МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнополитические и религиозные конфликты в современном мире и России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
ПрофильУправление в сфере национальных и государственно-конфессиональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Религиоведение_УвСНО-2023
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент , Кащаева М.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Шарапов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Этнополитические и религиозные конфликты в современном мире и России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 974)

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дашковский Петр Константинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Дашковский Петр Константинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Охарактеризовать этнополитических и религиозных конфликтов в современных международных отношениях, определить поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию. Сформировать навыки составления аналитических заключений о специфике конфликта и тактике его разрешения. Оценивать последствия конфликта. Предлагать варианты минимизации последствий конфликта

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем
ПК-2.1 Знает основные приемы составления библиографических описаний
ПК-2.2 Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные приемы составления библиографических описаний;

3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.2. Организовывает работу с известными библиографическими базами и поисковыми системами для решения проблем в области религиоведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Типология этнополитических конфликтов
1.1. Специфика религиозного фактора в конфликте Лекции 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Урегулирование конфликтов: общие подходы Практические 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Урегулирование конфликтов: общие подходы Сам. работа 8 16 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Межконфессиональные и межэтнические противоречия в странах Большого Ближнего Востока
2.1. Этнокультурная конфликтность в Иране Лекции 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Межконфессиональный конфликт в Ираке Практические 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Этноконфессиональные составляющие конфликта Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Межэтнический конфликт в Афганистане
3.1. Этническая специфика Афганского общества Лекции 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Влияние политических факторов на этноконфессиональные противоречия Практические 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Попытки урегулирования конфликта при Временной администрации и переходном правительстве Сам. работа 8 16 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Этнотерриториальные конфликты в Центральной Азии
4.1. Влияние «китайского фактора» на процессы этнотерриториального развития Лекции 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Проблема границ и этническая специфика в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане Практические 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Проблема границ и этническая специфика в Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане Сам. работа 8 20 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Локальные конфликты в странах Южной и Юго-Восточной Азии
5.1. Социальные, политические и экономические причины конфликтов в странах Южной и Юго-Восточной Азии Лекции 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Сепаратистские движения и роль международного сообщества в разрешении конфликтных ситуаций в Индонезии и на Филиппинах Практические 8 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Этноконфессиональная проблема Тайланда. Сам. работа 8 11 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Экзамен 8 27 ПК-2.1, ПК-2.2 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-2 Владеет навыками подготовки отчетов о результатах научно-исследовательской деятельности, научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знанием основных библиографических источников и поисковых систем

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий.

Контрольные вопросы:

Закрытые

1. Декларация ГА ООН от 29.11 1947 о разделе Палестины послужила началом:
а) Палестино-Израильского противостояния
б) арабо – израильской войны
в) мировому конфликту
г) региональному конфликту

2.На современном этапе развития Палестино-Израильского конфликта интересы палестинского народа представляет:
а) Организация освобождения Палестины
б) Палестинская национальная администрация
в) Палестинский национальный совет
г) Палестинский законодательный совет.

3. Какие факторы осложняют процесс мирного урегулирования Палестино-Израильского конфликта:
а) конфессиональный фактор
б) проблемы политического развития участников конфликта
в) этнический фактор
г) деятельность террористических организаций.

4. Официальной причиной начала военных действий в Ираке является:
а) препятствие деятельности специальной комиссии ООН по надзору за ликвидацией иракского оружия
б) намерение свержение С. Хусейна
в) последствия событий 11.09.2001.

5. Главными дестабилизирующими факторами гражданской войны в Ираке были:
а) внутриполитический кризис иракской власти
б) дезинтеграция страны в связи с этноконфессиональными особенностями
в) военные действия Великобритании и США
г) нестабильность политических режимов на Ближнем Востоке.

6. Власть С. Хусейна опиралась на:
а) суннитское представительство
б) шиитское представительство
в) курдскую оппозицию
г) только на военных, не ориентированных конфессионально.

