Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и экспериментальной физики |
---|---|
Направление подготовки | 03.04.02. Физика |
Профиль | Физика наносистем |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 03_04_02_Физика_ФН-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 4 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и экспериментальной физики
Протокол от 30.06.2021 г. № 6
Заведующий кафедрой Плотников Владимир Александрович
1.1. | Наночастицы и наноматериалы обладают комплексом физических, химических свойств и биологическим действием (в том числе токсическим), которые часто радикально отличаются от свойств этого же вещества в форме сплошных фазили макроскопических дисперсий. Производство и обработка наноматериалов предполагает неизбежное проникновение наноматериалов в окружающую среду. Представляется необходимым понять основу маршрутов подобных выбросов, механизм их распределения и трансформации в атмосфере для предупреждения возможного негативного воздействия на нее. Аналитические методы и стандарты необходимы для определения предполагаемых биопреобразований созданных наночастиц при их выделении в окружающую среду или биоаккумуляции там со временем. Для исключения любого негативного воздействия необходимо определить и установить нормы и методы управления окружающей средой применительно к наноматериалам. Цель осовения дисциплины "Экология наноматериалов" - изучение средств и методов, используемых для поддержания благоприятного качества окружающей природной среды посредством обеспечения выполнения экологических правил и норм всеми субъектами, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов или влияет на состояние окружающей природной среды. А так же рассмотрение потенциальных и реальных экологических рисков, возникающих при взаимодействии наноматериалов с окружающей средой, анализ миграции и путей попадания наноматериалов в экосистему (атмосфера,гидросфера, литосфера), физико-химических свойств наноразмерных золей, а также анализ исследований в области токсикологиии экотоксикологии наноматериалов при их взаимодействии с растениями, почвой, беспозвоночными, млекопитающими и человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-2 | Способен выполнять операции контроля, измерения и испытания для выявления параметров состава, структуры и свойств (инженерных, эксплуатационных, технологических) материала |
ПК-8 | Способен классифицировать продукцию наноиндустрии и технологии ее производства по уровню потенциальной опасности согласно методикам по классифицированию нанотехнологий и продукции наноиндустрии по степени потенциальной опасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | типы классификаций и основные свойства наноматериалов; основные методы синтеза нанопорошков, как источники выделения наночастиц в окружающую среду; основные методы определения состава, морфологии и дисперсности нанопорошков, размера и концентрации нанопорошков в окружающей среде; способы обработки и представления экспериментальных данных о составе, морфологии и дисперсности нанопорошков; способы изучения процессов растворения, агрегации и седиментации нанопорошков в окружающей среде; реальные и потенциальные пути миграциинаночастиц в окружающей среде |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | классифицировать наноматериалы по их назначению и свойствам; анализировать состав, морфологию и дисперсность нанопорошков, размеры и концентрацию нанопорошков в окружающей среде; прогнозировать риски попадания нанопорошков в окружающую среду, включая атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | опытом прогнозирования рисков воздействия нанопорошков и продуктов, содержащей наночастицы, на окружающую среду, включая атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные понятия, классификация наноматериалов и источники их поступления в окружающую среду | ||||||
1.1. | Определение наноматериалов и их классификация | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Основные характеристики наноматериалов. Потенциальные источники. Источники образования наноматериалов в природе | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Основные понятия, классификация наноматериалов и источники их поступления в окружающую среду | Практические | 4 | 4 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Общая характеристика нанотехнологий, классификация и сфера применения наноматериалов и наночастиц | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Основные понятия, классификация наноматериалов и источники их поступления в окружающую среду | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Метрологическое обеспечение и стандартизация в наноиндустрии | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Свойства наноматериалов, определяющие их взаимодействие с объектами окружающей среды | ||||||
