МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 64
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 8
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 8 8 8 8
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 2 2 2 2
Итого 64 64 64 64

Программу составил(и):
канд.экон.наук, преподаватель, Елена Владимировна Дьякова

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Зав.отделением, Глубокова Людмила Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № №5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системы современных базовых знаний в области функционирования бюджетной системы Российской Федерации и организации бюджетного процесса в Российской Федерации;
формирование умений, навыков и компетенций, необходимых для управления бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 1.3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. – нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса, межбюджетных отношений, финансово–экономического планирования;
– структуру бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения;
– бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
– понятие бюджетной классификации Российской Федерации и порядок ее применения;
– порядок формирования доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и основы их разграничения между звеньями бюджетной системы;
– порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и источников его финансирования;
– формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
– участников бюджетного процесса в Российской Федерации и их полномочия; порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– основы исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи;
– процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам и расходам;
– порядок кассового обслуживания
3.2.Уметь:
3.2.1.– использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности;
– проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных смет и планов бюджетных и
автономных учреждений;
– применять бюджетную классификацию Российской Федерации в Российской Федерации;
– составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов и администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
– формировать реестры расходных обязательств муниципального образования;
– проектировать предельные объемы бюджетных средств по главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов, государственным и муниципальным учреждениям;
– проводить мониторинг целевых программ, финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– определять дефицит бюджета и источники его финансирования;
– составлять сводную бюджетную роспись;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– расчетом показателей проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– организацией исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– осуществлять контроль за своевременным совершением операций со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, их целевым и эффективным использованием.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бюджетное устройство Российской Федерации
1.1. Бюджетное устройство Российской Федерации Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 09. Л1.1, Л2.1
1.2. Бюджетное устройство Российской Федерации Практические 4 4 ОК 03., ОК 04., ОК 06., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1
1.3. Бюджетное устройство Российской Федерации Сам. работа 4 2 ОК 03., ОК 04., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 11. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Доходы и расходы бюджетов
2.1. Доходы и расходы бюджетов Лекции 4 4 ОК 02., ОК 03., ОК 04., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1
2.2. Доходы и расходы бюджетов Практические 4 4 ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1
2.3. Доходы и расходы бюджетов Сам. работа 4 2 ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Межбюджетные отношения. Бюджетный процесс
3.1. Межбюджетные отношения. Бюджетный процесс Лекции 4 6 ОК 02., ОК 03., ОК 04., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 09. Л1.1, Л2.1
3.2. Межбюджетные отношения. Бюджетный процесс Практические 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 11. Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Государственный (муниципальный) кредит
4.1. Государственный (муниципальный) кредит Лекции 4 4 ОК 04., ОК 05., ОК 06., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1
4.2. Государственный (муниципальный) кредит Практические 4 4 ОК 05., ОК 06., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 09. Л1.1, Л2.1
4.3. Государственный (муниципальный) кредит Сам. работа 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 09. Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Государственный внебюджетные фонды
5.1. Государственный внебюджетные фонды Лекции 4 6 ОК 05., ОК 06., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 11. Л1.1, Л2.1
5.2. Государственный внебюджетные фонды Практические 4 4 ОК 03., ОК 04., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 10. Л1.1, Л2.1
5.3. Государственный внебюджетные фонды Сам. работа 4 2 ОК 04., ОК 05., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Государственный финансовый контроль
6.1. Государственный финансовый контроль Лекции 4 4 ОК 04., ОК 05., ОК 06., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1
6.2. Государственный финансовый контроль Практические 4 4 ОК 04., ОК 05., ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 09. , ОК 10. Л1.1, Л2.1
6.3. Консультации 4 2 Л1.1, Л2.1
6.4. Промежуточная аттестация. Экзамен Лекции 4 0 ОК 04., ОК 05., ПК 1.1., ПК 1.2. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для коллоквиумов) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://www.asu.ru/sveden/education/programs/subject/324891/

