МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Менеджмент в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Форма обученияОчная
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_тест-2023_11кл
Часов по учебному плану 66
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 12
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 13,670000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 12 12 12 12
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 66 66 66 66

Программу составил(и):
канд. экон. наук, преподаватель, Воложанина Виктория Юрьевна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
Информационные системы и программирование
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов базовой системы знаний в области Менеджмента в профессиональной деятельности как о важнейшей составляющей системы управления компанией и мощном инструменте преобразования деятельности компании в соответствии с требованиями современного бизнеса

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ПК 11.1. Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных.
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.функции, виды и психологию менеджмента;
методы и этапы принятия решений;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
специфику стратегического и оперативного планирования информационных ресурсов;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы экономики информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности;
применять информационные технологии в сфере управления производством;
организовывать работу коллектива и команды;
принимать обоснованные решения;
управлять рисками и конфликтами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационный менеджмент как система менеджмента в профессиональной IT-сфере
1.1. Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента Лекции 5 2 ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.2
1.2. Теоретическая подготовка по теме 1, включая изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 5 2 ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.2
1.3. Тема 2. Менеджмент в профессиональной сфере ИТ-работника. Информационный менеджмент Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.2
1.4. Лабораторная работа 1(а). Построение модели организации (описание миссии, целей, КФУ, определение управленческих полномочий) Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.2
1.5. Опрос 1 по Темам 1-2. Лабораторная работа 1(б). Построение модели организации (разработка организационной и информационной структуры организации) Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.2
1.6. Теоретическая подготовка по темам 1-2, включая изучение основной и дополнительной литературы Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.2
1.7. Тема 3. Организация ИТ-менеджмента Лекции 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Лабораторная работа 1(в). Построение модели организации (разработка структуры БД) Лабораторные 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Лабораторная работа 1(г). Построение модели организации (разработка индивидуальной коммуникационной схемы, обеспечивающей конфиденциальное информационное взаимодействие смежных подразделений) Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Теоретическая подготовка по теме 3, включая изучение основной и дополнительной литературы. Завершающий этап работы над БД. Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Тема 4. Стратегическое развитие организации в области ИТ Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.2
1.12. Лабораторная работа 2. Построение дерева целей (с выделением критериев) ИТ-развития организации Лабораторные 5 4 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.2
1.13. Опрос 2 по темам 3-4. Лабораторная работа 3. Разработка ИТ-стратегии развития организации Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.2
1.14. Теоретическая подготовка по теме 4, включая изучение основной и дополнительной литературы. Завершающий этап выполнения лабораторных работ 2, 3. Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Управление ИС на этапах ее жизненного цикла
2.1. Тема 5. Выбор решений в области информационных технологий Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л1.1, Л2.3
2.2. Лабораторная работа 4. Подготовка документации для проведения тендера на выбор ИТ-решений Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л1.1, Л2.3
2.3. Теоретическая подготовка по теме 5, включая изучение основной и дополнительной литературы. Завершение выполнения лабораторной работы 4 Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л1.1, Л2.3
2.4. Тема 6. Управление IT-персоналом Лекции 5 2 ОК 01., ОК 04., ОК 05. Л2.1, Л1.1
2.5. Тема 7. Управление проектами в области информационных технологий Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.3
2.6. Опрос 3 по темам 5-6. Самостоятельная работа 1 (решение ситуационной задачи, ответ на вопросы теста 1) Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.3
2.7. Тема 8. Управление внедрением систем Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л1.1, Л2.3
2.8. Подготовка к опросу 4. Сам. работа 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09. Л1.1, Л2.3
2.9. Тема 9. Управление экономическими аспектами ИТ Лекции 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 11.1. Л1.2, Л2.3
2.10. Опрос 4 по темам 7-9. Лабораторная работа 5. Разработка сметы доходов-расходов ИТ-сферы организации Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 11.1. Л1.2, Л2.3
2.11. Формирование документа "Проект создания модели организации", подготовка к защите Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.12. Защита проекта Лабораторные 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 09., ПК 11.1. Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
2.13. Подготовка к экзамену Консультации 5 2 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ОК 09., ПК 11.1. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (лабораторные работы, самостоятельная работа, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5089

Контрольные вопросы и задания ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (экзамен) по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов):

1. Выберите то утверждение, которое соответствует определению IT-стратегии организации:
А Устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ) в области IT
Б Большое количество связанных между собой проектов по внедрению информационных систем
В Долгосрочная программа развития IT-технологий
Г Отношения (связи) между IT-подразделениями организации, уровнями ее IT-управления, IT-персоналом, посредством которых реализуются функции
управления

