МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2022_9кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 16
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 16 16 16 16
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 2 2 2 2
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
канд.экон.наук, преподаватель., Елена Владимировна Дьякова

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Зав.отделением, Людмила Геннадьевна Глубокова

Рабочая программа дисциплины
Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
38.02.06 ФИНАНСЫ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение основ финансового планирования в государственных и муниципальных учреждениях;
получение практических навыков финансового планирования в государственных и муниципальных учреждениях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.4. Составлять плановые документы государственных и муниципальных учреждений и обоснования к ним;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-  особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений;
 типы государственных и муниципальных учреждений и порядок их деятельности;
 действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений;
 порядок формирования государственного (муниципального) задания и определения размеров субсидий, выделяемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
 -методику расчета основных показателей деятельности
 государственных и муниципальных учреждений;
 порядок установления и применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
 методику определения расходов на оплату труда и других затрат на содержание учреждений;
 порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений;
 порядок составления, утверждения и ведения плана финансово–хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
3.2.Уметь:
3.2.1. формировать государственные (муниципальные) задания для государственных (муниципальных) учреждений с использованием базовых и ведомственных перечней государственных (муниципального) услуг и работ и определять размеры субсидий;
 руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений;
 рассчитывать основные показатели деятельности бюджетных и автономных учреждений; исчислять расходы на оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений;
 использовать утвержденные методики определения расходов на содержание бюджетных и автономных учреждений;
 составлять бюджетные сметы казенных учреждений;
 составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- определения показателей бюджетных смет казенных учреждений, планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и
автономных учреждений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы финансов некоммерческих организаций. Общая характеристика государственных (муниципальных) учреждений
1.1. Основы финансов некоммерческих организаций. Общая характеристика государственных (муниципальных) учреждений Лекции 4 6 ПК 1.4., ОК 10., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Основы финансов некоммерческих организаций. Общая характеристика государственных (муниципальных) учреждений Практические 4 4 ПК 1.4., ОК 11., ОК 03., ОК 02., ОК 01.
1.3. Основы финансов некоммерческих организаций. Общая характеристика государственных (муниципальных) учреждений Сам. работа 4 2 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений
2.1. Основы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений Лекции 4 6 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Основы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений Сам. работа 4 2 ПК 1.4., ОК 11., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Основы финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений Практические 4 4 ПК 1.4., ОК 11., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Финансовое обеспечение деятельности учреждений образования
3.1. Финансовое обеспечение деятельности учреждений образования Лекции 4 6 ПК 1.4., ОК 11., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений образования Практические 4 4 ПК 1.4., ОК 11., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Финансовое обеспечение деятельности учреждений образования Сам. работа 4 2 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения
4.1. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Лекции 4 6 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Практические 4 4 ПК 1.4., ОК 11., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения Сам. работа 4 2 ПК 1.4., ОК 11., ОК 05., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Финансовое обеспечение деятельности учреждений жилищно-коммунального хозяйства
5.1. Финансовое обеспечение деятельности учреждений жилищно-коммунального хозяйства Лекции 4 4 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений жилищно-коммунального хозяйства Практические 4 2 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Финансовое обеспечение деятельности учреждений жилищно-коммунального хозяйства Сам. работа 4 2 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Финансовое обеспечение социальной политики
6.1. Финансовое обеспечение социальной политики Лекции 4 6 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.2
6.2. Финансовое обеспечение социальной политики Практические 4 4 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.2
6.3. Финансовое обеспечение социальной политики Сам. работа 4 6 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.2
6.4. Консультации 4 2 ПК 1.4., ОК 11., ОК 10., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.2
6.5. Экзамен Лекции 4 0 Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для коллоквиумов) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://www.asu.ru/sveden/education/programs/subject/317264/

