МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в туризм

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2022_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
Преподаватель, Антонова Алина Васильевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Индюкова Марина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Введение в туризм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование системы базовых знаний о сущности и особенностях туристской деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2 Информировать потребителя о туристских продуктах.
ПК 2.2 Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
ПК 2.4 Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
ПК 3.2 Формировать туристский продукт.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю развития туризма в России и за рубежом
Основные понятия, принятые в туристской деятельности, нормативные документы и законодательные акты, регулирующие развитие туризма
Типы, виды и формы туризма
Рекреационные ресурсы различных территорий
Инфраструктуру туризма
Тенденции развития мирового туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.Профессионально пользоваться основными терминами и понятиями, относящимся к туристской деятельности
Пользоваться законодательными актами и нормативными документами по правовому регулированию туристской деятельности
Осуществлять поиск и использование информации о состоянии и структуре рынка туристских услуг
Предоставлять информацию и туристско-рекреационных ресурсах региона, страны
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Базовые понятия и принципы туризма
1.1. История становления туризма с начала 19 века. Концепция развития российского туризма. Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Подготовка к семинару "Исторические аспекты развития туризма" Сам. работа 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Семинар "Исторические аспекты развития туризма" Практические 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Проработка материала по теме "Туризм как явление в современном мире. Становление науки о туризме" Сам. работа 3 2 ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Характеристика ключевых понятий туризма Лекции 3 2 ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.6. Творческое задание. Составление кроссворда по туристским терминам Практические 3 2 ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Российское законодательство в сфере туризма. Лекции 3 2 ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2
1.8. Практическая работа. Рассмотрение ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Практические 3 2 ПК 2.2, ПК 1.2, ОК 9, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.9. Ознакомление с "Кодексом путешественника" Сам. работа 3 2 ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Классификация видов туризма
2.1. Типы, виды и формы туризма Лекции 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Практическая работа. Составление классификации видов туризма по целям путешествия и способу передвижения. Практические 3 1 ПК 3.2, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Тест Практические 3 1 ПК 3.2, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Проработка учебной литературы по теме Сам. работа 3 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Туристская индустрия, туристский продукт и его состав
3.1. Туристская индустрия и туристская деятельность. Лекции 3 2 ПК 3.2, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2
3.2. Кейс-стади "Тенденции и перспективы развития индустрии туризма" Практические 3 2 ПК 3.2, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Проработка материала по теме лекции "Туристская индустрия и туристская деятельность" Сам. работа 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Туристский продукт Лекции 3 2 ПК 3.2, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 6, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2
3.5. Доклад с презентацией на тему «Мировые туроператоры» Практические 3 2 ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.6. Туристские ресурсы. Туристский интерес Лекции 3 4 ПК 3.2, ПК 1.2, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1
3.7. Изучение литературы по теме Сам. работа 3 4 ОК 8, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Международное сотрудничество в области туризма
4.1. Международное регулирование туристской деятельности Лекции 3 2 ПК 2.4, ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2
4.2. Международное сотрудничество в области туризма. Рассмотрение Хартии туризма и кодекса туриста Сам. работа 3 4 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.3. Доклад с презентацией «Цели и задачи международных туристских организаций и их роль в регулировании туризма» Практические 3 2 ПК 3.2, ПК 2.4, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.4. Деловая игра в малой группе "Тенденции развития мирового туризма" Практические 3 2 ПК 3.2, ПК 2.4, ПК 2.2, ПК 1.2, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2
4.5. Промежуточная аттестация. Зачет. Практические 3 2 ПК 3.2, ПК 2.4, ПК 2.2, ПК 1.2, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (устные опросы, индивидуальное задание,доклады, творческие задания, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8705

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1. Цель: выявление уровня знаний, умений и навыков студентов по изученной теме
2. Проверяемые компетенции (код): ОК 2, ПК 2.2, ПК 2.5
3.Оценосчное средство
Для успешного прохождения Теста №1 есть одна попытка.
Время ограничено и составляет 40 минут. Пересдача не предусмотрена.
За неправильные ответы баллы не снимаются. Вопросы сформулированы по материалам лекций и практических работ.
Тест содержит 40 вопросов закрытого и отрытого типов. Для прохождения студенту предлагается 25 вопросов из общей базы в СДО moodle. В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.

