МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биоиндикация и биотестирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильБотаника и молекулярная генетика; Зоология и молекулярная генетика; Биоэкология; Физиология; Биохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., Уч.сек.ФГБНУ ФАНЦА , Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Биоиндикация и биотестирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - ознакомление студентов с основами биоиндикации, получение навыков биоиндикационной оценки состояния окружающей среды
Задачи:
- изучить экологические основы биоиндикации, критерии выбора биоиндикаторов и тест-систем;
- овладеть основными методами биоиндикационной оценки экологического состояния окружающей среды;
- получить навыки использования живых организмов для целей биоиндикации и биотестирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5.03Способен планировать и организовывать мероприятия по мониторингу состояния окружающей среды с применением природоохранных биотехнологий
ПК-5.03.1 Знает теоретические основы оценки воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду
ПК-5.03.2 Умеет проводить оценку воздействия агропромышленного комплекса на окружающую среду
ПК-5.03.3 Владеет методами оценки состояния окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятие биологическом мониторинга и его структуру;
- формы, уровни и виды биоиндикации;
- современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биоиндикационных работ;
- возможности использования современного оборудования на разных этапах выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биоиндикационных работ.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать биологические показатели для биоиндикации;
- применять основные принципы биотестирования загрязнения окружающей среды;
- эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование;
- работать на современном оборудовании в полевых и лабораторных условиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- лабораторного моделирования и проведения эксперимента по биоиндикации и биотестированию;
- оценки состояния среды и принципами планирования экологического мониторинга;
- навыками организаций научных исследований в области биоиндикации и биотестирования с использованием современного оборудования;
- навыками эксплуатации современного оборудования для проведения научных исследований в области биоиндикации и биотестирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблема оценки качества окружающей среды
1.1. Биологический и экологический мониторинг и его структура Лекции 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
1.2. Биологический мониторинг и его структура. Мониторинг биологических показателей. Диагностический и прогностический мониторинг. История развития биоиндикации и биотестирования Сам. работа 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
Раздел 2. Основные понятия биоиндикации
2.1. Формы, уровни и виды биоиндикации Лекции 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
2.2. Формы и виды биоиндикации. Индикаторы. Экологические основы биоиндикации. Критерии выбора индикаторов. Сам. работа 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
Раздел 3. Основные понятия биотестирования
3.1. Возможности и принципы биотестирования Лекции 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.2. Биологические тест-системы. Задачи, возможности, ограничения, приемы. Основные принципы биотестирования. Сам. работа 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.3. Биологические тест-системы и тест-организмы Лекции 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.4. Биомаркеры. Тест-организмы (почвенные и водные микроорганизмы, простейшие, пиявки, рыбы, наземные позвоночные животные, водоросли, высшие растения) и тест-процедуры. Сам. работа 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.5. Устойчивость организмов при биотестировании Лекции 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.6. Сравнительная устойчивость организмов при биотестировании. Токсикологические биотесты. Биохимические тесты в ихтиологии. Тест-системы для исследования реакции нервной системы на действие токсикантов. Изменение поведения животных в условиях воздействия экотоксикантов. Сам. работа 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
3.7. Устойчивость организмов при биотестировании Сам. работа 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
Раздел 4. Критерии выбора показателей для биоиндикации и биотестирования
4.1. Показатели, используемые для биоиндикации Лекции 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.2. Оценка содержания хлорофилла и фенолов в листьях растений Лабораторные 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.3. Биохимические и физиологические показатели, используемые для биоиндикации Сам. работа 8 7 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.4. Биомониторинг состояния окружающей среды по реакции пыльцы растений Лабораторные 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.5. Генетические показатели, используемые в биоиндикации Сам. работа 8 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.6. Использование растений и животных в целях биоиндикации Лабораторные 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.7. Использование высших растений и позвоночных животных для биоиндикации Сам. работа 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.8. Оценка экологического состояния фитоценозов и экосистем Лабораторные 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
4.9. Основые методы изучения экологического состояния фитоценозов Сам. работа 8 6 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
Раздел 5. Биоиндикация экологического состояния окружающей среды
5.1. Биоиндикацяи загрязнений воздуха, почвы и водных экосистем Лекции 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
5.2. Фитоиндикация и зооиндикация почвенных и водных условий Лабораторные 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
5.3. Альгоиндикация, Фитоиндикация, фаунистическая биоиндикация состояния почв Сам. работа 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
5.4. Фитоиндикация и зооиндикация загрязнения воздуха Лабораторные 8 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
5.5. Основные методы биоиндикации загрязнения воздуха Сам. работа 8 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
5.6. Биоиндикация условий среды и экологического состояния экосистем Лекции 8 2 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
5.7. Чувствительность цветковых растений и беспозвоночных животных к загрязнению воздуха Сам. работа 8 1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2
5.8. Зачет 8 27 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Раздел Биоиндикация загрязнения атмосферы

