МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Элективные дисциплины по физической культуре и спорту

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физического воспитания
Направление подготовки50.03.03. История искусств
ПрофильДизайн и современное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план50_03_03_История искусств_ДиСИ-2021
Часов по учебному плану 328
в том числе:
аудиторные занятия 136
самостоятельная работа 192
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 21 16 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 30 30 38 38 30 30 38 38 136 136
Сам. работа 52 52 44 44 52 52 44 44 192 192
Итого 82 82 82 82 82 82 82 82 328 328

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Лопатина О.А.;к.ф.н. , доцент , Романова Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент, Климов М.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 533)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физического воспитания

Протокол от 15.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Романова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физического воспитания

Протокол от 15.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Романова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- поддержание и повышение уровня функциональной и физической подготовленности обучающихся с использованием методов и средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к полноценной социальной и профессиональной деятельности, а также формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-7.3. Систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности средствами физической культуры и спорта.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-7.4. Применять приобретенные умения и навыки в своей профессиональной деятельности, проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-7.5. Владеет средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обучение видам спорта
1.1. Легкая атлетика. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника скандинавской ходьбы. Техника бега на средние и длинные дистанции. Кардиотренировка с использованием внедорожного самоката (правой, левой ногами). ОФП, СФП. Практические 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения в течение учебного дня. Самостоятельные тренировочные занятия. Ходьба 30-40 мин. в темпе 90-120 шаг/мин. Постепенно увеличивая до 1 часа и повысить темп до 120-140 шаг/мин или оздоровительный бег от 5 до 10 мин на 1 км. Пульс для начинающих 120-130 уд/мин, со средним уровнем подготовленности 130-145 уд/мин, с высоким 150-165 уд/мин и выше уд/мин. Плавание - в начальном периоде занятий время пребывания в воде от 10-15 до 30-45 мин. Рекомендуется преодолевать за это время отрезки 600-700м, постепенно увеличивая до 700-800м, а затем до 1000-1200м.Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Техника кроссового бега (бег по пересеченной местности). Техника челночного бега. Кардиотренировка с использованием внедорожного самоката (правой, левой ногами). ОФП, СФП. Практические 1 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения в течение учебного дня. Самостоятельные тренировочные занятия. Ходьба 30-40 мин. в темпе 90-120 шаг/мин. Постепенно увеличивая до 1 часа и повысить темп до 120-140 шаг/мин или оздоровительный бег от 5 до 10 мин на 1 км. Пульс для начинающих 120-130 уд/мин, со средним уровнем подготовленности 130-145 уд/мин, с высоким 150-165 уд/мин и выше уд/мин. Плавание - в начальном периоде занятий время пребывания в воде от 10-15 до 30-45 мин. Рекомендуется преодолевать за это время отрезки 600-700м, постепенно увеличивая до 700-800м, а затем до 1000-1200м. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Техника прыжка в длину с места. Бег на средние и длинные дистанции. Кардиотренировка с использованием внедорожного самоката (правой, левой ногами). ОФП, СФП. Практические 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения в течение учебного дня. Самостоятельные тренировочные занятия.Ходьба 30-40 мин. в темпе 90-120 шаг/мин. Постепенно увеличивая до 1 часа и повысить темп до 120-140 шаг/мин или оздоровительный бег от 5 до 10 мин на 1 км. Пульс для начинающих 120-130 уд/мин, со средним уровнем подготовленности 130-145 уд/мин, с высоким 150-165 уд/мин и выше уд/мин. Плавание - в начальном периоде занятий время пребывания в воде от 10-15 до 30-45 мин. Рекомендуется преодолевать за это время отрезки 600-700м, постепенно увеличивая до 700-800м, а затем до 1000-1200м. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Баскетбол. Техника безопасности на занятиях по баскетболу. Правила игры. Техника нападения. Передвижения/перемещения. Техника владения мячом. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Техника защиты. Техника передвижений. Техника овладения мячом и противодействия. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Финты и сочетание приемов. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Тактика нападения. Тактические действия в защите. Игровая подготовка. (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Волейбол. Техника безопасности на занятиях по волейболу. Правила игры. Техника игры в нападении. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Техника игры в защите. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.18. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.19. Тактика игры в нападении. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.20. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.21. Тактические действия в защите. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 1 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.22. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 1 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Обучение видам спорта