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов «верно/неверно»)
1. Юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями (НКО):
а) верно;
б) неверно.
2. НКО может осуществлять один вид деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности НКО, которые предусмотрены ее учредительными документами:
а) верно;
б) неверно.
3. К унитарным НКО относят фонды, учреждения, адвокатские палаты:
а) верно;
б) неверно.
4. В структуре затрат НКО высокий удельный вес занимает заработная плата:
а) верно;
б) неверно.
5. Источниками формирования финансовых ресурсов НКО НЕ могут быть добровольные взносы, поступающие от физических лиц на уставную деятельность:
а) верно;
б) неверно.
6. Федеральный государственный надзор за деятельностью НКО осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами:
а) верно;
б) неверно.
7. НКО должна иметь самостоятельный баланс:
а) верно;
б) неверно.
8. Полученная НКО прибыль подлежит распределению между участниками (членами) НКО:
а) верно;
б) неверно.
8. Полученная НКО прибыль подлежит распределению между участниками (членами) НКО:
а) верно;
б) неверно.

Правильные ответы:
1. а
2. б
3. б
4. а
5. б

Самостоятельная работа (выполнение презентаций)
Рекомендуемый перечень презентаций для самостоятельной подготовки:
1. Особенности финансирования казенных учреждений
2. Особенности финансирования автономных учреждений
3. Предпринимательская деятельность ГМУ
4. Особенности финансирования социальной политики государства. Социальные трансферты
5. Финансирование социальной сферы дореформенного периода

Критерии оценивания:
 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы;
 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется, если студент допустил несущественную ошибку или неточность при выполнении заданий;
 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы;
 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют рисунки (таблицы).

6. а
7. б
8. б

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Практическое задание
Задание 1. Используя информацию с сайта http://bus.gov.ru ознакомиться с формой плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (по выбору), выполнить задания:
- наименование учреждения;
- цели, виды деятельности;
- структуру ПФХД;
- виды поступлений и выплат учреждения.
Заполнить таблицу, используя данные из плана финансово-хозяйственной деятельности.
Задание 2. Реализация плановых показателей
 оценить возможности обеспечения выполнения плановых показателей;
 определить способы контроля за целевым использованием бюджетных инвестиций и субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
 составить план поступлений и выплат на следующий год, исходя из того, что все виды поступлений увеличатся на 3%.

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены верно;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если допущена несущественная ошибка или неточность при выполнении заданий;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если верно решена половина заданий;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется, если студент выполнил верно менее половины заданий.

Коллоквиум
Примерные вопросы
1. Источники формирования финансовых ресурсов бюджетных, автономных и казенных учреждений
2. Различия в составе и структуре финансовых ресурсов в зависимости от организационно-правовой формы государственного учреждения.
3. Финансовый механизм государственных учреждений, его сильные и слабые стороны.
4. Доходы бюджетных учреждений.
5. Направления использования финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях.
6. Государственный и муниципальный заказ, государственный и муниципальный контракт; их влияние на организацию финансов, формирование и использование финансовых ресурсов.
7. Расходы бюджетных учреждений.
8. Содержание и значение финансового планирования в бюджетных, автономных и казенных учреждениях.
9. Смета как финансовый план. Правила ее формирования.

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 полное раскрытие вопроса;
 указание точных названий и определений;
 правильную формулировку понятий и категорий;
 собственные выводы;
 полные ответы на дополнительные вопросы.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса;
 несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения;
 отвечает на дополнительные вопросы.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 общее направление изложения лекционного материала;
 наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах;
 отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 не раскрытие темы;
 большое количество существенных ошибок;
 отсутствие выводов;
 не отвечает на дополнительные вопросы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзамен - форма промежуточной аттестации студентов по результатам освоения теоретических знаний, приобретения практических навыков и компетенций, целью, которой, является контроль результатов освоения студентами учебного материала по дисциплине, проверка и оценка знаний, полученных за семестр, их прочности, приобретения навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические навыки для решения практических задач.
Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к промежуточной аттестации целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень вопросов по курсу, содержащийся в рабочей программе. Студенты получают на экзамене билет, в который включено два теоретических вопроса и практическое задание. На подготовку к экзамену отводится 45 минут.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений.
2. Основные источники финансирования государственных (муниципальных) учреждений в рамках государственных (муниципальных) заданий
3. Субсидии на выполнение государственного) муниципального) задания.
4. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципального собственности
5. Понятие государственного (муниципального) задания.
6. Понятие финансового планирования в государственных
(муниципальных) учреждениях
7. Этапы и методы финансового планирования
8. Виды финансовых планов и их характеристика
9. Общие требования к составлению, утверждению и ведению смет учреждений
10. Требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности.
11. Источники финансирования расходов в системе здравоохранения
12. Основные плановые показатели в сфере образования. Порядок финансирования
13. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
14. Тарифные системы оплаты труда. Основные показатели тарификации
15. Показатели сметы и их формирование в разрезе КБК расходов бюджетов бюджетной Российской Федерации с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ.
16. Структура плана ФХД. Показатели финансового состояния.
17. Показатели по поступлениям и выплатам в плане ФХД.
18. Методика определения расходов на оплату труда государственных и муниципальных учреждений.
19. Минимальный размер оплаты труда. Порядок установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
20. Принципы формирования системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
21. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений.