1. Выберите верное определение термина «рекреация»
А) это восстановление и развитие физических и духовных сил человека;
Б) это туристическая поездка с целью заработка денежных средств;
В) это передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения;
Г) свободное время человека.

2. Какие услуги входили в первый пэккедж тур Томаса Кука?
А) Транспортная услуга по железной дороге туда-обратно
Б) Раздача рекламного материала во время поездки
В) Питание во время экскурсии
Г) Развлечения во время экскурсии в виде экскурсионного рассказа

3. Кто из ученых первым употребил термин «туризм» (tourism)?
А) В.А. Квартальнов;
Б) И.В. Зорин;
В) В. Жекмо;
Г) К. Крапф.

4. Восстановление, расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека это:
А) отдых;
Б) нагрузка;
В) рекреация;
Г) путешествия.

5. Верно ли следующее утверждение: Человек пробыл за пределами постоянной среды проживания 23 часа, теперь он считается туристом.
А) верно;
Б) неверно.

6. Какие хозяйствующие субъекты входят в современную систему туризма?
А) предприятия сферы досуга
Б) предприятия питания
В) производственные предприятия
Г) транспортные предприятия
Д) туроператоры и турагенты

7. Выберите характерные отличительные свойства турпродукта от товара
Выберете один или несколько вариантов ответа
А) ненавязчивость
Б) несохраняемость
В) неосязаемость
Г) неразрывность производства и потребления
Д) непонятность

8. Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.
А) верно;
Б) неверно;

9. Верно ли следующее утверждение: Если у путешественника несколько целей, для статистики учитывается главная цель, остальные считаются сопутствующими.
А) верно;
Б) неверно.

10. Выберете для каждого из слов соответствие: туристский или туристический. Подставьте к словам нужные значения из предложенных.
А) сезон;
Б) деятельность;
В) продукт;
Г) виза;

11. Это разрешение на въезд и временное пребывание в стране какого-либо лица, желающего, например, посетить родных или друзей, принять участие в конференции, совершить деловую или туристическую поездку, а также использовать территорию государства для транзитного проезда в третью страну. (свой ответ)


12. Как называется доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. (свой ответ)


13. Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта
А) верно;
Б) неверно.

14. Кто по праву считается основателем туризма, в том виде, в котором мы сейчас его имеем. Его называют отцом организованного туризма. Назовите его имя.
А) Руаль Амундсен;
Б) Джеймс Кук;
В) Христофор Колумб;
Г) Томас Кук.

15. Верно ли следующее утверждение:
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях с занятием деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания
А) верно;
Б) неверно.

16. Выберете критерии, определяющие туризм
А) путешествия более 24 часов до 6 месяцев;
Б) путешествия с целью заработка в месте временного пребывания;
В) путешествия в место временного пребывания;
Г) путешествия с определенной целью (лечебно-оздоровительной/познавательной и т.д.);
Д) путешествия менее 24 часов.

17. Какой законодательный акт регулирует туристскую деятельность в Российской Федерации. Выберете один или несколько вариантов ответов.
А) Туристский Кодекс Российской Федерации
Б) Хартия туризма
В) Целевая федеральная «Программа развития туризма в Российской Федерации»
Г) Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

18. Как расшифровывается ВТО? (свой ответ)

19. Соотнесите функции туризма с их названиями.

- обеспечение занятости населения, принесение прибыли, восстановление трудоспособности;
- рост уровня жизни населения, распределение бюджета времени и рациональное использование свободного времени,
- знакомство с местностью, ее жителями, организация концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых;
- освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности;
- предоставление возможности для развития личности (расширение познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности);
А) Экономическая;
Б) Социальная;
В) Восстановительная;
Г) Развлекающая;
Д) Развивающая.

20. Расположите название этапов развития туризма в хронологическом порядке
А) предыстория туризма;
Б) массовый туризм;
В) элитарный туризм;
Г) социальный туризм.

21. Соотнесите объекты с их классификационным признаком.
Вулканы Камчатки,
погост Кижи;
Куршская Коса;
Старый Дербент;
Ленские столбы;
Ансамбль Соловецких островов.
А) природный;
Б) культурно-исторический.

22. Что является главными факторами опасности в туризме? Выберете один или несколько вариантов ответов.
А) травмоопасность,
Б) биологические факторы,
В) физические перегрузки и нервно-психические факторы,
Г) личностные и общественные факторы
Д) факторы воздействия окружающей среды

23. Туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта
А) верно;
Б) не верно.

