МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы, денежное обращение и кредит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 12
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 8 8 20 20
Практические 16 16 14 14 30 30
Сам. работа 6 6 6 6 12 12
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 4 4 4 4
Итого 34 34 34 34 68 68

Программу составил(и):
канд.экон.наук, преподаватель, Дьякова Елена Владимировна

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, Зав. отделением, Глубокова Людмила Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Финансы, денежное обращение и кредит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон. наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать систему знаний в области финансов, денежного обращения и кредита и научить студентов ориентироваться в современной финансовой ситуации при изменении экономических, социальных и политических условий развития общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 1.2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
ПК 2.3. Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга.
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. сущность, виды и функции денег;
 закон денежного обращения;
 основные типы и элементы денежных систем;
 цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
 виды денежных реформ;
 сущность инфляция, основы антиинфляционной политики;
 сущность финансов, их функции и роль в экономике;
 структуру финансовой системы Российской Федерации
 принципы финансовой политики и финансового контроля;
 сущность и функции кредита, виды кредита;
 структуру кредитной системы Российской Федерации;
 методику использования официальных интернет-источников финансовой информации
3.2.Уметь:
3.2.1. оперировать понятиями и категориями в области денежного обращения, финансов и кредита;
 проводить анализ финансовой политики государства;
 проводить анализ денежно-кредитной политики государства;
 работать с информацией финансово-правового характера для регулирования финансовой деятельности;
 пользоваться интернет-источниками: (сайтами министерств, ведомств, Банка России, СПС «Консультант плюс» и др.) с целью получения информации, способствующей принятию обоснованного решения в рамках хозяйственной деятельности субъекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Деньги: сущность, функции, виды
1.1. Деньги: сущность, функции, виды Лекции 3 6 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 1.2., ПК 4.2., ОК 09. , ОК 11. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Деньги: сущность, функции, виды Практические 3 8 ОК 03., ОК 05., ОК 06., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Деньги: сущность, функции, виды Сам. работа 3 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 05., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Закон денежного обращения. Денежные агрегаты
2.1. Закон денежного обращения. Денежные агрегаты Лекции 3 6 ОК 06., ПК 1.2., ПК 4.2., ОК 11. Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Закон денежного обращения. Денежные агрегаты Практические 3 8 ОК 01., ОК 02., ОК 05., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Денежный оборот: виды, структура
3.1. Денежный оборот: виды, структура Лекции 4 1 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 06., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Денежный оборот: виды, структура Практические 4 1 ОК 01., ОК 02., ОК 06. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Денежная система. Платежная система
4.1. Денежная система. Платежная система Лекции 4 1 ОК 01., ОК 02., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Денежная система. Платежная система Практические 4 1 ОК 01., ОК 03., ОК 05., ПК 4.2., ОК 11. Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Денежная система. Платежная система Сам. работа 4 1 ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 06., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Сущность инфляции. Формы инфляции
5.1. Сущность инфляции. Формы инфляции Лекции 4 1 ОК 03., ОК 04., ОК 05., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Сущность инфляции. Формы инфляции Практические 4 1 ОК 01., ОК 04., ОК 06., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Сущность финансов. Финансовая система
6.1. Сущность финансов. Финансовая система Лекции 4 0 ОК 01., ОК 02., ОК 03. Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Сущность финансов. Финансовая система Практические 4 1 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ОК 05., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Сущность финансов. Финансовая система Сам. работа 4 1 ОК 01., ОК 02., ОК 04., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Управление финансами. Финансовая политика. Финансовый контроль
7.1. Управление финансами. Финансовая политика. Финансовый контроль Лекции 4 0 ОК 01., ОК 02., ОК 05., ОК 06., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Управление финансами. Финансовая политика. Финансовый контроль Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 06., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Финансы организаций. Финансы домашних хозяйств
8.1. Финансы организаций. Финансы домашних хозяйств Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Финансы организаций. Финансы домашних хозяйств Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 06., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Финансы организаций. Финансы домашних хозяйств Сам. работа 4 1 ОК 01., ОК 02., ОК 06., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Особенности финансов в системе страхования
9.1. Особенности финансов в системе страхования Лекции 4 1 ОК 01., ОК 03., ОК 06., ПК 4.2., ПК 2.3. Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Особенности финансов в системе страхования Практические 4 1 ОК 01., ОК 02., ПК 4.2., ПК 2.3. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Кредит и его функции. Виды кредита
10.1. Кредит и его функции. Виды кредита Лекции 4 1 ОК 01., ОК 02., ОК 05. Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Кредит и его функции. Виды кредита Практические 4 1 ОК 01., ОК 03., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.3. Кредит и его функции. Виды кредита Сам. работа 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Кредитная система РФ
11.1. Кредитная система РФ Лекции 4 1 ОК 01., ОК 02., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.2. Кредитная система РФ Практические 4 4 ОК 01., ОК 02., ОК 06., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.3. Кредитная система РФ Сам. работа 4 1 ОК 01., ОК 02., ПК 4.2. Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.4. Консультации 4 2 ОК 01., ОК 02., ОК 05., ПК 4.2., ОК 11. Л2.1
Раздел 12.
12.1. Промежуточная аттестация. Экзамен Лекции 4 0 ОК 01., ОК 02., ОК 05., ПК 4.2., ОК 09. Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для коллоквиумов) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://www.asu.ru/sveden/education/programs/subject/317116/