1. Биологические методы мониторинга загрязнения объектов окружающей среды позволяют оценить:
а) химический состав загрязняющих веществ;
б) определить влияние критических уровней загрязнения на живые организмы;
в) оценить воздействие всего комплекса вредных факторов на живые организмы;
г) оценить влияние отдельных загрязнителей на здоровье человека.

2. Какие из указанных растений являются наиболее чувствительными индикаторами загрязнения воздуха диоксидом серы и фторводородом?
а) кукуруза, рожь в) овес, горох
б) сосна, ель г) одуванчик, подорожник большой

3. Какие из указанных загрязнителей наиболее опасны для фотосинтетического аппарата растений?
а) SO2 и NO2 б) СО и СН4 в) С2Н4 г) СО и С2Н6

4. В каких методах биоиндикации изучается зависимость между уровнем загрязнения воздуха и подавлением фотосинтеза?
а) анатомо-цитологических в) физиологических
б) морфо-биометрических г) фенологических

5. Нарушения феноритмов роста и развития растений происходят:
а) при низких уровнях загрязнения воздуха (меньше или
равно ПДК)
б) высоких уровнях загрязнения воздуха (более 10 ПДК)
в) увеличении в воздухе концентрации СО2
г) возрастании в воздухе концентрации СН4

6. Какие методы фитоиндикации основаны на изучении зависимости между уровнем загрязнения воздуха и уменьшением линейного роста побегов, размеров листьев?
а) фенологические в) анатомо-цитологические
б) биохимические г) морфобиометрические.

7. Анатомо-цитологические методы фитоиндикации основаны на изучении зависимости между уровнем загрязнения воздуха и:
а) биофизическими параметрами тканей растений;
б) морфо-биометрическими показателями растений;
в) содержанием поллютантов в тканях растений;
г) нарушениями в анатомическом строении ассимиляционных органов.

8. Дендрохронологический метод биоиндикации загрязнения воздуха проводится по изменению:
а) радиального годичного прироста древесных пород
б) видового состава фитоценозов
в) биохимических показателей растений
г) морфобиометрических показателей растений

9. Какие из указанных методов фитоиндикации могут быть использованы для изучения изменения климата под воздействием загрязнения воздуха в различных континентах и регионах?
а) флористические в) дендрохронологические
б) физиологические г) морфобиометрические

10. Какие из указанных растений используются в качестве индикаторных в генетических методах биоиндикации загрязнения воздуха?
а) клен американский, тополь пирамидальный
б) крапива двудомная, полынь горькая
в) береза повислая, сирень обыкновенная
г) горчица белая, люпин многолетний

11. Методами лихеноиндикации можно оценить:
а) среднемноголетний уровень загрязнения воздуха SO2, NO2, HF
б) среднемноголетний уровень загрязнения воздуха СО, СН4, СН2О
в) уровень загрязнения воздуха токсичными газами в момент исследования
г) изменение среднегодовых температур воздуха за длительный период

12. В генетических методах биоиндикации загрязнения воздуха регистрируются:
а) изменения различных параметров популяции растений
б) изменение видового состава растительных сообществ
в) изменение частоты хромосомных аббераций, митотической активности;
г) нарушение процессов фотосинтеза и дыхания растений

Раздел Биоиндикация состояния почв

1. В качестве биоиндикаторов при мониторинге почв целесообразнее использовать виды:
а) эврибионтные в ) любые
б) стенобионтные г) исчезающие

2. Геобионтами называют:
а) постоянных обитателей почв
б) виды, укрывающиеся в почве
в) виды, живущие в почве на протяжении части жизненного цикла
г) всех обитателей почв

3. При мониторинге почв в качестве биоиндикаторов чаще всего используют представителей:
а) микрофауны в) мезофауны
б) мегафауны г) нанофауны

4. Дождевые черви являются представителями:
а) мезофауны в) мегафауны
б) макрофауны г) микрофауны

