МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 96
самостоятельная работа 129
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 22 22 34 34 56 56
Сам. работа 66 66 63 63 129 129
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин;к.и.н., ст.преподаватель, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Психология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проофессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проофессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам знания по историческим и теоретическим аспектам психологии религии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности
ОПК-2.1 Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач
ОПК-2.2 Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний;


3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Выявляет причинно-следственные связи, в области функционирования религиозных институтов используя концепции философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.1. Владеет навыком применения методов философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии для решения профессиональных задач;
ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет психологии религии
1.1. Специфика психологии религии Лекции 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Специфика психологии религии Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Специфика психологии религии Сам. работа 5 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Взаимосвязь психологии религии с другими дисциплинами Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Психология религии и история религии и психология Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Методы и методология психологии религии Лекции 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Методы и методология психологии религии Практические 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Методы и методология психологии религии Сам. работа 5 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Становление философских знаний о религии
2.1. Психологическая концепция религии У. Джеймса Лекции 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Психологическая концепция религии У. Джеймса Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Психологическая концепция религии У. Джеймса Сам. работа 5 28 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Психология религии К.Г.Юнга Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Психология религии К.Г.Юнга Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Психология религии К.Г.Юнга Сам. работа 6 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Психология религии Э.Фромма Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Психология религии Э.Фромма Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Трансперсональная психология о религии Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Трансперсональная психология о религии Практические 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Трансперсональная психология о религии Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Теоретические проблемы психологии религии
3.1. Психологические предпосылки религиозности Сам. работа 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Психологические предпосылки религиозности Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Психологические предпосылки религиозности Практические 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Религиозная вера как психологический феномен Лекции 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Религиозная вера как психологический феномен Практические 6 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Религиозная вера как психологический феномен Сам. работа 6 21 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Экзамен 6 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-2 Способен использовать концепции и методы философии религии, социологии религии, истории религии, психологии религии в практической деятельности.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Какой составляющей человеческой природы не выделял Д. Юм?
А. Рациональная (монотеизм)
Б. Волевая (монизм)
В. Эмоциональная (политеизм)

2. Кто из антропологов религии жил в XVIII веке?
А. Юм
Б. Мюллер
В. Тайлор
Г. Фрезер

3. Какой по счету идет религиозная стадия развития человечества, согласно Максу Мюллеру?
А. 1
Б. 2
В. 3
Г. 4

4. Какой тип религии не выделял Макс Мюллер?
А. Воспринимаемая
Б. Постигаемая
В. Возвышенная
Г. Условная

5. Какой стадии, согласно Эдварду Тайлору, соответствуют политеистические религии?
А. Дикость
Б. Варварство
В. Цивилизованность

6. На какой стадии, согласно Джеймсу Фрезеру, человек считает, что «мир подчиняется человеку»?
А. Магическая
Б. Религиозная
В. Научная

7. Какой тип магии не выделял Д. Фрезер?
А. Гомеопатическая
Б. Контагиозная
В. Аллопатическая

8. В какой религии человек не творится Богом?
А. Буддизм
Б. Христианство
В. Ислам

9. В какой религии душа не существует понятия о вечной душе?
А. Буддизм
Б. Христианство
В. Ислам

10. Какой термин обозначает душу в индуизме?
А. Нирвана
Б. Йога
В. Атма
Г. Мокша

11. Единица психического потока в буддизме – это …
А. Мукти
Б. Дхарма
В. Парамита
Г. Карунья

12. Сколько сил души насчитывается в христианстве?
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5

13. Какого принципа нет в христианской антропологии?
А. Подобие
Б. Отражение
В. Образ

14. Кто является высшим идеалом личности в исламе?
А. Шейх
Б. Суфий
В. Пророк

15. Кто из нижеперечисленных не является мусульманским пророком?
А. Иисус Христос
Б. Моисей
В. Заратуштра
Г. Мухаммед

