МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учет кредитных операций банка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.07. специальность Банковское дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_07_БанкДело-2021_9кл
Часов по учебному плану 60
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 10
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 10 10 10 10
Итого 60 60 60 60

Программу составил(и):
Препод., Шаромова Евгения Александровна

Рецензент(ы):
преподаватель, первая категория , Гусев Александр Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Учет кредитных операций банка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 67)

составлена на основании учебного плана:
38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н. Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Учет кредитных операций банка» является:
- ознакомить студентов с системой учета кредитных операций в коммерческих банках и показать особенности ведения бухгалтерского учета.
Задачи изучения учебной дисциплины:
- получении студентами прочных знаний по организации и ведению учета кредитных операций в коммерческих банках, а также в приобретении ими практических навыков самостоятельного составления бухгалтерских проводок

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов;
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств;законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- законодательство Российской Федерации о персональных данных;нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите);рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков;
- порядок взаимодействия с бюро кредитных историй;
- законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг;законодательство Российской Федерации о залогах и поручи-тельстве;
- гражданское законодательство Российской Федерации об ответственности за неисполнение условий договора;
- законодательство Российской Федерации об ипотеке;
- законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- нормативные документы Банка России и внутренние доку-менты банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери;
- способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов;способы обеспечения возвратности кредита, виды залога;
- методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога;
- требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;
- состав и содержание основных источников информации о клиенте;
- методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга;
- локальные нормативные акты и методические документы, ка-сающиеся реструктуризации и рефинансирования задолжен-ности физических лиц;бизнес-культуру потребительского кредитования;методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов;методы андеррайтинга предмета ипотеки;
- методы определения класса кредитоспособности юридическо-го лица;
- содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения;состав кредитного дела и порядок его ведения;
- способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам;порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных пла-тежей;
- критерии определения проблемного кредита;
- типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности;
- меры, принимаемые банком при нарушении условий кредит-ного договора;
- отечественную и международную практику взыскания задолженности;
- методологию мониторинга и анализа показателей качества и эффективности истребования просроченной и проблемной задолженности по потребительскимкредитам;
- порядок оформления и учета межбанковских кредитов;
- особенности делопроизводства и документооборот на межбанковском рынке;
- основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России;
- порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого резерва по выданному кредиту;
- порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам;
- порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов;типичные нарушения при осуществлении кредитных операций
3.2.Уметь:
3.2.1.- оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов;
- оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кредитам;
- оформлять и отражать в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита;
- оформлять и отражать в учете начисление и взыскание процентов по кредитам;
- вести мониторинг финансового положения клиента;
- контролировать соответствие и правильность исполнения залогодателем своих обязательств;
- оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам;
- выявлять причины ненадлежащего исполнения условий договора и выставлять требования по оплате просроченной задолженности;
- выбирать формы и методы взаимодействия с заемщиком, имеющим просроченную задолженность;
- разрабатывать систему мотивации заемщика, имеющего просроченную задолженность, и применять ее с целью обеспечения производства платежей с учетом индивидуальных особенностей заемщика и условий кредитного досье;
- направлять запросы в бюро кредитных историй всоответствии с требованиями действующего регламента;
- находить контактные данные заемщика в открытых источниках и специализированных базах данных;
- подбирать оптимальный способ погашения просроченной задолженности;
- планировать работу с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, на основании предварительно проделанной работы и с учетом намерений заемщика по оплате просроченной задолженности;
- рассчитывать основные параметры реструктуризации и рефи-нансирования потребительского кредита;рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резер-ва;рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю однородных кредитов;
- оформлять и вести учет просроченных кредитов и просроченных процентов;
- оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов;
- использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию;
- иметь практический опыт в:осуществлении операций по кредитованию физических и юридических лиц
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организация учета кредитных операций банка
1.1. Характеристика счетов, необходимых для учета различных видов кредитов Лекции 5 4 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Оформление и отражение в учете операций по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашение ими кредитов Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1
1.3. Оформление и ведение учета обеспечения по предоставленным кредитам Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Оформление и отражение в учете начисления и взыскания процентов по кредитам Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 10 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1
1.6. Порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам Лекции 5 4 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Расчет и отражение в учете резервов по портфелю однородных кредитов Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Расчет и отражение в учете сумм формируемого резерва Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.9. Подбор оптимального способа погашения просроченной задолженности Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов Лекции 5 6 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2
1.11. Учет потребительского кредитования Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.2
1.12. Учет операций с кредитными картами Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.1, Л1.2
1.13. Учет операций по предоставлению кредитов путем открытия кредитной линии Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.1
1.14. Порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей Лекции 5 4 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.1, Л1.2
1.15. Расчет суммы лизинговых платежей и учет лизинговых операций Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.1, Л1.2
1.16. Расчет вознаграждения банка при факторинговых операциях банка Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.1
1.17. Учёт вексельного кредитования Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11. Л2.1
1.18. Усет предоставленных и полученных межбанковских кредитов Лекции 5 4 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.19. Учет выдачи и погашение кредита овердрафт и кредита до востребования Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1
1.20. Учет выдачи и погашения межбанковского кредита Практические 5 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для подготовки) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9230Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Погашение процентов по стандартной ссуде оформляется проводкой…
а) Дт40702 Кт 47427
б) Дт 20202 Кт 70601
в) Дт 47427 Кт 70601
2. При списании резерва на возможные потери по ссудам или уменьшении его сумма резерва относится на …
а) корсчет банка
б) внебалансовые счета
в) доходы банка
г) расходы банка
3. По сомнительным ссудам банки обязаны формировать РВПС в размере…%.
а) 21–50
б) 1–20
в) 51–100
г) 0
4. В день, определенный договором для открытия лимита кредитования делается проводка …
а) Дт 91411 Кт 99999
б) Дт 99998 Кт 91316
в) Дт 91501 Кт 99999
г) Дт 91317 Кт 99998
5. Лимит выдачи — это …
а) максимально возможная сумма задолженности при синдицированном кредитовании
б) максимально допустимая сумма единовременной задолженности ссудозаемщика
в) максимально возможная сумма задолженности по процентным платежам заемщика
г) максимально возможная общая сумма предоставленной ссуды

6. Если у заемщика среднее финансовое положение и хорошее обслуживание долга, то его кредит относится к … категории качества.
а) 3
б) 2
в) 1
г) 4
7. Лимит задолженности это …
а) максимально возможная общая сумма предоставленной ссуды
б) максимально допустимая сумма единовременной задолженности ссудозаемщика
в) максимально возможная сумма задолженности по процентным платежам заемщика
г) максимально возможная сумма задолженности при синдицированном кредитовании
8. Счета по учету, предоставленных кредитов…
а) активные
б) пассивные
в) парные
г) без признака счета
9. Если у заемщика хорошее финансовое положение и хорошее обслуживание долга, то его кредит относятся к … категории качества.
а) 3
б) 1
в) 2
г) 4
10. Учет полученного по кредиту обеспечения ведется на …
а) счетах депо
б) балансовых счетах
в) внебалансовых счетах
г) счетах доверительного управления
Правильные ответы:
1. а
2. в
3. а
4. б
5. г
6. б
7. б
8. а
9. б
10. в

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Практическое задание
Задание 1. Определить остаток средств на счете 45203 на конец операционного дня, если входящий остаток по счету составил 6 млрд. 700 млн. руб. и выполнены следующие операции:
1. Выдан кредит коммерческому негосударственному клиенту сроком до 30 дней в сумме 10 млн. руб.
2. Создан резерв по кредиту в размере 5% от суммы долга.
3. Коммерческий негосударственный клиент погасил кредит, выданный ранее со сроком 30 дней в сумме 3 млн. руб.
4. Клиент оплатил проценты по кредиту в сумме 32 тыс. 500 руб.
5. Выдан кредит другому коммерческому негосударственному клиенту сроком на 25 дней в сумме 5 млн. 500 тыс. руб.
6. Выдан кредит банку-корреспонденту на корреспондентский счет «ЛОРО» сроком на 2 дня в сумме 1 млрд. 500 млн. руб.
7. Поступила сумма из другого коммерческого банка в погашение кредита, выданного ранее коммерческому негосударственному клиенту на срок 20 дней 1 млн. руб.
8. Поступила на корреспондентский счет банка сумма процентов по кредиту 21 тыс. 667 руб.
9. Восстановлена сумма резерва, созданного по кредиту (2 млн. руб.) 200 тыс. руб.
Задание 2. 15 января 2023_ года негосударственному коммерческому предприятию «Ритм» в банке «МИР» открыта кредитная линия с лимитом задолженности в сумме 500 тыс. руб. сроком на 1 год. Кредит использовался заемщиком в следующем порядке: - 25 января 20_ года выдан кредит в сумме 300 тыс. руб.; - 1 февраля 20_ года выдан кредит в сумме 100 тыс. руб.; - 10 марта 20_ года погашен кредит в сумме 200 тыс. руб.; - 5 апреля 20_ года выдан кредит в сумме 250 тыс. руб. В дальнейшем, до конца срока кредитования задолженность заемщика по кредиту не изменялась. По окончании срока кредитования, кредит был погашен с расчетного счета заемщика частично в сумме 300 тыс. руб. 49 30 июня 20_ года обязательства заемщика по кредиту были прекращены путем зачета встречных требований заемщика к Банку по погашению собственных векселей банка номиналом 150 тыс. руб., срок погашения которых истек 29 июня 20_ года. Задание:
1. Охарактеризуйте порядок выдачи и погашения кредита на условиях кредитной линии под «лимит задолженности».
2. Составьте бухгалтерские записи по выдаче кредита, его вынесению на счет просроченных ссуд и погашению.


Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Примерные вопросы для опроса:
Вопросы
1. Учет активных кредитных операций.
2. Учет пассивных кредитных операций.
3. Учет формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам.
4. Учет кредитных линий.
5. Учет операций по выдаче кредитных карт.
6. Учет принятого и выданного обеспечения по кредитам
7. Порядок создания резервов на возможные потери по ссудам
8. Нормативное регулирование операций по учету выданных кредитов физическим лицам
9. Учет межбанковских кредитов.
10. Порядок расчетов обеспечения по выданным кредитам.

- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 полное раскрытие вопроса;
 указание точных названий и определений;
 правильную формулировку понятий и категорий;
 собственные выводы;
 полные ответы на дополнительные вопросы.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса;
 несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения;
 отвечает на дополнительные вопросы.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 общее направление изложения лекционного материала;
 наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах;
 отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 не раскрытие темы;
 большое количество существенных ошибок;
 отсутствие выводов;
 не отвечает на дополнительные вопросы

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Формой промежуточной аттестации является зачет (дифференцированный). Студенты должны показать умение использовать знания, полученные на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки.
Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к зачету целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень контрольных вопросов по курсу, содержащийся в учебной программе
Для сдачи зачета студент должен ответить на два вопроса и выполнить практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 45 минут.
Вопросы для подготовки к зачету
. Характеристика счетов, необходимых для учета различных видов кредитов.
2. Порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам
3. Порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов
4. Порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей
5. Порядок оформления и учета межбанковских кредитов
6. Счета, предназначенные для учета начисленных процентов.
7. Оформление и ведение учета списания просроченных кредитов и просроченных процентов.
8. Расчет и отражение в учете сумм формируемого резерва.
9. Расчет и отражение в учете резервов по портфелю однородных кредитов
10. Учёт потребительского кредитования.
11. Учёт операций с кредитными картами
12. Порядок отражения в учёте начисления и погашения процентов по кредитам
13. Оформление и ведение учета обеспечения по предоставленным кредитам
14. Оформление и отражение в учете операций по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов
15. Учёт ипотечного кредитования
16. Расчёт общей суммы лизинговых платежей
17. Расчет вознаграждения банка при факторинговых операциях банка.
18. Расчёт общей суммы лизинговых платежей
20. Оформление и отражение в учете начисления и взыскания процентов по кредитам

4. Примерные задания для зачета
Вариант 1
1. : ОАО «Вектор» выдан кредит в обслуживающем его банке в сумме 5 млн. рублей. на три месяца под 12% годовых. По просроченному кредиту предусмотрено взимание процентов по ставке 23% годовых. Необходимо отразить кредитные операции в банке-кредиторе при условии, что кредит выдан под залог материальных ценностей стоимостью 7 млн. руб.

