МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансирование внешней торговли и международные расчеты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународный бизнес и торговля
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_МБиТ-2023
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 147
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 147 147 147 147
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент , Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Финансирование внешней торговли и международные расчеты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 4
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.цель - получение теоретических знаний и практических навыков в области финансирования внешней торговли и проведения расчетных операций

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен разрабатывать проектные решения в сфере внешнеторговой деятельности организации с учетом фактора неопределенности и обеспечивать их реализацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы осуществления проектных решений, особенности формирования и реализации проектных решений в сфере внешнеторговой деятельности, методы учета фактора неопределенности , способы обеспечения реализации проектных решений
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать проектные решения в сфере внешнеторговой деятельности организации с учетом фактора неопределенности и обеспечивать их реализацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью разрабатывать проектные решения в сфере внешнеторговой деятельности организации с учетом фактора неопределенности и обеспечивать их реализацию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретичееские основы внешне-торговых операций: роль и место в деятльности организации и влияние на национальную экономику
1.1. Международный капитал и международный финансовый рынок Лекции 2 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. валютный курс как экономическая категорияЛекция Лекции 2 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретичееские основы внешне-торговых операций: роль и место в деятльности организации и влияние на национальную экономику Практические 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретичееские основы внешне-торговых операций: роль и место в деятльности организации и влияние на национальную экономику Сам. работа 2 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Финансирование внешней торговли
2.1. финансирование внешней торговлиЛекция Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Инструменты финансирования торговых операцийЛекция Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Финансирование внешней торговли Практические 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Финансирование внешней торговли Сам. работа 2 35 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Инфраструктура международных расчетов и платежей. Межбанковские корреспондентские отношения.
3.1. Международные платежные системы. система SWIFT.Лекция Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Межбанковские корреспондентские отношения и финансовые рискиЛекция Лекции 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Инфраструктура международных расчетов и платежей. Межбанковские корреспондентские отношения. Практические 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Инфраструктура международных расчетов и платежей. Межбанковские корреспондентские отношения. Сам. работа 2 29 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методы расчетов и платежей в международной торговле
4.1. Международные расчеты: понятие и особенности.Лекция Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Средства и основные формы международных расчетов.Лекция Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Методы расчетов и платежей в международной торговле Практические 2 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.4. Методы расчетов и платежей в международной торговле Сам. работа 2 63 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8833
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-2: Способен разрабатывать проектные решения в сфере внешнеторговой деятельности организации с учетом фактора неопределенности и обеспечивать их реализацию
Тестовые задания

1. ______________________ характер прогноза, используемого при формировании проектного решения, связан с проблемой неопределенности количественных и качественных параметров будущего развития, со сложностью и неоднозначностью прогнозируемых процессов. (Вероятностный).
2. Одним из факторов неопределенности параметров проекта является неправомерная _____________________на будущее данных и зависимостей, имевших место в прошлом, которая приводит к ошибкам в расчетах параметров внешнетороговой деятельности организации (экстраполяция)
3. Относительный показатель, который применяется для международных сопоставлений в области экономики, показывающий насколько доступны определенные товары и услуги в разных странах на основе соотношения двух валют исходя из цен на аналогичные товары этих стран называется ____________________________ (паритет покупательной способности валют).
4. Метод ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬ учета ______________________ предполагает изучение темпов экономического роста стран-эмитентов свободно конвертируемых валют, что дает возможность сформулировать динамику обменного курса (экономической стабильности).
5. Мировой финансовый рынок НЕ включает в себя:
а) международные кредиты и гранты;
б) рынок деривативов;
в) рынок страховых услуг;
г) валютный спот-рынок.
6. ____________________ в МСФО - это договор, при заключении которого одновременно возникают финансовый актив у первой организации, а у второй организации - долевой инструмент или финансовое обязательство (Финансовый инструмент)
7. При формировании внешнеторгового проектного решения важную роль в формировании расчетов играет валютный курс, который в том числе зависит от макроэкономических показателей. При этом необходимо учитывать, что ________________________________ платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, если увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. (Активный).
8. При обеспечении реализации проекта за рубежом основным преимуществом от размещения производственных мощностей, по сравнению с размещением мощностей на отечественных предприятиях является возможность использования ______________ (местных ресурсов).
9. ______________ - это система, состоящая из ряда инструментов, банковских процедур и межбанковских систем денежных переводов, которые обеспечивают денежное обращение при реализации контрактов внешнеэкономической деятельности (платежная система).
10. _____________________________ - это процесс передачи, сверки и, в некоторых случаях, подтверждения платежей перед расчетом, возможно, включающий взаимный зачет платежей и определение конечного расчетного сальдо (нетто-позиции). (Клиринг).
11. Для целей перевода денежных средств по внешнеэкономическому контракту и обеспечение его реализации , банк открывает _________________________, который предназначен для операций, которые одно финансовое учреждение проводит по поручению и на средства другого (корреспондентский счет)
12. В рекомендациях Банка России о своевременности осуществления расчетов и системном риске расчетной системы сфокусированы на содержании понятий «своевременность» и «__________________________», которые позволяют снизить уровень неопределенности в проведении финансовых операций
(бесперебойность)
13. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_____________________перевод денежных средств - перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк (Трансграничный)
14. В целях обеспечения реализации внешнеторговых контрактов, в договор включается _________________, которая представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов (валютная оговорка).
15. Финансирование, которое предоставляется на период от даты отгрузки до даты получения экспортной выручки (на период отсрочки по контракту), а в некоторых случаях и на срок, необходимый для производства товара, носит название ______________________финансирование (предэкспортное).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
3. Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Сущность капитала. международное движение капитала
2. Экспорт и импорт капитала
3. Международный финансовый рынок
4. Сущность валютного курса и факторы, его объясняющие
5. Концепции определения валютного курса
6. Макроэкономическая роль валютного курса
7. Сущность финансирования
8. Источники финансирования
9. Торговое финансирование
10. Инструменты торгового финансирования
11. Пред экспортное финансирование под контракт поставки
12. Международный факторинг
13. Международный форфейтинг
14. Сущность платежных систем.
15. Понятие расчетной системы.
16. Платежная система swift
17. Национальные платежные системы различных государств
18. Корреспондентские отношения: сущность, виды
19. Порядок установления корреспондентских отношений. Экономический смысл корреспондентского счета
20. Финансовые риски при осуществлении межбанковских операций
21. Международные расчёты: экономическая сущность
22. Факторы, влияющие на международные расчеты
23. Аккредитив
24. Инкассо
25. Банковский (денежный) перевод
26. Расчеты чеками
27. Торговля по "отрытому счету"
28. Экономическая сущность налоговых и таможенных платежей.
29. Механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин
30. Схема обмена информацией между уполномоченными органами сторон, санкции, штрафы.

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Игнатова О. В., Горбунова О. А., Прудникова А. А. ; Под ред. Игнатовой О.В. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ И ПЛАТЕЖИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 , Темнышова Е. П. [и др.] МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в электронной системе moodle portal.edu.asu.ru
Э2 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8833
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.