2.1. Лыжная подготовка. Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Классические лыжные ходы. Прохождение дистанции. Практические 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Обучение различными способами подъемов на лыжах. Прохождение дистанции. Практические 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Обучение способам спусков на лыжах (основная (средняя), высокая, низкая стойки и стойка отдыха). Прохождение дистанции. Практические 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Обучение торможению на лыжах (торможение плугом, торможение упором, торможение палками, торможение падением). Прохождение дистанции. Практические 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Обучение поворотам в движении и на месте (поворот переступанием, поворот плугом, поворот на месте). Прохождение дистанции. Практические 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Баскетбол. Техника безопасности на занятиях по баскетболу. Техника нападения. Техника владения мячом. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.12. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.13. Техника защиты. Техника овладения мячом и противодействия. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.14. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.15. Финты и сочетание приемов. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.16. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.17. Тактика нападения. Тактические действия в защите. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.18. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.19. Волейбол. Техника безопасности на занятиях по волейболу. Техника игры в нападении. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.20. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.21. Техника игры в защите. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.22. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.23. Тактика игры в нападении. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.24. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.25. Тактические действия в защите. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.26. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 2 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Совершенствование по видам спорта
3.1. Легкая атлетика. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Скандинавская ходьба. Бег на средние и длинные дистанции. Фартлек (интервальная циклическая тренировка). Кардиотренировка с использованием внедорожного самоката (правой, левой ногами). ОФП, СФП. Практические 3 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения в течение учебного дня. Самостоятельные тренировочные занятияХодьба 30-40 мин. в темпе 90-120 шаг/мин. Постепенно увеличивая до 1 часа и повысить темп до 120-140 шаг/мин. или оздоровительный бег от 5 до 10 мин на 1 км. Пульс для начинающих 120-130 уд/мин, со средним уровнем подготовленности 130-145 уд/мин, с высоким 150-165 уд/мин и выше уд/мин. Плавание - в начальном периоде занятий время пребывания в воде от 10-15 до 30-45 мин. Рекомендуется преодолевать за это время отрезки 600-700м, постепенно увеличивая до 700-800м, а затем до 1000-1200м. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 3 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности). Фартлек (интервальная циклическая тренировка). Кардиотренировка с использованием внедорожного самоката (правой, левой ногами). ОФП, СФП. Практические 3 2 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения в течение учебного дня. Самостоятельные тренировочные занятия. Ходьба 30-40 мин. в темпе 90-120 шаг/мин. Постепенно увеличивая до 1 часа и повысить темп до 120-140 шаг/мин. или оздоровительный бег от 5 до 10 мин на 1 км. Пульс для начинающих 120-130 уд/мин, со средним уровнем подготовленности 130-145 уд/мин, с высоким 150-165 уд/мин и выше уд/мин. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 3 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Челночный бег. Прыжки в длину с места. Кроссовый бег (бег по пересеченной местности). Фартлек (интервальная циклическая тренировка). Кардиотренировка с использованием внедорожного самоката (правой, левой ногами). ОФП, СФП. Практические 3 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения в течение учебного дня. Самостоятельные тренировочные занятия. Ходьба 30-40 мин. в темпе 90-120 шаг/мин. Постепенно увеличивая до 1 часа и повысить темп до 120-140 шаг/мин. или оздоровительный бег от 5 до 10 мин на 1 км. Пульс для начинающих 120-130 уд/мин, со средним уровнем подготовленности 130-145 уд/мин, с высоким 150-165 уд/мин и выше уд/мин. Плавание - в начальном периоде занятий время пребывания в воде от 10-15 до 30-45 мин. Рекомендуется преодолевать за это время отрезки 600-700м, постепенно увеличивая до 700-800м, а затем до 1000-1200м. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 3 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Баскетбол. Техника безопасности на занятиях по баскетболу. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 3 10 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 3 18 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.9. Волейбол. Техника безопасности на занятиях по волейболу. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 3 10 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.10. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 3 18 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Совершенствование по видам спорта.
4.1. Лыжная подготовка. Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Коньковые способы лыжных ходов. Прохождение дистанции. Практические 4 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 4 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Стойки на спусках, преодоление неровностей (основная, высокая и низкая стойки). Прохождение дистанции. Практические 4 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 4 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Прохождение дистанции. Практические 4 4 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Ходьба на лыжах для начинающих 3-4 км, постепенно увеличивая дистанцию до 8-10 км. Продолжительность первых занятий 30-60 мин, постепенно увеличивая до1,5-2 часов. Упражнения, направленные на развитие силы и гибкости. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 4 6 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Баскетбол. Техника безопасности на занятиях по баскетболу. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 4 12 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры УУпражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 4 14 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Волейбол. Техника безопасности на занятиях по волейболу. Игровая подготовка. Скипинг (выполнение упражнений с использованием скакалки). ОФП, СФП. Практические 4 12 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.10. Ежедневная УГГ от 8-10 до 20-30 мин. Упражнения с элементами спортивных игр. Подвижные и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, гибкости. Походы выходного дня. Участие в оздоровительных, физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях. Сам. работа 4 14 УК-7 Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тесты (нормативы) для проведения текущего контроля

