МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Основы предпринимательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Учебный план38_02_01_ЭконБухУчет-2023_11кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель, Бортникова С.В.

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Основы предпринимательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий отделением
канд.экон.наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся профессиональных и предпринимательских компетенций, умений применять полученные знания при принятии экономических решений

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
ПК 4.5. Принимать участие в составлении бизнес-плана;
ПК 4.6. Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков;
ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции и сущность предпринимательства;
состав и методику разработки бизнес-плана;
правовые основы предпринимательской деятельности;
основы предпринимательской этики.
3.2.Уметь:
3.2.1.обосновывать предпринимательскую идею;
характеризовать целевую группу (целевую аудиторию);
осуществлять маркетинговое планирование;
проводить технико-экономическое обоснование проекта;
определять эффективность бизнес-проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общая характеристика предпринимательства
1.1. Сущность и функции предпринимательства Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
1.2. Выпонение домашнего задания по теме Сам. работа 4 1 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Хозяйственно-правовые отношения в предпринимательстве
2.1. Правовые основы предпринимательства Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ организационно-правовых форм Практические 4 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.3. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 4 1 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.4. Хозяйственные отношения в предпринимательстве Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.5. 3. Анализ и оценка предпринимательской деятельности Практические 4 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.6. Предпринимательская культура Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
2.7. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 4 1 ОК 01., ОК 02. Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Планирование предпринимательской деятельности
3.1. Бизнес-планирование Лекции 4 6 ОК 01., ОК 02., ПК 4.5., ПК 4.4., ПК 4.6., ПК 4.7. Л2.1, Л1.1
3.2. Основные разделы бизне-плана Практические 4 10 ОК 01., ОК 02., ПК 4.5., ПК 4.4., ПК 4.6., ПК 4.7. Л2.1, Л1.1
3.3. Итоговое занятие Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 4.5., ПК 4.4., ПК 4.6., ПК 4.7. Л2.1, Л1.1
3.4. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 4 3 ОК 01., ОК 02., ПК 4.5., ПК 4.4., ПК 4.6., ПК 4.7. Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, индивидуальные творческие задания, тесты ) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7682
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины.
Тестовые задания
1.Общеэкономическая функция предпринимательства:
А) эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов;
Б) возможность каждого дееспособного индивидуума проявить свои таланты;
В) производство товаров (услуг) и их доведении до конкретного потребителя;
Г) выработка новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
2. Инновационная функция предпринимательства:
А) эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов;
Б) возможность каждого дееспособного индивидуума проявить свои таланты;
В) производство товаров (услуг) и их доведении до конкретного потребителя;
Г) выработка новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
3. Социальная функция предпринимательства:
А) эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов;
Б) возможность каждого дееспособного индивидуума проявить свои таланты;
В) производство товаров (услуг) и их доведение до конкретного потребителя;
Г) выработка новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
4. Коммерческое предпринимательство:
А) состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции;
Б) состоит в операциях купли-продажи денег, валюты, ценных бумаг;
В) проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
Г) заключается в производстве товаров, услуг, информации, духовных ценностей и прочих благ.
5. Финансовое предпринимательство:
А) состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции;
Б) состоит в операциях купли-продажи денег, валюты, ценных бумаг;
В) проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
Г) заключается в производстве товаров, услуг, информации, духовных ценностей и прочих благ.
6. Запас финансовой прочности – это:
А) разница между фактической и критической выручкой;
Б) размер имеющихся у предприятия финансовых ресурсов;
В) разница между плановой и фактической выручкой;
Г) разница между собственными источниками финансирования и заемными.
7. Критический объем производства и продаж определяют объем, при котором:
А) прибыль равна нулю;
Б) себестоимость единицы продукции минимальна;
В) прибыль максимальна;
Г) прибыль минимальна.
8. Средние постоянные издержки при увеличении объемов производства:
А) увеличиваются;
Б) уменьшаются;
В) изменяются пропорционально объемы продукции;
Г) остаются неизменными.
9. Переменные издержки на одно изделие составляют 18 руб., маржинальная прибыль – 12 руб., сумма постоянных затрат при объеме выпуска 100 тыс. шт. – 600 тыс. руб. Цена изделия равна:
А) 24 руб.
Б) 30 руб.
В) 36 руб.
Г) 42 руб.
10. Проект является эффективным, если чистый дисконтированный доход:
А) 10
В) 0
11. Инвестиционный проект следует принять, если:
А) цена спроса < цены предложения
Б) цена спроса > цены предложения
В) цена спроса = цене предложения
Г) цена спроса <= цене предложения
12. Суть определения Чистой текущей стоимости проекта (NPV):
А) сравнение денежных поступлений с инвестиционными расходами;
Б) определение дохода от реализации проекта с учетом будущей инфляции;
В) определение инвестиционных издержек для реализации проекта;
Г) сравнение чистой прибыли от реализации проекта с инвестиционными расходами
Правильные ответы
1 в
2 г
3 б
4 а

6 б
7 а
8 б
9 б
10 а
11 г
12 б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету»
https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=523356

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более

за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 30 вопросов, студент может получить максимум 30 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Всего в банке тестовых заданий 25 тестовых заданий. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/E195C741-4F45-4C4E-A4B5-AE51ECBC0D70
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Юридическая поддержка стартапов www.openedu.ru
Э2 Портал государственных программ РФ programs.gov.ru
Э3 Портал малого и среднего предпринимательства Алтайского края smp22.ru
Э4 электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы предпринимательской деятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-презентация.
При проведении практических занятий: дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в решении индивидуальных, ситуационных задач по теме занятия.
Для допуска к экзамену по дисциплине "Основы предпринимательской деятельности" необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» предполагает:
-работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
-составление конспектов по темам;
-решение задач выданных на практических занятиях;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
-выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
-Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
-Чтение текста
-Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
-внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
-внимательно прочитать рекомендованную литературу;
-составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
-прорешать основные типовые задачи.