7.Военное вмешательство стран коалиции Запада в Ираке пренкратилось:
а) 2007 г.
б) 2009 г.
в) 2010 г.
г) 2011 г.

8. Причинами Ирано-Иракской войны были:
а) территориальные причины
б) попытка экспорта «исламской революции»
в) экономические противоречия
г) деятельность экстремистских групп.

9. Ирано-Иракская война завершилась:
а) 1982 г.
б) 1986 г.
в) 1988 г.
г) 1990 г.

10. Причинами Индо – Пакистанского конфликта являются:
а) религиозно – политические противоречия
б) территориальные противоречия
в) этнические противоречия
г) международный терроризм

11. Индо – Пакистанский конфликт завершился:
а) 1965 г.
б) 1971 г.
в) 2002 г.
г) не завершился

12. Военнопленный имеет право на:
а) гуманное обращение и сохранение жизни;
б) участие в военных действиях на стороне противника;
в) насильственное обращение.

13. Что такое гражданское население:
а) лица, не входящие в состав вооруженных сил;
б) комбатанты;
в) иностранные граждане.

14. Эмблемы международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца выполняют роль:
а) видимого знака нападения;
б) видимого знака обороны;
в) видимого знака защиты.

15. В случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны:
а) не является неограниченным;
б) является беспредельным;
в) регулируется нормами МГП.

Ключ 1а, 2б, 3а,в, 4а, 5а, 6а, 7г, 8а,б, 9в, 10б, 11б, 12-а, 13-а, 14-в, 15-в.

Открытые
1. Конфликтология как самостоятельное направление в социологии выделилась:
в конце 50-х г. XX века.
2. Кому принадлежит фраза: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:
Гилелю;
3. На какой фазе конфликта возможности разрешения конфликта самые высокие:
начальной фазе;
4. Конфликт в переводе с латинского означает:
столкновение;
5. Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:
конфликтной ситуацией;
6. Конфликт равен:
конфликтная ситуация + инцидент;
7. Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется:
конкуренция.
8. Какому типу конфликтной личности принадлежат следующие характеристики: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, непоследовательность поведения, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли, излишне стремится к компромиссу: «бесконфликтному».
9. Одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов является:
переговорный процесс;

10. Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется:
манипуляцией;
11. К какой тактике относится прием «закрытая дверь»:
тактике выжимания уступок.
12. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:
конфликтом.
13. Конфликты, способствующие принятию обоснованных решений и развитию взаимодействий, называются:
конструктивными;
14. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:
Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
15. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:
Ч. Освуд.
16. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:
в 1986 г. в Австралии.
17. В России центр по разрешению конфликтов был создан:
в Санкт-Петербурге в 1993 г.
18. Какой из приведенных методов относится к группе методов управлениями конфликтами:
метод картографии;
19. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:
наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.
20. Конфликтная ситуация — это:
накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними.
21. Причина конфликта – это:
явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
22. Конфликтогены – это:
слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;.
23. К какому типу кофликтогенов относятся следующие действия: «Приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка» - негативное отношение.
24. Управление конфликтами — это:
целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
25. Содержание управления конфликтами включает:
прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;
26. Предпосылками разрешения конфликта являются:
наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;

27. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
конструктивная, деструктивная, конформистская;.
28. Кто из ниже перечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
К. Томас и Р. Киллмен;

29. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
5
30. Содержание управления конфликтами включает:
прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение;


