МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские концепции естествознания и методология науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в биоклиматологии и рекреалогии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ГИТвКЛИМ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские концепции естествознания и методология науки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомления магистрантов географического факультета с неотъемлемым компонентом единой культуры – философией естествознания (в том числе и географии) и формирования целостного взгляда на окружающий мир.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен самостоятельно проводить комплексные и отраслевые географические исследования, формулировать и проверять достоверность научных гипотез и инновационных идей в избранной области географии и смежных наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает философские концепции и методологию научного познания;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать философские концепции и методологию научного познания при изучении различных уровней организации и материи, пространства и времени;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыком анализа научного познания, а также методами изучения различных уровней организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и естествознание в современной культуре
1.1. Наука и естествознание в современной культуре Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.2. Наука и естествознание Практические 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
1.3. Наука и естествознание в современной культуре Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем
2.1. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.2. История естествознания Практические 1 6 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
2.3. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Бытие науки
3.1. Бытие науки Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Бытие науки Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах
4.1. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.2. Методология науки. Синергетика и самоорганизация Практические 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
4.3. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Философские аспекты современной физики
5.1. Философские аспекты современной физики Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
5.2. Физическая картина мира Практические 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
5.3. Философские аспекты современной физики Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Философские аспекты современной химии
6.1. Философские аспекты современной химии Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
6.2. Химическая картина мира Практические 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
6.3. Философские аспекты современной химии Сам. работа 1 5 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 7. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы
7.1. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
7.2. Космологическая картина мира Практические 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
7.3. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 8. Философские аспекты современной биологии
8.1. Философские аспекты современной биологии Лекции 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.2. Биологическая картина мира Практические 1 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
8.3. Философские аспекты современной биологии Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 9. Феномен человека
9.1. Феномен человека Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
9.2. Проблемы антропосоциогенеза Практические 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
9.3. Феномен человека Сам. работа 1 10 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 10. Биосфера и ноосферогенез Философские аспекты глобальных проблем человечества.
10.1. Биосфера и ноосферогенез Философские аспекты глобальных проблем человечества. Лекции 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
10.2. Биосфера – ноосфера – космос Философские аспекты глобальных проблем человечества. Практические 1 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
10.3. Биосфера и ноосферогенез Философские аспекты глобальных проблем человечества. Сам. работа 1 11 ОПК-1 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 11.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2209#section-14
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен самостоятельно проводить комплексные и отраслевые географические исследования, формулировать и проверять достоверность научных гипотез и инновационных идей в избранной области географии и смежных наук
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К естественнонаучной отрасли знаний не относится:
А. микробиология
Б. астрология +
В. геология
Г. география
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 2. Суть принципа верификации заключается в том, что:
А. научное знание должно быть в принципе опровержимо
Б. требуется проверка информации на достоверность, правильность, точность
В. глубокое описание любого объекта требует рассмотрения его с противоположных сторон
Г. новая теория включает в себя старую при некоторых ограничивающих условиях
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 3. Суть принципа фальсификации заключается в том, что:
А. научное утверждение должно быть проверено опытным путем
Б. научное знание должно быть в принципе опровержимо
В. глубокое описание любого объекта требует рассмотрения его с противоположных сторон
Г. новая теория включает в себя старую при некоторых ограничивающих условиях
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 4. Концепция, утверждающая божественное происхождение человека – это концепция:
А) креационизма
Б) эволюционная
В) мутагенеза
Г) трудовая ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы. Как называется учёный, специалист?
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б) Морозолог
В) Хладолог
Г) Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. крупные глыбы льда, откалывающиеся от края ледниковых покровов Антарктиды, Гренландии и других арктических островов называются:
А. Айсберги
Б. Глетчеры
В. Фирн
Г. Сосульки
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 10. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. зона раздела различных воздушных масс в тропосфере, например, арктического и полярного воздуха называется
А. Атмосферный фронт
Б. Атмосферный рубеж
В. Атмосферный предел
Г. Атмосферный раздел
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. прибор для измерения атмосферного давления называется
А. Барометр
Б. Психрометр
В. Тонометр
Г. Пирометр
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 16. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
Вопрос 17. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 18. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 19. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. сфера человеческой деятельности, функция которой − выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
ОТВЕТ: Наука
2. специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира соответственно определенному этапу его развития это
ОТВЕТ: Научная картина мира.
