МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География туризма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки43.02.10. специальность Туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план43_02_10_Туризм-2021_9кл
Часов по учебному плану 69
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 23
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 23 23 23 23
Итого 69 69 69 69

Программу составил(и):
преподаватель, Антонова Алина Васильевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Индюкова Марина Александровна

Рабочая программа дисциплины
География туризма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 ТУРИЗМ (приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 474)

составлена на основании учебного плана:
43.02.10 ТУРИЗМ Профиль получаемого профессионального образования: социаально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с основными пространственными аспектами распределения рекреационных ресурсов и формирования рекреационных систем различной размерности, которые находят соответствие в единицах туристско-рекреационного районирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
ПК 1.2 Информировать потребителя о туристских продуктах.
ПК 1.6 Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.
ПК 3.2 Формировать туристский продукт.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности влияния географических факторов на развитие туризма
Основы туристского районирования
Основные закономерности размещения туристских ресурсов в крупных туристских регионах мира и России
Географию крупных туристских центров мира и специфику их туристской инфраструктуры
Правила пересечения границ зарубежных государств гражданами Российской Федерации
Методику работы со справочными по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать влияние географических факторов на развитие туризма в регионах мира
Работать со справочными и информационными материалами по страноведению, географии туристских ресурсов и регионоведению
Собирать актуальную информацию об инфраструктуре туристских центров, экскурсионных объектах, правилах пересечения границ и специфике организации туризма в различных регионах мира и России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в географию туризма. География и место географии туризма среди наук о Земле Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Устный опрос "Предпосылки развития туризма. Историко-культурный фактор развития международного туризма. Урбанизация и туризм" Практические 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Проработка литературы по теме "Масштабы современного туризма" Сам. работа 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Пространственные характеристики туризма
2.1. Туристско-рекреационное районирование Лекции 6 2 ПК 1.1, ОК 8, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Практическая работа № 1 Работа с контурной картой "Туристские макрорегионы по типологии ВТО" Практические 6 2 ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Проработка литературы по теме "Основные подходы к типологии туристских районов" Сам. работа 6 2 ОК 9, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. География международного туризма
3.1. Характеристика мировых регионов туризма: Макрорегион Европа Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Практическая работа № 2 Туристско-рекреационные районы Европы Практические 6 2 ПК 3.2, ПК 1.6, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Составление опорного конспекта "Лечебно-оздоровительные курорты Средней и Центральной Европы" Сам. работа 6 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Характеристика мировых регионов туризма: Азиатско-Тихоокеанский регион Лекции 6 4 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Доклад с презентацией № 1 Туристско-рекреационные районы Азии Практические 6 4 ПК 3.2, ПК 1.6, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.6. Составление опорного конспекта "География спортивного туризма" Сам. работа 6 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.7. Характеристика мировых регионов туризма: Макрорегион Африка Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.8. Практическая работа № 3 Организация тура по странам Африканского региона Практические 6 2 ПК 3.2, ПК 1.6, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.9. Составление опорного конспекта "Особо охраняемые природные территории Африки" Сам. работа 6 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.10. Характеристика мировых регионов туризма: Макрорегион Америка Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.11. Доклад с презентацией № 2 Туристско-рекреационные районы Северной Америки Практические 6 2 ПК 3.2, ПК 1.6, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.12. Составление опорного конспекта "География экологического туризма" Сам. работа 6 2 ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.13. Характеристика мировых регионов туризма: Средний Восток Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.14. Доклад с презентацией № 3 Туристско-рекреационные районы Среднего Востока Практические 6 2 ПК 3.2, ПК 1.6, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.15. Проработка материала по теме "География этнографического туризма" Сам. работа 6 1 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.16. Характеристика мировых регионов туризма: Южная Азия Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.17. Повторение изученного материала Сам. работа 6 2 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.18. Практическая работа № 4 Изучение туристско-географической номенклатуры Практические 6 2 ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Туристско-рекреационное районирование России
4.1. Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон, районов и туристских центров Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.2. Практическая работа № 5 "Туристско-рекреационное районирование России" Практические 6 2 ПК 3.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.3. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа России. Перспективы развития туризма в России Лекции 6 2 ОК 8, ОК 6, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.4. Практическая работа № 6 Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» Практические 6 2 ПК 3.2, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.5. Подбор информации по теме "Развитие туризма в Алтайском регионе. Проблемы и перспективы развития" Сам. работа 6 8 ОК 8, ОК 5, ОК 4, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.6. Промежуточная аттестация. Дифференцированный заечет Практические 6 2 ПК 3.2, ПК 1.6, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (семинары, работа с картой, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9822
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания
1. Какой материк считается самым жарким на Земле:
а) Африка +
б) Австралия
в) Южная Америка