5. Какие из указанных представителей педобионтов относятся к фитофагам?
а) многоножки в) личинки насекомых
б) мокрицы г) личинки майского хруща

6. Улитки и слизни, используемые в качестве биоиндикаторов при мониторинге почв, являются представителями:
а) круглых червей (нематод) в) моллюсков
б) кольчатых червей (олигохет) г) членистоногих

7. Кивсяки являются представителями:
а) моллюсков в) круглых червей
б) членистоногих г) насекомых

8. Индекс Симпсона является показателем:
а) изменения видового биоразнообразия под действием загрязнения
б) загрязнения почв тяжелыми металлами
в) плодородия почв
г) показателем засоленности почв

9. При величине индекса Симпсона, равной 30, экологическое состояние почвы характеризуется:
а) как экологическое бедствие
б) чрезвычайная экологическая ситуация
в) относительно удовлетворительная ситуация
г) хорошее экологическое состояние

10. Экологическое состояние почвы характеризуется как относительно удовлетворительная ситуация при индексе Симпсона, равном:
а) 25 б) 75 в) 30 г) менее 25

11. Размер выбираемой пробной площадки при биомониторинге почв по видовому составу почвенных беспозвоночных зависит:
а) от температуры почвы в) степени увлажненности почвы
б) степени засоленности почвы г) для всех почв одинаков.

12. В какие месяцы года наиболее целесообразно проводить биомониторинг почв по видовому составу почвенных беспозвоночных в средней полосе России?
а) март – май в) май − сентябрь
б) сентябрь – октябрь г) апрель − ноябрь

Раздел Биоиндикация загрязнения водоемов

1. Биоиндикация загрязнения природных вод по методу С.Г. Николаева производится по видовому составу:
а) макрофитов в) зообентоса
б) перифитона г) зоопланктона

2. Метод С.Г. Николаева используется для биоиндикации загрязнения малых рек:
а) биогенными элементами в) органическими веществами
б) токсичными веществами г) любыми веществами.

3. Отбор проб при биомониторинге производится с участков субстрата, располагающихся в местах:
а) с возможно более благоприятными условиями аэрации
б) мелководной густой растительностью
в) с затонов с застойной водой
г) ниже по течению от источника загрязнения

4. Личинки веснянок и ручейников встречаются в водах:
а) очень грязных в) очень чистых
б) чистых г) загрязненных

5. Плоские пиявки и мелкие двустворчатые моллюски характерны для вод:
а) очень грязных (6-й класс) б) удовлетворительно чистых (3-й класс)
в) очень чистых (1-й класс) г) загрязненных (4-й класс)

6. Оценка качества вод по индексу Шеннона основывается на определении:
а) видового состава перифитона в) видового состава зообентоса
б) относительного обилия видов г) видового состава зоопланктона

7. При загрязнении водоемов биогенными элементами происходит:
а) увеличение видового состава гидробионтов
б) возрастание численности некоторых макрофитов
в) возрастание численности некоторых видов зоопланктона
г) гибель всех макрофитов

8. Олигосапробные зоны водоемов характеризуются:
а) наибольшей загрязненностью воды биогенными элементами
б) наибольшей загрязненностью воды токсичными веществами
в) наименьшей загрязненностью воды биогенными элементами;
г) умеренно загрязненной водой

9. Элодея канадская и ряска малая характерны для зон:
а) олигосапробных в) всех
б) мезосапробных г) полисапробных

10. Относительная численность олигохет в процентах от общего количества донных организмов в очень чистых водоемах составляет:
а) 20−30 б) 1−20 в) 30−40 г) 60−80

11. Какие из указанных загрязняющих веществ, попав в больших количествах в водоем, могут вызвать его эвтрофикацию?
а) NaCl, CaCl2 б) NaHCO3, Ca(HCO3)2 в) Na2SO4, CuSO4 г) KNO3, CaHPO4

12. Какие из указанных веществ являются наиболее токсичными для гидробионтов?
а) Ca(HCO3)2, Mg(HCO3)2 в) Hg(NO3)2, CdCl2
б) NaCl, КCl г) CaSO4, MgSO4

Ответы к тестам
№ Биоиндикация загрязнения воздуха Биоиндикация состояния почв Биоиндикация загрязнения водоемов
1 в а в
2 б а б
3 а в а
4 в б в
5 б г а
6 г в б
7 г б б
8 а а в
9 в б г
10 в б б
11 а в г
12 в в в