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Б 9 А
2 А 10 В
3 В 11 Б
4 Г 12 Б
5 Б 13 Б
6 А 14 В
7 В 15 В
8 А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Как с греческого переводится слово «антропос»? (человек)
2. Как именуется в индуизме интеллектуальное сословие? (брахманы)
3. Сколько стадий жизни выделяют в индуизме? (4)
4. Какой части тела уподобляется воинское сословие в индуизме? (руки)
5. Сколько элементов составляют духовно-материальное устроение человека в индуизме? (25)
6. Кто из древнеиндийских мыслителей тщательно исследовал категорию камы-наслаждения? (Ватсьяяна)
7. Какой по счету Далай-лама признал теорию эволюции? (14)
8. Как в буддизме называется единица потока сознания? (дхарма)
9. Сколько дхарм насчитывается «по классам элементов»? (18)
10. Какая школа буддизма считает дхармы лишь языком описания, которым в действительности ничего не соответствует? (мадхьямака)
11. Как именуется в буддизме святой царь? (чакравартин)
12. Какой идеал считается наиболее важным, наряду с Буддой, в буддизме Махаяны? (бодхисатва)
13. Сколько парамит традиционно насчитывается в Махаяне? (6)
14. В какой книге Библии описывается создание человека? (Книга Бытия)
15. Продолжите: «по образу Нашему и по … Нашему» (подобию)
16. Сколько ступеней духовного совершенствования насчитывается в «Лествице»? (30)
17. Какой параметр человека, образ или подобие, считается динамическим? (подобие)
18. Какой богословский принцип положен в основание тройственной природы человека (тринитарный)
19. Сколько стихий, составляющих человеческое тело, насчитывал Немезий Эмесский? (4)
20. Кто написал христианский трактат «Об устроении человека»? (Григорий Нисский)
21. Сколько сил души насчитывается в христианской антропологии? (3)
22. Все ли силы души участвуют в спасении человека, согласно Григорию Паламе? (все)
23. Сколько типов людей выделяет Апостол Павел: плотские… (3)
24. Какая ступень является первой, согласно «Лествице»? (отречение)
25. Какая ступень является последней, согласно «Лествице»? (любовь)
26. Вставьте нужное слово: вера-…-любовь (надежда)
27. Кто из апостолов максимально подробно описал критерии любви? (Павел)
28. Продолжите: «возлюби ближнего твоего, как…» (самого себя)
29. Какой принцип положен в основание антропологии ислама? (праксеологический)
30. Кто из пророков является последним в исламе? (Мухаммед)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем.

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Кто из британских мыслителей написал «Трактат о человеческой природе»?
А. Бэкон
Б. Юм
В. Рассел
Г. Ньютон

2. Кем по национальности был Макс Мюллер?
А. Француз
Б. Англичанин
В. Немец
Г. Итальянец

3. Когда жил английский антрополог Эдвард Тайлор?
А. XVI-XVII в.
Б. XVII-XVIII в.
В. XVIII-XIX в.
Г. XIX-XX в.

4. Какой труд написал Д. Фрезер?
А. «Золотая ветвь»
Б. «Серебряная ветвь»
В. «Бронзовая ветвь»
Г. «Железная ветвь»

5. Какой немецкий мыслитель одновременно занимался философской и религиозной антропологией, а также феноменологией?
А. Кант
Б. Ницше
В. Шопенгауэр
Г. Шелер

6. Какой текст считается сакральным в индуизме?
А. Коран
Б. Алмазная сутра
В. Бхагавад-гита
Г. Лунь-юй

7. Кто из мыслителей написал «Кама-сутру»?
А. Нагарджуна
Б. Конфуций
В. Асанга
Г. Ватсьяяна

8. Кто является автором «Энциклопедии Абхидхармы»?
А. Асанга
Б. Васубандху
В. Цонкапа
Г. Будда