Тесты оценки спортивно-технической подготовленности
(баскетбол)

№ п/п-------Тесты ----Женщины ----Мужчины Оценка 5-------4-------3-------2 5-------4-------3-------2
1. Штрафной бросок (кол-во попаданий из 7 попыток) >3-------2-------1-------0 >4-------3-------2-------1
2. Ведение мяча 20 м правой или левой руками (сек) 4,5-------4,8-------5,1-------5,4 3,5-------3,8-------4,1-------4,4
3. Передача и ловля мяча (после отскока) от стенки с расстояния 2м за 30сек. (кол-во раз) 25-------23-------21-------19 30-------28-------26-------24

Тесты по спортивно-технической подготовленности
(волейбол)
№ п/п Тесты Женщины Мужчины Оценка 5-------4-------3-------2 5-------4-------3-------2
1. Передача сверху двумя руками над собой (кол-во раз) 20-------15-------10-------5 20-------15-------10-------5
2. Передача снизу двумя руками над собой (кол-во раз)-------15-------10-------5-------1 15-------10-------5-------1
3.Подача из любой части лицевой линии (из 7 попыток) -------7-------5-------3-------1 7-------5-------3-------1

Критерии оценивания.
"зачтено" Обучающийся должен сдать шесть тестов по спортивно-технической подготовленности не менее чем на оценку «удовлетворительно».
"не зачтено" Обучающийся не сдал шесть тестов или получил оценку неудовлетворительно.

Тесты (нормативы) для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тест оценки функциональной подготовленности / женщины, мужчины (Ж,М)

№ п/п Тесты -------Единица измерения-------Пол -------Оценка----------------5-------4-------3-------2
1. Проба Мартине (20 приседаний за 30 секунд)-------%-------м/ж
<20% -------21-40%-------41-65%-------более 66%
2. Проба Штанге-------мин., сек-------м\ж-------в норме 40-55 и более


Тесты оценки физической подготовленности
ЖЕНЩИНЫ

№ п/п-------Тесты-------Единицы измерения-------5-------4-------3-------2
1. Кросс по пересеченной местности 1 км -------мин., сек. 4.30-------5.00-------5.30-------6.00
2. Скандинавская ходьба (для студентов под. группы) км-------5-------4-------3-------2
3. Прыжок в длину с места см-------180-------170-------160-------150
4. Челночный бег 4х9-------сек-------9.8-------10.2-------10.7-------11.00
5. Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены кол-во раз-------40-------30-------20-------10
6. Сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамейки кол-во раз-------14-------12-------10-------8
7. Наклон вперед из и. п. сед ноги врозь (40 см) см-------13-------11-------9-------7
8. Броски (одной рукой) и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки за 30 сек кол-во раз-------35-------30-------25-------20
9. Бег на лыжах 1 км мин., сек.-------6.00-------6.30-------7.00-------7.30

Обязательные тесты для женщин:
1. Кросс по пересеченной местности 1 км или бег на лыжах 1 км;
2. Прыжок в длину с места или челночный бег 4х9;
3. Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены или сгибание и разгибание рук в упоре от гимнастической скамейки;
4. Наклон вперед из и. п. сед ноги врозь (40 см);
5. Броски (одной рукой) и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки за 30 сек.

