивоведения, анализа потребностей в ретроспективной информации, подготовки документальных публикаций и справочно-поисковых средств к архивным документам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Наука как специфическая форма деятельности человека Сам. работа 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
1.2. Классификация наук. Фундаментальные и прикладные исследования Сам. работа 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
1.3. Теоретический и эмпирический уровни исследования Сам. работа 1 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л2.1
1.4. Подготовительный этап научно-исследовательской работы: выбор темы курсовой работы, обоснование актуальности исследования Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
1.5. Язык и стиль научной работы Сам. работа 1 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л1.5
1.6. Подготовка и обсуждение структуры курсовых проектов Практические 1 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
1.7. Подготовка и обсуждение структуры курсовых проектов Сам. работа 1 48 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
1.8. Понятие методологии и метода Сам. работа 1 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л2.1
1.9. Научно-справочный аппарат. Историография исследования Сам. работа 1 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
1.10. Презентация результатов научных исследований Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л2.1
1.11. Компьютерные презентации и техника их создания Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
1.12. Изучение литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету Сам. работа 2 42 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.5
1.13. Написание курсового проекта Сам. работа 2 142 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.5
Раздел 2. Этап написания научно-исследовательской работы
2.1. Поиск литературы, составление библиографических обзоров Сам. работа 4 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л2.1
2.2. Классификация источников Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1
2.3. Особенность работы с архивными источниками Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л1.5
2.4. Правила оформления сносок в научно-исследовательском тексте Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
2.5. Как написать заключение курсового проекта Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
2.6. Особенности создания приложений для курсового проекта Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
2.7. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.5
2.8. Изучение литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету Сам. работа 4 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.5
Раздел 3. Внедрение результатов в научный оборот и практику
3.1. Особенности научно-исследовательской деятельности в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
3.2. Научно-исследовательская деятельность в сфере прикладных разработок по унификации стандартизации документов и в области разработок нормативно-методических документов Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.3, Л2.1
3.3. Аспекты научно-исследовательской деятельности в сфере архивного дела Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л1.3, Л2.1, Л1.5
3.4. Формы презентации результатов научной деятельности Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
3.5. Научные конференции: формы, содержание, значение Сам. работа 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
3.6. Научные фонды и гранты Сам. работа 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л2.1
3.7. Консультация по основным разделам курса Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.5
3.8. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.5
3.9. Изучение литературы по основным разделам курса. подготовка к зачету Сам. работа 4 28 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.5
3.10. Подготовка и обсуждение введения ВКР Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л2.1
3.11. Подготовка и обсуждение основной части ВКР Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л2.1
3.12. Подготовка и обсуждение заключения ВКР Сам. работа 4 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л1.4, Л1.1, Л2.1
3.13. Написание ВКР Сам. работа 4 60 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л1.4, Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л2.1, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8713

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере организационного и документационного обеспечения деятельности учреждения и организации, прикладных разработок по унификации и стандартизации документов, а также в области разработок нормативно-методических документов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Прогностическая функция науки заключается в:
а) формировании у людей научной картины мира;
б) поиске и производстве новых знаний;
в) составлении прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендаций по преодолению возможных конфликтов;
г) в обучении, развитии и воспитании людей.
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 2. Какой признак не относится к научному стилю текста:
а) точные, полученные в результате длительных наблюдений, научных экспериментов, анализа литературных источников сведения и факты;
б) Фразеология выражает логические связи между частями высказывания;
в) Большинство прилагательных является частью терминологических выражений;
г) Частое употребление повелительного наклонения.
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 3.Документоведение оперирует документами как объектами, созданными специально для хранения и передачи информации и тем самым определяется связь этой науки с:
а) информатикой;
б) историей;
в) архивоведением;
г) правоведением.
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 4. Выберите единственно неверное утверждение:
а) Документоведение – это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности;
б) Объектом документоведения как науки является изучение документооборота в организации;
в) Предметом документоведения является создание научного знания о закономерностях создания и функционирования документов в обществе;
г) Объектом документоведения как науки является комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 5. Что включается в научно-справочный аппарат:
а) ссылки
б) приложения
в) иллюстрации
г) диаграммы
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 6. Что не относится к требованиями, предъявляемыми к речи научных произведений:
а) точность
б) ясность
в) краткость
г) эмоциональность
ОТВЕТ: г