2. Одной из главных достопримечательностей Пекина считается:
а) Сад Радости
б) площадь Тяньаньмэнь +
в) Императорский мавзолей

3. При въезде в какую страну, гражданам Российской Федерации необходима виза:
а) Эквадор
б) Индонезия
в) Австралия +

4. В пригороде Лондона (в 20 км) расположена загородная резиденция английских монархов:
а) Виндзорский замок+
б) Брайтон
в) Хэмптон Корт

5. В какой стране прежде чем войти в храм, необходимо снять обувь:
а) Египет
б) Турция
в) Япония +

6. Город традиций, родина спагетти и пиццы. Он расположен на берегу знаменитого залива. Объектами туристского осмотра здесь являются Триумфальная арка, Королевский и Национальный музеи:
а) Флоренция
б) Неаполь +
в) Венеция

7. Родиной сёрфинга считается:
а) Новая Зеландия
б) Ямайка
в) Полинезия +

8. Как называется главная туристская улица Барселоны, где находятся птичий базар, цветочные магазины, продуктовый базар и «живые скульптуры»:
а) Рамбле +
б) Бокерия
в) Гауди

9. В какой стране запрещено публичное проявление нежности:
а) Дания
б) Бельгия
в) ОАЭ +

10. Страна Европы, в которой наибольшее развитие получил лечебно-оздоровительный туризм:
а) Дания
б) Чехия +
в) Франция

11. В каком регионе Российской Федерации, можно полюбоваться гейзерами:
а) Камчатский край +
б) Ставропольский край
в) Красноярский край

12. К статическим факторам развития туризма относятся:
а) демографические
б) природно-климатические +
в) политические

13. В какой период в Египте начинаются песчаные ветры:
а) январь-март +
б) апрель-июнь
в) август=октябрь

14. К статическим факторам развития туризма относятся:
а) политические
б) демографические
в) географические +

15. Туризм в местах прибытия исключает хозяйственную деятельность:
а) оплачиваемую из местного бюджета +
б) связанную с охраной природных объектов
в) предполагающую восстановление исторического памятника

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
а б в а в б в а в б а б а в а

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к зачету» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=503880
Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Дифзачет «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 (для экзамена 70) баллов и более.
2) за выполнение второго блока, представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 15 вопросов, студент может получить максимум 15 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. Всего в банке тестовых заданий 67 (указывается фактическое количество в банке) тестовых задания. На выполнение теста отводится 19 минут (указывается время необходимое для выполнения). При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rзач
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сущинская М.Д. Культурный туризм: учебное пособие для СПО М : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калуцков В.Н. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "География туризма СПО 2021" (43.02.10 Туризм,Панасенко А.Н.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux

Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
308Н кабинет географии туризма; кабинет турагентской и туроператорской деятельности; кабинет информационно-экскурсионной деятельности - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; маркерная доска; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине.
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.

Методические указания обучающимся при подготовке к устным опросам (семинарам) и практическим занятиям.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: организационный и закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
Подготовка к практическому занятию предполагает два этапа работы студентов.
Первый этап — усвоение теоретического материала. На первом этапе студент должен отработать и усвоить учебно-программный материал, используя методические рекомендации по подготовке к семинару.
Второй этап предполагает выполнение студентом практического задания. Задания должны быть выполнены письменно в специальной тетради.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы.
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Работа с литературой подразумевает этапы: составление и систематизация перечня книг, с которыми следует познакомиться; осознанное и вдумчивое чтение литературы.

При реализации учебной дисциплины "География туризма" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: доклад с презентацией.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается во внеаудиторных методах обучения.