МУЖЧИНЫ

№ п/п Тесты Единица измерения 5 4 3 2
1. Кросс по пересеченной местности 1 км-------мин., сек.-------4.00-------4.30-------5.00-------5.30
2. Скандинавская ходьба (для студентов под. группы)-------км-------6-------5-------4-------3
3. Прыжок в длину с места-------см-------2.40-------2.30-------2.20-------2.10
4. Челночный бег 4х9-------сек.-------9.2-------9.6-------10.1-------10.5
5. Поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены -------кол-во раз-------50-------40-------30-------20
6. Подтягивание из виса на высокой перекладине -------кол-во раз-------13-------10-------9-------7
7. Наклон вперед из и. п. сед ноги врозь (40 см)-------см-------11-------9-------7-------5
8. Броски (одной рукой) и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки за 30 сек -------кол-во раз-------40-------35-------30-------25
9. Бег на лыжах 1 км-------мин., сек.-------5.30-------6.00-------6.30-------7.00

Обязательные тесты для мужчин:
1. Кросс по пересеченной местности 1 км или бег на лыжах 1 км;
2. Прыжок в длину с места или челночный бег 4х9;
3. Подтягивание из виса на высокой перекладине или поднимание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены;
4. Наклон вперед из и. п. сед ноги врозь (40 см);
5. Броски (одной рукой) и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки за 30 сек.

Критерии оценивания.
"зачтено" Обучающийся должен сдать пять обязательных тестов по физической подготовленности и два обязательных теста по функциональной подготовленности не менее чем на оценку «удовлетворительно».
"не зачтено" Обучающийся не сдал обязательные тесты или получил оценку неудовлетворительно.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация оценивается обязательными тестами по функциональной и физической подготовленности.
(Ж, М) - сдают два теста по функциональной подготовленности, и пять обязательных тестов по физической подготовленности.
Тесты по физической подготовленности для (М) и (Ж) отличаются по гендерному различию (см. контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины).
Обучающимся необходимо сдать вышеперечисленные тесты не мене чем на оценку "удовлетворительно".
Примечание. Тесты по функциональной, физической и спортивно-технической подготовленности проводятся с учетом показаний и противопоказаний для студентов подготовительной группы. Студенты, которые не прошли медицинское обследование к сдаче нормативов (тестов) не допускаются.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кондакова В.Л. Самостоятельная работа студента по физической культуре: учебное пособие М: Юрайт , 2021 https://urait.ru/viewer/samostoyatelnaya-rabota-studenta-po-fizicheskoy-kulture-476334#page/1
Л1.2 Конева Е.В. Спортивные игры. Правила, техника, тактика.: учебное пособие для вузов М: Юрайт , 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жданкина Е.Ф., Добрынин И.М. и др. Физическая культура. Лыжная подготовка: учебное пособие для ВУЗов: учебное пособие для ВУЗов М:Юрайт , 2020 urait.ru
Л2.2 Зайцев А.А. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Практическая подготовка. : учебное пособие М.: Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Белоуско Д.В. Основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств : Учебно-методическое пособие Барнаул:АлтГУ , 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э3 Курс в Moodle "Элективные дисциплины по физической культуре и спорту" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru
Электронный ресурс в системе "Moodle" https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2653