ВОПРОС 7. Какой метод не относится к специальным методам документоведения:
а) научкометрический
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) психолингвистический
ОТВЕТ: в

ВОПРОС 8. Выберите единственно правильную оформленную библиографическую запись:
а) Бойченко, В. В., Медведенко, Д. В., Палиенк, О. И., Шут А.А. САПФИР 3D: учебное пособие / – Киев, 2017. – 130 с. – URL: http://library.polytech21.ru:81/files/Sapfir.2017.pdf (дата обращения: 07 октября 2019).
б) Ахиезер, А. История России: конец или новое начало? / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко; Фонд «Либеральная миссия». 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое изд-во, 2008. – 464 с.
в) Крылатых Эльмира. Перспективы развития мирового сельского хозяйства до 2050 года: возможности, угрозы, приоритеты / Э. Крылатых, Сергей Строков // Ежедневное аграрное обозрение: интернет-портал. – URL: http://agroobzor.ru/article/a-371.html (дата обращения: 25.06.2019).
г) Без автора. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо. – 2020. – 64 с.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 9. Выберите единственно неверное утверждение:
а) Список использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы;
б) Список использованной литературы помещается в начале основного текста работы;
в) Список использованной литературы позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в
г) Список использованной литературы представляет самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 10. Метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний:
а) экстраполяция
б) контент-анализ
в) ретроспективный
г) анализ
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 11. Вспомогательный текст, примечание, помещаемый под основным текстом на полосе – это:
а) ссылка
б) сноска
в) источник
г) таблица
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 12. Укажите правильный план группировки списка литературы и источников:
а) неопубликованные источники, опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания
б) отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники, опубликованные источники
в) опубликованные источники, отечественные издания, зарубежные издания, неопубликованные источники
г) неопубликованные источники, опубликованные источники, зарубежные издания, отечественные издания
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 13. Выберите единственно верное утверждение:
а) науки и научные дисциплины развиваются автономно, исключая взаимодействие по разным направлениям;
б) одной из важных закономерностей развития науки выступает усиление и нарастание сложности и абстрактности научного знания;
в) Документоведение изучает документ как предмет на теоретическом уровне, не обращаясь к практическому подходу;
г) Объектом документоведения как науки является изучение документооборота в организации.
ОТВЕТ: б

ВОПРОС 14. Культурно-мировоззренческая функция науки характеризуется:
а) формирование у людей научной картины мира
б) определение путей и способов практического использования добытых знаний, превращение науки в производительную силу общества
в) составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов
г) поиске и производстве новых знаний
ОТВЕТ: а

ВОПРОС 15. Исторический метод, выявляющий различия и сходство общественных явлений, называется:
а) ретроспективный;
б) описательно-повествовательный;
в) сравнительно-исторический;
г) биографический.
ОТВЕТ:в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«То, что произошло на самом деле и зафиксировано точным измерением его качественных и количественных параметров в знаковой форме конкретного языка науки».
ОТВЕТ: Научный факт

ВОПРОС 2:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Актуальное противоречие, возникающее между теоретически незавершённым образом объекта и необходимостью его заполнения недостающими фрагментами, сторонами, связями и отношениями».
ОТВЕТ: Научная проблема

ВОПРОС 3: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом.
ОТВЕТ: Принцип историзма

ВОПРОС 4: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальность.
ОТВЕТ: Принцип объективности

ВОПРОС 5: Дайте определение документоведению как науке.
ОТВЕТ: Это наука о документе и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.

ВОПРОС 6: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– исторический источниковедческий метод анализа формуляра актового источника, который дает возможность исследовать структуру документа, расположение и соотношение его элементов
ОТВЕТ: метод формулярного анализа

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод, направленный на выявление основного содержания документа по частотам встречаемости слов и словосочетаний
ОТВЕТ: контент-анализ

ВОПРОС 8: Определите автора высказывания: «Каждый человек принадлежит классу, и когда он пишет, то делает это с классовой позиции»
ОТВЕТ: Карл Маркс

ВОПРОС 9: Перечислите принципы построения историографического очерка
ОТВЕТ: Хронологический; Проблемный (тематический); Проблемно-хронологический

ВОПРОС 10: Вставьте пропущенное слово: «комплексное изучение документа как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени относится к ___________ документоведения».
ОТВЕТ: объекту

ВОПРОС 11:Прочитайте определение системного элемента науки и дайте ему определение.
«Достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области».
ОТВЕТ: Теория

