МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Изобразительное искусство региона

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 233
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 233 233 233 233
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 288 288 288 288

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Степкин М.С.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Изобразительное искусство региона

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: сформировать у студентов целостное понимание генезиса и динамики, а также особой значимости и ценности изобразительного искусства региона. Хронологические рамки XVIII – начала XXI вв.
Задачи курса:
- изучить процесс формирования изобразительного искусства на Алтае в XVIII – начала XXI вв.;
- уяснить преемственность и значимость художественных традиций в этом процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;
ПК-1.1 знает способы практического использования полученных знаний по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в экскурсионной деятельности
ПК-1.2 умеет использовать полученные знания по мировой художественной культуре, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в профессиональной деятельности
ПК-1.3 владеет навыками разработки и реализации экскурсионными программами с учетом полученных знаний и с использованием информационно-коммуникативных технологий
ПК-2Способен к разработке и реализация культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-2.1 знает способы разработки и реализации культурно-просветительских проектов
ПК-2.2 умеет разрабатывать и реализовывать Культурно-просветительские проекты, связанные с историко-культурным наследием и современными практиками
ПК-2.3 владеет навыками реализации в культурно-просветительской деятельности основных задач, связанных с историко культурным наследием и современными практиками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.По окончанию курса студенты должны иметь представление:
- о этапах развития искусства региона в хронологической последовательности;
- об основных проблемах развития искусства региона;
- о взаимосвязи развития духовной культуры и роста значимости искусства региона как малой Родины человека;
- сформировать собственное понимание традиций и инноваций в изобразительном искусстве региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.- основные принципы развития изобразительного искусства;
уметь:
- дать оценку основным художественным произведениям, определить период, их значимость и преемственность;
- дать стилистический анализ художественного произведения;
- раскрыть художественную значимость произведения искусства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- стилистического и сравнительного анализа произведений живописи и архитектуры алтайского региона
- искусствоведческого знаточества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России.
1.1. Введение. Предмет, цели и задачи курса. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Изобразительное искусство Алтая в художественной культуре России. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Изобразительное искусство на Алтае в I половине XIX века.
2.1. Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852) Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Искусствоведческий анализ произведений В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова.(1799-1852). Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Художественная деятельность представителей академической художественной школы на Алтае. Творчество В.П. Петрова (1770-1810), Н.И. Мягкова (1799-1852). Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Изобразительное искусство Алтая XIX - начала ХХ веков.
3.1. Первые художники Алтая. Г. Гуркин - основополжник алтайской пейзажной живописи. Импрессионизм в творчестве А.О. Никулина (1876-1915). Художественные произведения Г. Гуркина и А. Никулина в коллекции ГХМАК. Сам. работа 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Графика в творчестве Г.И. Гуркина советского периода. Путевые зарисовки (Тува, Монголия). Работа над эскизами первого тувинского букваря. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Практические 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Алтайское художественное общество (1918). Педагогическая деятельность А. Никулина в Алтайской губернской художественной школе. Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Изобразительное искусство Алтая I половины ХХ века
4.1. Художественная деятельность М.Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). Лекции 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Художественная деятельность М. Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927). Практические 3 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.3. Художественная деятельность М. Курзина, В. Гуляева, Е. Коровай на Алтае 1910-1920- годов. Изобразительное искусство Алтая на выставки "Новая Сибирь" (1927).Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.4. Создание Алтайского отделения СХ СССР (1940). Художественная жизнь в годы ВОВ: выставки 1941-1945 гг. Агитационная графика И.Е. Харина. Творческтво советских мастеров М. Черемных, С. Лучишкина, Д. Цаплина в годы эвакуации на Алтай. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Особенности формирования художественной среды на Алтае 1950-х-1960-х гг.