9. Как звали автора «Лествицы»?
А. Григорий
Б. Иоанн
В. Василий
Г. Анастасий

10. Кто написал трактат «Воскрешение наук о вере»?
А. Мухаммед
Б. Ибн-Касир
В. Аль-Ансари
Г. Аль-Газали

11. Сколько пророков упоминается в Коране?
А. 20
Б. 25
В. 30

12. Кто написал трактат «О природе человека»?
А. Анастасий Синаит
Б. Немезий Эмесский
В. Василий Великий
Г. Иоанн Златоуст

13. В послании к кому содержится учение апостола Павла о любви?
А. Фессалоникийцам
Б. Эфесянам
В. Тимофею
Г. Коринфянам

14. Кто написал «Аскетические опыты»?
А. Феофан Затворник
Б. Нил Сорский
В. Игнатий Брянчанинов
Г. Макарий Алтайский

15. Сколько «столпов веры» насчитывается в исламе?
А. 3
Б. 4
В. 5
Г. 6

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 Б 9 Б
2 В 10 Г
3 Г 11 Б
4 А 12 Б
5 Г 13 Г
6 В 14 В
7 Г 15 В
8 Б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Контрольные вопросы

1. Кто впервые в истории написал труд «Антропология религии»? (Макс Мюллер)
2. Как называется основной труд Э. Тайлора по антропологии религии? («Первобытная культура»)
3. Вставьте пропущенное слово: «Фольклор в … Завете» (Ветхом)
4. Как называется система социального устройства в индуизме? (варнашрама)
5. Кто из мыслителей написал «Артха-шастру»? (Каутилья)
6. Закончите название труда Григория Паламы: «… в защиту священно-безмолвствующих» (триады)
7. Какое название носит представитель интеллектуального сословия в системе варнашрама? (брахман)
8. Какое название носит представитель военно-административного сословия в системе варнашрама? (кшатрий)
9. Какое название носит представитель торгового сословия в системе варнашрама? (вайшья)
10. Какое название носит представитель рабочего сословия в системе варнашрама? (шудра)
11. Продолжите название труда Васубандху: «Энциклопедия …» (Абхидхармы)
12. Какой мыслитель приходился братом Васубандху? (Асанга)
13. Кто из Отцов Каппадокийцев написал труд «Об устроении человека»? (Григорий Нисский)
14. Продолжите название труда Немезия Эмесского: «О природе …» (человека)
15. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни ученика? (брахмачари)
16. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни семейного человека? (грихастха)
17. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни человека, отходящего от дел, лесного аскета? (ванапрастха)
18. Как в системе варнашрамы называется стадия жизни отрекшегося от мира монаха? (санньяси)
19. Сколько элементов материального творения насчитывается в индуизме, школа санкхья? (24)
20. Сколько типов дхарм (скандх) различают в потоке сознания буддисты? (5)
21. Кто обладает большей мерой сострадания: бодхисатва-лодочник или бодхисаттва-пастух? (бодхисаттва-пастух)
22. Продолжите название труда Игнатия Брянчанинова: «Аскетические …» (опыты)
23. Продолжите название труда Аль-Газали: «Воскрешение наук о …» (вере)
24. Какая добродетель венчает духовный путь, согласно «Лествице»? (любовь)
25. В каком веке родился Иоанн Лествичник? (VI в. н.э.)
26. В каком веке жили Асанга и Васубандху? (IV в. н.э.)
27. В каких веках жил Аль-Газали? (XI-XII вв. н.э.)
28. В каком веке жил Григорий Нисский? (IV в. н.э.)
29. В каких веках жил Немезий Эмесский? (IV-V вв. н.э.)
30. в каком веке жил Игнатий Брянчанинов? (XIX в.)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Предмет психологии религии.
2. Методология и методы психологии религии.
3. Становление психологии религии.
4. Психология религии У.Джемса.
5. Психология религии З.Фрейда.
6. Психология религии Г.Юнга.
7. Психология религии Э.Фромма.
8. Психология религии С.Грофа.
9. Психология религии Э.Эриксона.
10. Психология религии А.-М. Ризутто.
11. Психология религии в бихевиоризме.
12. Психология религии А.Маслоу.
13. Психология религии В.Франкла.
Задание:
Укажите общую специфику учений главных психологов XX века о религии (Джемс, Фрейд, Юнг, Фромм, Маслоу, Гроф)