ВОПРОС 12:Назовите виды письменных исторических источников.
ОТВЕТ: законодательные, делопроизводственные, статистические, документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма)

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– это подход ученого к исследованию исторической действительности с позиций определенного класса, проявляющийся в проведении в научных исследованиях интересов, взглядов, настроений этого класса. Значение принципа партийности в том, что он, выступая в качестве принципа исторического познания, открывает возможность глубже понять существующие между историческими фактами взаимосвязи и позволяет их объективно исследовать. Через принцип партийности осуществляется связь настоящего с прошлым.
ОТВЕТ: Принцип партийности\классовости

ВОПРОС 14: Перечислите базовые требования к проведению историографического анализа.
ОТВЕТ: корректность; объективность; аналитическая стройность и структурированность.

ВОПРОС 15: Перечислите методы, применяемые в документоведении:
ОТВЕТ: Библиографический, контент-анализ, метод структурной лингвистики, метод унификации и стандартизации документов, метод формулярного анализа, метод экспертных оценок ценности документов, наукометрический метод, психолингвистический метод.

ВОПРОС 16: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– метод для исследования документопотоков и, прежде всего, научно-технической документации
ОТВЕТ: наукометрический метод

ВОПРОС 17: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– упрощение, сведение сложного к более простому, обозримому, понимаемому, более доступному для анализа и решения
ОТВЕТ: метод редукции

ВОПРОС 18: Определите автора высказывания: «писать без гнева и пристрастия»
ОТВЕТ: Цицерон

ВОПРОС 19: Перечислите науки, с которыми связано документоведение.
ОТВЕТ: История, экономика, архивоведение, источниковедение, информатика.

ВОПРОС 20: Дайте определение принципу историзма.
ОТВЕТ: признание закономерной связи между прошлым и настоящим. Любой процесс рассматривается не как циклический, а как последовательный. Любое событие, происходящее сейчас, имеет свои корни в прошлом

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен вести научно-исследовательскую деятельность в сфере архивного дела

Фонд – совокупность документов, которые являются продуктом деятельности государственного учреждения, общественной организации, частного лица.
Фондообнразователи
Фонды имеют названия и номера.
Описи фонда
Отношение
Существует ограничения по выдаче дел: максимум 5 дел дореволюционных учреждений, максимум 10 ел по советсокому периоду.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов
а) архив
б) фонд
в) библиотека
г) администрация
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 2. Муниципальный архив это:
а) архив, созданный негосударственным юридическим или физическим лицом;
б) федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации;
в) структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
г) государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, осуществляющие владение и пользование архивными документами
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 3. Документ, составленный на бланке архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящуюся к определенным факту, событию, лицу, с указанием архивного шифра и номеров листов единицы хранения
а) справка
б) аннотация
в) архивная выписка
г) архивный документ
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 4. Систематизированный перечень наименований дел, формируемых в федеральном органе исполнительной власти, с указанием сроков их хранения:
а) фонд
б) список
в) номенклатура дел
г) каталог
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 5. Выберите, что указывается на обложке дел постоянного и/или временного хранения:
а) индекс дела, архивный шифр дела;
б) номер дела, заголовок дела;
в) наименование организации, структурного подразделения;
г) D все пункты верны
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 6. К принципам построения системы научно-справочного аппарата не относятся:
а) взаимосвязь и взаимодополняемость информации различных справочников, описывающих первичную ретроспективную документную информацию на разных уровнях;
б) неповторяемость информации различных видов справочников;
в) независимость НСА ведомственных, государственных и муниципальных архивов;
г) недублированность информации различных видов справочников;
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 7. Материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства:
а) книга
б) аудиодокумент
в) архивный документ
г) фотография
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 8: Выберите единственно неверное утверждение:
а) В зависимости от наличия информации о фондах одного или нескольких архивов путеводители подразделяются на локальные и межархивные.
б) Архивные (внутриархивные) путеводители подразделяются на: путеводитель по фондам; тематический путеводитель по фондам; краткий справочник по фондам, путеводитель по архиву, путеводитель по кинофотодокументам архива.
в) Межархивные путеводители подразделяются на: путеводитель по фондам архивов; тематический путеводитель по фондам архивов; краткий справочник по фондам архивов.
г) В зависимости от наличия информации о фондах одного или нескольких архивов путеводители подразделяются на архивные (внутриархивные) и межархивные.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 9: Определите единственно неверное утверждение:
а) Муниципальный архив – это структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов;
б) Государственный архив осуществляют хранение и комплектование документов Архивного фонда Российской Федерации без дальнейшего учета документов.
в) Негосударственный архив – это архив, созданный негосударственным юридическим или физическим лицом;
г) Государственный архив – это государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
ОТВЕТ:б