Контрольные задания

1. Первые схемы растений-индикаторов горных пород были составлены …… А. П. Карпинским
2. Основоположником учения о растительных индикаторах почвы является ….. Ф.И. Рупрехт
3. Биологическая дисциплина, изучающая состояние окружающей среды на основе сведений о состоянии обитающих в ней организмов, называется ….. биоиндикация
4. Наиболее чувствительными биоиндикаторами являются …..(стенобионтные) организмы.
5. Показатель, характеризующий максимально возможное потенциальное присутствие организма в определенном диапазоне фактора среды, называется ….. физиологическая толерантность
6. Биоиндикаторы, проявляющие характерные изменения при действии одного фактора, называются ….. специфические
7. Биоиндикаторы, проявляющие одни и те же изменения при действии двух или нескольких факторов, называются …… неспецифические
8. Эталонами сравнения при анализе состояния экосистем любой степени нарушенности служат ….. (фоновые) территории.
9. Отрицательные биоиндикаторы характеризуются ….. (уменьшением) реакции при нарастании стресса.
10. Использование мхов в качестве биоиндикаторов – это ……. бриоиндикация
11. Биологические объекты, используемые для оценки экологического состояния окружающей среды, называются……… биоиндикаторы
12. Использование лишайников в качестве биоиндикаторов – это ….. лихеноиндикация.
13. Дендроиндикация – это использование в качестве биоиндикаторов ….. древесных растений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы контрольных работ

1. Биоиндикация загрязнения почв по растениям
2.. Биоиндикация загрязнения почв по животным организмам
3.. Биоиндикация загрязнения водных экосистем с использованием растений
4. Биоиндикация загрязнения водных экосистем с использованием животных
5. Биоиндикация загрязнения воздуха по растениям
6. Биоиндикация загрязнения воздуха по животным
7. Фитоиндикация состояния окружающей среды
8. Зооиндикация состояния окружающей среды
9. Лихеноиндикация
10. Дендроиндикация

Темы рефератов

1. Биогеохимические методы биоиндикации
2. Биоиндикация условий местообитания по растениям
3. Биоиндикация условий местообитания по животным
4. Использование растений для биотестирования
5. Использование животных и микроорганизмов для биотестирования
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В билете к экзамену студенту предлагается 2 теоретических вопроса из разных разделов курса. Каждый вопрос оценивается отдельно в соответствии с критериями, описанными ниже. Затем выставляется средняя отметка за экзамен.

Теоретические вопросы к экзамену

1. Понятие и характеристика терминов: биоиндикация, биоиндикаторы, биотестирование
2. Классификация биоиндикаторов. Чувствительность и достоверность биоиндикаторов.
3. Уровни биоиндикации и биоиндикационные признаки загрязнения экосистем
4. Требования к проведению биоиндикационных исследований и критерии выбора биоиндикаторов
5. Методы биоиндикационных исследований
6. Биоиндикация загрязнения почв по растениям
7. Биоиндикация загрязнения почв по животным организмам
8. Биоиндикация загрязнения водных экосистем с использованием растений
9. Биоиндикация загрязнения водных экосистем с использованием животных
10. Биоиндикация загрязнения воздуха по растениям
11. Биоиндикация загрязнения воздуха по животным
12. Фитоиндикация состояния окружающей среды
13. Зооиндикация состояния окружающей среды
14. Лихеноиндикация
15. Дендроиндикация
16. Биогеохимические методы биоиндикации
17. Биоиндикация условий местообитания по растениям
18. Биоиндикация условий местообитания по животным
19. Использование растений для биотестирования
20. Использование животных и микроорганизмов для биотестирования

Критерии оценивания на экзамене

Оценка «отлично» - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Оценка «хорошо» - студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Оценка «удовлетворительно» - студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа
Оценка «неудовлетворительно» - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС, Биоиндикация, БАК.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гераськин С.А., Сарапульцева Е.И. Биологический контроль окружающей среды: генетический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010 16
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова О.П., Егорова Е.И., Евсеева Т.И. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007 7
Л2.2 Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг: учеб. пособие для вузов М.: Альма Матер, 2008 25
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А. Практикум по биоиндикации экологического состояния окружающей среды: учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
Л3.2 Бобина И.В., Соколова Г.Г. Практикум по экологии человека: учебное пособие Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010 45
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э2 annualreviews.org
Э3 Курс в Moodle "Биоиндикация и биотестирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice (версия 2010, № лицензии 60357319).
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.