МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы государственной службы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н, доцент, Шарапов А.В.

Рецензент(ы):
д.и.н, профессор, Дашковский П.К.;к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Основы государственной службы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.06.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины Государственная служба и муниципальная служба является формирование теоретических и практических знаний о сущности государственной и муниципальной службы и этапах ее прохождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения
ПК-1.1 Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2 Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
ПК-1.3 Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.1. Умеет определять актуальные аспекты в религиоведческих исследованиях опираясь на анализ научной литературы и информационных источников
ПК-1.2. Определяет цели и задачи исследования, объект и предмет, формирует методологическую базу исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыком работы с различными видами источников отбирая их по выбранной проблематике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Государственная служба
1.1. История становления и развития отечественной государственной службы Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Основы организации государственной службы Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Основы организации государственной службы Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Основы организации государственной службы Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Государственный служащий. Классификация государственных служащих Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Государственный служащий. Классификация государственных служащих Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Государственный служащий. Классификация государственных служащих Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Правовое положение государственных служащих в Российской Федерации Сам. работа 7 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Должность государственной службы и государственная должность. Реестр должностей. Классификация должностей государственной службы Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. Должность государственной службы и государственная должность. Реестр должностей. Классификация должностей государственной службы Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Должность государственной службы и государственная должность. Реестр должностей. Классификация должностей государственной службы Сам. работа 7 13 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Прохождение государственной службы Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Прохождение государственной службы Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Прохождение государственной службы Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Ответственность и поощрения государственных служащих Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Статус госслужащего
2.1. Социальные гарантии госудасртвенных гражданский служащих. Этические требования к поведению государственных и муниципальных служащих. Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
2.2. Ответственность и поощрения государственных служащих Сам. работа 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Ответственность и поощрения государственных служащих Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Региональные аспекты государственной службы
3.1. Государственная служба в субъектах Российской Федерации Практические 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
3.2. Государственная служба в субъектах Российской Федерации Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Социальные гарантии государственных служащих. Этические требования к поведению государственных и муниципальных служащих. Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Социальные гарантии государственных гражданский служащих. Этические требования к поведению государственных и муниципальных служащих. Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 4. Зарубежный опыт государственной службы
4.1. Государственная служба зарубежных стран Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Особенности государственной службы в отдельных федеральных государственных органах Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
4.3. Особенности государственной службы в отдельных федеральных государственных органах Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Зарубежный опыт муниципальной службы
5.1. Муниципальная служба в зарубежных странах Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы. Коррупция на государственной службе Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Муниципальная служба в субъектах РФ Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Муниципальная служба в субъектах РФ Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
Раздел 6. Менеджеральная модель управления
6.1. Менеджерская модель государственной и муниципальной службы. Государственная служба и гражданское общество Практические 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3
6.2. Кадровый потенциал государственных служащих. Работа с кадровым резервом Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Управление государственной и муниципальной службой Сам. работа 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Менеджерская модель государственной и муниципальной службы. Государственная служба и гражданское общество Лекции 7 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.5. Экзамен 7 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" -

Оценка сформированности компетенции
ПК-1 Способен выявлять научную проблематику в религиоведческих исследованиях, разрабатывать основные направления её изучения