ВОПРОС 10: Первый или единственный экземпляр документа:
а) копия документа
б) электронный образ документа
в) подлинник документа
г) особо ценный документ
ОТВЕТ:в

ВОПРОС 11: Совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.
а) номенклатура
б) архив
в) опись
г) фонд
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 12: Документы Архивного фонда Российской Федерации в законодательно определенном порядке хранятся: постоянно в:
а) федеральных государственных архивах;
б) государственных архивах субъектов Российской Федерации, муниципальных архивах;
в) федеральных и других государственных и муниципальных библиотеках и музеях;
г) все названные ответы верны.
ОТВЕТ:г

ВОПРОС 13: Архивный справочник, содержащий сведения о документах и/или фондах архива (архивов) в систематизированном виде и предназначенный для ознакомления с их составом и содержанием:
а) путеводитель
б) каталог
в) информационная система
г) опись
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 14: Выдача дел во временное пользование другим организациям по их письменному запросу оформляется:
а) актом;
б) справкой;
в) приказом;
г) заявлением.
ОТВЕТ:а

ВОПРОС 15: Номер фонда присваивается по:
а) книге учета поступлении и выбытия документов
б) реестру описей
в) акту приема-передачи документов
г) списку фондов
ОТВЕТ:б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________–совокупность документов или отдельный документ, относящиеся к одному вопросу или участку деятельности органа власти, организации
ОТВЕТ: Дело

ВОПРОС 2: Перечислите на какие виды подразделяются межархивные путеводители.
ОТВЕТ: путеводитель по фондам архивов; тематический путеводитель по фондам архивов; краткий справочник по фондам архивов

ВОПРОС 3: Что входит в круг обязанностей муниципального архива.
ОТВЕТ: хранение, комплектование, учет и использование документов.

ВОПРОС 4: Определите границы документов длительного хранения.
ОТВЕТ: более 10 лет

ВОПРОС 5: Перечислите какие существуют ограничения по количеству выдачи дел в зависимости от времени создания документа.
ОТВЕТ: максимум 5 дел дореволюционных учреждений, максимум 10дел по советскому периоду.

ВОПРОС 6: При выбытии всех документов описи освободившийся номер присваивается
ОТВЕТ: другой описи приказом руководителя архива

ВОПРОС 7: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по предметам (темам, отраслям), расположенным в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документной информации.
ОТВЕТ: каталог

ВОПРОС 8: Исправьте ошибку в уиверждении: «Названия разделов номенклатуры дел выстроены в документе по степени значимости».
ОТВЕТ: Названия разделов номенклатуры дел выстроены в документе по алфаивту.

ВОПРОС 9: Встраьвте пропущенное слово в утверждение: «Подлинник документа включает в себя печать учреждения и __________начальника учреждения».
ОТВЕТ: подпись

ВОПРОС 10: При поступлении документов в государственный архив в первую очередь вносятся записи в
ОТВЕТ: реестр описей.

ВОПРОС 11: В каком архиве хранятся фонодокументы 60–70-е гг. Государственного дома радиовещания и звукозаписи, Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, Всесоюзной студии грамзаписи.
ОТВЕТ: Российском государственном архиве фонодокументов

ВОПРОС 12: Путеводитель по фондам; тематический путеводитель по фондам; краткий справочник по фондам, путеводитель по архиву, путеводитель по кинофотодокументам архива – это виды:
ОТВЕТ: архивных (внутриархивных) путеводителей.

ВОПРОС 13: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– систематизированный перечень наименований дел, формируемых в федеральном органе исполнительной власти, с указанием сроков их хранения
ОТВЕТ: номенклатура дел

ВОПРОС 14: При выдаче дел во временное пользование каждое дело заносится в
ОТВЕТ: книгу выдачи дел из хранилища.

ВОПРОС 15: Какой документ необходим при первой передаче документов в государственный архив.
ОТВЕТ: историческая справка.

