МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансовая математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.07. специальность Банковское дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_07_БанкДело-2021_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель.высшая категория, Кисиль Марина Станиславовна

Рецензент(ы):
преподаватель,первая категория, Гусев Александр Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Финансовая математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 67)

составлена на основании учебного плана:
38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук, доцент Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов знаний и практических навыков по использованию методов финансовых вычислений при анализе потоков платежей, расчете процентов и доходности финансово-кредитных операций в современных экономических условиях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов;
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Виды процентных ставок и способы начисления процентов
Формулы эквивалентности процентных ставок
Методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции
Виды потоков платежей и их основные параметры
Методы расчета платежей при погашении долга
Показатели доходности ценных бумаг
Основы валютных вычислений
3.2.Уметь:
3.2.1.Выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов
Корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции
Рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга
Вычислять параметры финансовой ренты
Производить вычисления, связанные с проведением валютных операций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1Простые проценты
1.1. Тема 1.1 Наращевание и дисконтирование по простым процентным ставкам Лекции 6 1 ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Решение задач Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2Сложные проценты
2.1. Тема 2.1 Наращение и дисконтирование по сложным процентным ставкам Лекции 6 1 ПК 2.1., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.2. Решение задач Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
2.3. Контрольная работа №1 Практические 6 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3 Эквивалентность процентных ставок. Финансовая эквивалентность обязательств
3.1. Тема 3.1Эквивалентность процентных ставок Лекции 6 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Решение задач Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4 Учет инфляции в финансово-экономических расчетах
4.1. Тема 4.1Расчеты простых и сложных процентов в условиях инфляции Лекции 6 1 ПК 2.1., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
4.2. Решение задач Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 5. 5Потоки платежей. Финансовые ренты
5.1. Тема 5.1Постоянные финансовые ренты Лекции 6 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
5.2. Решение задач Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 6. 6 Планирование погашения долга
6.1. Тема 6.1 Способы погашения долга Лекции 6 1 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
6.2. Решение задач Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 7. 7 Анализ эффективности инвестиций в облигации
7.1. Тема 7.1Виды облигаций и измерение доходности облигаций Лекции 6 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
7.2. Контрольная работа №2 Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
Раздел 8. 8 Анализ долгосрочных инвестиций
8.1. Тема8.1Анализ долгосрочных инвестиций Лекции 6 1 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
8.2. Решение задач Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
8.3. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 6 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 02. Л1.1, Л2.1
Раздел 9. 9 Основы валютных вычислений
9.1. Тема 9.1 Основы валютных вычислений Лекции 6 1 ПК 2.2., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
9.2. Контрольная работа №3 Практические 6 2 ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
9.3. Подготовка к зачетному занятию Сам. работа 6 2 ПК 2.2., ПК 2.1., ОК 11., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (практические работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6895

Контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Под процентными деньгами понимают:
А) относительную величину дохода за фиксированный отрезок времени;
Б) абсолютную величину дохода от предоставления денег в долг в любой форме;
В) промежуток времени, за который начисляют проценты.
2. Процесс увеличения суммы денег во времени в связи с присоединением процентов называют:
А) дисконтированием;
Б) удвоением;
В) наращиванием.
3. Наращенная сумма простых процентов определяется по формуле:
А) S= P (1+in);
Б) S= P (1-in);
В) S= P(1+i) ;
4. При исчислении процентов по германской методике продолжительность года принимается за:
А) 365 дней;
Б) 360 дней;
В) 366 дней.
5. При исчислении процентов по английской методике продолжительность года принимается за:
А) 365 дней;
Б) 360 дней;
В) 366 дней.
6. Контракт предусматривает следующий порядок начисления процентов: первый год 16%. В каждом последующем полугодии ставка повышается на 1%. Определить множитель наращения за 2,5 года.
А) 1,2;
Б) 1,7;
В) 2,5
7. Вкладчик собирается положить в банк 850 тыс. руб. с целью накопления 1 млн. руб. Банк начисляет 20% годовых (простых). Определить срок в днях, за который вкладчик накопит требуемую сумму, если считать, что в году 365 дней.
А) 273 дн.
Б) 322 дн.
В) 175 дн.
8 Вкладчик собирается положить деньги в банк с целью накопления через год 5 млн. руб. Процентная ставка банка – 25% годовых. Определить требуемую сумму вклада.
А) 4,25 млн.
Б) 4,5 млн.
В) 4 млн.
9 Депозит в размере 500 тыс. руб. помещен в банк на 3 года. Определить сумму начисленных процентов по сложной процентной ставке, равной 20% годовых.
А) 864 тыс. руб.
Б) 364 тыс. руб.
В) 289 тыс. руб.
10 Банк ежегодно начисляет сложные проценты на вклады по ставке 25% годовых. Определить сумму, которую надо положить в банк, чтобы через 3 года накопить 100 млн. руб.
А) 51,2 млн. руб.
Б) 57,2 млн. руб.
В) 64 млн. руб.
11 Выберите правильное высказывание
А) сегодняшние деньги менее ценнее будущих
Б) будущие поступления более ценны, чем более близкие при равных их суммах
В) настоящие (сегодняшние) деньги ценнее будущих.
12 Равенство финансовых обязательств сторон, участвующих в операциях, называют:
А) принцип самофинансирования;
Б) принцип финансовой эквивалентности;
В) принцип материальной ответственности.
13 Если для начисления процентов применяют количество дней в году 360, а число дней ссуды 30, то получают:
А) точные проценты с приближенным числом дней ссуды;
Б) обыкновенные проценты с приближенным числом ссуды;
В) точные проценты с точным числом дней ссуды.
14. Какова должна быть продолжительность ссуды в днях для того, чтобы долг, равный 100 тыс. рублей вырос до 120 тыс. рублей при условии, что начисляются простые проценты по ставке 25% годовых (АСТ/АСТ)?
А) 251 день;
Б) 292 дня;
В) 305 дней.
15. Из какого капитала можно получить 24 тыс. рублей через 2 года наращением по простым процентам по процентной ставке 25%?
А) 10 тыс. рублей;
Б) 12 тыс. рублей;
В) 16 тыс. рублей.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Б
2. В
3. А
4. Б
5. А
6. В
7. Б
8. В
9. А
10. А
11. В
12. Б
13. Б
14. Б
15. В
Критерии оценивания:
85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более
70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на на 70-84%.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Практическое задание
Задание 1. В финансовом договоре клиента с банком предусмотрено погашение долга в размере 8,9 тыс. руб. через 120 дней при взятом кредите в размере 8 тыс. руб. Определить доходность такой сделки для банка в виде 13 годовой процентной ставки при использовании банком простых обыкновенных процентов.
Задание 2. В банк 6 мая предъявлен для учета вексель, на сумму 140 тыс. руб. со сроком погашения 10 июля того же года. Банк учитывает вексель по учетной ставке 40% годовых, считая, что в году 365 дней. Определить сумму, получаемую векселедержателем от банка, и комиссионные, удерживаемые банком за свою услугу. За какое время до срока платежа операция учета векселя имеет смысл?
Задание 3. В банк предъявлен вексель на сумму 500 тыс. руб. за полтора года до его погашения. Банк согласен учесть вексель по переменной простой учетной ставке, установленной следующим образом: первые полгода – 30% годовых, следующие полгода- 36% годовых, затем каждый квартал ставка 14 повышается на 2%. Определите дисконт банка и сумму, которую получит векселедержатель.