3. одна из форм общественного сознания − совокупность представлений, покоящихся на вере в чудодейственные силы и существа (боги, духи), которые являются предметом поклонения. ТО ОТВЕТ: Религия
4. особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах бытия и его познания, об отношении человека к миру и мира к человеку, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни это
ОТВЕТ: Философия.
5. идеалистическое учение в биологии, согласно которому жизнь объясняется наличием в организмах нематериального начала (жизненная сила, душа, энтелехия), якобы управляющая жизненными явлениями это
ОТВЕТ: Витализм.
6. этап в развитии химического знания, предшествовавший научной химии; цель − отыскание философского камня, с помощью которого алхимики надеялись превращать неблагородные металлы в золото и серебро это
ОТВЕТ: Алхимия.
7. религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего это
ОТВЕТ: Креационизм.
8. принцип, ограничивающий научное знание от ненаучного знания, предложенный К. Поппером. Критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Если какое-либо учение построено так, что в состоянии искажать любые факты (астрология, теология и т. д.), то есть неопровержимо в принципе, то оно не может претендовать на статус научного знания это
ОТВЕТ: Фальсификация.
9. гипотетическая всепроникающая среда, которой, по научным представлениям прошлых столетий, приписывалась роль переносчика света это ОТВЕТ: Эфир
10. направление в медицине (XVI-XVIII вв.), в котором рассматривали процессы, происходящие в организме, как химические явления, а болезни − как результат нарушения химического равновесия; ставились задачи поиска химических средств лечения это
ОТВЕТ: Ятрохимия.
11. воображаемая машина, которая может совершать работу неограниченное время, не заимствуя энергию извне это
ОТВЕТ: Вечный двигатель.
12. совокупность действий, (определенных правил, приемов, операций), призванных помочь достижению желаемого результата это
ОТВЕТ: Метод.
13. любые сведения и данные, отражающие свойства объектов в природных, социальных и технических системах, передаваемые звуковым, графическим или иным способом с применением или без применения технических средств это
ОТВЕТ: Информация.
14. то, что не является наукой, но выдаётся за нее, деятельность, имитирующая научные исследования, но по сути ничего общего с ними не имеющая. Ее характерные отличительные черты: некритический подход к исходным данным, невосприимчивость к критике, несоответствие фактам, отсутствие законов, нарушение этических норм это
ОТВЕТ: Лженаука.
15. многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии это
ОТВЕТ: Паранаука.
16. направление в науке, связанное с изучением закономерностей пространственно-временного упорядочения в разнообразных системах это
ОТВЕТ: Синергетика.
17. принцип, который распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая связь между неживой, живой и социальной материей. В соответствии с ним эволюция Вселенной от Большого взрыва до возникновения человечества представляется как единый процесс это
ОТВЕТ: Глобальный эволюционизм.
18. свойство системы поддерживать свои параметры и функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды по отношению к возмущениям внешней среды. В физике − стремление динамической системы вернуться в равновесное состояние это
ОТВЕТ: Гомеостаз.
19. важнейшее универсальное свойство природы, заключающееся в том, что всем микрообъектам присущи одновременно и корпускулярные и волновые характеристики. Так, например, электрон, нейтрон, фотон в одних условиях проявляются как частицы, движущиеся по классическим траекториям и обладающие определенной энергией и импульсом, а в других − обнаруживают свою волновую природу, характерную для явлений интерференции и дифракции частиц это
ОТВЕТ: Корпускулярно-волновой дуализм.
20. известные мельчайшие частицы физической материи это
ОТВЕТ: Элементарные частицы.
21. понятие, описывающее последовательность смены явлений и состояний материи, длительность процессов. Форма существования (наряду с пространством) материи, существует объективно и связано с движением материи это
ОТВЕТ: Время.
22. объективная реальность; форма существования материи, характеризующая ее протяженность и объем; сосуществование и взаимодействие материальных объектов и процессов; совокупность отношений координации и расположения объектов друг относительно друга это
ОТВЕТ: Пространство.
23. наука, изучающая простейшие и вместе с тем общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения это
ОТВЕТ: Физика.
24. наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях это
ОТВЕТ: Химия.
25. кто ввел понятие молекула
ОТВЕТ: Авогадро.
26. медицинское направление алхимии это
ОТВЕТ: Ятрохимия.
27. наука о самоорганизации и саморазвитии химических систем это
ОТВЕТ: Эволюционная химия.
28. раздел астрономии, изучающий Вселенную как единое целое и включающий в себя учение о строении и эволюции всей охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной это
ОТВЕТ: Космология.
29. раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем это
ОТВЕТ: Космогония.
30. синоним астрономического определения Вселенной. Понятие было введено Пифагором для обозначения единства Мира в противоположность хаосу это
ОТВЕТ: Космос
31. совокупность наук о живой природе, о многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их структуре и функционировании, происхождении, развитии, связях друг с другом и с неживой природой это
ОТВЕТ: Биология.
32. направление в биологии и кибернетике; изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов и систем, в частности, для навигации, ориентации и локации, различных датчиков, систем обнаружения, совершенствования вычислительной техники и т.д. это
ОТВЕТ: Бионика.
33. участок земной поверхности (суши или водоема) с однотипными условиями среды, занятый биоценозом; естественное, относительно однородное жизненное пространство биоценоза это
ОТВЕТ: Биотоп.
34. комплекс научных дисциплин, исследующий царства растений и грибов, закономерности внешнего и внутреннего строения этих организмов, их видового разнообразия, особенности жизнедеятельности, закономерности географического распространения, взаимоотношения со средой, структуру растительного покрова, особенности индивидуального развития растений, эволюцию растительного мира это
ОТВЕТ: Ботаника.
35. необратимое историческое развитие живой природы, определяется наследственностью, изменчивостью и естественным отбором это
ОТВЕТ: Эволюция
36. созданная людьми в рамках биосферы искусственная структура, для которой характерно проникновение сложной машинной техники во все сферы человеческой деятельности (заводы, дороги, электростанции, газо- и нефтепроводы, ирригация, сельскохозяйственные угодья и т.д.) и изменение природных условий это
ОТВЕТ: Техносфера.
37. область распространения активной жизни на Земле, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы это
ОТВЕТ: Биосфера.
38. в учении В. И. Вернадского − часть биосферы, преобразованная человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние − сферу Разума это
ОТВЕТ: Ноосфера.
39. материалистическая теория эволюции живой природы, основанная на идеях Ч. Дарвина, изложенная им в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) это
ОТВЕТ: Дарвинизм.
40. выведение частного из общего; общенаучный метод познания − способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует заключение частного это
ОТВЕТ: Дедукция.
41. научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-то явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией это
ОТВЕТ: Гипотеза.
42. наука о народонаселении и его изменениях это
ОТВЕТ: Демография.
43. учение об объективной закономерности взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений природы и общества это
ОТВЕТ: Детерминизм.
44. особый механизм отбора живых организмов в природе, приводящий к избирательному уничтожению организмов, оказавшихся не приспособленными к условиям окружающей среды и выживанию, воспроизведению организмов, наиболее приспособленных к условиям этой же среды это
ОТВЕТ: Естественный отбор.
45. гигантские светящиеся плазменные (газовые) шары, равновесие которых обеспечивается балансом между силой гравитации и давлением горячего вещества (газа) и излучением это
ОТВЕТ: Звезды.
46. третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы это
ОТВЕТ: Земля.
47. разрыв в озоновом слое атмосферы Земли это
ОТВЕТ: Озоновая дыра.
48. состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий; неспецифическая (общая) защитная реакция живого организма на любое сильное воздействие это
ОТВЕТ: Стресс.
49. агрегат клеток одного типа это
ОТВЕТ: Ткань.
50. в широком значении концепция будущего Земли и человечества; в узком − наука о будущем, занимающаяся систематическим изучением прогнозируемых процессов, как в практической жизни, так и в сфере научно-технического прогресса это
ОТВЕТ: Футурология.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции. Охарактеризуйте их.
2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности. Охарактеризуйте их.
3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Охарактеризуйте их.
4. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Охарактеризуйте их.
5. Основные философские парадигмы в исследовании науки (аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.). Раскройте понятия.
6. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. Охарактеризуйте его.
7. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки. Охарактеризуйте их.
8. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Охарактеризуйте их.
9. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.
10. Научное знание как система, его структура и функции. Охарактеризуйте его.
11. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение. Охарактеризуйте их.
12. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. Охарактеризуйте их.
13. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания. Охарактеризуйте их.
14. Структура и функции научной теории, их классификация, структура.
15. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики. Охарактеризуйте их.
16. Проблемная ситуация в науке как возникновение противоречия в познании.
17. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования в естествознании.
18. Характерные особенности системного метода исследования.
19. Строение и структура системы. Классификация систем.
20. Самоорганизация, организация систем и эволюция систем.
21. Методы и перспективы системного исследования.
22. Системный метод и современное научное мировоззрение.
23. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. Раскройте понятия.
24. Иерархия структурных уровней организации материи. Фундаментальные физические представления о единстве природы. Раскройте понятия.
25. Место математики в системе наук. Специфика математического знания
26. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение. Раскройте понятия.
27. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи. Раскройте понятия.
28. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики. Раскройте понятия.
29. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений. Индетерминизм. Раскройте понятия.
30. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение. Охарактеризуйте их.
31. Проблемы объективности знания в современной астрономии и космологии. Охарактеризуйте их.
32. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.
33. Предмет биологии как науки. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии.
34. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни. Охарактеризуйте их.
35. Философские проблемы современной теории эволюции. Охарактеризуйте их.
36. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза. Охарактеризуйте их.
37. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции. Охарактеризуйте их.
38. Философские проблемы современной экологии. Охарактеризуйте их.
39. Философские проблемы химии. Охарактеризуйте их.
40. Геохимическое учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Раскройте понятия.
41. Коэволюционная стратегия её понятие, сущность, основания, механизмы. Раскройте понятия.
42. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого. Охарактеризуйте их.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Представители естественнонаучного и гуманитарного направлений изучают состояние населения в районе экологической катастрофы, но не могут найти общий язык и постоянно конфликтуют, обвиняя друг друга в некомпетентности. Аргументы для подтверждения своей точки зрения есть у представителей обоих направлений науки, личной неприязни до это го проекта не было замечено. Что можно сделать, чтобы уменьшить вероятность развития такой ситуации?
2. Как Вы можете использовать знания из области философии при выполнении задач, соответствующих Вашим профессиональным компетенциям. Приведите пример проблемной ситуации и соответствующих вариантов ее решения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шуталева А.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Яскевич Я.С. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Липкин А.И. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 Библиотека по философии. lib.ru
Э4 Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Курс в Moodle "Философские концепции естествознания и методология науки" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список ПО, указываемый в разделе ИТ, пункт Перечень программного обеспечения следующий:

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «Философские концепции естествознания и методология науки» предусмотрены домашние задания и выступления на практических занятиях,как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – экзамен после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за выступления на практических занятиях, домашние и индивидуальные задания.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.