ВОПРОС 16: Перечислите цели экспертизы ценности документов.
ОТВЕТ: определение сроков хранения документов; отбор документов на государственное хранение .

ВОПРОС 17: В течение какого времени хранится проектная документация по капитальному строительству.
ОТВЕТ:в течение 20 лет.

ВОПРОС 18: Дайте термин согласно приведенному определению.
___________________– архивный справочник, предназначенный для раскрытия состава и содержания единиц хранения (единиц учета), закрепления их систематизации внутри фонда и их учета.
ОТВЕТ:Опись дел

ВОПРОС 19: Вставьте пропущенное слов: «Научная дисциплина комплексного характера, разрабатывающая и изучающая вопросы архивного дела называется __________».
ОТВЕТ: архивоведение.

ВОПРОС 20: Для чего необходим лист-заверитель дела.
ОТВЕТ: в нем отмечаются изменения о составе и состоянии дела.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых работ:
«Перестройка»: попытки совершенствования системы органов государственного управления в 1985-1991 г.
Архивные online проекты
Безопасность архивов и архивных фондов
Вклад отечественных архивистов в развитие архивного дела в советский период
Вклад отечественных архивистов в развитие архивного дела России
ВНИИДАД: история, основные направления деятельности и современное состояние
Выставочная деятельность Государственного архива Алтайского края
Деловой этикет и корпоративная культура в современных организациях России
Документационное обеспечение работы кадровой службы
Документирование процедуры ликвидации организации
Документы КГКУ ГААК по истории Барнаульского городского Совета народных депутатов
Документы политических партий в фондах Государственного архива Алтайского края
Доступ к архивным документам и справочно-информационным средствам через сеть Интернет
Интернет ресурсы государственных органов как инструмент информационно-документационной деятельности
Информационно-документационное обеспечение деятельности муниципального образования Ключевской район Алтайского края
Информационное обеспечение деятельности муниципального образования (город Яровое Алтайского края)
Информационное обеспечение деятельности Прокуратуры Алтайского края
Информационный потенциал интернет ресурсов региональных архивов (на примере Алтайского края)
Историческая справка к фонду Р-1573 «Управление общественного питания Алтайского крайисполкома»
История архивного дела в России (в конце XX - начале XXI вв.)
История архивного дела в СССР
История и эволюция электронных документов
История создания технотронных архивов в России
Конфиденциальные документы: теоретические и правовые аспекты
НСА архивов Сибири и Дальнего Востока
Обеспечение доступа к архивной документной информации
Опыт создания электронных архивов за рубежом
Организационно-распорядительная документация: назначение, основные виды
Организация использования документов Архивного фонда Алтайского края
Организация работы с документами в акционерных обществах
Организация работы с документами в Управлении ФНС по Алтайскому краю
Организация работы с обращениями граждан в государственных учреждениях
Организация работы с обращениями граждан: особенности правовой регламентации
Организация системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
Организация экспертизы ценности документов в России: современное состояние
Органы государственной безопасности Советской России и СССР в 1917-1964 гг.: становление и развитие
Основные виды запросов и порядок их исполнения в государственном архиве (на примере Государственного архива Алтайского края)
Основные комплексы фондов личного происхождения в ГААК
Особенности документирования международных процессов
Партийные архивы в СССР
Понятие электронного документа и его значение в информационном обеспечении управления
Правовое регулирование архивного дела в современной России
Правовые аспекты международного перемещения архивных документов
Современное состояние защиты электронной информации
Современные направления обеспечения сохранности архивных документов
Современные проблемы передачи документной информации
Современные тенденции развития кадрового делопроизводства в России
Стандартизация и унификация текстов официально делового стиля
Технотронные архивы России
Фонды личного происхождения в составе Государственного архива Алтайского края
Форма территориального устройства советского государства
Характеристика систем электронного документооборота в России
Электронный документ в отечественном и зарубежном законодательстве
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 1,3 и 4 семестров зачета по всему изученному курсу в данный момент времени.
Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50 % заданий;
«незачтено» – верно выполнено 50 % и менее 50 % заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
Л1.3 Неженцева Н.В. Использование архивных документов : учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.4 М.Ф. Шкляр Основы научных исследований : учебное пособие М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=684295