Критерии оценивания
85-100 баллов (оценка «отлично») -выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний
70-84 баллов (оценка «хорошо») - выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») -выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет проводится в форме «Итогового тестирования». Процедура проведения аттестации предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг R зач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6895

Критерии оценки дифференцированного зачета
1)за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифференцированный зачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 25 вопросов, студент может получить максимум 25 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного вариант ответа,
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М.А.Шиловская Финансовая математика: Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/finansovaya-matematika-437183
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.С.Красс, Б.П.Чупрыкин Математика в экономике: математические методы и модели: Учебник для СПО Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/matematika-v-ekonomike-matematicheskie-metody-i-modeli-427072
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Финансовая математика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА
Программа дисциплины Финансовая математика включает в себя теоретический лекционный курс, практическую часть и самостоятельную работу студентов.
При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как лекция-беседа, лекция-визуализация (презентация). В лекции–визуализации передача и нформации сопровождается показом различных структурно-логических схем, слайдов по теме. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции.При проведении практических занятий используется ситуационный метод - решение ситуационных задач.
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- - посещать все лекционные и практические занятия
- - все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- - обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Р Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям.
При изучении дисциплины «Финансовая математикат» обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать на экономические категории, формулировки раскрывающие содержание экономических процессов, формулы.
Рекомендации для студентов при подготовке к практическим занятиям.
Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо:
- - ознакомиться с конспектом лекций,
- - при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради, прорешать задачи по освоению дисциплины;
- - в начале занятий обучающемуся следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения при его подготовке, а также по решению задач, заданных для самостоятельного решения.
В ходе опроса на практическом занятии необходимо давать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы.
При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии.
Рекомендации для студентов при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – письменная работа небольшого объема, предполагающая проверку знаний заданного к изучению материала и навыков его практического применения. Контрольные работы по дисциплине «Финансовая математика» состоять из нескольких практических заданий. Темы контрольных работ определяет преподаватель.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать: умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы; верно использовать формулы при финансовых расчетах, правильно рассчитывать финансовые показатели. Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Финансовая математика» предполагает:
работу с учебной литературой;
составление конспектов по темам;
решение задач выданных на практических занятиях;
подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
решение индивидуальных заданий;
подготовка сообщейний
Методические рекомендации по самостоятельному решению задач.
В первую очередь необходимо обратить внимание на теоретический материал, необходимый при решении задачи, переосмыслить его содержание на практике. Такой методический прием способствует успешному восприятию и осмыслению конкретной задачи, к осознанному применению теории на практике, будет способствовать закреплению ранее изученного материала, приобретенные математические знания станут более прочными.
При решении математической задачи можно выделить следующие этапы:
изучение условия задачи;
анализ решения задачи (поиск путей решения);
выбор оптимального пути решения задачи;
решение задачи;
исследование полученного результата.
Часто учащиеся опускают последний шаг приведенного алгоритма, что приводит к неверному результату.
При решении задач используются аналитический и синтетический методы.
При аналитическом методе решения задач учащиеся должны четко представлять, что анализ состоит в том, что рассуждения ведутся от искомого к данным. Ведущий вопрос – “Что надо знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?”. Проводя анализ задачи, необходимо обращать внимание на то, что иногда условия задачи дают подсказку на очередной ведущий вопрос.
При синтетическом методе решения задач учащиеся должны понимать, что синтетические рассуждения – это рассуждения с последующим переходом (с помощью логических умозаключений) от данных условий задачи к ее заключению. Ведущий вопрос в этом случае – “Что мы можем узнать исходя из данных условий задачи?”.
Р Рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Рекомендации к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
внимательно изучить перечнь вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
внимательно прочитать рекомендованную литературу;
прорешать задачи.