2.1. | Коллоиды наночастиц | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Миграция наночастиц в окружающей среде | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Миграция нанообъектов в организме человека | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Свойства наноматериалов, определяющие их взаимодействие с объектами окружающей среды | Практические | 4 | 4 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Свойства наноматериалов, определяющие их взаимодействие с объектами окружающей среды | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Влияние наноматериалов на объекты окружающей среды | ||||||
3.1. | Нанотоксикология и наноэкотоксикология — новые разделы науки. Биологическое действие наноматериалов. Токсическое действие наноматериалов. Зависимость токсичности наноматериалов от абиотических факторов | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Влияние наноматериалов на объекты окружающей среды | Практические | 4 | 4 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Влияние наноматериалов на объекты окружающей среды | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Общая концепция оценки биотоксичности наноматериалов | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Методы экотоксикологического исследования и оценка рисков воздействия наноматериалов на окружающую среду и человека | ||||||
4.1. | Токсикологическое исследование наноматериалов. Оценка рисков воздействия наноматериалов на окружающую среду и человека. Социальные риски развития нанотехнологий | Лекции | 4 | 2 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Методы экотоксикологического исследования и оценка рисков воздействия наноматериалов на окружающую среду и человека | Практические | 4 | 6 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Методы экотоксикологического исследования и оценка рисков воздействия наноматериалов на окружающую среду и человека | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Международные и национальные органы по обеспечению безопасности нанотехнологий и наноматериалов | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Гуманитарные аспекты безопасности при обращении с наноматериалами: социальные перспективы и риски, этические принципы и методические основы. Гуманитарные аспекты безопасности при обращении с наноматериалами: правовые основы охраны труда.Условия безопасного проведения работ по оценке безопасности наночастиц и наноматериалов | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-8, ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложение |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А. Ю. Годымчук, Г. Г. Савельева, А. П. Зыкова ; под редакцией Л. Н. Патрикеева и А. А. Ревиной | Экология наноматериалов : учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие | Москва : Лаборатория знаний, 2020 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. И. Стурман, А. Н. Логиновская, А. Г. Казанцева | Экологическая безопасность инфокоммуникаций и охрана окружающей среды : учебное пособие [Электронный ресурс]: учебное пособие | Санкт-Петербург : СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2021 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Physical chemistry of nanostructured substance / Физическая химия наноструктурированных веществ | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Multilevel structure, physicochemical and informational properties of matter / Многоуровневое строение, физико-химические и информационные свойства вещества | portal.edu.asu.ru | ||
Э3 | Физико-химические основы наноинжиниринга материалов | portal.edu.asu.ru | ||
Э4 | Физическая химия наноструктурированных функциональных и биомиметических материалов | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Экология наноматериалов | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
программный пакет MATLAB версия 7 (2010 г.)и выше обучающая программа “Tomography” программа «eFilm 2.1» и выше Microsoft Excel (Microsoft), 2007 г. OriginLab Origin Pro 8.0 (OriginLab), 2008 г. MathCAD 14/15 (Parametric Technology Corporation), 2007/2009 гг. Mathematica 4.0 (Wolfram Research, Inc www.wolfram.com.), 2009 г. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. http://www.biblioclub.ru/ интернет-портал «Университетская библиотека онлайн» www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. www.intuit.ru/ Образовательный сайт |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303К | лаборатория молекулярной физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; вольтметр ВКГ-16; вольтметр М1202 Э-500; источник питания 1202 (стабилизатор); Лабор. изучения распределения термоэлектронов по скоростям; монитор 17" Samsung 763 MB; монитор 17" Samsung 763MB; принтер Epson Stylus Photo R200; системный блок Celeron 1700/128DDR/i845GV/40/CD-RW/S; термостат УН-16; термостат УН-16; акустические системы; акустические системы; вакуумметр ВИМ 2А; вольтметр В7-18; гараж лод.; датчик колебаний КВ-11; датчик колебаний КД-45; интерферометр Фабри - Перо; кодоскоп Графопроектор Пеленг-2400; Лаб. определение вязкости методом Стокса; Лаб. определение длины своб.