Закреплена за кафедрой | Кафедра философии и политологии |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.01. Философия |
Профиль | Философская антропология и этика социальных коммуникаций |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_01_Философия_ФАиЭСК-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра философии и политологии
Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна
1.1. | Целями освоения дисциплины являются формирование целостного представления: - о методологическом, методическом и прикладном уровнях антропологического исследования в условиях цифрового общества; - о широком спектре междисциплинарного научного инструментария, применяемого для анализа социальных медиа; - о специфике современных социальных практиках, их функциях,динамике развития, адаптации их контента к социокультурному и контексту; понимании места и роли социальных медиа в развитии общества. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ОПК-1 | Способен применять в сфере своей профессиональной деятельности при решении нестандартных задач категории и принципы, характеризующие современные проблемы философии, предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - базовые категории и основные подходы к определению киберантропологии; - основные этапы развития представлений о человеке в истории философского знания; - суть и содержание основных теорий (концепций) информационного (цифрового)общества . |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать основные параметры информационного общества, используя принципы философский дискурс; - излагать устно и письменно свои выводы по проблемам трансформации человека в условиях цифровизациии; - понимать сущность и значение цифровизации в развитии современного информационного общества, сознавать противоречия, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - терминологическим аппаратом данной дисциплины; - навыками научного анализа, письменного изложения своих идей, выступления и организации дискуссий по социально-значимым проблемам и процессам становления цифрового общества; - должен демонстрировать способность и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в киберантропологию | ||||||
1.1. | Понятие «виртуальная реальность», «киберпространство», «кибеантроплогия».Киберантропология как наука: объект, предмет, основные направления, цели,задачи, методология. Отличия киберантропологии от других форм антропологических исследований (социальной, культурной, политической и медицинской антропологий). | Лекции | 4 | 4 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.2. | Киберантропология как наука: объект, предмет, основные направления, цели,задачи, методология. Отличия киберантропологии от других форм антропологических исследований (социальной, культурной, политической и медицинской антропологий). Кибенрантроплогия в и антроплогия киберкультуры в трудах Ф.Будка и М.Кремсер. | Практические | 4 | 4 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
1.3. | Киберантропология как наука: объект, предмет, основные направления, цели,задачи, методология. Отличия киберантропологии от других форм антропологических исследований (социальной, культурной, политической и медицинской антропологий). | Сам. работа | 4 | 8 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 2. Личность в цифровом обществе | ||||||
2.1. | Онто-гносеологические и философско-антропологические аспекты цифровой личности. Проблема самоидентификации и репрезентации. | Лекции | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.2. | Антропологические проблемы в работах Ф.Фукуямы и Ю.Хабермаса. | Сам. работа | 4 | 10 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.3. | Антропологические проблемы в работах Ф.Фукуямы и Ю.Хабермаса. | Практические | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.4. | Онтология М.Хайдеггера и антропологическая машина Дж.Агамбена | Сам. работа | 4 | 8 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.5. | Антропологическая машина Дж. Агамбена. | Практические | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.6. | Онто-гносеологические и философско-антропологические аспекты цифровой личности. Проблема самоидентификации и репрезентации. | Сам. работа | 4 | 8 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.7. | Этико-экзистенциальные проблемы цифровой личности. Проблема отчуждения личности в цифровом обществе. | Лекции | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.8. | Этико-экзистенциальные проблемы цифровой личности. Проблема отчуждения личности в цифровом обществе. | Практические | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.9. | Этико-экзистенциальные проблемы цифровой личности. Проблема отчуждения личности в цифровом обществе. | Сам. работа | 4 | 8 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.10. | Гендерные аспекты цифрового общества. Д.Харувэй "Манифест киборгов". | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
2.11. | Гендерные аспекты цифрового общества. Д. Харувэй "Манифест киборгов". | Практические | 4 | 4 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
Раздел 3. Антропология социальных медиа | ||||||