Вопрос 1 .Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются
а)Постановление Правительства Российской Федерации
б)Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»
должностным регламентом
в)Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными федеральными законами
Ответ г
Вопрос 2. Государственный служащий может быть привлечен:
а)к любому виду ответственности;
б)только к административной, дисциплинарной и уголовной;
в)к любому виду ответственности, за исключением гражданско-правовой;
г)только к ответственности в форме общественного порицания;
д) к дисциплинарной и уголовной ответственности.
Ответ а
Вопрос 3. К ограничениям гражданских служащих относится:
а) признания его ограниченно дееспособным или недееспособным;
б) осуждения его к наказанию и наличия не снятой или не погашенной судимости;
в) выхода из гражданства или приобретения гражданства другого государства;
г) наличия близкого родственника на государственной или муниципальной службе.
д) все ответы верны
Ответ д
Вопрос 4.К запретам, связанным с гражданской службой относится:
а) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
б) осуществлять предпринимательскую деятельность;
в) получать вознаграждения от физических и юридических лиц;
г) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
д)все ответы верны
Ответы д
Вопрос 5.Государственный гражданский служащий может находиться на государственной гражданской службе в случае...
1)близкого родства или свойства с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы не связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
2)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
3)наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
4)представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
Ответ а
Вопрос 6. Гражданин может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий может находиться на государственной гражданской службе в случае:
а)отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы связано с использованием таких сведений;
б)признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
в)осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
г)отсутствия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Ответ г
Вопрос 7. На муниципальную службу вправе поступать граждане Российской Федерации возрасте не моложе:
а)21 года;
б)25 лет;
в)16 лет;
г)18 лет.
Ответ г
Вопрос 8. Аттестация муниципальных служащих проводится с целью:
a)присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим;
б) определения соответствия муниципальных служащих замещаемым должностям муниципальной службы;
в) проверки соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы;
г) приведения уровня оплаты труда муниципальных служащих в соответствие с достигнутыми ими результатами работы.
Ответ б
Вопрос 9. Аттестация муниципального служащего проводится один раз:
а) в пять лет;
б) в два года;
в) в три года;
г) в четыре года.
Ответ в
Вопрос 10. Предельный возраст для нахождения на должности муниципальной службы составляет:
а) 60 лет;
б) 62 года;
в) 65 лет;
г) 70 лет.
Ответ в.
Вопрос 11. Примерами коррупции являются:
а)получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью;
б)использование государственным служащим своего служебного положения для оказания влияния на конкурсную комиссию в целях назначения на должность своего родственника;
в)небрежное недобросовестное исполнении своих должностных обязанностей в результате конфликта со своим непосредственным руководством;
г)дополнительная оплачиваемая занятость государственного служащего в качестве преподавателя в вузе в результате с использованием опыта и знаний приобретенного в рамках работы в государственного органе.
Ответ а,б
Вопрос 12. Какие последствия влечет непредставление или представление государственными служащими неполных или недостоверных сведений о своих расходах либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно:
а)увольнение;
б)работодатель вправе применить такое дисциплинарное взыскание, как замечание или выговор.
Ответ а.
Вопрос 13.Конфликт интересов на государственной службе– это
а) ситуация, при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересам граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;
б)ситуация, при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего влияет на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;
в)любая конфликтная ситуация, способная нанести ущерб репутации государственного служащего;
г)возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего;
д)ситуация, при которой личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Ответ а
Вопрос 14. Какая из перечисленных ниже мер является профилактикой коррупции:
а)определение основных направлений государственной политики в области противодействия коррупции;
б)координации деятельности в области противодействия коррупции;
в)формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Ответ в
Вопрос 15. Выберите соответствующие закону основания для увольнения лиц, замещающих муниципальные должности в связи с утратой доверия:
а) непринятие лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
б) вхождение лица в органы управления некоммерческой организации участие лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
в)все ответы верные.
Ответ в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Назовите не менее четырех основных прав государственных гражданских служащих установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых;
4) оплату труда и другие выплаты;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональное развитие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование ;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение .
2. Назовите не менее четырех основных обязанностей государственных гражданских служащих установлены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать профессиональный уровень, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
10) сообщать в письменной форме представителю нанимателя о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда гражданскому служащему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
3. Что такое конфликт интересов на государственной гражданской службе?
ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.
4. Как определить дисциплинарный проступок на государственной гражданской службе?
неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей
5. Определите личную заинтересованность
возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями
6. Какие меры обязан предпринять гражданский служащий в случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов?
сообщить представителю нанимателя
7.С какой периодичностью государственными гражданскими служащими представляются сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
каждый год
8. Возможно ли лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания?
Да
9. Кто входит в состав конкурсной комиссии?

10. Сколько действует наложенное дисциплинарное взыскание
1 год с момента наложения
11.Срок срочного контракта на государственной гражданской службе
от 1 до 5 лет
12. Приведите примеры дополнительных условий, которые включаются в служебный контракт?
испытания, нераглашение сведений составляющих государственную тайну, оплата по результатам эффективности и результативности деятельности и т.д.
13. Основной нормативно-правовой акт в сфере противодействие коррупции
Федеральный закон №273-ФЗ " О противодействие коррупции"
14.Кого и в какой форме обязан уведомить государственный гражданский служащий в случае обращениях к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений?
представителя нанимателя и прокуратуру
15.В каком случае лицо, замещающее должность государственной гражданской службы, обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации?
если это приводит или может привести к конфликту интересов
16. Какие меры обязан принять государственный гражданский служащий при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным?
не исполнять
17. Какие меры должен принять государственный гражданский служащий в случае получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями?
уведомить о получении подарка, передать в государственный орган
18. Может ли государственный гражданский служащий принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями?
только с письменного согласия представителя нанимателя
19. Может ли гражданский служащий выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц?
нет
20. Какую ответственность несут граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений?
уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
смотри приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится в устной форме. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. На ответ и подготовку к ответу студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы и правильно выполненное практическое задание студент может получить максимальную оценку «отлично».