24. Подберите соответствие между видом туризма и его описанием.
- поездки с целью посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких
- поездки с целью посещения экологически чистых природных территорий, не измененных или минимально измененных деятельностью человека.
- путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания.
- поездки с целью ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране.
- поездки с целью отдыха, оздоровления, восстановления и развития физических, психологических и эмоциональных сил.
- путешествие через третью страну к месту назначения или постоянного жительства.
А) этнический туризм;
Б) транзитный туризм;
В) рекреационный туризм;
Г) экологический туризм;
Д) познавательный туризм;
Е) деловой туризм.

25. Верно ли следующее утверждение:
Основными направлениями развития туризма в России на 2019-2025 является развитие внутреннего и въездного туризма.
А) верно;
Б) неверно.

ОТВЕТЫ:
1. А
2.А, В
3. В
4. В
5. Б
6. АБГД
7. БВГ
8. А
9. А
10. А,Г
11. ВИЗА
12. ТРАНСФЕР
13. А
14. Б
15. А
16. А, В,Г
17. Г
18. ВСЕМИРНАЯ ТУРИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
19. А,Б,Г,В,Д
20. А,В,Г,Б
21. А,Б,А,Б,А,Б
22. А,Б,В,Д
23. А
24. А,Г,Е,Д,В,Б
25. А


6. Критерии оценивания:
85-100 баллов
(оценка «отлично») 85-100% правильных ответов
70-84 баллов
(оценка «хорошо») 70-84% правильных ответов
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») 50-69% правильных ответов
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения предполагает три блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении
учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.

2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг 0,3*Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование "Итоговый тест" https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=476932

3) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала
(устный опрос). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку
по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по
дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг 0,7*Rзач.
Вопросы к зачету: https://portal.edu.asu.ru/mod/page/view.php?id=359645

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100
баллов. Оценка за первый блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку
студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед
началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в
технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту
при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного
выбора, состоящий из 25 вопросов, студент может получить максимум 25 первичных
баллов (по 2 балла за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором
одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого
типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и
получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с
выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент
получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл
рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе
правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного
ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать
правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ
студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых
заданий 40 тестовых заданий. На выполнение теста отводится 19 минут.
При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения
трудностей. И вернуться в оставшееся время.
3) за выполнение третьего блока, представляющего собой устный опрос, студент может максимально получить 70 баллов. Устный ответ оценивается следующим образом:
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично»)
Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответил без затруднения.
70-84 баллов (оценка «хорошо»)
Ответ на вопросы, заявленные в билете, полный, последовательный. На дополнительные вопросы студент ответить не смог.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно»)
Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный. Студент смог ответить на наводящие вопросы.
0-49 баллов (оценка неудовлетворительно»)
Ответ на вопросы, заявленные в билете, не полный, сбивчивый. Допущены грубые ошибки. На наводящие вопросы студент ответить не смог.

Итоговый рейтинг складывается из выполнения трех блоков заданий. Правило
вычисления итогового рейтинга Rитог = 0,7*Rсем + 0,3*Rзач (0,3*Rтест+0,7*Rустн.ответ)
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1, Блока 2 и Блока 3
пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Н. Феденева, В.П. Нехорошков, Л.К. Комарова Организация туристской индустрии : учебное пособие для СПО Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Г. Березовая История туризма и гостеприимства : учебник для СПО Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Современные проблемы сервиса и туризма: Научно-практический журнал Москва, 2018 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс Moodle Введение в туризм (Туризм, преп. Герасимова Н.В., Антонова А.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам и практическим занятиям.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: организационный и закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
Подготовка к практическому занятию предполагает два этапа работы студентов.
Первый этап — усвоение теоретического материала. На первом этапе студент должен отработать и усвоить учебно-программный материал, используя методические рекомендации по подготовке к семинару.
Второй этап предполагает выполнение студентом практического задания. Задания должны быть выполнены письменно в специальной тетради.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы.
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Работа с литературой подразумевает этапы: составление и систематизация перечня книг, с которыми следует познакомиться; осознанное и вдумчивое чтение литературы.

При реализации учебной дисциплины "Введение в туризм" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: доклад с презентацией, работа в малых группах, деловая игра.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается во внеаудиторных методах обучения.