Пример задания
Задание 1. Среднесписочная численность организации – 50 работников. 20 из них ежемесячно получают по 35 тыс. руб., еще 10 – по 25 тыс. руб., 15 – по 20 тыс. руб. и 5 – по 15 тыс. руб. Рассчитать годовой ФОТ и ФЗП.
Задание 2. В текущем году детский сад «Солнышко» г. Барнаула посещает 120 детей. Размер бюджетного финансирования детского сада составляет 880 320 руб. В следующем году выбытие детей составит 23 человека, прием – 36 детей. Предусмотрено открытие дополнительной ясельной группы на 15 детей. Определить плановый размер бюджетного финансирования.

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен, и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение практическими приемами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно, подробно ответившим на вопросы билета и экзаменатора, решившим практическое задание без ошибок.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студентам, сдавшим экзамен с незначительными замечаниями и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение практическими приемами и расчетами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильный характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора, но допустившим при ответах и выполнении практического задания незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студентам, сдавшим экзамен со значительными замечаниями, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при выполнении практического задания, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы экзаменатора, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к выполнению практического задания без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы экзаменатора.

Приложения
Приложение 1.   контроль_Фин.пл..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буракова Д.В Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник и практикум по СПО М: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 И. В. Ишина [и др.] Финансы некоммерческих организаций : учебник и практикум для вузов : Гриф УМО ВО Издательство Юрайт, 2023. URL: https://urait.ru/bcode/531220
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Финансы : теоретический и научно-практический журнал М. - Финансы и статистика,
Л2.2 Погодина Т.В. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э3 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э4 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э5 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации mintrud.gov.ru
Э6 Официальный сайт Министерства финансов Алтайского края minfin.alregn.ru
Э7 Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях https:bus.gov.ru
Э8 Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
Э9 образовательная платформа ЮРАЙТ urait.ru
Э10 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Н кабинет финансов, денежного обращения и кредита(ов); кабинет денежной и банковской статистики; кабинет анализа финансово-хозяйственной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
107Н кабинет деятельности кредитно-финансовых институтов; кабинет структуры и функций Центрального банка Российской Федерации; кабинет банковского регулирования и надзора - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая доска; проектор (марка: Toshiba); экран (марка: Seha) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях»
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и практические занятия
-все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал
При изучении дисциплины «Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины, Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе дисциплины «Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях».
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Целью самостоятельной работы студентов является: овладение практическими знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях» предполагает:
-самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
-выполнение заданий для самостоятельной работы;
-изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к практическим занятиям, написании рефератов;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины

ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине «Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях» следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
-изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материалу (вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.

РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1.Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2.Чтение текста
3.Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.

ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
Контрольная работа - вид учебной и научно-исследовательской работы, отражающая знания, навыки и умения студента, полученные в ходе освоения дисциплины.
Цель контрольной работы- закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, овладение студентами методикой решения экономических задач.
Этапы подготовки:
1.Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
2.Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
3.Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами.
4.Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике.
5.Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
6.Выучите определения основных понятий, законов.
Критерии оценки:
-правильность ответов на вопросы;
-полнота и лаконичность ответа;
-способность правильно квалифицировать факты и обстоятельства,
-логика и аргументированность изложения.

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1.Определить идею и задачу реферата.
2.Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3.Найти нужную литературу по выбранной теме.
4.Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
-введение – значение проблемы, ее актуальность;
-текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
-заключение
-список использованной литературы