МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управления проектами в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильЭтнокультурология тюркского мира: арт-практики и креативные индустрии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_История искусств_ЭТМ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 202
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 202 202 202 202
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Балашова С.П.

Рецензент(ы):
к.э.н, Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Управления проектами в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является приобретение знаний и умений, позволяющих осуществлять управление проектами на всех стадиях реализации:
- создание системного видения проекта;
- генерация и презентация идеи проекта;
- формирование команды и обеспечение необходимой инфраструктуры для бесперебойного взаимодействия участников;
- разбиение проекта на этапы жизненного цикла;
- планирование работ по каждому этапу;
- работа с рисками: идентификация и реагирование;
- составление бюджета проекта;
- общее представление о существующих стандартах и методологиях в области управления проектами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы представления и описания результатов проектной деятельности;
- методы, критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта;
- принципы, методы и требования, предъявляемые к проектной работе.
3.2.Уметь:
3.2.1.- прогнозировать развитие процессов в проектной профессиональной области;
- выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации в целях реализации проекта;
- анализировать проектную документацию; рассчитывать качественные и количественные результаты, сроки выполнения проектной работы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками управления проектной деятельностью в области, соответствующей профессиональной деятельности;
- навыками анализа проектной документации, а также навыками разработки и реализации программы проекта в профессиональной области.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основы управления проектами Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы управления проектами Практические 1 0 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Основы управления проектами Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.4. Процессы управления проектом. Управление содержанием проекта Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Процессы управления проектом. Управление содержанием проекта Практические 1 0 Л1.1, Л2.1
1.6. Процессы управления проектом. Управление содержанием проекта Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1
1.7. Управление сроками проекта Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
1.8. Управление сроками проекта Практические 1 0 Л1.1, Л2.1
1.9. Управление сроками проекта Сам. работа 1 18 Л1.1, Л2.1
1.10. Управление стоимостью проекта Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
1.11. Управление стоимостью проекта Практические 1 0 Л1.1, Л2.1
1.12. Управление стоимостью проекта Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1
1.13. Управление рисками проекта Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
1.14. Управление рисками проекта Практические 1 0 Л1.1, Л2.1
1.15. Управление рисками проекта Сам. работа 1 24 Л1.1, Л2.1
1.16. Управление командой и коммуникациями проекта Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
1.17. Управление командой и коммуникациями проекта Практические 1 0 Л1.1, Л2.1
1.18. Управление командой и коммуникациями проекта Сам. работа 1 18 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Стандарты и методы управления проектом Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
2.2. Стандарты и методы управления проектом Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Стандарты и методы управления проектом Сам. работа 1 30 Л1.1, Л2.1
2.4. Технологии управления проектом Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
2.5. Технологии управления проектом Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.6. Технологии управления проектом Сам. работа 1 30 Л1.1, Л2.1
2.7. Инструменты управления проектом Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
2.8. Инструменты управления проектом Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.9. Инструменты управления проектом Сам. работа 1 24 Л1.1, Л2.1
2.10. Направления развития проектного управления в России и за рубежом Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1
2.11. Направления развития проектного управления в России и за рубежом Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
2.12. Направления развития проектного управления в России и за рубежом Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10559

Проверяемая компетенция УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла.

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Общая структура жизненного цикла проекта включает в себя:
а) прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную стадии;
б) предпроектные исследования, проектный анализ, строительство, эксплуатацию;
в) обоснование инвестиций, разработку бизнес-плана, технико-экономическое обоснование проекта, строительство, освоение производственной мощности, эксплуатацию, завершение проекта;
г) фазу разработки, фазу реализации.
Ответ: а
2. Возможность участников проекта воздействовать на него:
а) в фазе разработки больше, чем в фазе реализации;
б) в фазе разработки меньше, чем в фазе реализации;
в) одинакова в фазе реализации и в фазе разработки.
Ответ: в
3. Какой из типов жизненного цикла проекта характеризуется однократным выполнение каждого этапа:
а) итерационный;
б) адаптивный
в) водопадный.
Ответ: а
4. Полный перечень видов деятельности, обеспечивающих управление проектом, включает в себя:
а) согласование, визирование, исполнение работ, предоставление информации, подготовку предложений;
б) инициацию, планирование, обеспечение, контроль;
в) управление ресурсами, управление работами, управление результатами, управление рисками;
г) планирование, организацию, координацию, активизацию, контроль.
Ответ: в
5. Какую деятельность осуществляют руководители высшего уровня организационной структуры проекта:
а) управленческую;
б) обеспечивающую.
Ответ: а
6. Что из нижеперечисленного является элементом обеспечивающей деятельности:
а) активизация;
б) планирование;
в) контроль;
г) согласование и визирование.
Ответ: б
7. Что из нижеперечисленного является элементом управленческой деятельности:
а) предоставление информации;
б) подготовка предложений;
в) активизация;
г) согласование и визирование.
Ответ: б
8. Отметьте элемент внутреннего окружения проекта:
а) бюджетные рамки проекта;
б) руководство предприятия, где осуществляется проект;
в) методы и средства коммуникации в проекте;
г) технология на предприятии.
Ответ: б
9. Какой из элементов внутреннего окружения проекта определяет взаимоотношения между основными участниками проекта, распределение прав, ответственности и обязанностей:
а) организация проекта;
б) участники проекта;
в) социальные условия проекта;
г) экономические условия проекта.
Ответ: б
10. Какой из перечисленных аспектов является ключевым для управления программой проектов:
а) соответствие направлению бизнеса;
б) бизнес-поддержка и финансирование;
в) соответствие организационной стратегии.
Ответ: в
11. Укажите определение активов организационного процесса:
а) формальные и неформальные правила, процедуры и регламенты, которые могут повлиять на управляемость содержанием проекта;
б) факторы внешней и внутренней среды предприятия;
в) шаблоны документов управления проектом;
г) план управления содержанием проекта.
Ответ: д
12. Какие из активов организационного процесса являются особо важными для планирования содержания проекта:
а) корпоративные правила для различных сфер деятельности организации в части, относящейся к планированию и управлению содержанием проекта;
б) стандарты обслуживания клиентов компании;
в) организационные процедуры, относящиеся к планированию и управлению содержанием проекта;
г) историческая информация о предыдущих проектах, которая может быть помещена в базу накопленных знаний.
Ответ: а
13. Что не включают в план управления содержанием проекта:
а) процесс подготовки подробного описания содержания проекта на основе предварительного описания содержания проекта;
б) процесс создания ИСР на основе подробного описания содержания проекта и определения способов поддержания и одобрения ИСР;
в) процесс, определяющий формальную процедуру верификации и приемки завершенных результатов поставки проекта и процесс, контролирующий обработку запросов на изменения в подробном описании содержания проекта;
г) процесс идентификации рисков проекта.
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: - "зачтено" - верно выполнено более 50 % заданий;
- "не зачтено" - верно выполнено 50 % и менее 50% заданий.
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой метод используется при создании ИСР?
Ответ: декомпозиции
2. Какой тип зависимости используется в методе стрелочных диаграмм?
Ответ: Финиш-старт
3. Какую информацию содержат сетевые диаграммы расписания проекта?
Ответ: даты операций и плановые операции критического пути.
4. Управление расписанием проекта связано с определением текущего состояния расписания проекта?
Ответ: да.
5. В каком процессе происходит определение и документальное оформление ролей, ответственности и подотчетности, а также создание плана управления обеспечением проекта персоналом?
Ответ: управление командой проекта.
6. В каком процессе осуществляется привлечение человеческих ресурсов, необходимых для выполнения проекта?
Ответ: набор команды проекта.
7. Лицо, которому заказчик или инвестор делегирует полномочия по руководству работами в рамках проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта это - ________________ .
Ответ: руководитель проекта
8. Работы по повышению квалификации членов команды проекта и укреплению взаимодействия между ними с целью повышения эффективности исполнения проекта проводятся в процессе____________________ .
Ответ: развития команды проекта
9. В каком процессе осуществляется контроль за эффективностью членов команды проекта, обеспечение обратной связи, решение проблем и координация изменений, направленных на повышение эффективности исполнения проекта?
Ответ: управление командой проекта.
10. Виртуальная команда позволяет выполнять работу при минимальном личном контакте или при полном его отсутствии?
Ответ: да
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Зачтено"- ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Не зачтено" - не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен или вовсе не дан.

Проверяемая компетенция УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Практическое применение системного анализа для исследования особенностей и дальнейшего оптимального управления системой (проектом) предполагает реализацию этапов:
а) Содержательная постановка задачи.
б) Построение модели системы.
в) Поиск решения задачи с помощью модели.
г) Проверка решения с помощью модели.
д) Планирование ресурсов.
Ответ: а, б, в, г
2. Выберите наиболее полный перечень процессов управления длительностью проекта:
а) определение состава операций, оценка ресурсов операции, оценка длительности операций, разработка операций, разработка расписания, управление расписанием;
б) определение состава операций, определение взаимосвязей операций, оценка ресурсов операции, оценка длительности операций, разработка операций, разработка расписания, управление расписанием;
в) определение состава операций, определение взаимосвязей операций, оценка ресурсов операции, разработка операций, разработка расписания, управление расписанием;
г) определение состава операций, определение взаимосвязей операций, оценка ресурсов операции, оценка длительности операций, разработка операций, управление расписанием.
Ответ: г
3. Какой тип оценок не предполагает использовать метод трех точек оценки длительности операций:
а) наиболее вероятная;
б) реальная;
в) оптимистичная;
г) пессимистичная.
Ответ: б
4. В чем заключается сущность работ при планировании коммуникаций проекта:
а) определение потребностей участников проекта в коммуникации и информации;
б) своевременное предоставление необходимой информации участникам проекта;
в) сбор и распространение информации о выполнении работ;
г) управление коммуникациями в целях удовлетворения требований участников проекта и решения возникающих проблем.
Ответ: д
5. В чем заключается сущность работ на этапе распространения информации:
а) определение потребностей участников проекта в коммуникации и информации;
б) своевременное предоставление необходимой информации участникам проекта;
в) сбор и распространение информации о выполнении работ;
г) управление коммуникациями в целях удовлетворения требований участников проекта и решения возникающих проблем.
Ответ: г
6. В чем заключается сущность работ при подготовке отчетности по исполнению:
а) определение потребностей участников проекта в коммуникации и информации;
б) своевременное предоставление необходимой информации участникам проекта;
в) сбор и распространение информации о выполнении работ;
г) управление коммуникациями в целях удовлетворения требований участников проекта и решения возникающих проблем.
Ответ: г
7. В чем заключается сущность работ по управлению участниками проекта:
а) определение потребностей участников проекта в коммуникации и информации;
б) своевременное предоставление необходимой информации участникам проекта;
в) сбор и распространение информации о выполнении работ;
г) управление коммуникациями в целях удовлетворения требований участников проекта и решения возникающих проблем.
Ответ: г
8. Как формулируется принцип Парето при создании стратегии организации?
а) усилия руководства составляют приблизительно 40%, тогда как определение того, как эта стратегия будет осуществляться, может потребовать 60% усилий
б) усилия руководства составляют приблизительно 20%, тогда как определение того, как эта стратегия будет осуществляться, может потребовать 80% усилий
в) усилия руководства составляют приблизительно 30%, тогда как определение того, как эта стратегия будет осуществляться, может потребовать 70% усилий
г) нет правильного варианта
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50 % заданий;
- "не зачтено" - верно выполнено 50 % и менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность взаимосвязанных элементов, создающих единое целое это – _____. Ответ: система.
2. Каждый проект может быть рассмотрен как ____________, которая имеет разную степень сложности в зависимости от своего масштаба.
Ответ: система.
3. С точки зрения системного подхода проект можно рассматривать как процесс перехода из ________________ состояния в конечное.
Ответ: исходное.
4. Процесс выявления подверженности организации неопределённости, что предполагает получение полной информации об организации, рынке, законодательстве, социальном, культурном и политическом окружении, — это ___________ .
Ответ: идентификация
5. Сравнение проверяемой продукции или процедур проекта с лучшими аналогами с целью определения направления улучшений, — это________________ .
Ответ: бенчмаркинг
6. Первым примером современного проектного менеджмента стала реализация проекта Manhattan, начатого в__________ году и посвящённого созданию американской атомной бомбы.
Ответ: 1941.
7. Организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, — это ________________ .
Ответ: юридическое лицо
8. Наличие или отсутствие аналогов в части существа, содержания проекта и его элементов, условий и обстоятельств выполнения, использованных приёмов и методов организации, — это степень_______________ проекта.
Ответ: новизны
9. План, выраженный в количественных показателях и отражающий затраты, необходимые для достижения поставленной цели, — это ____________.
Ответ: бюджет проекта.
10. Подмножество управления изменениями, которое акцентирует внимание на том, как реализовать утвержденные изменения, — это управление ___________ проекта.
Ответ: конфигурацией.
11. Точно определённая сумма платежей за весь период действия договорных отношений — это _______________ договора.
Ответ: твердая цена.
12. К основным защищаемым свойствам информационных ресурсов относят:
Ответ: конфиденциальность, доступность, целостность.
13. Совокупность нескольких простых систем, тесно взаимодействующих друг с другом это ______________ система.
Ответ: сложная
14. Под каким руководством проектом понимается набор знаний и навыков по выполнению проектов в соответствии с соответствующей методологией и технологией? Ответ: техническим
15. Использование внешних организаций для решения задач проекта — это ____________. Ответ: аутсорсинг.

16. Директивный документ, представляющий собой график планируемых расходов и доходов, распределённых по статьям в рамках проекта, составленный за определённый период времени на каждый вид деятельности или на центр затрат, — это __________. Ответ: бюджет
17. Действия отдельных людей или группы для получения, развития и использования власти и ресурсов, нацеленных на определённые результаты, когда существует неопределённость и несогласованность выбора — это______________ политика.
Ответ: организационная
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Зачтено"- ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Не зачтено" - не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования с помощью автоматизированной программы Moodle. Тест содержит 20 вопросов, отбираемых в случайном порядке из общей базы вопросов по курсу. На каждое тестовое задание отводится до 1 минуты. Тестовое задание может иметь один или более правильных ответов. В последнем случае после формулировки вопроса приводится количество позиций, которые нужно отметить для получения правильного ответа на вопрос. За каждый правильный ответ закрытого типа дается 1 балл. Для получения зачета по курсу необходимо ответить на 50% вопросов теста и более.
Пример оценочного средства:
1. Проект можно определить как:
a) совокупность мероприятий, направленных на достижение уникальной цели и ограниченных по ресурсам и времени;
б) систему целей, результатов, технической и организационной документации, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению;
в) системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и пр.) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели.

2. Окружающая среда проекта — это:
а) совокупность факторов и объектов, непосредственно не принимающих участия в проекте, но влияющих на проект и осуществляющих взаимодействие с проектом и отдельными его элементами;
б) совокупность всех участников проекта и других физических и юридических лиц, заинтересованных в его результатах;
в) совокупность независимых хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с участниками проекта напрямую.

3. Субъекты, самостоятельно реализующие деятельность по проекту или деятельность, результаты которой влияют на проект (взаимодействуют с проектом), — это:
а) пассивные участники проекта;
б) активные участники проекта;
в) косвенные участники проекта.

4. Руководитель проекта относится:
а) к активным непосредственным участникам;
б) пассивным участникам;
в) пассивным непосредственным участникам;
г) непосредственным участникам;
д) пассивным косвенным участникам.
Оценка "Зачтено" выставляется, если:
- студентом понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность, правильно выполнено 85 -100 % заданий предложенного теста (повышенный уровень);
- студентом в основном понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность, правильно выполнено 50-84 % заданий предложенного теста (базовый уровень).
Оценка "Не зачтено" выставляется, если студентом не понимаются используемые при составлении тестового вопроса термины, их взаимосвязи и взаимообусловленность. Правильно выполнено менее 50 % заданий предложенного теста (уровень не сформирован).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуб, Анатолий Тимофеевич Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2022 urait.ru
Л2.2 Дрещинский, Владимир Александрович Основы проектирования и развития организаций: Учебник для вузов/ Москва : Юрайт,, 2021 https: //urait.ru/bcode/477544 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.3 Зуб, Анатолий Тимофеевич Управление проектами: Учебник и практикум Для СПО/ Москва : Юрайт,, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида занятий: лекционные и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Самостоятельная работа предусматривает подготовку к практическим занятиям и выполнение заданий. Самостоятельная работа призвана закрепить полученные на практических занятиях учения и навыки. Поэтому по каждой теме необходимо выполнить не менее одного задания.
Промежуточная итоговая аттестация по курсу предусматривает прохождение итогового тестирования. Итоговый тест содержит 55 вопросов, отобранных случайным образом из банка тестовых вопросов. Вопросы итогового тестирования охватывают основные сферы жизнедеятельности человека, рассмотренные в рамках курса.