МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и механизмы современного государственного управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и корпоративное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_Государственное и муниципальное управление_ГиКУ-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рецензент(ы):
д.э.н., Профессор, Мищенко Виталий Викторович

Рабочая программа дисциплины
Теория и механизмы современного государственного управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1000)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучить основные концепции государственного управления
- усвоить механизм функционирования государственной власти,
- сформировать представление о системе и структуре органов управления на всех уровнях власти,
- знать основные политические и социально-экономические институты, влияющие на принятие и исполнение управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен осуществлять стратегическое планирование деятельности органа власти; организовывать разработку и реализацию управленческих решений; обеспечивать осуществление контрольно-надзорной деятельности на основе риск-ориентированного подхода;
ОПК-2.1 Знает методологические основы принятия и обоснования организационно-управленческих решений
ОПК-2.2 Умеет обосновывать, организовывать и разрабатывать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения и оценивать их эффективность
ОПК-2.4 Умеет осуществлять стратегическое планирование деятельности органа власти
ОПК-2.5 Владеет навыками осуществления контрольно-надзорной деятельности на основе риск-ориентированного подхода
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы государственного управления и местного самоуправления
3.2.Уметь:
3.2.1.
ПК-1.2. Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками применения экономических методов и механизмов государственного и муниципального управления в различных сферах, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, управления государственными и муниципальными закупками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы государственного управления
1.1. Основные научные школы и теории в области государственного управления в России и зарубежом Лекции 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
1.2. Основные научные школы и теории в области государственного управления в России и зарубежом Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
1.3. Понятие и теоретические основы функциональной и организационной структуры государственного управления. Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
1.4. Формы и методы государственного управления. Сам. работа 1 16 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
Раздел 2. Структура государственного управления в РФ.
2.1. Система и структура федеральных органов государственной власти в РФ Лекции 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
2.2. Система и структура федеральных органов государственной власти в РФ Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
2.3. Система и структура федеральных органов государственной власти в РФ Сам. работа 1 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
2.4. Организация государственной власти в субъектах РФ. Лекции 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
2.5. Организация государственной власти в субъектах РФ. Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5
2.6. Организация государственной власти в субъектах РФ. Сам. работа 1 24 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
2.7. Формирование и реализация государственной политики. Практические 1 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
Раздел 3. Структура государственного управления в ведущих странах мира
3.1. Структура государственного управления в ведущих странах мира Лекции 1 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
3.2. Структура государственного управления в ведущих странах мира Практические 1 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5
3.3. Структура государственного управления в ведущих странах мира Сам. работа 1 20 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5
3.4. Экзамен 1 27 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3, ОПК-2.4, ОПК-2.5 Л1.1, Л1.6, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен осуществлять стратегическое планирование деятельности органа власти; организовывать разработку и реализацию управленческих решений; обеспечивать осуществление контрольно-надзорной деятельности на основе риск-ориентированного подхода

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Структура федеральных органов исполнительной власти РФ утверждается:
а) Правительством
б) Президентом
в) Государственной Думой
г) Советом Федерации
Ответ б
К предметам совместного ведения относится:
а) принятие и изменение Конституции РФ
б) защита прав и свобод человека
в) обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам
г) разработка основ федеральной политики
д) владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Ответ б, в, д
Структура федеральных органов исполнительной власти РФ определяется:
а) федеральным законом
б) указом Президента
в) постановлением Правительства
Ответ б
Перечислите органы, которые в настоящее время входят в систему федеральных органов исполнительной власти в РФ:
а) министерство
б) мэрия
в) департамент
г) комитет
д) агентство
е) администрация
ж) надзор
з) служба
Ответ а,д,е

Кто в РФ обладает правом подписания и обнародования федеральных законов?
а) Государственная Дума
б) Правительство
в) Президент
г) Совет Федерации
д) Конституционный Суд
Ответ в

Какой орган назначает председателя Счетной палаты?
а) Гос.Дума
б)Совет Федерации
в)Президент
г) Федеральное Собрание
Ответ б

Кто обладает правом отправить Правительство в отставку?
а) Государственная Дума
б) Совет Федерации
в) Президент
г) Конституционный Суд
Ответ в
К предметам ведения РФ относится:
а) принятие и изменение Конституции РФ
б) федеративное устройство и территория РФ
в) общие вопросы образования, науки, культуры
г) разработка основ федеральной политики
д) федеральный бюджет
е) владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Ответ а, б, Г, д
Какой орган назначает заместителя председателя Счетной палаты?
а) Гос.Дума
б)Совет Федерации
в)Президент
г) Федеральное Собрание
Ответ а

Имеет ли Президент РФ отрешать от должности высшее должностное лицо субъекта РФ?
а) да
б) нет
Ответ а

Правительство РФ обладает правом издавать:
а) законы
б) указы
в) постановления
г) распоряжения
Ответ в,г