3.1. | Природа, структура и динамика виртуальных комьюинти. Взаимосвязь контента и платформы. Характеристики возможностей социальных медиа: доступность во времени, широта потенциальной аудитории, доступность распространения и поиска. | Лекции | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.2. | Природа, структура и динамика виртуальных комьюинти. Взаимосвязь контента и платформы. Характеристики возможностей социальных медиа: доступность во времени, широта потенциальной аудитории, доступность распространения и поиска. | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.3. | Природа, структура и динамика виртуальных комьюинти. Взаимосвязь контента и платформы. Характеристики возможностей социальных медиа: доступность во времени, широта потенциальной аудитории, доступность распространения и поиска. | Практические | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.4. | Масштабируемая социальность Исследование даны бойд и Николь Эллисон, «Социальные сети: определение, история и изучение»: «сетевые паблики» и «аффордансы». | Лекции | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.5. | Масштабируемая социальность Исследование даны бойд и Николь Эллисон, «Социальные сети: определение, история и изучение»: «сетевые паблики» и «аффордансы». | Сам. работа | 4 | 8 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.6. | Характеристики возможностей социальных медиа: доступность во времени, широта потенциальной аудитории, доступность распространения и поиска. | Лекции | 4 | 0 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.7. | Характеристики возможностей социальных медиа: доступность во времени, широта потенциальной аудитории, доступность распространения и поиска. | Сам. работа | 4 | 6 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.8. | Социальная заметность: селфи и мемы. Мемы как репликаторы, моральные мемы. Мемы как новый способ участия в общественной жизни. Виды селфи. Визуальные посты и проблема грамотности. | Практические | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.9. | Приватность: антропологическое измерение. Масштабируемая социальность как управление уровнем приватности. Диалектика приватного и публичного в цифровом пространстве. Феноменология интимности. | Сам. работа | 4 | 8 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
3.10. | Приватность: антропологическое измерение. Масштабируемая социальность как управление уровнем приватности. Диалектика приватного и публичного в цифровом пространстве. Феноменология интимности. | Практические | 4 | 2 | УК-1, УК-5, ОПК-1 | Л2.6, Л1.2, Л2.7, Л2.1, Л1.3, Л1.5, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л2.4, Л2.5, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
Приложение 1.
Философия ФОС Киберантроплогия.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Липский Б.И., Марков Б.В. | ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Б. И. Липский, Б. В. Марков. | Философская антропология. Социальная философия : учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/9B7FB087-3482-48B5-95D8-6A2A04CD67AA |
Л1.3 | М. А. Козлова, А. И. Козлов | Антропология: учебник и практикум для вузов | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/EFB028CA-0DDE-464E-A66C-2A24F7418501 |
Л1.4 | Милюкова А.Г. | Социология массовой коммуникации: ЭУМКД | АлтГУ, 2020 | portal.edu.asu.ru |
Л1.5 | Орлова Э.А. | СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Орлова, Э. А. | Социальная и культурная антропология : учебник и практикум для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/D359AC43-6341-4453-97FC-3EE73EF8D353. |
Л2.2 | Ковина Т.П. | Основы научной коммуникации : учебное пособие: учебное пособие | Москва : РУТ (МИИТ), 2020 | Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175966 |
Л2.3 | М. О. Гузикова | Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие | Юрайт, 2020 | urait.ru |
Л2.4 | Голубкова Е. Н. | Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для вузов : учебник | Юрайт, 2020 | https://urait.ru/bcode/450157 |
Л2.5 | Курумчина, Анна Эдхемовна | Социокультурные коммуникации. Проекты социальных трансформаций и всемирные выставки: Учебное пособие для вузов: | Москва : Юрайт, 2020 | https: //urait.ru/bcode/456173 |
Л2.6 | Коноваленко, М. Ю. | Теория коммуникации : учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2020 | pay.urait.ru |
Л2.7 | Бажуков, В. И. | Социальная и культурная антропология : учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/52565F7E-5B1C-419F-8E6A-C1213D5CCA24 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт Института развития информационного обществ | www.iis.ru | ||
Э2 | Сайт Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества | www.infosovet.ru | ||
Э3 | LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ | www.library.ru | ||
Э4 | ЭБС «Лань» | |||
Э5 | Научная электронная библиотека: | www.elibrary.ru | ||
Э6 | Электронная библиотека но философии | rilosof.historic.ru | ||
Э7 | Интернет-библиотека Института философии РАН | www.philosophy.ru | ||
Э8 | Электронная база данных «Scopus» | www.scopus.com | ||
Э9 | Курс в MOODLE | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru; Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/ Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru) Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |