МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Туристское ресурсоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияЗаочная
Учебный планz43_02_10_Туризм-2021_11кл
Часов по учебному плану 89
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 75
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 75 75 75 75
Итого 89 89 89 89

Программу составил(и):
Преподаватель, первая к.к., Панасенко Анастасия Николаевна

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Маслова Ольга Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Туристское ресурсоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины Туристское ресурсоведение является:
выявление и характеристика основных разновидностей и географии распространения туристских ресурсов,
ознакомление с методами оценки туристских ресурсов,
оценка туристских возможностей отдельных территорий для их дальнейшего использования и развития как туристских регионов.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2 Информировать потребителя о туристских продуктах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса;
возможности применения картографического метода для целей оценки туристского потенциала территории;
особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма;
особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации туризма;
основные аспекты охраны туристских ресурсов.
3.2.Уметь:
3.2.1.работать с различными группами источников – литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными;
выявлять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских ресурсов;
характеризовать и проводить комплексную оценку туристских ресурсов отдельных стран и регионов;
оценивать туристский потенциал отдельной территории;
использовать основные методы и приемы оценки туристских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрен

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Теоретические основы туристского ресурсоведения. Лекции 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Теоретические основы туристского ресурсоведения. Семинар по теме. Практические 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Теоретические основы туристского ресурсоведения. Самостоятельное изучение литературы по теме. Подготовка к семинару. Повторение и закрепление изученного материяла. Сам. работа 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Туристский потенциал территорий. Сам. работа 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Оценка туристского потенциала территории Алтайского края или Республики Алтай. Практическое занятие по оценке туристского потенциала территории Алтайского края или Республики Алтай по выбору студента. Практические 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Туристские и рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала территории. Сам. работа 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Туристские и рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала территории. Доклад по теме. Сам. работа 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Туристские и рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала территории. Самостоятельное изучение литературы по теме. Подготовка доклада. Повторение и закрепление изученного материала. Сам. работа 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Методы оценки природных ресурсов. Сам. работа 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Эстетическая оценк ландшафтов. Семинар по теме. Сам. работа 1 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Методы оценки природных ресурсов. Самостоятельное изучение литературы по теме. Подготовка к семинару. Повторение и закрепление изученного материала. Сам. работа 1 6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Рекреационная нагрузка и рекреационная емкость территории. Сам. работа 1 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Рекреационная нагрузка и рекреационная емкость территории. Семинар по теме. Сам. работа 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2.
2.1. Природные ресурсы туризма и их оценка. Лекции 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Природные ресурсы туризма и их оценка. Семинар по теме. Практические 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Природные ресурсы туризма и их оценка. Самостоятельное изучение литературы по теме. Подготовка к семинару. Повторение и закрепление изученного материала. Сам. работа 1 6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. Лекции 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. Практическое занятие:работа с контурными картами. Проведение тестирования по изученным темам.ДКР Практические 1 2 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка. Самостоятельное изучение литературы по теме. Подготовка к тестированию.Самостоятельная работа с контурными картами. Повторение и закрепление изученного материала. Сам. работа 1 14 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Социально-экономические ресурсы туризма. Сам. работа 1 5 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Социально-экономические ресурсы туризма. Семинар по теме. Сам. работа 1 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Социально-экономические ресурсы туризма. Самостоятельное изучение литературы по теме. Подготовка к семинару. Повторение и закрепление изученного материала. Сам. работа 1 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Основы разработки кадастра туристских ресурсов. Сам. работа 1 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Основы разработки кадастра туристских ресурсов. Семинар по теме. Сам. работа 1 4 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Основы разработки кадастра туристских ресурсов. Самостоятельное изучение литературы по теме. Подготовка к семинару. Повторение и закрепление изученного материала. Сам. работа 1 6 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Промежуточная аттестация. Экзамен. Практические 1 0 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (семинары, работа с картой, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5236
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1. Туристская территория – это …
А. территория, обладающая туристско-рекреационными ресурсами
Б. территория, обладающая системой предприятий и предпринимателей, предоставляющих туристам все необходимые туристские услуги, работы и товары
В. Территория с туристской специализацией, обладающая туристско-рекреационными ресурсами и развитой туристской индустрией
Г. территория, обладающая организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность

2. Вид туризм, имеющий самую высокую степень ориентированности на природные и в меньшей степени культурно-исторические ресурсы
А. Познавательный
Б. Рекреационный
В. Ностальгический
Г. Экологический туризм

3. Начало рекреационным исследованиям в нашей стране было положено
А в 60-е гг.XX в..
Б.в 90-е гг. XX в.
В. до Второй мировой войны
Г. в начале XIX в.

4. Выберите неправильные критерии при определении явления «туризм»:
А. Оплата труда из источника в посещаемом месте
Б. изменение места пребывания
В. пребывание в посещаемом месте более 12 месяцев

5. Деятельность, направленная на удовлетворение насущных потребностей, называется…
А. Досуг
Б. Отдых
В. Рекреация
Г. Туризм

6. Понятие «туристский интерес» включает в себя (выберите неправильный ответ):
А. перспективу получения туристом объективной информации
Б. получение положительных эмоций
В. потенциальную возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услуге (работе)
Г. Комплекс эмоций, в общем случае положительных и душевного и физического состояния туриста, возникший в результате потребления туристских услуг, приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта.

7. Совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории – это…
А. туристский комплекс
Б. туристские ресурсы
В. рекреационный потенциал
Г. туристская территория

8. Горные хребты, через которые проходит самый длинный (3473 км) непрерывный пешеходный маршрут в мире. В 1968 г. получила статус национальной пейзажной тропы
А. Альпы
Б. Гималаи
В. Аппалачи
Г. Кордильеры

9. Горнолыжный курорт в западной части США, в штате Колорадо; назван международными экспертами в 2001 г. лучшим горнолыжным курортом мира
А. Киллингтон
Б. Лейк-Пласид
В. Солт-Лейк-Сити
Г. Аспен

10. Популярный среди туристов вулкан, расположенный в Италии
А. Этна
Б. Гекла
В. Кракатау
Г. Везувий

11. Популярный горнолыжный курорт, не расположенный во Франции
А. Валь д’Изер
Б. Куршевель
В. Валь-де-Нурия
Г. Шамони

12. Самая глубокая пещера в мире; расположена в Абхазии. По данным российско-американской спелеоэкспедиции 2002 г. разведана глубина более 1700 м.
А. Кунгурская
Б. Воронья
В. Жан-Бернар
Г. Флинт-Мамонтова

13. Высочайшая вершина Африки; расположена в Танзании. Центр экологического туризма и трекинга
А. Монблан
Б. Кения
В. Килиманджаро
Г. Белуха

14. Страна, в которой расположен горнолыжный курорт Лиллихаммер - место проведения Зимней Олимпиады (1992)
А. Швеция
Б. Норвегия
В. Австрия
Г. Италия

15. Горнолыжный курорт на юго-востоке Франции в Савойских Альпах у подножия высшей точки Альп горы Монблана. Центр альпинизма. Место первой Зимней Олимпиады. Здесь находится самый протяженный лыжный склон в мире - легендарная «Белая Долина»
А. Куршевель
Б. Мерибель
В. Саас-Фе
Г.Шамони

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5236
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сущинская М. Д. Культурный туризм : учебное пособие для среднего профессионального образования: Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кусков Алексей Сергеевич География туризма: Учебное пособие НИЦ ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л2.2 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал Москва, 2018 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle Туристское ресурсоведение (Туризм; преп.Панасенко А.Н.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

8.2 Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3 Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

8.4 Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц печатного текста через 1,5 интервала (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

При реализации учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

При проведении лекционных занятий: используется активный метод проведения занятий (лекция-беседа).

При проведении практических занятий: используется активный и интерактивный метод проведения занятий (доклады с презентациями, работа в малых группах).

В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в поиске информациии в сети Интернет и работе с различными источниками.