Примерный список вопросов к экзамену

1.Государственная служба как публичный социально-правовой институт.
2.Организационные принципы, задачи и функции государственной службы.
3.Система управления государственной службой.
4.История возникновения и развития отечественной государственной службы.
5.Табель о рангах в Российской империи.
6.Дореволюционное российское чиновничество. Исторические уроки опыта государственной службы в дореволюционной России и возможности его адаптации в современных условиях.
7.Партийная номенклатура и государственная служба в СССР.
8.Основные направления реформирования и развития государственной службы в Российской Федерации.
9.Государственная служба стран Западной Европы: Франция, Германия и Великобритания.
10.Специфика государственной службы США.
11.Правовое регулирование государственной службы за рубежом: общие тенденции и особенности.
12.Понятие, система и принципы государственной службы.
13.Особенности милитаризованной службы Российской Федерации.
14.Понятие государственной должности. Классификация государственных должностей государственной службы.
15.Реестр государственных должностей.
16.Правовой статус государственных служащих. Права и обязанности государственных служащих.
17.Понятие «государственный служащий». Классификация государственных служащих.
18.Понятие бюрократии и бюрократизма. Основные концепции бюрократии.
19.Законодательство о государственной службе.
20.Прохождение государственной службы.
21.Правовой статус государственных служащих. Ограничения и запреты, связанные с государственной службой.
22.Правовой статус государственных служащих. Экономическое обеспечение и социальные гарантии для государственного служащего Российской Федерации.
23.Поступления на государственную службу, способы замещения должностей.
24.Конкурсный порядок замещения должностей государственных гражданских служащих.
25.Конфликт интересов и индивидуальные служебные споры на гражданской службе.
26.Аттестация государственных гражданских служащих. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих.
27.Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих и обеспечение их профессионального роста.
28.Прекращение государственной службы.
29.Поощрения государственных служащих.
30.Ответственность государственных служащих: уголовная и административная.
31.Ответственность государственных служащих: материальная и дисциплинарная.
32.Особенности государственной службы в зависимости от вида государственной службы.
33.Государственная служба субъектов Российской Федерации (на примере Алтайского края).
34.Механизмы взаимодействия федеральной государственной службы и государственной службы субъекта Российской Федерации.
35.Менеджерская модель государственной службы.
36.Государственная служба и гражданское общество.
37.Кадровая политика в системе государственной службы.
38.Служебная карьера государственного служащего.
39.Формирование кадрового резерва на государственной и муниципальной службе.
40.Управление государственной гражданской службой.
41.Понятие муниципальной службы. Принципы муниципальной службы.
42.Законодательные основы и правовое регулирование муниципальной службы.
43.Правовой статус муниципального служащего: обязанности и права.
44.Понятие муниципальной должности муниципальной службы. Категории должностей.
45.Правовой статус муниципального служащего: требования и гарантии.
46.Порядок прохождения муниципальной службы.
47.Ответственность муниципального служащего.
48.Аттестация муниципальных служащих.
49. Требования к служебному поведению государственных и муниципальных служащих.
50. Профилактика коррупции на государственной и муниципальной службе.

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Борщевский Г.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под общ. ред. Охотского Е.В. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бахрах Д.Н. Государственная служба России: учеб. пособие М.: Проспект, 2009
Л2.2 Осиночкина Е. Основы теории служебного права: учебное пособие Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Правительства РФ www.council.gov.ru
Э2 Официальный сайт Министерства социального развития и здравоохранения www.minzdravsoc.ru
Э3 Курс в Moodle на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2485

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, в ходе лекции «Диалектика взаимодействия политики и религии. Религиозные основания политики» студентам сообщается как о теоретических аспектах взаимодействия институтов религии и политики, а также сообщаются конкретные примеры демонстрирующие подобное взаимодействие. Поэтому студенту необходимо фиксировать теоретические и социально – политические аспекты взаимодействия религии и политики.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Во время изучения предмета «Религия и политика» студентам – политологам необходимо актуализировать знания по религиоведческой проблематике, хорошо представлять специфику и типологию мировых религий, новых религиозных организаций. Для этого необходимо обратиться к учебнику «Религиоведение» под редакцией М.М. Шахнович, представленному в списке основной литературы к курсу. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. Поскольку знание специфики религиоведения не является для студента – политолога базовым, во время подготовке к практическим занятиям необходимо отмечать аспекты тем, отдельные категории, оставшиеся в ходе самостоятельной подготовке не ясными, с целью их дальнейшей конкретизации на практическом занятии.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания,нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы к зачету. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.