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного (нескольких) вариантов)
1. Согласно Бюджетного кодекса РФ «бюджет» – это:
а) организация бюджетной системы
б) централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином
уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти
в) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
2.В состав бюджетной системы РФ входят:
а) федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;
б) федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты и
бюджеты государственных внебюджетных фондов;
в) федеральный бюджет и местные бюджеты.
3.Бюджетная классификация РФ является:
а) единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается Бюджетным кодексом РФ;
б) основой только для государственного уровня управления;
в) основой только для регионального уровня управления.
4.Консолидированный бюджет РФ:
а) не утверждается в форме закона;
б) утверждается в форме закона;
в) разрабатывается законодательными (представительными) органами власти
5.Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории, – это:
а) территориальная бюджетная система
б) консолидированный бюджет
в) региональный бюджет
6. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ входят:
а) бюджет субъекта РФ;
б) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
в) бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории
субъекта РФ и бюджет субъекта РФ
7. Принцип единства бюджетной системы РФ означает:
а) правдивое отражение в бюджете финансовых операций Правительства
РФ;
б) публикация статей доходов и расходов бюджета;
в) экономное и эффективное использование средств бюджета;
г) нет верного ответа.
8.К местным бюджетам РФ относятся бюджеты:
а) муниципальных районов;
б) городских округов;
в) внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, С-Петербурга и Севастополя;
г) городов федерального значения Москвы, С-Петербурга и Севастополя.
д) сельских поселений.

Правильные ответы:
1.в
2. а
3. а
4. а
5. б
6. в
7. в
8. а, б, в, д

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Практическое задание
Задание 1. Рассчитайте сумму расходов бюджета муниципального образования и сумму собственных доходов, если:
 сумму доходов бюджета города – 255 млн. руб.
 дефицит бюджета – 45 млн. руб.
 субвенции – 38,5 млн. руб.
Задание 2. Определите размер профицита или дефицита бюджета субъекта РФ в текущем году при следующих условиях:
 расходы бюджета в текущем году составляют 0,76 млрд. руб.;
 доходы бюджета в прогнозируемом периоде увеличатся по сравнению с текущим годом на 20 % и составят 840 млн. руб.

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены верно;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если допущена несущественная ошибка или неточность при выполнении заданий;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если верно решена половина заданий;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется, если студент выполнил верно менее половины заданий.

Коллоквиум
Примерные вопросы
1. Участники бюджетного процесса.
2. Бюджетный процесс и его стадии: составление, рассмотрение и утверждение, исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы.
3. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов.
4. Бюджетные полномочия органов исполнительной власти.
5. Бюджетные полномочия Банка России.
6. Экономическая и контрольная работа финансовых органов по доходам и расходам бюджета.
7. Порядок подготовки краевого бюджета, рассмотрения и утверждения, исполнения бюджета.
8. Бюджетный процесс на примере муниципального образования городской округ «город Барнаул».
9. Состав и структура доходов и расходов краевого бюджета и бюджета любого муниципального района (городского округа), а также бюджета поселения текущего года.
Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 полное раскрытие вопроса;
 указание точных названий и определений;
 правильную формулировку понятий и категорий;
 собственные выводы;
 полные ответы на дополнительные вопросы.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса;
 несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения;
 отвечает на дополнительные вопросы.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 общее направление изложения лекционного материала;
 наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах;
 отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 не раскрытие темы;
 большое количество существенных ошибок;
 отсутствие выводов;
 не отвечает на дополнительные вопросы
Самостоятельная работа (выполнение презентаций)
Рекомендуемый перечень презентаций для самостоятельной подготовки:
1. Бюджетное устройство унитарных государств
2. Бюджетное устройство федеративных государств
3. Бюджетное устройство СССР
4. Формирование доходов государственного бюджета СССР
5. Характеристика налоговых доходов государственного бюджета СССР
Критерии оценивания:
 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы;
 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется, если студент допустил несущественную ошибку или неточность при выполнении заданий;
 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы;
 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют рисунки (таблицы).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Экзамен - форма промежуточной аттестации студентов по результатам освоения теоретических знаний, приобретения практических навыков и компетенций, целью, которой, является контроль результатов освоения студентами учебного материала по дисциплине, проверка и оценка знаний, полученных за семестр, их прочности, приобретения навыков самостоятельной работы, умения применять теоретические навыки для решения практических задач.
Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к промежуточной аттестации целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень вопросов по курсу, содержащийся в рабочей программе. Студенты получают на экзамене билет, в который включено два теоретических вопроса и практическое задание. На подготовку к экзамену отводится 45 минут.

Вопросы для подготовки к экзамену
1. Характеристика государственных и муниципальных финансов
2. Социально-экономическая сущность бюджета
3. Сущность и значение бюджетной классификации
4. Доходы бюджетов, их классификация
5. Расходы бюджетов, их классификация
6. Бюджетный дефицит, его причины и способы финансирования
7. Бюджетная система Российской Федерации, принципы построения
8. Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы
9. Бюджетный процесс, его стадии
10. Сущность и значение государственных внебюджетных фондов
11. Пенсионный фонд Российской Федерации. Формирование доходов, направления использования средств
12. Фонд социального страхования Российской Федерации. Формирование доходов, направление использования средств
13. Фонды обязательного медицинского страхования. Формирование доходов, направление использования средств
14. Государственный (муниципальный) кредит
15. Государственный (муниципальный) долг
16. Государственный (муниципальный) контроль
17. Федеральное казначейство: задачи, функции
18. Министерство финансов Российской Федерации: задачи, функции
19. Счетная палата Российской Федерации: задачи, функции
20. Федеральная налоговая служба: задачи, функции

Пример задания
Задание 1. Определите в процентах изменение расходов бюджета субъекта РФ в прогнозируемом году по сравнению с текущим годом при следующих условиях:
- в прогнозируемом году профицит бюджета субъекта РФ составит 2 % от объема его доходов;
- расходы бюджета субъекта РФ в текущем году составят 6 млрд. руб.;
- доходы бюджета субъекта РФ в прогнозируемом году составят 8,4 млрд. руб.
Задание 2. Определите предельный объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, который может быть утвержден законом субъекта Российской Федерации при следующих условиях:
- планируемый общий объем доходов бюджета – 7,1 млрд. руб.;
- финансовая помощь из федерального бюджета – 100 млн. руб.

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен, и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение практическими приемами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно, подробно ответившим на вопросы билета и экзаменатора, решившим практическое задание без ошибок.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студентам, сдавшим экзамен с незначительными замечаниями и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение практическими приемами и расчетами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильный характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы экзаменатора, но допустившим при ответах и выполнении практического задания незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студентам, сдавшим экзамен со значительными замечаниями, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при выполнении практического задания, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы экзаменатора, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к выполнению практического задания без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы экзаменатора.

Приложения
Приложение 2.   контроль_ БС РФ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Г. Иванова [и др.] Бюджетная система РФ : : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/530352
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьев М. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система: Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/533515
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э3 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э4 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э5 единый портал бюджетной системы Российской Федерации www.budget.gov.ru
Э6 образовательная платформа ЮРАЙТ urait.ru
Э7 Электронный курс в системе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
315Н кабинет теории бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; кабинет экономики и бухгалтерского учета – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
107Н кабинет деятельности кредитно-финансовых институтов; кабинет структуры и функций Центрального банка Российской Федерации; кабинет банковского регулирования и надзора - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая доска; проектор (марка: Toshiba); экран (марка: Seha) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации дисциплины "Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации" используются активные и интерактивные методы:
При проведении лекционных занятий:
-устный фронтальный опрос по теме занятия;
-лекция-визуализация (презентация);
-лекция-беседа;
-лекция-интервью (ответы преподавателя на вопросы обучающихся по проблемным вопросам аудита).
При проведении практических занятий:
- ситуационные методы ( анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач);
- дискуссия;
- обзор инноваций в Налоговом кодексе.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий.
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины "Основы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации" является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- порешать основные типовые задачи.