МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Управление деятельностью функционального подразделения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияЗаочная
Учебный планz43_02_10_Туризм-2021_11кл
Часов по учебному плану 87
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 69
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 69 69 69 69
Итого 87 87 87 87

Программу составил(и):
Канд. экон. наук, преподаватель, Воложанина Виктория Юрьевна

Рецензент(ы):
Канд. экон. наук, доцент, Ануфриева Ирина Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Управление деятельностью функционального подразделения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий отделением
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения междисциплинарного курса МДК 04.01 Управление деятельностью функционального подразделения – дать будущим специалистам знания для принятия эффективных управленческих решений и сформировать у них важнейшие навыки управленческой деятельности

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 4.1 Планировать деятельность подразделения.
ПК 4.2 Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
ПК 4.3 Оформлять отчетно-планирующую документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Значение планирования как функции управления
Методику сбора информации о работе организации и отдельных ее подразделений
Виды планирования и приемы эффективного планирования
Эффективные методы принятия решений
Основы организации туристской деятельности
Стандарты качества в туризме
Приемы эффективного общения, мотивации персонала и работы с конфликтами
Принципы эффективного контроля
Трудовой кодекс Российской Федерации
Организацию отчетности в туризме
Основные финансовые показатели деятельности организации и методику их расчетов
Основные показатели качества работы подразделения
Методы по сбору информации о качестве работы подразделения
3.2.Уметь:
3.2.1.Собирать информацию о работе организации и отдельных ее подразделений
Использовать различные методы принятия решений
Составлять план работы подразделения
Организовывать и проводить деловые совещания, собрания,круглые столы,рабочие группы
Работать в команде и осуществлять лидерские функции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Сбора информации о деятельности организации и отдельных ее подразделений
Составления плана работы подразделения
Проведения инструктажа работников
Контроля качества работы персонала
Составления отчетно-плановой документации о деятельности подразделения
Проведения презентаций
Расчета основных финансовых показателей деятельности организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система менеджмента организации
1.1. ТЕМА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Понятие менеджмента. основные категории менеджмента. Понятие организационных структур управления. Системный подход в менеджменте Лекции 2 1 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5 Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.2. Изучение теоретического материала по теме 1. Разработка глоссария по теме 1 Сам. работа 2 8 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5 Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.3. ТЕМА 2. ТУРИЗМ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. Структура управления туризмом. Специфика управления организацией в сервисе и туризме Лекции 2 1 ОК 2, ОК 4, ОК 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.4. Проработка материала учебника (автор Скобкин С.С.) и подготовка конспекта. Подготовка к опросу по темам 1-2 Сам. работа 2 8 ОК 2, ОК 4, ОК 6 Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.5. ТЕМА 3. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ. Понятие и классификация функций управления. Функция планирования. Организационная функция. Мотивация как функция управления. Функция координации. Функция анализа. Функция контроля Лекции 2 1 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Практическая работа № 1 (1-3 части). Разработка модели туристической фирмы: название, определение миссии, глобальной цели, формулировка КФУ, конкурентных преимуществ, разработка организационной структуры фирмы. Описание системных характеристик туристической фирмы. Описание бизнес-процессов туристической фирмы Практические 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.7. Завершение выполнения практической работы № 1 (части 1-3). Сам. работа 2 8 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 Л2.2, Л3.1, Л1.1
1.8. Изучение теоретического материала по теме 3. Ответы на вопросы для самоконтроля Опрос по темам 1-2. Сам. работа 2 5 ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Стратегическое управление
2.1. ТЕМА 4. ТЕКУЩЕЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТУРИЗМЕ. Сущность текущего управления организацией. Понятие стратегического управления и его особенности в сфере сервиса и туризма. Определение миссии и целей организации. Классификация стратегий предпритий индустрии туризма Лекции 2 1 ОК 2, ОК 4, ОК 6, ПК 4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.2. Практическая работа № 2 (часть 1) Проведение SWOT-анализа туристической фирмы Практические 2 2 ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.3. Изучение теоретического материала по теме 4. Ответы на вопросы для самоконтроля Сам. работа 2 4 ОК 1, ОК 3, ПК 4.1, ПК 4.3 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.4. ТЕМА 5. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ И МЕТОДЫ ИХ ПРИНЯТИЯ.Понятие и виды управленческих решений. Этапы разработки управленческих решений.Методы и процедуры принятия решений Лекции 2 1 ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 4.1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Практическая работа № 2 (часть 2) Разработка дерева целей фирмы Практические 2 1 ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.6. Практическая работа № 2 (часть 3) Разработка карты стратегических целей, плана реализации целей туристической фирмы Практические 2 2 ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.1
2.7. Изучение теоретического материала по теме 5 Ответы на вопросы для самоконтроля Завершение выполнения Практической работы № 2 Опрос по темам 3-5. Сам. работа 2 8 ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ПК 4.1 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Управление персоналом в организации
3.1. ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА. Система управления персоналом организации. Особенности управления персоналом в туризме. Власть, влияние, лидерство. Система мотивации и ее особенности в сфере туризма. Управление конфликтами Лекции 2 1 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 4.2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.2. Практическая работа № 3: Разработка должностных инструкций работников турфирмы Практические 2 1 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 4.2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.3. Изучение теоретического материала по теме 6. Ответы на вопросы для самоконтроля Завершение выполнения Практической работы № 3 Сам. работа 2 8 ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 4.2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.4. ТЕМА 7. МЕТОДЫ И СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ. Понятие и сущность методов управления. Классификация методов управления. Стили управления Лекции 2 1 ОК 2, ОК 4, ПК 4.2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
3.5. Изучение теоретического материала по теме 7. Ответы на вопросы для самоконтроля Сам. работа 2 8 ОК 2, ОК 4, ПК 4.2 Л2.2, Л3.1, Л1.1
Раздел 4. Контроль качества в туризме
4.1. ТЕМА 8. ЭКОНОМИКА ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Основные финансовые показатели деятельности организации. Эффект и эффективность. Бизнес-план и его структура ТЕМА 9. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Лекции 2 1 ОК 4, ОК 5, ПК 4.1, ПК 4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.2. Выполнение расчетов по формированию себестоимости туристического продукта Практические 2 1 ОК 4, ОК 5, ПК 4.1, ПК 4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.3. Изучение теоретического материала по теме 8. Ответы на вопросы для самоконтроля Завершение выполнения экономических расчетов. Оформление как единого проекта совокупности выполненных практических работ в течение семестра Сам. работа 2 9 ОК 4, ОК 5, ПК 4.1, ПК 4.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1
4.4. Опрос по темам 6-9. Защита выполненного проекта с использование мультимедиа презентаций Практические 2 1 ОК 6, ОК 7, ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.5. Изучение теоретического материала по теме 9. Ответы на вопросы для самоконтроля Сам. работа 2 3 ОК 6, ОК 7, ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.2, Л3.1, Л1.1
4.6. Экзамен по МДК 4.1. Управление деятельностью функционального подразделения Практические 2 0 ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3 Л2.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические работы) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале. Ссылка на курс: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10972