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Эмиссию наличных денег в Российской Федерации осуществляется:
а) Главным управлением Федерального казначейства,
б) Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации,
в) Центральным банком Российской Федерации,
г) Главным управлением Федерального казначейства и Центральным банком Российской Федерации.
2. Официальное соотношение между рублем и золотом:
а) устанавливается;
б) не устанавливается;
в) устанавливается в чрезвычайных ситуациях.
3.Причина возникновения финансов:
а) наличие государства,
б) возникновение товарно-денежных отношений,
в) отделение казны монарха от казны государства.
4. Финансы – это:
а) экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов,
б) совокупность денежных фондов,
в) денежные средства домашних хозяйств и организаций.
5. Финансы выражают собой ту часть экономических отношений, которая возникает по поводу:
а) распределения денежных фондов,
б) формирования и распределения финансовых ресурсов,
в) распределения денежных средств путем формирования и использования фондов.
6.При кредитных отношениях деньги выполняют функцию:
а) средство обращения;
б) средство накопления;
в) мера стоимости;
г) средство платежа.
7. Кредитный договор заключается, когда:
а) в этом заинтересован кредитор;
б) в этом заинтересован заемщик;
в) интересы кредитора и заемщика совпадают.
8. Коммерческий кредит оформляется, как правило:
а) кредитным договором,
б) залоговым билетом;
в) векселем;
г) платежным поручением.
9. Потребительский кредит предоставляется:
а) в денежной форме,
б) в товарной форме,
в) в денежной и товарной форме.
10. Центральный банк Российской Федерации подотчетен:
а) Государственной Думе,
б) Федеральному Собранию Российской Федерации,
в) Совету Федерации,
г) Правительству Российской Федерации.

Правильные ответы:
1. в
2. б
3. а
4. а
5. б
6. г
7. в
8. в
9. в
10. а

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Практическое задание
Задание 1. Рассчитать значение денежного мультипликатора, если объем денежной массы составляет 600 млрд. руб., величина денежной базы – 25% от денежной массы.
Задание 2. Охарактеризовать взаимосвязь между звеньями финансовой системы (на конкретном примере).
Задание 3. Дать характеристику органа управления государственными (муниципальными) финансами (правовой статус, место нахождения, задачи, функции, организационная структура и пр.)

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Коллоквиум
Примерные вопросы
1. Каковы факторы, обусловливающие необходимость кредита?
2. Какие функции выполняет кредит?
3. Чем кредит отличается от финансов?
4. Каково отличие кредита и денег?
5. Каковы стадии движения ссужаемой стоимости?
6. Каково содержание закона сохранения стоимости?
7. Каковы условия существования кредитных отношений?
8. В чем отличие кредита и займа?
9. Каковы отличительные особенности кредитора и заемщика?
10. В каких случаях применяется отрицательная процентная ставка?
11. Какой метод расчета банковских процентов удобен для банка, для заемщика?

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 полное раскрытие вопроса;
 указание точных названий и определений;
 правильную формулировку понятий и категорий;
 собственные выводы;
 полные ответы на дополнительные вопросы.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса;
 несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения;
 отвечает на дополнительные вопросы.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 общее направление изложения лекционного материала;
 наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах;
 отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 не раскрытие темы;
 большое количество существенных ошибок;
 отсутствие выводов;
 не отвечает на дополнительные вопросы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций различных организационно–правовых форм
2. Финансовые аспекты воспроизводства основных фондов
3. Проблемы формирования прибыли коммерческих организаций
4. Перспективы развития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса
5. Финансы домашних хозяйств в финансовой системе Российской Федерации
6. Особенности формирования бюджетов домашних хозяйств
7. Содержание, принципы и особенности функционирования финансов некоммерческих организаций
8. Финансовые ресурсы государственных (муниципальных) учреждений
9. Особенности финансового механизма государственных (муниципальных) учреждений
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Формой промежуточной аттестации является экзамен. Студенты должны показать умение использовать знания, полученные на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки.
Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к экзамену целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень контрольных вопросов по курсу, содержащийся в учебной программе
В экзаменационный билет включены два теоретических вопроса и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 45 минут.