пробега молек; лазерная указка; лампа настольная; микромонометр с пневмотрубкой; микротермометр ЛТА-4; милливольтметр М1109; милливольтметр М2020; Н-р по наблюдению интерфер.и дифракции; набор по электризации; нановольтметр Ф118; объектив МС МКТО - II Са; осциллограф CI-64; осциллограф CI-74; осциллограф Е211; осциллограф Е211; осциллограф С1-67; очки для газосварщика Ультравижин панорамные 9301; пирометр "Промень"; прибор "Демонстр.закона сохранения импул; решетка дифракционная; решетка дифракционная с оправой; сейф; стенд вакуумный; телефон; усилитель VL-103; усилитель УИП-2; усилитель УПИ - 1; установка "Мертвая петля"; штатив 5; эл.дрель; учебные наглядные пособия:"Физически практикум по молекулярной физике"; "Лазерная медицина";"Оптика и лазерная физика в медицине: Технические основы медицинских лазеров". |
315К | лаборатория спектрального анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; генератор сигналов низкочастотный Г3-112; двухкоординатный самописец ЭНДИМ 62201; измеритель ОСИСМ; комплект КСВУ-23 (МДР-23); модулятор МЛ-102; монохроматор МУМ; монохроматор МУМ-2; монохроматор МУМ-2; осциллограф ЕО - 213; осциллограф ЕО-213; осциллограф ЕО-213; прибор ИЛД-2; самописец "Эндим"; самописец "Эндим"; самописец 02060; фотометр отражения ФО-1 УХЛ-4-2; экспозиметр коротких импульсов ЭКН (ЭКИ); бак эм.; блок питания Б5-44а; весы торсионные ВТ-500; Вольтметр В7-16; Генератор Г5-54; Источник высокочастотный TV-2; Источник питания "Агат"; Источник питания Статрон 3221; Лаб.стабилиз.источник питания ТЕС-18 НТР; Лаб.Энергетические временные и пространс; Лампа настольная; Микроскоп МБС-10; Микрофотометр ИФО-451; Монохроматор СДМС; Монохроматор УМ-2; Осциллограф ЕО-211; Осциллограф С1-48Б; Спектрофотометр СФ - 18; Стабилизатор 3217; Усилитель VL-103; Усилитель VL-103; Усилитель VL-103; Усилитель У5-9; Фотометр ФМП-02; Фотометр ФОУ-1; Учебные наглядные пособия: "Лабораторный практикум по оптике и лазерной физике в медицине"; "Оптика и лазерная физика в медицине. Оптические квантовые генераторы. Медицинские лазерные системы". |
214К | лаборатория медицинской физики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; доска маркерная 1 шт.; учебные наглядные пособия; анализатор биохимический CardioChek PA портативный; велоэргометр DH-8918 P; высоковольтный стабилизированный выпрямитель ТВ-2; датчик давления газа Gas Pressure Sensor GPS-BTA; датчик концентрации нитрат-ионов NO3-BTA Nitrate Ion-Selektive Elektrode; датчик содержания CO2/CO2 Gas sensor/CO2-BTA; датчик частоты дыхательных движений Respiration Monitor Belt /RMB-BTA; интерактивная доска Legamaster e-Board Touch 77 c проектором Epson EB-470; ионизатор воздуха – 2 ед.; колориметр датчик оптической плотности COL-BTA Colorimeter; комплекс магнитокоррекции Мультимаг; компьютер Celeron 2533MHz/ 17" LCD Samsung 740N; компьютер НЭТА /LCD 19" Samsung 943B (2,93Ghz/2*1024Mb/500Gb/DVD-RW/KM); лазер ЛГИ-201; лазер ЛГН-703; люксметр LS-BTA датчик освещенности Light Sensor; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД – 2 ед.; персональный компьютер с LCD монитором 19"; пневмотахометр Эльф-5-02; принтер лазерный Hewlett-Packard P1102w; пульсометр датчик частоты сердечных сокращений Exercise Heart Rate Monitor EHR-B; самописец "Эндим"; система сбора данных AFS в комплекте с кабелем – 2 ед.; скамья оптическая; спектрофотометр Vernier SpectroVis Plus SVIS-RL+ световод SVIS-FIBER; спироанализатор СПМ-01 "РД"; спирометр SPR-BTA датчик жизненной емкости легких Spirometer; тонометр BPS-BTA датчик артериального давления Blood Pressure Sensor; устройство для измерения и обработки данных УИОД LabQuest в комплекте – 3 ед.; ФМБ - 9К Установка учебная " Изучение принципов работы электроэнцефалографа"; ФМБ-8 Установка учебная лабораторная "Измерение импеданса. Определение импеданса |
003К | лаборатория физики материалов и сплавов, контроля качества материалов и конструкций - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 5 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. Блок БАА 2-95; Блок БГА-94; Блок БПА2-97; Блок БПС-591; Блок БСА2-95; Блок БТЭ2-90; Блок БУМ 2-90; Блок БУМ2-94; Блок БУП2-93; Блок БУС2-97; Блок БУЦ 2-96; Блок БУЦ2-90; Блок ВРТ-2000; блок питания БНН-151; вакуумметр; весы аналитические типа Метлер; вольтметр В7-16А; генератор Г6-27; генератор ИЛГН-705; генератор ИЛГН-705; датчик КВ-11; датчик КД-39; датчик КД-39; датчик КД-39 (8 шт.); датчик КД10/01 (4 шт.); датчик КД35 (5 шт.); датчик КО 32/01 (4 шт.); датчик КО45 (4 ш.); датчик колебаний КВ-11/01 (2 шт.); датчик колебаний КР-45/01; динамометр ДОС; динамометр ДОС-01; динамометр ДОС-03; динамометр ДОС-05; дозиметр "Квант 303И"; измеритель И2-23; измеритель ИМП-2; измеритель Ш1-1; источник питания УИП-1; комплект тензометров; латр; машина шлифовальная ПШ-1мц; нановольтметр 233; насос 2НВР-5 Дм; осциллограф С1-70; очки для газосварщика Ультравижин панорамные 9301; потенциометр КСП-4 (4 шт.); прибор ВУП-4 (2 шт.); прибор КСП -4; регулятор постоянного напряжения "Statro (2 шт.); самописец Н307-1; сосуд Дьюара; стабилизатор 4205 (3 шт.); твердомер Бринель ИТ 5010; тензоусилитель; тензоусилитель "Топаз-3-01"; термошкаф ВСУ 100 с подвеской; тиски; усилитель У2-8 (3 шт.); холодильник "Юрюзань"; цифропечатающее устройство Ф5033К; учебные наглядные пособия: "Рентгеноструктурные методы исследования в физике конденсированного состояния"; "Статистический анализ микроструктуры поверхности сканирующим зондовым микроскопом"; "Компьютерная обработка данных рентгеновской дифрактометрии" |
002К | лаборатория физического материаловедения - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доски меловые 1шт. лазер ЛТИ502; лазер ЛТН-103; лазерная установка HTS 300; микроскоп металлографический Метам РВ-23; микроскоп НЕОФОТ -32; моноблок RAMEC Gale Custom G1610/ H61M-DG3/4 Гб ОЗУ/500 Гб НЖМД; насадка для микроскопа VEC-535 цветная в/к ПЗС-матрица 1/1,8" 1700ТВ лин 1,0Iuх; ноутбук Acer TM424WXMi Cel-M(380) 1,6GHz/14,1" WXGA/512Mb/60Gb/DVD-RW/LAN/Wlan b; оптико-электронная система (сканирующий зондовый микроскоп) Солвер Некст; проектор: Epson EMP-TW10H (V11H164040); системный блок Celeron 1000/128/FDD/HDD; системный блок P IV - 1800 Celeron/ 256 Mb/60 Gb/AGP 32/CD/Net/SB/SPK; термостат; установка "Дрон-3"; блок БВЦ 97-04; блок БГА-2-97; блок БПВ2-90; блок Д3У2-91; блок питания БНН-43; блок УВЦ-2-95; вакуумный пост универсальный ВУП-5; компьютер Intel Core i3-4160 3600MHz/HDD 1Tb/DDR3 DIMM 16Gb(2x8Db); компьютер Intel Core i3-4160 3600MHz/HDD 1Tb/DDR3 DIMM 16Gb(2x8Db); компьютер Intel Pentinm G3420 3200 MHz/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentinm G3420 3200 MHz/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentium G3420 3200MHz 3Mb/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentium G3420 3200MHz 3Mb/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; компьютер Intel Pentium G3420 3200MHz3Mb/DDR3 DIMM 4Gb/монитор 22"LG 22MP55HQ-P; микрокомпьютер Tandy 1000HX; монитор 15" RoverScan 115GS 0.28 TCO95; монитор 15" Samsung 550 S.28; монитор 17" Philips TFT; ноутбук ASUS BU401LG 14"HD,Ci7-4500U, 8192Mb,1Tb,GT730M-2Gb,WiFi, BT, Cam, W8Pro; ноутбук Asus K50IN (2,2GHz/4Gb/320Gb/DVD-RW/Bluetooth/факс-модем/веб камера; преобразователь акустической эмиссии; прибор АМА-0,2ф1; принтер HP LJ 1150; самописец 62201; система магнетронного напыления МАГ-2000; системный блок Celeron 733 INTEL; системный блок P - IV 3000MHz/Плата ЛА-2USB/АЦП ЛА-н150-14PCI; сканер HP SJ 6300; сканер ч/б; спектрофонометр 6ф-20; усилитель напряжения сигналов преобразователей акустической эмиссии; учебные наглядные пособия: "Лабораторные работы по физическому материаловедению"; "Специальный физический практикум по сканирующей зондовой микроскопии"" "Специальный физический практикум. Акустическая эмиссия в физике конденсированного состояния" |
Основной целью изучения дисциплины является стремление показать области применения получаемых знаний и формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по использованию законов физики для широкого спектра задач в области экологии наноматериалов. Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Экология наноматериалов» необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и заданиям; - усвоить содержание ключевых понятий; - плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины «Экология наноматериалов» рекомендуется: - систематически выполнять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам и методическим указаниям; - своевременно выполнять задания; - своевременно и систематически защищать результаты своих индивидуальных заданий. В течение семестра студенты выполняют: - домашние задания (Case-study - анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), выполнение которых контролируется и обсуждается (групповое обсуждение)на занятиях (сократический диалог - подразумевающий постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли); - промежуточные задания, во время занятий (в форме дискуссий, дебатов)для выявления знаний по основным элементам новых разделов теории или методике решения задач в области экологии наноматериалов; - построение "дерева решений" для проведения наиболее эффективного анализа методик эксперимента в области экологии наноматериалов; - обсуждают задания занятий методом "Займи позицию", помогающем выяснить, какой спектр мнений может существовать по обсуждаемому вопросу и предоставляет возможность высказаться каждому, продемонстрировать различные мнения, а затем обосновать свою позицию, найти и выразить самые убедительные аргументы, сравнить их с аргументами других. Более подробно методические указания для обучающихся по освоению дисицплины приведены в "Приложении" |