2. Выберите утверждение, которое является верным для определения понятия "Прибыль от использования ИТ" с точки зрения разработчика IT-решения
А Прибыль определяется сопоставлением вырученной суммы от продажи всех экземпляров ИС с затратами на ее разработку
Б Прибыль определяется сопоставлением получаемого экономического эффекта от применения информационной системы с затратами на ее покупку и освоение
В Это доходы производителей информационных систем, находящиеся в прямой зависимости от количества проданных экземпляров ИС
Г Годовой экономический эффект от использования ИС, который определяется как разность между годовой экономией и стоимостью покупки системы

3. Выберите определение понятия "Структура":
А Выражение отношений между элементами
Б Состав элементов системы и постоянные связи между ними
В Ресурс, обеспечиваемый внешним поставщиком
Г Управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций

4. Верно ли следующее утверждение: "Цель организационной структуры управления – обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы"
А Верно
Б Неверно

5. Выберите определение, которое соответствует понятию "IT-стратегия организации":
А Это долгосрочная программа развития IT-технологий организации, детальное описание планов организации в области ИТ
Б Целевое состояние IT-архитектуры
В Это перечень финансовых показателей организации в области информационных технологий
Г Основные положения использования ИТ в бизнесе

6. Выберите утверждения, не характеризующие понятие "Тендер":
А Конкурсная форма размещения заказа на закупку на рынке оборудования или привлечения подрядчиков для сооружения комплексных объектов и выполнения
Б Письменное предложение, заявка, приглашение поставщикам предложить товар или оборудование, отвечающее установленным требованиям
В Планирование процесса выбора системы (разработка плана проекта выбора ИС)
Г Объективная возможность решения некоторых технических вопросов, связанных с выбором ИТ, без привлечения IT-специалистов +

7. Выберите высказывание, которое отражает сущность процессного подхода:
А Предусматривает всесторонний анализ с учетом всех аспектов конкретной проблемы, включая выявление и ограничение всех параметров и взаимосвязей
Б Пригодность различных методов управления определяется ситуацией
В Подход не позволяет выделить этапы, отдельные операции бизнес-процесса
Г Управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, бизнес-процессов

8. Определите, верно ли следующее утверждение: "Внедрение систем – это комплекс специфических задач, выполнение которых позволяет добиться реальной эксплуатации IT-решения в организации"
А Неверно
Б Верно

9. Контроль - это:
А Наблюдение за работой персонала организации
Б Наблюдение за выполнением персоналом отдельных заданий
В Вид управленческой деятельности по обеспечению выполнения определенных задач и достижения целей организации +
Г Постоянная проверка того, как организация осуществляет свои цели и корректирует свои действия

10. Элемент системы управления IT-персоналом фирмы "планирование персонала" представляет собой:
А Комплекс мер, направленных на оценку текущих ресурсов, прогнозирование их сокращения, оценку будущей потребности в ресурсах, оценку резерва персонала и способов быстрого замещения специалистов
Б Комплекс мер, обеспечивающий привлечение требуемых специалистов в заданное время (поиск, вербовка, отбор, наём и первичное развитие персонала)
В Комплекс мер, обеспечивающий обучение и переподготовку персонала, перемещение, оценку и продвижение персонала, подготовку резервов специалистов и руководителей
Г Комплекс мер по обеспечению кадровой работы в соответствии с требованиями контролирующих органов и потребностями самой организации

11. Организация оплаты труда, дополнительных стимуляционных выплат и разработки системы мотивации труда - это:
А Привлечение персонала
Б Мотивация и стимулирование труда
В Развитие персонала
Г Планирование персонала

12. Что представляют собой показатели эффективности бизнес-процесса при реализации процессного подхода в менеджменте организации:
А Целенаправленная совокупность взаимосвязанных показателей по видам деятельности
Б Элементы, их пространственное расположение и способ или характер связи
В Форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации
Г Параметры бизнес-процесса, характеризующие взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами

13. Что представляет собой внутренняя миграция кадров в компании:
А Сознательная, достаточно регулярная ротация специалистов между различными участками работы
Б Привлечение в организацию высококвалифицированных специалистов со стороны, что позволяет, не вкладывая серьезных финансовых ресурсов в обучение и развитие персонала
В Участие сотрудников в разнообразных краткосрочных тематических мероприятиях - семинарах, тренингах, проводимых каким-либо подразделением компании
Г Перевод работников в другие подразделения при необходимости заменить заболевшего или уволившегося

14. Важнейший результат предпроектного обследования компании перед внедрением IT-системы:
А План перехода от текущей модели к перспективной
Б Список доработок ИС
В План проекта
Г Альбом отчетности

15. Какому типу организации соответствует характеристика: "Происходит естественная замена лидера и члены организации подчиняются руководителю, пришедшему на смену прежнему"
А Харизматический тип
Б Идеальный тип
В Традиционный тип
Г Формальный тип

Ответы:

1. В
2. А
3. Б
4. А
5. А
6. В
7. Г
8. Б
9. В
10. А
11. Б
12. Г
13. А
14. В
15. В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

"отлично" - верно выполнено 85-10% заданий;
"хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий;
"удовлетворительно" - верно выполнено 50-69% заданий;
"неудовлетворительно" - верно выполнено менее 50% заданий.

Примечание: каждое задание оценивается 1-м баллом
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы, индивидуальные проекты и др.) - не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022 г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую оценку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой зачетный рейтинг Rзач.

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзаменационная оценка «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тест включены вопросы с выбором одного варианта ответа. В вопросах с выбором одного ответа студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. Всего в банке более 200 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 25 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,3 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 2.   ФОС_ИСиП-тест_МенПД_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зараменских Е.П. Информационные системы: управление жизненным циклом : Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Гапоненко А.Л. Менеджмент: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Леонтьевой Л.С. Менеджмент: учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Сидоров М.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Зараменских Е.П. Менеджмент: бизнес-информатика: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Менеджмент в профессиональной деятельности (09.02.07 Информационные системы и пррограммирование, Воложанина В.Ю.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
313Н лаборатория компьютерного дизайна; лаборатория системного и прикладного программирования; лаборатория инструментальных средств разработки; лаборатория садово-паркового и ландшафтного строительства; студия информационных ресурсов; полигон вычислительной техники; полигон учебных баз практики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; мобильная интерактивная доска (марка: Smart kapp) – 1 ед.; компьютеры (марка RAMEC, монитор Philips) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины "Менеджмент в профессиональной деятельности" необходимо выполнять следующие требования:
 посещать все лекционные и лабораторные занятия
 все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы фиксировать в тетради;
 обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
 в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо самостоятельно изучать соответствующий материал, фиксируя записи в тетради, а также выполнять практические задания.

По всем вопросам, связанным с изучением дисциплины (включая самостоятельную работу), консультироваться с преподавателем в соответствии с установленным графиком текущих консультаций.
Перед выполнением лабораторных работ следует повторить материал соответствующей лекции и изучить теоретическую часть методических указаний к данной лабораторной работе.
Зашита отчета по лабораторной работе заключается в предъявлении преподавателю полученных результатов в виде файлов и напечатанного отчета и демонстрации полученных навыков в ответах на вопросы преподавателя. При сдаче отчета преподаватель может сделать устные и письменные замечания, задать дополнительные вопросы, попросить выполнить отдельные задания, часть работы или всю работу целиком.

Методические рекомендации по работе с научной литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1. Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2. Чтение текста
3. Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.

Методические рекомендации по созданию презентаций
Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием соответствующего программного обеспечения (Microsoft PowerPoin, сервиса Prezi и т.д.).
Презентация должна содержать не менее 15 многослойных слайдов с использованием возможностей анимации и различного оформления. Приветствуется наличие в презентации звукового сопровождения (комментариев) и реальных примеров (картинок).
После проведения демонстрации слайдов презентации студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.

Самостоятельная работа по данной дисциплине предполагает:
- самостоятельный поиск ответов и необходимой информации по предложенным вопросам;
- выполнение заданий для самостоятельной работы;
- изучение теоретического и лекционного материала, а также основной и дополнительной литературы при подготовке к занятиям;
- самостоятельное изучение материалов официальных сайтов по темам учебного курса

Алгоритм самостоятельной работы студентов:
1 этап – поиск в литературе и изучение теоретического материала на предложенные преподавателем темы и вопросы;
2 этап – осмысление полученной информации из основной и дополнительной литературы, освоение терминов и понятий, механизма решения задач;
3 этап – составление плана ответа на каждый вопрос или алгоритма решения задачи.