Вопросы для подготовки к экзамену
1. Теории происхождения денег
2. Функции денег
3. Виды денег
4. Структура денежной массы (денежные агрегаты)
5. Сущность и функции денежной системы
6. Виды денежных систем
7. Характеристика элементов денежной системы
8. Денежная система Российской Федерации
9. Понятие денежного оборота
10. Платежная система и ее элементы
11. Сущность и формы проявления инфляции
12. Социально-экономические последствия инфляции
13. Антиинфляционная политика. Таргетирование инфляции
14. Определение финансов. Признаки финансов
15. Место финансов в системе экономических отношений
16. Функции финансов
17. Отличительные особенности и взаимосвязь финансов и кредита
18. Отличительные особенности и взаимосвязь финансов и заработной платы
19. Характеристика финансовых ресурсов
20. Финансовая система Российской Федерации
21. Характеристика государственных и муниципальных финансов
22. Общее понятие об управлении финансами
23. Содержание, значение и задачи финансовой политики
24. Содержание и значение финансового контроля
25. Классификация финансового контроля
26. Особенности финансов в системе страхования
27. Методы создания страховых фондов
28. Необходимость и сущность кредита
29. Отличия банковского и государственного (муниципального) кредита
30. Виды кредита
31. Отличие и взаимосвязь денег, финансов, кредита, заработной платы
32. Кредитная система Российской Федерации, ее структура
33. Функции кредита
34. Коммерческие банки и их виды
35. Характеристика банковских операций
36. Центральный Банк Российской Федерации, его задачи и функции
37. Взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с коммерческими банками

Пример задания
1. Определите количество денег, необходимых в качестве средства обращения. Сумма цен по реализованным товарам – 4 500 млрд. руб.; сумма цен товаров работ, услуг, проданных с рассрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил – 42 млрд. руб.; сумма платежей по долгосрочным обязательствам, срок оплаты которых уже наступил – 172 млрд. руб.; сумма взаимопогашаемых платежей – 400 млрд. руб.. Среднее число оборотов денег за год – 1.
2. Рассчитать значение денежного мультипликатора, если объем денежной массы составляет 600 млрд. руб., а величина денежной базы – 25% от денежной массы.

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») ставится, если студент строит ответ логично в соответствие с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает способность анализа в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках рабочей программы дисциплины и дополнительных источников информации. Задание выполнено верно.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках рабочей программы дисциплины и дополнительных источников информации. Задание выполнено верно.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. Задание выполнено с замечаниями.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. Задание не выполнено.
Приложения
Приложение 1.   контроль ФДК.docx
Приложение 2.   ФОС_ ФДК_Дьякова.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буракова Д.В Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник и практикум по СПО М: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Дыдыкин А. В. ; Под ред. Чалдаевой Л. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для СПО М: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кропин Ю.А. ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
Э3 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э4 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э5 Официальный сайт Министерства финансов Алтайского края minfin.alregn.ru
Э6 Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
Э7 образовательная платформа ЮРАЙТ urait.ru
Э8 Курс в системе MOODLE portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Н кабинет финансов, денежного обращения и кредита(ов); кабинет денежной и банковской статистики; кабинет анализа финансово-хозяйственной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
107Н кабинет деятельности кредитно-финансовых институтов; кабинет структуры и функций Центрального банка Российской Федерации; кабинет банковского регулирования и надзора - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая доска; проектор (марка: Toshiba); экран (марка: Seha) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
При реализации учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям.
При изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; федеральными законнами, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины,
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать на экономические категории, формулировки раскрывающие содержание экономических процессов. Желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, а также подчеркивать важность теоретических положений и выводов.
Рекомендации для студентов при подготовке к практическим занятиям.
Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо:
- ознакомиться с конспектом лекций, а также по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует подобрать и использовать нормативно- правовые акты и материалы правоприменительной практики, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- при подготовке к практическим занятиям следует ознакомиться, а при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради по освоению дисциплины;
- в целях актуализации изучаемого материала темы при подготовке к практическим занятиям необходимо ознакомиться с мнением и научными взглядами специалистов в пе- риодической печати, а также на официальных сайтах в глобальной сети Интернет;
- следует составить конспект по материалу, подготовленному в дополнение к мате- риалу, изложенному на лекции.
В начале занятий обучающемуся следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения при его подготовке, а также по решению задач, заданных для самостоятельного решения. В ходе опроса на практическом занятии необходимо давать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы.
При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии.
Рекомендации для студентов при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – письменная работа небольшого объема, предполагающая проверку знаний заданного к изучению материала и навыков его практического применения. Контрольные работы по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» состоять из одного или нескольких теоретических вопросов и практического задания. Темы контрольных работ определяет преподаватель.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» предполагает:
- работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
- составление конспектов по темам;
- решение задач выданных на практических занятиях;
- подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
- выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
- подготовка и написание рефератов, сообщений;
- выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Рекомендации по подготовке информационного сообщения
Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
- собрать и изучить литературу по теме;
- составить план или графическую структуру сообщения;
- выделить основные понятия;
- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
-оформить текст письменно (если требуется).
Рекомендации по написанию реферата
Реферат–вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях.
Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Этапы подготовки реферата:
1. Определить идею и задачу реферата.
2. Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна быть слишком общей.
3. Найти нужную литературу по выбранной теме.
4. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.
Только после предварительной подготовки следует приступать к написанию реферата. Прежде всего, составить план, выделить в нем части:
 введение – значение проблемы, ее актуальность;
 текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором
 заключение
 список использованной литературы
Рекомендации к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечнь вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов.