МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 130 130 130 130
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить основные проблемы социологии коммуникаций как специальной отрасли социологии. Освоить социологические аспекты основных коммуникативных систем; ознакомить студентов с ключевыми видами информационных взаимодействий; раскрыть специфику методов изучения коммуникативных процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной
и письменной речи; особенности современных коммуникативнопрагматических правил и этики речевого
общения. коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых)
языке(ах)коммуникативные, этические аспекты устной
и письменной речи; особенности современных коммуникативнопрагматических правил и этики речевого
общения
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины
коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых
типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением
собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии коммуникаций
1.1. Введение в курс «Социология коммуникаций» Лекции 4 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии Практические 4 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Социология коммуникации как специальная отрасль социологии Сам. работа 4 12 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Предмет и категориальный аппарат социологии коммуникации Сам. работа 4 12 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основные аспекты социологии коммуникаций
2.1. Коммуникативное пространство и его организация Лекции 4 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Коммуникативное пространство и его организация Сам. работа 4 14 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Коммуникативная личность. Гендерные различия в коммуникативных процессах Сам. работа 4 16 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.4. Системность социальной коммуникации Сам. работа 4 16 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.5. Уровни организации социальной коммуникации Практические 4 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.6. Уровни организации социальной коммуникации Сам. работа 4 10 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.7. Модели массовой и прикладной коммуникации Сам. работа 4 18 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.8. Коммуникативные технологии в системе социальных отношений Сам. работа 4 14 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.9. Методы изучения коммуникативных процессов Практические 4 2 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.10. Методы изучения коммуникативных процессов Сам. работа 4 18 УК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3430 - ДО
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7324 - ОЗО
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)

1. Какая наука занимается нормативным и ненормативным употреблением слов и словосочетаний в речи:
а) этнография;
б) лингвистика;
в) паралингвистика;
г) социолингвистика.
2. Область знания, изучающая функциональные особенности общения представителей различных социальных групп:
а) психология коммуникации;
б) философия коммуникации;
в) социология коммуникации.
3. Система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе – это:
а) речевая деятельность;
б) общение;
в) коммуникация.
4. Смешение двух языков либо разных коммуникативных кодов в рамках одного языка, либо временное включение в действующую коммуникативную систему отдельных «инородных» по своей функционально-стилистической ценности элементов:
а) интеграция;
б) интерференция;
в) дифференциация.
5. Социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями:
а) коммуникативная роль;
б) коммуникативная ситуация;
в) коммуникативная установка;
г) коммуникативная сфера.
6. Выберите специализированные функции социальной коммуникации (возможно несколько вариантов ответов):
а) информационная;
б) апеллятивная;
в) прагматическая;
г) экспрессивная;
д) побудительная;
е) ритуальная;
ж) перформативная.
6. Основные параметры коммуникативной личности. Определите неверный параметр:
а) мотивационный;
б) когнитивный;
в) креативный;
г) функциональный.
7. Определите элемент, не являющийся признаком системности:
а) целостность;
б) структурность;
в) креативность;
г) иерархичность;
д) объектность.
8. Группировка элементов на основе общности их наиболее существенных признаков – это: а) типология;
б) классификация;
в) стратификация;
г) таксономия.
9. Понятие языковой личности коррелирует с понятием личности как члена социальных структур различных типов:
а) коррелируется всегда;
б) коррелируется только с отдельными компонентами личности;
в) не коррелируется никогда;
10. Событие является таким же вариантом сообщения, как и вербальный текст:
а) да, всегда;
б) нет, никогда;
в) только в случае его пересказа;
г) в ситуации, когда событие описано
11. В деловом общении обращение к собеседнику происходит на …
а) «Вы» независимо от должности и соподчинения
б) «Вы» только с руководителем и сторонними людьми
в) «Ты» независимо от должности и соподчинения
12. Процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга:
а) межличностная коммуникация;
б) массовая коммуникация;
в) внутриличностная коммуникация;
г) международная коммуникация.
13. Убеждение – это:
а) способ речевого воздействия;
б) способность к волеизъявлению;
в) способность к самоанализу.
14. Горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие:
а) монолог;
б) диалог;
в) инструктаж;
г) диспут.
15. Умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и передачу информации в конкретной ситуации
а) коммуникативная компетенция;
б) коммуникативная установка;
в) коммуникативная личность;
г) коммуникативное кодирование

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-б
2-в
3-а
4-б
5-г
6-б,г,е,ж
7-в
8-в
9-а
10-а
11-а
12-а
13-а
14-а
15-а

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации – это ______________________________ .
2. Вид речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников – это ______________ .
3. Избранная по определенным признакам аудитория для изучения реакции на ту или иную информацию – это ___________________ .
4. Совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых текстов – это ____________________
5. Одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных характеристик, определяемых степенью ее коммуникативных потребностей – это _______________________________ .
6. Помехи, мешающие взаимодействию между коммуникантами – это __________________________ .
7. Язык, сложившийся в ходе общественной практики у того или иного народа, и выступающий важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания между людьми – это __________________ язык:
8. Система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам связи – это _______________
9. Инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения – это _______________________:
10. Система взаимосвязей, осуществляемых между представителями различных стран – это ________________________________ коммуникация
11. Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе – это __________________
12. Область знания, которая с помощью формально-логического и математического аппарата изучает происходящие в обществе информационные процессы – это _____________________
13. ______________________________ - совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, которая мотивирована социальными интересами и потребностями индивида и общества и используется в целях регуляции социальных отношений
14. _________________________ как и язык, социально обусловлена, рождается и функционирует в обществе, развивается и видоизменяется вместе с ним
15. Процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств – это _____________________
16. Основу невербальной коммуникации составляет ______________
17. Две базовые функции социальной коммуникации – это __________________ и _________________________
18. Заикание, картавость, потеря голоса, глухота могут привести к возникновению _________________________ барьера
19. Умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми – это ____________________________
20. Реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуникатора к реципиенту – это ____________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. доминанта
2. дискурс
3. фокус-группа
4. языковая личность
5. коммуникативная личность
6. барьеры
7. естественный язык
8. код
9. коммуникатор
10. международная коммуникация
11. семиотика
12. соционика
13. смысловая информация
14. коммуникация
15. социальная коммуникация
16. жест
17. взаимодействие и воздействие
18. психофизиологического
19. коммуникабельность
20. канал коммуникации

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации – это ______________________________ .
2. Вид речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников – это ______________ .
3. Избранная по определенным признакам аудитория для изучения реакции на ту или иную информацию – это ___________________ .
4. Совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых текстов – это ____________________
5. Одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных характеристик, определяемых степенью ее коммуникативных потребностей – это _______________________________ .
6. Помехи, мешающие взаимодействию между коммуникантами – это __________________________ .
7. Язык, сложившийся в ходе общественной практики у того или иного народа, и выступающий важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания между людьми – это __________________ язык:
8. Система условных знаков, символов, правил передачи информации по каналам связи – это _______________
9. Инициатор коммуникативных связей; лицо или группа лиц, формирующих и передающих сообщения – это _______________________:
10. Система взаимосвязей, осуществляемых между представителями различных стран – это ________________________________ коммуникация
11. Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в обществе – это __________________
12. Область знания, которая с помощью формально-логического и математического аппарата изучает происходящие в обществе информационные процессы – это _____________________
13. ______________________________ - совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, которая мотивирована социальными интересами и потребностями индивида и общества и используется в целях регуляции социальных отношений
14. _________________________ как и язык, социально обусловлена, рождается и функционирует в обществе, развивается и видоизменяется вместе с ним
15. Процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств – это _____________________
16. Основу невербальной коммуникации составляет ______________
17. Две базовые функции социальной коммуникации – это __________________ и _________________________
18. Заикание, картавость, потеря голоса, глухота могут привести к возникновению _________________________ барьера
19. Умение налаживать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми – это ____________________________
20. Реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуникатора к реципиенту – это ____________________

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Курумчина, Анна Эдхемовна Социокультурные коммуникации. Проекты социальных трансформаций и всемирные выставки: Учебное пособие для вузов: Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/456173
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
Л2.2 Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/22E3FFE7-DEF5-4988-82F1-40710740220C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный портал "Российское образование" www.edu.ru
Э2 Курс в Moodle "Социология коммуникаций" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.