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания:

1. Выберите все верные утверждения:

А Макроуровень предполагает изучение экономики туризма на уровне отдельных стран
Б Экономика туристской фирмы – это совокупность факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг
В Макроуровень предполагает изучение экономики туризма на уровне мировой экономики
Г Оборотные производственные фонды – это часть производственных фондов, целиком используемая за один производственный цикл и полностью переносящая свою стоимость на создаваемый туристский продукт

2. Выберите все определения, которые характеризуют получение (расчет показателя) прибыли:

А Разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию
Б Разность между продажной ценой и первоначальной (остаточной) стоимостью фондов или иного имущества (с учетом индекса инфляции) с учетом затрат, связанных с реализацией
В Денежная форма затрат на формирование и сбыт туристического продукта или услуги
Г Объём денежных средств, поступающих за реализованные услуги без учета специальных налогов

3. Выберите объекты, которые входят в состав материально-технической базы туризма:

А Бюро реализации туристских путевок +
Б Рестораны, бары +
В Театры, концертные залы +
Г Контрольно-спасательные службы +

4. Укажите все формы, методики, документы, которые используются при применении организационно-распорядительных методов:

А Должностные инструкции +
Б Нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы +
В Система штрафных санкций
Г Профессиограмма

5. Укажите все верные высказывания:

А При авторитарном методе управления поощряется и используется инициатива работников фирмы
Б При демократическом стиле управления отношение руководителя к дисциплине нетребовательное
В Понятие "стиль управления" призвано отразить устойчивые, постоянные его характеристики, сохраняющиеся в различных ситуациях +
Г Либеральный стиль управления способствует улучшению морально-психологического климата, а также сплочению коллектива +

6. Укажите специфические характеристики, присущие персоналу, занятому в компаниях сферы сервиса:

А Сезонная неравномерность производства требует предоставления постоянным работникам длительных неоплачиваемых отпусков +
Б В данной сфере невысокий уровень текучести кадров
В Специализация отдельных работников очень широкая +
Г Главный вид ресурсов, используемых в производственном процессе фирмы, - рабочая сила, или персонал

7. Выберите все пункты, которые относятся к пониманию, что такое "человеческие ресурсы" и "управление человеческими ресурсами":

А Способны к постоянному совершенствованию и развитию +
Б Могут приносить достаточно большие дивиденды +
В Решает вопросы привлечения, сохранения и мотивации работников
Г Сформировалось в условиях гибкого производства для рынка, ориентированного на клиента+

8. Выберите все категории, относящиеся к видам управленческих решений:

А Безимпульсивные
Б Рискованные
В Запрограммированные
Г Неосторожные

9. Укажите все этапы принятия управленческих решений, которые относятся к блоку "Подготовительный":

А Анализ ситуации
Б Отбор основных вариантов управляющих воздействий
В Разработка плана действий
Г Разработка оценочной системы

10. Определите будет ли верным следующее высказывание: "Владение избыточной информацией повышает эффективность принятия управленческого решения"

А Верно
Б Неверно

11. Укажите методы принятия решений, которые относятся к методам экспертных оценок:

А Метод "Мозгового штурма"
Б Ассоциативный метод
В Метод Дельфи
Г Метод декомпозиции

12. Сколько существует блоков этапов разработки управленческих решений?

А 3
Б 5
В 2
Г 7

13. Выберите все верные утверждения:

А Управленческий цикл начинается с уяснения задачи или проблемы и заканчивается достижением определенного результата
Б Текущее управление фирмой характеризуется тем, что начинается с анализа состояний и изменений внешней среды
В Конечная цель управления системой может достигаться одним или несколькими циклами управления
Г К текущему управлению относят оперативное управление, а также краткосрочное и среднесрочное с управленческим циклом не более 3-х лет

14. Определите, верно ли следующее определение: "Разработка системы мер, направленных на достижение поставленной цели, представляет собой процесс прогнозирования"

А Верно
Б Неверно

15. Укажите причины развития стратегического планирования фирмы:

А Разработка новых видов товаров и услуг
Б Направление на индивидуализацию услуг населению
В Развитие конкуренции на рынках товаров и услуг
Г Повышение активности транспортных компаний и рекламных агентов

Ответы:

1. А,Б,Г
2. А,Б
3. А,Б,В,Г
4. А,Г
5. В,Г
6. А,В
7. А,Б
8. Б,В
9. А,Г
10. Б
11. А,Б,В,Г
12. А
13. А,В,Г
14. Б
15. А,Б,В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rзач.

НЕОБХОДИМО ВСТАВИТЬ ТЕСТЫ В ФОС И УКАЗАТЬ ЭТО ЗДЕСЬ.


Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49



Приложения
Приложение 1.   Контроль_УДФП_2022.docx
Приложение 2.   ФОС_11zo_УДФП_2023.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Мотышина М.С., Большаков А.С., Михайлов В.И. Менеджмент туризма: Учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Индюкова М.А. и др. Методические рекомендации по освоению дисциплин (междисциплинарных курсов, модулей) специальности 43.02.10 Туризм: Методические рекомендации АлтГУ, 2019 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle МДК.04.01 Управление деятельностью функционального подразделения (Туризм, Воложанина В.Ю.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:www.consultant.ru)
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru);
2.Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения междисциплинарным курсом необходимо выполнять следующие требования:
посещать все лекционные и практические занятия;
все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении МДК «Управление деятельностью функционального подразделения» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по курсу; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемого МДК.
Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе междисциплинарного курса.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАУЩИХСЯ
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по МДК «Управление деятельностью функционального подразделения», предполагает:
самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
выполнение заданий для самостоятельной работы;
изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой МДК;
выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам МДК.

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по МДК «Управление деятельностью функционального подразделения» следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе МДК;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1.Определить идею и задачу реферата.
2.Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3.Найти нужную литературу по выбранной теме.
4.Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
введение – значение проблемы, ее актуальность;
текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
заключение
список использованной литературы

СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Презентация - вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint.
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Этапы подготовки презентации:
1.изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
2.установить логическую связь между элементами темы;
3.представить характеристику элементов в краткой форме;
4.выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
5.оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность и соответствие требованиям оформления;
работа представлена в срок.
При реализации МДК "Управление деятельностью функционального подразделения" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведениии практических занятий: деловая игра.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе в группах.