5.1. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
5.2. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
5.3. Истоки многобразия алтайского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Выпускники художественных вузов СССР в изобразительном искусстве Алтая. Сбор материала для курсовой работы. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 6. Жанровые особенности алтайской живописи 1960-1970-х гг.
6.1. Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
6.2. Пейзаж в творчестве Ф.С. Торхова, Н.П. Иванова, Г.Ф. Борунова, В. Зотеева. Городской пейзаж в творчестве М.Я. Будкеева, Д. Комарова. Тематические произведения Л.Р. Цесюлевича, М.Д. Ковешниковой. Алтайская живопись на выставке "Сибирь социалистическая" г.Барнаул 1980. Сам. работа 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
6.3. Монументальное искусство Алтая 1960-1970-х годов. Творчество В.Ф. Добровольского. творчество П.Д. Джуры. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 7. Творчество алтайских художников-графиков 1960-1970-х годов.
7.1. Пейзаж в творчестве Ф. Филонова. Творчество В. Туманова, Ю. Кабанова. Новаторство в творчестве А. Потапова, Л. Пастушковой. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
7.2. Алтайская книжная графика: творчество В. Дерявского, Б. Лупачева, В. Раменского. Акварельный пейзаж А.А. Югаткина. Творчество Г. Белышева: деятельность художественной мастерской ХБК в 60-80-х гг. Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
7.3. Выставки и художественные объединения на Алтае в конце 1980-х-1990-х годах. Выставка "Молодежь Алтая" 1989г. Художественное объединение "Черный пахарь": творчество Е. Олейникова, Д. Петренко, А. Казанцева. Выставки художественного объединения "ГЛАЗ": творчество П. Широва, Е. и Р. Ильиных. Выставки творческой группы "Взгляд": А. Шапиро, П. Брытков, Д. Октябрь, И. Бутина и др. Концептуальные выставки и "неформальные" художественные движения 1990- нач. 2000-х годов: "Тихая мансарда", "Теплый фронт". Творчество Ю. Эсауленко, В. Лавринова, В. Метелецы, Л. Базиной и др. Выставка "НОМАДЫ": живопись Л. Пастушковой, произведения Е. Скурихина, С. Дыкова, Е. Булатовой (1990-2000 гг) Сам. работа 3 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Изобразительное искусство Алтая 1980-1990-х годов
8.1. Роль и значение Новоалтайского государственного художественного училища в художественной культуре Алтая. Пейзаж в творчестве А.П. Щетинина. Исторический жанр в тврочестве В.В. Конькова. Натюрморт И.В. Щетининой. Творчество А. Арестова. Пейзаж в творчестве С. Прохорова. Стилистические особенности живописи В. Октября. Лекции 3 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.2. Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б. Щербакова. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
8.3. Театрально-декорационное искусство Алтая. Творчество Б.М. Астахова. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.4. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова, Л. Снитко, Т.М. Степанской, Е. Маточкина, Л.И. Нехвядович, Ю.В. Виноградов и др. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.5. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Ю.В. Виноградов. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.6. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: В. Эдокова. Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.7. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л. Снитко. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
8.8. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Т.М. Степанской. Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.9. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Л.И. Нехвядович. Сам. работа 3 9 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.10. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Е. Маточкина. Сам. работа 3 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
8.11. Изобразительное искусство региона в трудах алтайских искусствоведов: Р.М. Еркинова. Сам. работа 3 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв.
9.1. Выставки и художественные объединения на Алтае на рубеже XX-XXI вв. Молодежные выставки Сибири. "Аз.Арт.Сибирь" 1989г. Сам. работа 3 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л1.1
9.2. Зачет 3 13 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/summary.php?attempt=2083890&cmid=135501
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способность к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
ПК-1: Способность к осуществлению историко-культурных, историко-художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений;
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства.
1. познавательная,
2. семантическая.
3. игровая.

Правильный ответ: 2

2. Русские народные промыслы это...
1. духовная и материальная культура русских в её традиционном и внепрофессиональном аспекте.
2. форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

3. художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы.

Правильный ответ: 2

3. Из каких цветов состоит Мезенская роспись?
1. черный и желтый.
2. черный и белый.
3. черный и красный.

Правильный ответ: 3

4. Какая миниатюра исполняется темперой на папье-маше?
1. федоскинская.
2. холуйская.
3. палехская.

Правильный ответ: 3

5. Какая игрушка изготавливается из мягких пород дерева?
1. богородская.
2. кожлянская.
3. жбанниковская.

Правильный ответ: 1

6. Как называется традиционное ремесло, в котором из капового нароста изготавливаются различные изделия?
1. богородская резьба.
2. капокорешковый промысел.
3. абрамцево - кудринская резьба.

Правильный ответ: 2

7. Что представляет из себя Дымковская игрушка?
1. деревянную игрушку-свистульку.
2. глиняную расписную куклу.
3. глиняную игрушку, расписанную и обожжённую в печи.

Правильный ответ: 3

8. Скань – это…
1. ажурные или напаянные на металлический фон узоры из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленьких серебряных или золотых шариков) и эмали?.
2. народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
3. морозный рисунок на окнах.

Правильный ответ: 1

9. Вологодским кружевом называют...

1. вид кружева, в котором основные изображения выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
2. вид декоративно-прикладного искусства, чьи сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями.
3. вышивка, выполненная на ткани из льна, в которой нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки.

Правильный ответ: 1

10. В каком народном расписном промысле основными сюжетами являются: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города?
1. городецкая роспись.
2. тагильский поднос.
3. жостовская роспись.

Правильный ответ: 2

11. Декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (изредка зелёным) цветом по золотистому фону, с использованием серебряного оловянного порошка – это ...
1. жостовская роспись.
2. гжель.
3. хохлома.

Правильный ответ: 3

12. Богиня из пантеона Владимира – покровительница женских ремёсел…
1. Берегиня.
2. Макошь.
3. Лада.

Правильный ответ: 2

13. Символ восходящего Ярилы-Солнца в Арийских Ведах…
1. посолонь.
2. инглия.
3. коловрат.

Правильный ответ: 3

14. Цвет символизирующий «нетленное совершенство»...
1. черный.
2. серый.
3. белый.

Правильный ответ: 3


15. Народный промысел, изготавливающий посуду с кобальтовым рисунком…
1. дымка.
2. гжель.
3. городец.

Правильный ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Функция народного искусства…

Правильный ответ: семантическая.

2. Образы народного искусства, изображающие человеческие фигуры...

Правильный ответ: зооморфные.

3. Промысел, в котором традиционно все игрушки, кроме «люботы» – свистульки…

Правильный ответ: филимоновский.
4. Двухцветная северная роспись…

Правильный ответ: мезенская.

5. Центр изготовления лаковой миниатюры…
Правильный ответ: Палех.

6. Название камня, из которого сделана «Царица ваз»...
Правильный ответ: Ревнёвская яшма.

7. Основатель камнерезного дела на Алтая...

Правильный ответ: Демидов.

8. Нагрудное украшение в виде ленты из бисера...

Правильный ответ: гайтан.

9. Ткачество, по внешнему виду напоминающее вышивку вперед иглой…

Правильный ответ: закладное.

10. Плоское квадратное приспособление для ткачества поясов...

Правильный ответ: дощечки.

11. Тканая узорная ткань в очень мелкую цветную клетку…

Правильный ответ: пестрядь.

12. Центр золотошвейных промыслов...

Правильный ответ: Торжок.

13. Способам получения узорной ткани отно¬сится при котором узор вырезался на деревянной доске и затем отпечатывался на ткань…

Правильный ответ: набойка.

14. Приспособление для плетения кружев…

Правильный ответ: коклюшки.

15. Не является центром традиционного кружевоплетения…

Правильный ответ: Полхов Майдан.

16. Автор исследования «Народное искусство как часть культуры: теория и практика»…

Правильный ответ: М.А. Некрасова.

17. Мастерица по бисероплетению, работы которой внесены в книгу «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»…

Правильный ответ: Н.Т. Дамер.

18. Барнаульский мастер резьбы по бересте ...

Правильный ответ: В.М. Романов.

19. Барнаульский мастер резьбы по дереву...

Правильный ответ: С.Г. Мозговой.

20. Барнаульский мастер-гончар…

Правильный ответ: В.В. Гычев.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая: Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусств: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Степанская Т. М. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.): [монография] Барнаул : [Азбука], 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т. М. Описание и анализ памятников искусства : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2002 docplayer.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный художественный музей Алтайского края: [Электронный ресурс]. ghmak.ru
Э2 Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая - ГМИЛИКА: [Электронный ресурс]. gmilika.ru
Э3 Алтайская краевая универсальная научная библиотека имени В. Я. Шишкова akunb.altlib.ru
Э4 Курс "Изобразительное искусство региона" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.