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
33СОК зал аэробики Амортизаторы резиновые; весы; воланы для бадминтона; гантели 1 кг; гимнастические палочки деревянные; гимнастические палочки металлические; динамометры кистевые; диски вращения; диск CD музыкальный; зеркала; коврики гимнастические (короткие); конусы пластиковые (маленькие); конусы пластиковые (большие); массажные палки; мат гимнастический зальный; музыкальный центр LG; колонки; мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи резиновые; мячи теннисные; мячи утяжеленные; обручи гимнастические алюминиевые; перекладины на шведскую стенку; рабочее место преподавателя; ракетки для бадминтона; секундомеры; скакалки; спирометр; стенки шведские; степ-платформы деревянные; теп-платформы пластиковые; стул; тонометр автоматический; утяжелители; хореографические станки; эстафетные палочки деревянные.
35СОК зал лфк, аэробики Бодибары (палки гимнастические), 3 кг; гантели (0,5-1,5 кг); весы-жироанализаторы многофункциональные; динамометры кистевые; динамометр становый; зеркала; коврики гимнастические; мат гимнастический зальный; механический ростомер-рулетка со сматывающейся металлической лентой; мячи для большого тенниса; мячи массажные; пульсометры; перекладина гимнастическая; секундомер; скамьи; спирометры; стол теннисный; тонометр автоматический; тонометры автоматические запястные; трекинговые палки; фитдиски; балансировочные подушки (медицинские балансировочные диски); хореографические станки; шагомеры.
35аСОК тренажерный зал Беговые дорожки; бицепс-трицепс ног; блины; блины обрезиненные; велотренажеры магнитные; весы; гантели (1-2 кг); гантели (5-40 кг); голень блок; грифы; замки; зеркала; коврики гимнастические (короткие); обруч гимнастический; пояса атлетические; рабочее место преподавателя; скамья 45-90°; скамьи атлета 0-90° кор.; скамья атлета горизонт.; скамьи «Гиперэкстензия»; скамья для пресса проф.; скамьи Жим 0°; скамья Жим 30°; скамья Жим из-за головы; скамья Французский жим; степ-платформа; стойка для приседа; стойки под блины; стойки под гантели; стойка под грифы; стол для армрестлинга; тренажер бицепс-трицепс ног 50 кг; тренажер Голень-присед: тренажер Голень сидя; тренажер-качалка для мышц брюшного пресса; тренажер Жим из-за головы-Хаммер; тренажер Жим Смитта; тренажер Кроссовер 2*75 кг; тренажер Машина Смитта; тренажер Наутилус (100 кг); тренажер Ножной пресс; тренажер Разводка ног; тренажер Разводка рук сидя; тренажер Сводка ног 50 кг; тренажер Стул Скотта; тренажеры Тяга сверху; тренажер Фронтальная тяга; тренажер Хаммер-грудь; тренажер Хаммер-спина; тренажер эллиптический; тяга стоя; шведская стенка; шведская стенка напольная-твистор.
37СОК спортивный зал Воланы для бадминтона; коврики гимнастические (короткие); мат гимнастический зальный; мячи волейбольный; мячи теннисные; насос для мячей; обручи гимнастические; перекладина на шведскую стенку; рабочее место преподавателя; рулетка, ракетки для бадминтона; сетка волейбольная; скакалки; скамьи гимнастические; стенка шведская; стойки волейбольные; судейская вышка; табло волейбольное электронное.
Лыжная база ЛБ строение и прилегающая территория Ботинки лыжные; лыжи деревянные; лыжи пластиковые; обручи гимнастические; палки для скандинавской ходьбы; палки лыжные; скакалки; брусья гимнастические; рабочее место преподавателя; сетка волейбольная; снегоходы; стойки волейбольные.
Склад ЛБ помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Ботинки лыжные; гиря (24 кг); канат; лыжероллеры; лыжи деревянные; лыжи пластиковые; мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи футбольные; палки для скандинавской ходьбы; палки лыжные; секундомеры.
Спортивный зал С Воланы для бадминтона; гантели (1-5 кг); коврики гимнастические (короткие); коврики гимнастические (длинные); мат гимнастический зальный; мячи баскетбольные; мячи волейбольные; насос для мячей; обручи гимнастические; перекладина гимнастическая; перекладины на шведскую стенку; рулетка; рабочее место преподавателя; ракетки для бадминтона; секундомеры; сетка волейбольная; сетки баскетбольные; скамьи гимнастические; стенки шведские; стойки волейбольные; судейская вышка; табло баскетбольное; тележка для мячей; щиты баскетбольные в сборе.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина (модуль) «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» реализуется в виде практических занятий по видам спорта и самостоятельной работы студентов. В начале первого семестра обучающимся необходимо пройти медицинский осмотр (по графику). По результатам медицинского обследования студенты распределяются по учебным отделениям (основное, специальное, спортивное и отделение адаптивной физической культуры (АФК)). Обучающиеся, не прошедшие медицинского обследования с оформлением медицинского заключения о принадлежности к медицинской группе, к практическим занятиям не допускаются.
На практических занятиях обучающимся необходимо соблюдать меры безопасности, выполнять все требования преподавателя и методические указания. Для повышения функциональной, физической и спортивно-технической подготовленности необходимо посещать каждое практическое занятие за исключением уважительной причины (болезнь студента, подтверждающаяся медицинской справкой) и выполнять рекомендации по самостоятельной работе (см. РПД).
Занятия, пропущенные по уважительной причине, не отрабатываются.
Студенты, пропустившие учебные занятия без уважительной причины отрабатывают пропущенные занятия в соответствии с графиком отработок по дисциплине (модулю) «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», утвержденным заведующим кафедрой физического воспитания АлтГУ. Отрабатывается каждая учебная пара.
Практические занятия для студентов специального отделения и отделения АФК осуществляется с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Учитываются показания и противопоказания для каждого студента. Использование средств физической культуры включает физические упражнения из различных видов спорта и современных оздоровительных методик и систем. Для их реализации используется индивидуально-дифференцированный подход.
Для групп специального отделения и отделения АФК в расписании планируются отдельные практические занятия.
Обучающиеся, освобожденные от практических занятий по дисциплине (модулю) «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» пишут и защищают рефераты.