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине
Вопросы к экзамену
1. Особенности межэтнической конфликтности.
2. Специфика религиозного конфликта.
3. Типология этнополитических конфликтов.
4. Террористические методы в этноконфессиональных конфликтах.
5. Траектории урегулирования конфликтов.
6. Насильственные методы в разрешении конфликтов.
7. Правовое регулирование начала военных действий.
8. Участники вооруженных конфликтов.
9. Международное гуманитарное право о защите жертв войны.
10. Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время развития международного конфликта.
11. Запрещенные методы ведения войн.
12. Международно-правовое регулирование окончания военных действий.
13. Мирное разрешение международных споров.
14. Специфика переговорного процесса: переговоры и консультации.
15. «Добрые услуги и посредничество» в решении мировых конфликтов.
16. Международные согласительные процедуры.
17. Международный арбитраж.
18. Роль международных организаций в урегулировании международных конфликтов.
19. Мирное разрешение конфликтов в рамках СНГ.
20. Сущность, причины и динамика Палестино – Израильского конфликта.
21. Деятельность террористических организаций в течении Палестино – Израильского конфликта.
22. Современное состояние Палестино – Израильской проблемы.
23. Межконфессиональный конфликт в Ираке.
24. Межэтнический конфликт в Ираке (Курдская проблема).
25. Этнокультурный конфликт в Иране.
26. Этнополитический конфликт в Афганистане.
27. Специфика Индо – Пакистанского конфликта.
28. Специфика этнотерриториальных конфликтов в Центральной Азии.
29. Этнические конфликты в Китае.
30. Специфика этнических конфликтов в Турции.
31. Этнополитический конфликт в Бирме.
32. Этнополитическая проблема Тайваня.
33. Специфика международного регулирования иранской ядерной проблемы.
34. Проблема мирного урегулирования на Корейском полуострове.
35. Роль России в урегулировании конфликтов в странах СНГ.
36. Регионализация конфликтности в процессе распада СССР.
37. Этнополитический конфликт в Югославии.
38. Этнополитический конфликт в Шри – Ланке.
39. Политизация ислама и её влияние на международные конфликты.
40. Этнонациональные конфликты в странах Западной Европы (Ирландия, Испания).

Критерии оценки ответов на экзамене:
Отлично Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нигматуллина Т. А. Политическая медиация : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Нигматуллина, Л. О. Терновая. — 2-е изд., испр. и доп. — : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/40152D27-6EAE-4BF9-B42D-CCB3A6BCB066.
Л1.2 Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения: , 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Звягельская И. Д. Ближневосточный клинч. Конфликты на Ближнем Востоке и политика России: М.: Аспект Пресс, 2014
Л2.2 Шатаева О. В., Мошкин А. С. Межнациональные отношения и конфликты в России и за рубежом: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел РФ Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru/ru/homehome Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru/ru/home
Э2 Курс в Moodle "Этнополитические и религиозные конфликты в современном мире и России" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.

Лекция в системе изучения предмета «Этнополитические конфликты в современном мире и России» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, например, лекция «Особенности современных мировых конфликтов» посвящена теоретическому и практическому освещению природы мировых конфликтов, выявлению их отличия от региональных конфликтов, оценке факторов, влияющих на длительность и динамику конфликтов.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так в ходе лекции преподаватель акцентирует внимание студентов об особенностях мировых и региональных конфликтов на базе пособия Сирота Н. М. В «Политическая конфликтология». В свою очередь для понимания сущности региональной конфликтности студентам анонсируется монография Ю.Г. Чернышова «Региональные конфликты и их урегулирование» В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. Преподаватель обращает внимание студента на сайты официальных органов власти, размещающих источники, характеризующие мировую и региональную конфликтность.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции. В свою очередь студенты должны задать возникшие в ходе лекции вопросы, обратиться за разъяснением тематики, вызвавшей затруднение при восприятии лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. В ходе курса «Мировые и региональные конфликты» на практических занятиях обсуждаются особенности мировых и региональных конфликтов, возникших в отдельных регионах, уделяется внимание обсуждению факторов, влиявших на процесс урегулирования конфликтов.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. Для этого студентам рекомендуются не только монографии, характеризующие проблемы курса, но и хрестоматии, содержащие первоисточники по теме.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.
Методические указания к самостоятельной работе студента.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке прктического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответсвующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответсвыует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. нформацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможгостей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращение и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического тзанятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе ананлиза признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источниками информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на контрольные вопросы. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.