Вопросы к экзамену
1. Предмет психологии религии.
2. Методология и методы психологии религии.
3. Становление психологии религии.
4. Психология религии У.Джемса.
5. Психология религии З.Фрейда.
6. Психология религии Г.Юнга.
7. Психология религии Э.Фромма.
8. Психология религии С.Грофа.
9. Психология религии Э.Эриксона.
10. Психология религии А.-М. Ризутто.
11. Психология религии в бихевиоризме.
12. Психология религии А.Маслоу.
13. Психология религии В.Франкла.
14. Психологические корни религии.
15. Психологические аспекты первобытных религиозных теорий и практик.
16. Психология религиозной веры.
17. Религиозная личность: основные черты, особенности динамики.
18. Самосознание религиозной личности. Августин, П. Абеляр, Л.Н.Толстой.
19. Понятие религиозного опыта: определение и виды.
20. Психология греха.
21. Психология телесных культовых практик.
22. Психология святости
23. Психология аскетизма.
24. Психология религиозной медитации.
25. Психологически аспекты
26. Психология мистического опыта.
27. Мистерии древнего мира.
28. Психологические аспекты философии классической йоги.
29. Психологические аспекты практики классической йоги.
30. Психологические аспекты буддизма Хинаяны.
31. Психологические аспекты буддизма Махаяны.
32. Православные мистические практики. Исихазм.
33. Католические мистические практики.
34. Мистические практики иудаизма. Каббала. Хасидим.
35. Мистические практики ислама. Суфизм.
36. Христианская психотерапия.
37. Психология деструктивных культов.
38. Психологические корни религии.
39. Пастырская психология.
40. Психологическая экзегетика.
Задание:
Охарактеризуйте с психологической точки зрения такие понятия как вера, святость, религиозный опыт, мистический опыт, грех, аскетизм

Зачет проводиться по итогам текущей успеваемости путем организации специального опроса, проводимого в устной и (или) письменной форме.
Экзамен проводится в устной форме. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. На ответ студенту отводится 35 минут. Во время проведения экзамена (зачета) обучающиеся могут пользоваться программой дисциплины.
При выставлении оценки экзаменатор учитывает:
знание фактического материала по программе, в том числе; знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;
степень активности студента на семинарских занятиях;
логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;
наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яблоков, И. Н. Религиоведение: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.2 Пивоваров Д. В. Социоцентрические религии : монография : М. : Издательство Юрайт, 2018. — 137 с., 2018 www.biblio-online.ru/book/96EE359E-0B8D-4CCC-8AAB-65EF64DACAEB.
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Международный журнал психологии религии» www.tandfonline.com
Э2 Психологос. Энциклопедия практической психологии www.psychologos.ru
Э3 Религиозная жизнь. Портал о религии и религиоведении www.tandfonline.com
Э4 Курс в Moodle "Психология религии" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене и зачете. Лекции по курсу «Психология религии» выстроены по типологическому принципу, и потому студент обязан знать представления о психике человека, сложившиеся как в классических религиях (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.), начиная с древнейших времен и по настоящее время, так и в научной школе (прагматизм, бихевиоризм, психоанализ, трансперсонализм и др.). Также обучающийся должен быть способным изложить взгляды тех либо иных психологов на предмет религии.
На практических занятиях студент для получения положительной оценки на экзамене и зачете обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных психологических презентаций религии в различных религиозных направлениях и у различных психологов. Умение анализировать перспективы разных психологических интерпретаций религии в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Психология религии». Способность студента оценивать как историческую роль психологии религии, так и роль психологии религии и ее понятийного аппарата в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.