На какой срок формируется Правительство РФ?
а) 4 года
б) 6 лет
в) 2 года
г) на срок полномочий Президента РФ
д) на срок полномочий Государственной Думы

Ответ г
Имеет ли Президент РФ право роспуска Государственной Думы?
а) да
б) нет
Ответ а
Сколько субъектов в РФ?
а) 89
б) 88
в) 85
г) 83
Ответ а

Депутаты Государственной Думы избираются:
а) по мажоритарной системе
б) по пропорциональной системе
в) по смешанной системе
Ответ в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Государство - это
Ответ: способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.
Форма государства – это
Ответ: способ организации и осуществления государственной власти

Форма правления - это
Ответ: организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании.
Назовите две основные формы правления:
Ответ: монархия и республика.
Форма политико-территориального устройства - это
Ответ: способ организации публичной власти на территории государства, систему взаимосвязей органов власти в центре и различных регионах, распределение полномочий между центральными, региональными и местными органами государственной власти.
Назовите три формы территориального устройства государства
Ответ: унитарные, федеративные, конфедеративные государства.
Политический режим - это
Ответ: характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимодействия с населением, различными институтами гражданского общества.
Назовите три вида политического режима
Ответ: демократический, авторитарный, тоталитарный режим.
Управление – это
Ответ: процесс целенаправленного воздействия управляющей подсистемы или органа управления на управляемую подсистему или объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.
Государственно-административное управление – это
Ответ: вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Целеполагание – это
Ответ: процесс обоснования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Организационная структура государственного управления – это
Ответ: упорядоченная совокупность конкретных звеньев аппарата управления, связанных между собой по вертикали (субординация) и по горизонтали (координация) и обеспечивающих устойчивый и качественный процесс управления.
Правовой акт – это
Ответ письменный документ, принятый управомоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления, и направленный на регулирование общественных отношений.
Дайте определение местного самоуправления в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления
Ответ: под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность мест¬ных властей регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в инте¬ресах местного населения»
Понятие местного самоуправления по 131-ФЗ РФ
Ответ: форма осущест¬вления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных фе¬деральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.

Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Отлично
(повышенный уровень)
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и аргументированность изложения;
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи; Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота Н.М. Идеология и политика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.2 Е. В. Охотский ; МГИМО (Ун-т) МИД России Теория и механизмы современного государственного управления (Т. 1): учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2015
Л1.3 Е. В. Охотский ; МГИМО (Ун-т) МИД России Теория и механизмы современного государственного управления (Т. 2): учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2015
Л1.4 Охотский Е.В. ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Охотский Е.В. ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.6 Конституция Российской Федерации: Ростов н/Д: Феникс, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тарасов А.М. Электронное правительство и информационная безопасность: учеб. пособие М.: ГАЛАРТ, 2011
Л2.2 О выборах Президента Российской Федерации: федер. закон № 19-ФЗ М.: Проспект, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Лань», ЭБС Университетская библиотека online
Э2 Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник для вузов/ И.А. Василенко. - "Юрайт", 2010.- 415 с.// ЭБС «Лань», 2012
Э3 Гегедюш, Н.С., Мокеев, М.М., Сергушко, С.В. Государственное и муниципальное управление. Краткий курс лекций. Конспект лекций./ Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев, С.В. Сергушко. - "Юрайт", 2011.- 238с.// ЭБС «Лань», 2012
Э4 Крупенков, В. В. Государственное и муниципальное управление. Учебно-практическое пособие / В. В.Крупенков. - М.: Евразийский открытый институт, 2012. // ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э5 Якушев, А. В. Государственное и муниципальное управление. Конспект лекций. Учебное пособие/ А. В. Якушев. - М.: А-Приор, 2008.// ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э6 Пикулькин, А. В. Система государственного управления. Учебник 4-е изд., перераб. и доп./ А. В. Пикулькин. - М.: Юнити-Дана, 2012. .// ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э7 Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. Учебник / Г. В. Атаманчук - М.: Омега-Л, 2010. // ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э8 Зиновьев, Л. Т.. Использование менеджмента в государственном управлении/ Л. Т. Зиновьев. - М.: Лаборатория книги, 2010.// ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э9 Рыковский, Д. М. Институт президентства в современном мире/ Д. М. Рыковский. - М.: Лаборатория книги, 2010.// ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э10 Кабашов, С. Ю. Бюрократия. Теоретические концепции. Учебное пособие/ С. Ю. Кабашов. - М.: Флинта, 2011.// ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э11 Скрипкин, Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Учебное пособие/ Г.Ф.Скрипкин. - М.: Юнити-Дана, 2012. // ЭБС Университетская библиотека online, 2012
Э12 Курс в Moodle"Теория и механизмы современного государственного управления" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);

Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);

AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);

ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);

LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);

Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);

Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);

Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.