МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация кредитной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.07. специальность Банковское дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_07_БанкДело-2021_9кл
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 132
самостоятельная работа 40
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 12 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 36 36 56 56
Практические 34 34 42 42 76 76
Сам. работа 12 12 28 28 40 40
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 6 6 6 6
Итого 66 66 114 114 180 180

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Кисиль Марина Станиславовна

Рецензент(ы):
преподаватель,первая категория , Гусев Александр Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Организация кредитной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 67)

составлена на основании учебного плана:
38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов навыков осуществления операций по кредитованию физических и юридических лиц

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов;
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов;
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов;
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств
Способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов
Способы обеспечения возвратности кредита, виды залога
Требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику
Состав и содержание основных источников информации о клиенте
Методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга
Методы определения класса кредитоспособности юридического лица
Содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения
Состав кредитного дела и порядок его ведения
Способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам
Порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей
Меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора
Порядок оформления и учета межбанковских кредитов
Основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России
Порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого резерва по выданному кредиту
Отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам
Порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов
Типичные нарушения при осуществлении кредитных операций
3.2.Уметь:
3.2.1.Консультировать заемщиков по условиям предоставления и порядку по¬гашения кредитов
Анализировать финансовое положение заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита
Определять платежеспособность физического лица
Проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов
Проверять качество и достаточность обеспечения возвратности кредита
Составлять заключение о возможности предоставления кредита
Составлять график платежей по кредиту и процентам, контролировать своевременность и полноту поступления платежей
Оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов
Формировать и вести кредитные дела
Определять свою стратегию поведения в конфликтных ситуациях, практически применять технологии предупреждения конфликтов в межличностных отношениях
Владеть навыками позитивного поведения, психологического поглаживания, приёмами воздействия на поведение других людей, правилами деловой этики
Составлять акты по итогам проверок сохранности обеспечения
Определять возможность предоставления межбанковского кредита с учетом финансового положения контрагента
Определять достаточность обеспечения возвратности межбанковского кредита
Пользоваться оперативной информацией о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по телекоммуникационным каналам
Оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов
Оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кредитам
Оформлять и отражать в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита
Оформлять и отражать в учете начисление и взыскание процентов по кредитам
Вести мониторинг финансового положения клиента
Оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам
Рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резерва
Рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю однородных кредитов
Оформлять и вести учет просроченных кредитов и просроченных процентов
Оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов
Использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществления операций по кредитованию физических и юридических лиц

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проведение кредитной работы в банке
1.1. Тема 1.1 Основы банковского кредитования Лекции 5 4 ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.2. Определение стоимости кредита методом простых и сложных процентов Практические 5 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.4. Составление графика платежей по кредиту дифференцированным способом и аннуитета Практические 5 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.5. Тема 1.2 Банковский кредит и принципы кредитования Лекции 5 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.6. Составление графика платежей по кредиту дифференцированным способом и аннуитета Практические 5 4 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.7. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.8. Тема 1.3 Кредитная политика коммерческих банков Лекции 5 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.9. Составление основных направлений кредитной политики банка Практические 5 4 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.10. Тема 1.4 Кредитный договор Лекции 5 4 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.11. Оформление заявления на кредит и кредитного договора Практические 5 4 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.12. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.13. Тема 1.5 Способы обеспечения возвратности кредита Лекции 5 4 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.14. Оформление поручительств и гарантий для клиентов банка Практические 5 4 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.15. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.16. Тема 1.6 Залоговые операции Лекции 5 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.17. Оценка стоимости залога и его достаточности Практические 5 4 ПК 2.3., ПК 2.2., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.18. Контрольная рбота 1 Практические 5 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.19. Подгогтовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.20. Тема 1.7 Предоставление кредита Лекции 5 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.21. Проверка документов заемщика для получения кредита Практические 5 4 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.22. Оформление документов по открытию ссудного счета Практические 5 4 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.23. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 5 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.24. Тема1.8 Кредитоспособность клиентов банка Лекции 6 6 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.25. Определение класса кредитоспособности заемщика (юридического лица) методом коэффициентов Практические 6 4 ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.26. Определение класса кредитоспособности заемщика (юридического лица) методом денежного потока Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.27. Определение платежеспособности заемщика (физического лица) Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.28. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.29. Контрольная работа 1 Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.30. Тема 1.9 Кредитный мониторинг Лекции 6 4 ПК 2.4., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.31. Проведение мониторинга финансового положения клиента Практические 6 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.32. Контрольная работа 2 Практические 6 2 ПК 2.4., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.33. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 4 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.34. Тема 1.10Создание резервов на возможные потери по кредитам Лекции 6 4 ПК 2.5., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.35. Расчет суммы формируемого резерва. Проведение учета суммы формируемого резерва Практические 6 2 ПК 2.5., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.36. Расчет резерва по портфелю однородных кредитов Практические 6 2 ПК 2.5., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.37. Проведение учета резерва по портфелю однородных кредитов Практические 6 2 ПК 2.5., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.38. Подготовка к пракитическим занятиям Сам. работа 6 8 ПК 2.5., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.39. Тема 1.10 Риски в кредитной деятельности банков Лекции 6 4 ПК 2.5., ПК 2.4., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.40. Решение ситуационных задач Практические 6 2 ПК 2.5., ПК 2.4., ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.41. Оценка кредитного риска в банке Практические 6 2 ПК 2.5., ПК 2.1., ОК 11., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.42. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 6 ПК 2.5., ПК 2.3., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.43. Тема 1.12 Организация отдельных видов кредитования Лекции 6 18 ПК 2.5., ПК 2.4., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.44. Расчет суммы овердрафта Практические 6 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.45. Оформление выдачи и погашения долгосрочного кредита Практические 6 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.46. Оформление ипотечного кредита Практические 6 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.47. Проведение оценки возможности предоставления межбанковского кредита с учетом финансового положения контрагента Практические 6 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.48. Расчеты лизинговых платежей. Оформление лизинговой сделки Практические 6 2 ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.49. Контрольная работа 2 Практические 6 2 ПК 2.5., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.50. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 6 8 ПК 2.5., ПК 2.4., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.51. Консультации 6 2 ПК 2.5., ПК 2.4., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.52. Экзамен Практические 6 6 ПК 2.5., ПК 2.4., ПК 2.3., ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические задания, тесты, вопросы для коллоквиума) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4216

Контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

1 Важным принципом кредита является:
а) величина кредита;
б) заемщик;
в) обеспечение кредита;
г) форма выдачи кредита.
2 Форма кредита, представляющая собой разновидность торгово-комиссионной организации, связанной с кредитованием оборотных средств, называется:
а) факторинговый кредит;
б) лизинговый кредит;
в) овердрафт;
г) вексельный кредит.
3 Потребительским кредитом называют:
а) любой кредит;
б) кредит, предоставляемый населению на текущее потребление;
в) кредит продавца покупателю.
4 Кредит, предоставляемый на покупку жилья под залог недвижимости, называется:
а) инновационным кредитом;
б) лизинговым кредитом;
в) ипотечным кредитом;
г) банковским кредитом.
5 Участниками кредитной сделки являются:
а) продавец и покупатель;
б) кредитор и заемщик;
в) юридические и физические лица;
г) международные кредитно-финансовые организации;
6 Ссудный процент представляет собой:
а) налоговый платеж в бюджет;
б) элемент финансовой системы;
в) цену кредита;
г) денежную единицу.
7 Признаком выделения таких форм кредита, как банковский, коммерческий, государственный, международный, является:
а) состав участников кредитной сделки;
б) срок предоставления;
в) цель предоставления;
г) наличие обеспечения.
8 Основными принципами банковского кредита являются:
а) адресности;
б) результативности;
в) срочности;
б) возвратности.
9 Укажите определение, наиболее полно характеризующее сущность кредитной политики коммерческого банка:
а) кредитная политика – политика формирования кредитного портфеля банка;
б) кредитная политика – определение стандартов и процедур предоставления кредитов и поведения сотрудников кредитных отделов банка;
в) кредитная политика – комплекс мероприятий банка, направленных на повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.
10 Инструмент управления кредитным риском, доходностью, ликвидностью коммерческого банка, является:
а) управление качеством портфеля ценных бумаг;
б) управление качеством кредитного портфеля;
в) управление качеством депозитного портфеля.
11. Укажите макроэкономические факторы, воздействующие на формирование кредитной политики банка:
а) способности и опыт персонала;
б) качество банковского менеджмента;
в) нормативы ЦБ РФ и ставка рефинансирования.
12. К общим принципам кредитной политики относят:
а) адресности, целевой характер, сбалансированность;
б) обоснованность, оптимальность, эффективность;
в) самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование.
13. Укажите, что не относится к микрофакторам, воздействующим на формирование кредитной политики:
а) кредитный потенциал банка;
б) качество кредитного портфеля;
в) ценовая политика банка;
г) темпы роста ВВП.
14. Остаток задолженности по кредитным операциям банка с физическими и юридическими лицами, называют:
а) клиентский кредитный портфель;
б) межбанковский кредитный портфель;
в) оптимальный кредитный портфель;
г) чистый кредитный портфель.
15. Портфель, который наиболее точно соответствует по составу и структуре кредитной политики банка, называется:
а) клиентский кредитный портфель;
б) сбалансированный кредитный портфель;
в) оптимальный кредитный портфель;
г) чистый кредитный портфель.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. В
2. А
3. Б
4. В
5. Б
6. В
7. А
8. В.Б
9. В
10.Б
11. В
12. Б
13. Г
14. А
15. В

Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более
70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на на 70-84%.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.
Практическое задание
Задание 1. Требуется составить график погашения кредита, если он бу¬дет выдан 15 апреля, и определить сумму процентов за каждый месяц на основании данных
Негосударственное коммерческое предприятие АО «Выбор» обратилось в банк с просьбой о предоставления кредита на рас¬ширение производства металлопроката в сумме 800 млн. руб. сроком на 6 месяцев. Процентная ставка по кредиту должна со¬ставить 24 % годовых. Проценты уплачиваются ежемесячно.
Возврат кредита предполагается начать через 3 месяца после выдачи и производить ежемесячно равными долями.
Задание 2. Задание 1. Коммерческое предприятие обратилось в банк с просьбой о предоставлении кредита в сумме 18 500 тыс. руб. Кредитной политикой банка предусмотрено, что кредиты коммерческим предприятиям не должны превышать 500% собственного капитала банка, который на дату подачи заявки составил 61 480 тыс. руб. Выдано кредитов коммерческим предприятиям на сумму 262 400 тыс. руб.
Требуется установить возможность выдачи кредита пред¬приятию на эту цель в запрашиваемом объеме.
Задание 3. Определить стоимость залогового имущества. В организации, занимающейся производством и продажей металлопластиковых окон, средняя стоимость складских остатков (готовая продукция, материалы для производства, фурнитура) на протяжении последних 6 месяцев составила 15 миллионов рублей. При этом предприятие работает с поставщиками на условиях отсрочки платежа и кредиторская задолженность на текущую дату составляет 5 миллионов рублей. Кроме того, есть непогашенный кредит другого банка, где залогом являются товары в обороте на сумму 4 миллиона рублей. При оценке суммы кредита используется дисконт 50%.

Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») -выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
70-84 баллов (оценка «хорошо») - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») -выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы

Коллоквиум
Примерные вопросы:
1.Каковы факторы, обусловливающие необходимость кредита?
2.Каковы стадии движения кредита?
3.Что такое основа кредита и в чем она выражается?
4. Каковы определения сущности кредита?
5. Что такое функция кредита и какими свойствами она должна обладать?
6.Какова характеристика функции временного замещения денег в экономическом обороте?
7.В чем отличие кредита и займа?
8.Каковы отличительные особенности кредитора и заемщика?
9.В каких случаях применяется отрицательная процентная ставка?
10. С какой целью банки по каждому выданному кредиту создают резерв на возможные потери?
11. От чего зависит размер создаваемого резерва на возможные потери по кредиту?
12. Каким образом при формировании и регулировании резерва на воз¬можные потери по предоставленному кредиту учитывается наличие и качество обеспечения?
13. Какие формы обеспечения кредита могут относиться к обеспечению I и II категории качества в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»?
14. В какой валюте и с какой периодичностью кредитные организации формируют резервы на возможные потери по ссудам?
15. Что происходит с суммой резерва на возможные потери по кредиту, если она оказалась не востребованной?

Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
-полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильную формулировку понятий и категорий; собственные выводы; полные ответы на дополнительные вопросы.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
- недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса; несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения; отвечает на дополнительные вопросы.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
-общее направление изложения лекционного материала; наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах; отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») Выставляется студенту, если он продемонстрировал:
-не раскрытие темы; большое количество существенных ошибок; отсутствие выводов; не отвечает на дополнительные вопросы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: как правило, 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1 Субъекты кредитных отношений в условиях рынка. Объекты кредитования.
2 Экономическая сущность кредита.
3 Цели кредитования.
4 Виды банковских кредитов и их классификация.
5 Принципы кредитования.
6 Кредитная политика банка, ее составные элементы.
7 Формирование кредитного портфеля.
8 Классификация кредитного портфеля.
9 Управление кредитным портфелем.
10 Порядок и способы предоставления и погашения кредитов, начисления и пога¬шения процентов.
11 Учет кредитных операций.
12 Содержание кредитного договора и его оформление.
13 Меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора
14 Способы обеспечения возвратности кредита.
15 Банковская гарантия и договор поручительства: содержание, порядок оформления, подтвер¬ждение платежеспособности гарантов и поручителей.
16 Залог: понятие и сфера применения.
17 Цессия, как основа обеспечения кредита.
18 Виды и формы залога.
19 Этапы кредитного процесса.
20 Понятие и критерии кредитоспособности заёмщика.
21 Методы определения класса кредитоспособности юридического лица.
22 Методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга.
23Понятие кредитный мониторинг.
24 Формирование резерва на возможные потери.
25 Порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту.
26 Виды, создаваемых банками резервов.
27 Порядок создания резервов на возможные потери по ссудам.
28 Понятие и классификация банковских рисков.
29 Способы управления отдельными видами рисков (процентный, валютный, кредитный, рыночный).
30 Понятие и роль долгосрочного кредитования.
31 Краткосрочное кредитование: виды порядок предоставления кредита.
32 Экономическая сущность потребительского кредитования.
33 Проблемы потребительского кредитования.
34 Экономическая сущность синдицированного кредита.
35 Схема синдицированного кредитования.
36 Виды кредитов рефинансирования под рыночные и нерыночные активы: ломбард¬ный; овернайт; внутридневной.
37 Общие положения о предоставлении кредитов банка России.
38 Понятие межбанковское кредитование.
39 Особенности предоставления и оформления межбанковского кредита.
40 Понятие ипотеки и виды ипотечного кредитования.
41 Этапы ипотечного кредитования.
42 Оценка недвижимости при ипотечном кредитовании.
43 Экономическая сущность и функции международного кредита.
44 Формы и виды международного кредита.
45 Понятие лизинга и его преимущества.
46 Понятие факторинга и механизм его осуществления.
47 Понятие и виды факторинга.
48 Признаки проблемного кредита.
49 Работа банка с проблемными кредитами.
50 Форфейтинговые операции банка.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Пример задания
Оценить возможность предоставления запрашиваемого кредита ООО «Роник».
Исходные данные: Компания ООО «Роник» обратилась в банк с просьбой предоставить кредит на пополнение оборотных средств на сумму 2400 тыс. руб. (два миллиона четыреста тысяч) на 12 месяцев под 20 % годовых. Компания предоставила следующий баланс (тыс .руб.):
Актива Пассив
Наименование показателя Сумма Наименование показателя Сумма
Денежные средства 2 584 Кредиторская задолженность 11200
Дебиторская задолженность 1726 Кредиты банков 11182
Краткосрочные финансовые вложения 10010
Запасы 13522
Основные средства 28100 Собственный капитал 33560
Всего 55942 Всего 55942

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (85-100балоов) выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
«Хорошо» (84-70 баллов): выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
«Удовлетворительно» (69-50 баллов) выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ
«Неудовлетворительно» (0-49 баллов): выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А.Боровкова Банковское дело. Часть 1: Учебник и практикум для СПО М:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дыдыкин А. В. ; Под ред. Чалдаевой Л. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для СПО М: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Организация кредитной работы portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
107Н кабинет деятельности кредитно-финансовых институтов; кабинет структуры и функций Центрального банка Российской Федерации; кабинет банковского регулирования и надзора - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая доска; проектор (марка: Toshiba); экран (марка: Seha) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МДК 02.01 «ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ РАБОТЫ»
Программа МДК включает в себя теоретический курс, практическую и самостоятельнукю работу студентов.
При реализации МДК 02.01 «ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ РАБОТЫ» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются такие формы как лекция–визуализация (презентация), лекция-беседа. В лекции-визуализации передача информации сопровождается показом структуро-логических схем, слайдов по теме.
При проведении практических занятий используются ситуационные методы ( анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), работа в малых группах.
Для успешного овладения профессиональным модулем необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия по МДК ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ РАБОТЫ»;
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям.
При изучении МДК«Организация кредитной работы» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по МДК ; учебниками и учебными пособиями; федеральными законнами, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать на экономические категории, формулировки раскрывающие содержание экономических процессов. Желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, а также подчеркивать важность теоретических положений и выводов.
Рекомендации для студентов при подготовке к практическим занятиям.
Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо:
- ознакомиться с конспектом лекций, а также по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует подобрать и использовать нормативно- правовые акты и материалы правоприменительной практики, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- при подготовке к практическим занятиям следует ознакомиться, а при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради по освоению дисциплины;
- следует составить конспект по материалу, подготовленному в дополнение к материалу, изложенному на лекции.
В начале занятий обучающемуся следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения при его подготовке, а также по решению задач, заданных для самостоятельного решения. В ходе опроса на практическом занятии необходимо давать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы.
При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии.
Рекомендации для студентов при подготовке к контрольной работе
Контрольные работы по МДК «Организация кредитной работы» может состоять из одного или нескольких теоретических вопросов и практического задания. Темы контрольных работ определяет преподаватель.При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели. Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении МДК «Организация кредитной работы» предполагает:
- работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
- составление конспектов по темам;
- решение задач выданных на практических занятиях;
- подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
- выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
- подготовка и написание рефератов, сообщений;
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1 Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2 Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Рекомендации по подготовке информационного сообщения
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
- собрать и изучить литературу по теме;
- составить план или графическую структуру сообщения;
- выделить основные понятия;
- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения; оформить текст письменно (если требуется).
Рекомендации по написанию реферата
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
введение – значение проблемы, ее актуальность;
текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
заключение
список использованной литературы
Рекомендации к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечнь вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
составить краткие конспекты ответов.