МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология сакрального

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки47.04.01. Философия
ПрофильФилософская антропология и этика социальных коммуникаций
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_01_Философия_ФАиЭСК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Серединская Л.А.

Рецензент(ы):
д.ф.н., Профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Антропология сакрального

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 47.04.01 Философия (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1012)

составлена на основании учебного плана:
47.04.01 Философия
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Антропология сакрального" является формирование у обучающихся устойчивого представления относительно понимания человека в различных философско-религиозных традициях и учениях.










2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
ОПК-1 Способен применять в сфере своей профессиональной деятельности при решении нестандартных задач категории и принципы, характеризующие современные проблемы философии, предлагать и аргументированно обосновывать способы их решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности академического и профессионального делового общения;
- вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности;
- современные коммуникативные технологии;
- категории и принципы современной нестандартных задач категории и принципы, характеризующие современные проблемы философии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности;
- представлять результаты профессиональной деятельности на различных публичных мероприятиях;
- действовать в нестандартных ситуациях, применяя категории и принципы современной философии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть теоретическими знаниями о современных философских проблемах и путях их решения;
- использовать современные коммуникативные технологии при поиске и использовании необходимой информации для академического и профессионального общения;
- эффективно применяет вербальные и невербальные средства взаимодействия в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антропология сакрального
1.1. Культура Ом: древнеиндийская антропологическая модель. Лекции 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Культура Ом: древнеиндийская антропологическая модель. Сам. работа 3 4 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Культура Дао: китайская антропологическая модель. Лекции 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Культура Дао: китайская антропологическая модель. Сам. работа 3 4 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Культура Логос: древнегреческая антропологическая модель. Исторические и религиозные предпосылки древнегреческой культуры. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Кризис междувременья: антропологические идеи гностицизма, манихейства и неоплатонизма. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Различия православной, католической и протестантской антропологии. Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Различия православной, католической и протестантской антропологии. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Антропология ислама. Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Антропология ислама. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Рождение вне теологической антропологии (антропогенез Ч. Дарвина, революционный материализм К. Маркса и пересмотр христианских ценностей Ф. Ницше). Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Рождение вне теологической антропологии (антропогенез Ч. Дарвина, революционный материализм К. Маркса и пересмотр христианских ценностей Ф. Ницше). Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Антропологические идеи религиозного и атеистического экзистенциализма. Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Антропологические идеи религиозного и атеистического экзистенциализма. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Представления о человеке в Древней Руси (XI–XVII вв.). Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Представления о человеке в Древней Руси (XI–XVII вв.). Сам. работа 3 4 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Русская религиозно-философская антропология конца XIX – начала XX в. Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Русская религиозно-философская антропология конца XIX – начала XX в. Сам. работа 3 4 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Персоналистическая антропология: Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев. Лекции 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Персоналистическая антропология: Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев. Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Персоналистическая антропология: Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Персоналистическая антропология: С. Л. Франк и Н. О. Лосский. Лекции 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Персоналистическая антропология: С. Л. Франк и Н. О. Лосский. Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Персоналистическая антропология: С. Л. Франк и Н. О. Лосский. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Антропология и персонология евразийства: Н. С. Трубецкой и Л. П. Карсавин. Лекции 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Антропология и персонология евразийства: Н. С. Трубецкой и Л. П. Карсавин. Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Антропология и персонология евразийства: Н. С. Трубецкой и Л. П. Карсавин. Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.28. Антропология в религиозно-богословской системе архим. Софрония (Сахарова). Лекции 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.29. Антропология в религиозно-богословской системе архим. Софрония (Сахарова). Практические 3 2 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.30. Антропология в религиозно-богословской системе архим. Софрония (Сахарова). Сам. работа 3 6 УК-4, ОПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гуревич, П. С. Философская антропология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов: Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471533
Л1.2 Гуревич, П. С. Философская антропология в 2 т. Том 2 : учебник для вузов: Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/472086
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Светлов, В. А. Философия : учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/453120
Л2.2 Спиркин, А. Г. Общая философия: учебник для вузов Издательство Юрайт, 2020 https://biblio-online.ru/bcode/450751
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э3 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э4 ЭБС «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э5 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э6 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э7 Журнал «Вопросы философии» vphil.ru
Э8 Курс в MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/
Информационно-правовая система Гарант (http://www.garant.ru)
Информационно-правовая система КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

Методическое описание проведения практического занятия
Практическое занятие проводится по оригинальному философскому источнику. Студенту для прочтения и анализа предлагается не более 30 страниц текста, а также учебная литература для оптимального его усвоения. Предлагаемые в плане практического занятия контрольные вопросы детализируют основные вопросы практического занятия и помогают студенту подготовить ответы на них. Основные вопросы практического занятия формулируются по оригинальному источнику и предполагают его анализ и аргументированную критику, а не комментирование или пассивное воспроизведение. Практическое занятие проходит в форме диалога и полилога. После ответа предлагаются дополнения, задаются вопросы на углубление материала, обсуждаются спорные моменты, расставляются необходимые акценты. Для формирования и закрепления умений и навыков студентам предлагается решение практических заданий по теме занятия. За практическое занятие студент по 4-балльной шкале может получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» либо при условии отличного ответа на основной вопрос и решении практического задания, либо в случае непрерывного участия в работе практического занятия.
По итогам практических занятий, при условии постоянной работы на них, студент может по 4-балльной шкале получить оценку «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично» (медианная оценка), которая по желанию студента может учитываться при проведении экзамена.

Методическое описание проведения экзамена
В вопросы к экзамену включены вопросы, соответствующие содержанию формируемых компетенций. При ответе на вопрос студент должен реконструировать соответствующую философскую концепцию или основные концептуальные идеи, в качестве практического применения теоретических знаний студент должен провести критический анализ философской концепции или отдельных концептуальных идей, указать их достоинства и недостатки, высказать собственное отношение к представленной концепции, отдельным идеям и собственные оценки, привести соответствующие аргументы, либо ответить на соответствующие вопросы и практические задания преподавателя. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку к вопросам билета студенту отводится 40-45 минут. За ответ студент может по 4-балльной шкале получить оценку «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» или «отлично».