МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы проектирования экспозиционного пространства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_История искусств_ДиСИ-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 383
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 8 16 8
Практические 24 12 24 12
Сам. работа 383 403 383 403
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 432 432 432 432

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы проектирования экспозиционного пространства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 16.05.2022 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняква И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 16.05.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой Черняква И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - выявление места и роли культуры в системе общества, ее соотнесенности с другими общественными явлениями, ее строения и функционирования в различных слоях, классах и группах общества, социального содержания и значения культуры в разные исторические эпохи и в различных политических контекстах, принципов и методов анализа культуры как общественного явления, целей и возможностей социокультурного анализа общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен к разработке и реализация культурно-просветительских проектов, связанных с историко-культурным наследием и современными практиками.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Краткий исторический обзор профессии дизайнера.
Дизайн-проектирование в ХХI веке.
Базовые категории дизайна.
Содержание процесса дизайн-проектирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методы исследования структуры проблемы и расширения смыслового контекста объекта проектирования. Составлять сценарную модель структуры целей. Методы перспективного моделирования. Методы моделирования стратегий. Методы функционального проектирования. Конструктивное моделирование. Комбинаторный метод.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть средствами и приемами композиционного формообразования в контексте объекта гармонизации. Средствами проектно-графического моделирования. Средствами объемного моделирования. Средствами компьютерного проектирования. Технологией дизайн-проектирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дизайн-проектирование в ХХI веке. Теория, методология и практика.
1.1. Предпосылки возникновения современных представлений о профессиональной проектной деятельности Лекции 4 4 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Состав и структура учебно-материальной базы Сам. работа 4 20 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Социокультурная деятельность как общественная система Сам. работа 4 10 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы социокультурной деятельности
2.1. Проектный образ как художественная модель. Лекции 4 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Дизайн как художественно-проектная деятельность. Сам. работа 4 38 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Дизайн как связь искусств и ремесел на заре своего возникновения. Сам. работа 4 90 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. 17. Проектно-графическое моделирование. Его особенности, техника, типы. Сам. работа 4 24 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Дизайн как художественно-промышленная деятельность в начале ХХ века. Сам. работа 4 40 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Система средств обучения на базе средств ИКТ. Учебно-методический комплекс на базе средств информатизации и коммуникации. Сам. работа 4 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.7. Функция объекта дизайна. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.8. Художественное моделирование потенциального потребителя. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.9. Художественное моделирование потенциального потребителя. Лекции 4 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.10. Проектные исследования и их место в дизайн-процессе. Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Практические аспекты социкультурной деятельности
3.1. Критерии оценки творчества в дизайн-деятельности. Сам. работа 4 40 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Механизм творческого процесса. Сам. работа 4 40 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Уровень проектной реализации дизайн-концепции. Сам. работа 4 40 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Проектно- практическое моделирование. Сам. работа 4 8 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Виды проектно-практической деятельности Сам. работа 4 11 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Проектные исследования и их место в дизайн-процессе. Сам. работа 4 10 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Средства дизайна. Средства и приемы формообразования. Практические 4 4 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Композиционное формообразование Практические 4 2 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.9. Ознакомление с проблемой и разработка технического задания на проектирование. Сам. работа 4 10 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.10. Перспективные направления разработки и использования средств ИКТ в образовании. Сам. работа 4 20 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.11. Экзамен 4 9 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Д. Приемы объектно ориентированного проектирования. : учебное пособие Москва : ДМК Пресс//"ЭБС "Лань", 2007 https://e.lanbook.com/book/1220
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 социокультурная деятельность www.biblioclub.ru
Э2 социальная и культурная деятельность www.akunb.altlib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для чтения лекций используются аудитория, оснащенная компьютером с выходом в
Интернет, системные требования: AMD Athlon 64x2 Dual core 5000+ (2
cpu)/2Gb/150Gb/817Mb/Nvidia GeForce 8200, проектор Acer P5280 - для демонстрации
учебно-методического материала. Программное обеспечение: MS Office 2007.
Для проведения практических занятий используются аудитория, оснащенная
компьютером с выходом в Интернет, системные требования: Intel Core 2 Quad Q9400
2.66Ghz/4Gb/300Gb/2Gb Nvidia GeForce 9600 GT - для демонстрации учебно-
методического материала. Программное обеспечение: Windows 7, Adobe Master Collection
CS6, Corel Draw X4, MS Office 2007, Антивирус Kaspersky Endpoint 8.
Студенты имеют доступ к электронно-библиотечным системам, а также доступ к
информационно-образовательной среде СГТУ.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.