Л1.5 Раскин Д.И., Соколов А.Р. Архивоведение: , 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сафронова Т.Н., Тимофеева А.М. Основы научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Шульгина М. В. Архивоведение: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 сост.: В. Н. Владимиров, Н. В. Неженцева Документоведение: учеб.-метод. комплекс / АлтГУ, Каф. документоведения, архивоведения и ист. информатики: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Ист. фак., Каф. археологии, этнографии и музеологии; авт.-сост. А. А. Тишкин Методика и методология научных исследований: учеб.-метод. комплекс Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый образовательный портал АлтГУ public.edu.asu.ru
Э2 Журнал «Историческая информатика» (2012-2016 гг.) kleio.asu.ru
Э3 Журнал «Историческая информатика» (2017-2018 гг.) nbpublish.com
Э4 Электронная библиотечная система "ЛАНЬ" e.lanbook.com
Э5 Университеская библиотека online www.biblioclub.ru
Э6 Официальный сайт Федерального архивного агентства archives.ru
Э7 Официальный сайт Краевого государственного казенное учреждения «Государственный архив Алтайского края» www.archiv.ab.ru
Э8 Интернет-журнал для тех, кто учится http://советстуденту.рф/nauka/
Э9 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э10 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э11 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э12 Курс в Moodle "Основы научных исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ:
БД «Населенные пункты Алтайского края»;
БД «Население Тобольска в 1897 г.»;
БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»;
БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»);
БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»;
БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314М кабинет кафедры отечественной истории - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; принтер HP laserJet P2055d; МФУ Xerox 5825; МФУ Xerox copycentre C118; учебно-наглядные пособия и литература; пакет карт по истории России
311М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основная практическая задача, решаемая такой учебной дисциплиной, как Основы научных исследований, – подготовка студентов к написанию, оформлению и презентации курсового проекта и ВКР. Отсюда вытекает и структура учебных занятий, которая ориентирована на понимание обучающимися таких теоретических вещей, как роль и место науки в современном обществе, смысл, особенности и структура научных исследований, методология и методы научного исследования. Одновременно решаются практические вопросы написания и оформления курсового проекта и ВКР, при этом особое внимание уделяется научно-справочному аппарату, включая ссылки и оформление библиографического списка. Заключительная часть дисциплины связана с технологиями представления результатов научного исследования, где особое внимание уделяется компьютерной презентации.
Студентам прежде всего необходимо обратить внимание на выбор темы курсового проекта. Здесь возможны такие варианты, как выбор из списка тем, предлагаемых преподавателем, выбор из списка с коррекцией темы, предложенной студентом, наконец, самый предпочтительный вариант – работа по теме, предложенной самим студентом.
При выполнении работы и ее написании следует учитывать информацию, полученную в ходе изучения дисциплины, а также выполнять рекомендации по курсовому проекту, получаемые от научного руководителя.
Существенной частью курса является представление студентами результатов самостоятельной работы в виде компьютерных презентаций. Важно отметить, что в современном научно-образовательном процессе презентация результатов подчас играет не меньшую роль, чем само по себе получение этих результатов. Необходимо знать основные формы представления, среди которых компьютерные презентации занимают все большее место. В рамках практических занятий каждый студент представляет самостоятельно выполненную компьютерную презентацию по заранее выбранной теме, после чего происходит обсуждение, в ходе которого выявляются достоинства и недостатки как содержательной части выполненной работы, так и формы ее представления. Важно отметить, что не меньшее значение, чем выполнение и представление самостоятельно выполненного задания, имеет и его анализ и обсуждение.
Объем курсового проекта, как правило, составляет 25–40 страниц, количество использованных литературы и источников — не менее 15–20 позиций.
Требования к оформлению курсового проекта:
Письменная работа выполняется на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм.). Оформление осуществляется при помощи программного обеспечения Microsoft Office через 1,5 межстрочных интервала, кегль 14. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, названиях, указаниях, применяя шрифты разной гарнитуры. Во всем тексте работы следует соблюдать единообразные поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста пробелом и печатаются строчными буквами. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я посмотрел», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать фразы, которые строятся с употреблением слов «представляется», «очевидно» или выражений: «на наш взгляд», «по нашему мнению», «на основе выполненного анализа можно утверждать …», «проведенные исследования продемонстрировали …» и т.п.
Работа оформляется в соответствии со следующей структурной схемой:
• титульный лист;
• оглавление;
• введение;
• основная часть (2 или 3 главы, которые структурируются в параграфы);
• заключение;
• список использованных источников и литературы;
• приложения.