Вариант 2
Между банком и клиентом - коммерческой организацией заключено генеральное соглашение о кредитовании его расчетного счета (овердрафт). Используя данные о движении средств по счету потенциального заемщика, банк определил лимит овердрафта в сумме 2 млн.руб., срок 30 дней. Заемщик представил в банк расчетные документы на: уплату налогов - 800 тыс.руб., поручение на оплату сырья - 1120 тыс.руб., погашение задолженности по кредиту другому банку - 150 тыс.руб., денежный чек на получение зарплаты - 1180 тыс.руб. На счете на начало операционного дня - 100 тыс.руб. Оформить корреспонденцию счетов по: а) заключению генерального соглашения; б) принятию обеспечения по кредиту в виде ценных бумаг - векселей другого банка на сумму 1 млн.руб.; в) оплате расчетных документов за счет собственных средств заемщика и «овердрафта»; г) созданию РВПС (10 % от суммы основного долга).


Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») ставится, если студент строит ответ логично в соответствие с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает способность анализа в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках рабочей программы дисциплины и дополнительных источников информации. Задание выполнено верно.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках рабочей программы дисциплины и дополнительных источников информации. Задание выполнено верно.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. Задание выполнено с замечаниями.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. Задание не выполнено.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А.Боровкова Банковское дело. Часть 1: Учебник и практикум для СПО М:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Боровкова В.А. Банковское дело Ч.2: Учебник для СПО ЮРАЙТ, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. И. Новикова, Т. Г. Соболевска Бухгалтерский учет финансовых активов в кредитных организациях: учебное пособие: Учебное пособие Директ-Медиа, 2023 biblioclub.ru
Л2.2 Журнал Экономика.Бизнес.Банки: , elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Учет кредитных операций банка portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
121Н кабинет инженерных систем гостиницы и охраны труда; кабинет прикладной геодезии и экологического картографирования; кабинет организации деятельности сотрудников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда; полигон геодезический – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая передвижная доска – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart); оборудование: нивелир оптический VEGA; теодолит VEGA электронный; помещение для хранения оборудования и туристического снаряжения; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
213Н кабинет экономики и менеджмента; кабинет экономики, менеджмента и маркетинга; кабинет менеджмента и экономики организации; кабинет менеджмента и управления персоналом; кабинет экономики организации; кабинет менеджмента; кабинет экономической теории; кабинет экономики организации и управления персоналом – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 84 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; интерактивная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Acer) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО «Учет кредитных операций банка»
Программа МДК включает в себя теоретический курс, практическую и самостоятельнукю работу студентов.
При реализации МДК 02.02 «Учет кредитных операций банка» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются такие формы как лекция–визуализация (презентация), лекция-беседа. В лекции-визуализации передача информации сопровождается показом структуро-логических схем, слайдов по теме.
При проведении практических занятий используются ситуационные методы ( анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), работа в малых группах.
Для успешного овладения профессиональным модулем необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия по МДК02.02 "Учет кредитных операций банка»;
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям.
При изучении МДК«Учет кредитных операций» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по МДК ; учебниками и учебными пособиями; федеральными законнами, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать на экономические категории, формулировки раскрывающие содержание экономических процессов. Желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, а также подчеркивать важность теоретических положений и выводов.
Рекомендации для студентов при подготовке к практическим занятиям.
Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо:
- ознакомиться с конспектом лекций, а также по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует подобрать и использовать нормативно- правовые акты и материалы правоприменительной практики, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- при подготовке к практическим занятиям следует ознакомиться, а при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради по освоению дисциплины;
- следует составить конспект по материалу, подготовленному в дополнение к материалу, изложенному на лекции.
В начале занятий обучающемуся следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения при его подготовке, а также по решению задач, заданных для самостоятельного решения. В ходе опроса на практическом занятии необходимо давать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы.
При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии.
Рекомендации для студентов при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа по МДК «Учет кредитных операций банка» может состоять из одного или нескольких теоретических вопросов и практического задания. Темы контрольных работ определяет преподаватель.При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения основных понятий, а также умение пользоваться планом счетов при решении ситуационных задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели. Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении МДК «Учет кредитных операций» предполагает:
- работу с учебной, нормативной и справочной литературой, планом счетов;
- составление конспектов по темам;
- решение задач выданных на практических занятиях;
- подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
- выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
- подготовка и написание рефератов, сообщений;
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1 Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2 Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Рекомендации по подготовке информационного сообщения
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения допо
Рекомендации по написанию реферата
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
введение – значение проблемы, ее актуальность;
текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
заключение
список использованной литературы
Рекомендации к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечнь вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
составить краткие конспекты ответов.