МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы алгоритмизации и программирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 168
в том числе:
аудиторные занятия 126
самостоятельная работа 18
индивидуальные консультации 4
контроль 20
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 20 20 32 32
Лабораторные 40 40 54 54 94 94
Сам. работа 6 6 12 12 18 18
Консультации 2 2 2 2 4 4
Часы на контроль 12 12 8 8 20 20
Итого 72 72 96 96 168 168

Программу составил(и):
преподаватель, Москаленко Елена Валерьевна

Рецензент(ы):
преподаватель, Кочкин Андрей Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Основы алгоритмизации и программирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение методов построения алгоритмов и структур данных, используемых при решении прикладных задач в различных предметных областях с применением ЭВМ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 2.1 Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно-аппаратных средств защиты информации
ПК 2.4 Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа
ПК 2.6 Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно-аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– типы данных;
– базовые конструкции изучаемых языков программирования;
– интегрированные среды программирования на изучаемых языках.
3.2.Уметь:
3.2.1.– работать в среде программирования;
– использовать языки программирования высокого уровня.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования
1.1. Тема 1.1 Основные понятия алгоритмизации Тема 1.2 Принципы разработки алгоритмов Лекции 3 2 ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.2. Разработка линейных алгоритмов и алгоритмов ветвления. Лабораторные 3 10 ОК 01 Л1.1, Л2.1
1.3. Разработка циклических алгоритмов Лабораторные 3 13 ОК 01, ОК 02 Л1.1, Л2.1
1.4. Разработка алгоритмов шифрования Лабораторные 3 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1 Л1.1, Л2.1
1.5. Разработка алгоритмов различного типа Сам. работа 3 1 ОК 01, ОК 02, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
1.6. Тема 1.3 Языки и системы программирования Тема 1.4 Парадигмы программирования Лекции 3 2 ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
1.7. Подготовка конспекта по теме «Типы приложений» Сам. работа 3 1 ОК 01, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
1.8. Тема 1.5 Принципы отладки и тестового контроля Лекции 3 2 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
1.9. Контрольная работа: Этапы разработки программ Лабораторные 3 2 ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Язык программирования
2.1. Тема 2.1 Характеристика языка Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.2. Тема 2.2 Элементы языка. Простые типы данных Лекции 3 2 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.3. Знакомство с инструментальной средой программирования Лабораторные 3 1 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
2.4. Использование программного обеспечения для разработки алгоритмов: освоение возможностей компилятора Сам. работа 3 1 ОК 01, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
2.5. Составление программ по теме «Линейные программы». Сам. работа 3 1 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.6. Тема 2.3 Базовые конструкции структурного программирования Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.7. Разработка программ разветвляющейся структуры. Лабораторные 3 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.8. Разработка программ с использованием цикла с предусловием. Лабораторные 3 2 ОК 01, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.9. Разработка программ с использованием цикла с постусловием. Лабораторные 3 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
2.10. Разработка программ с использованием цикла с параметром. Лабораторные 3 6 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.11. Составление программ по теме «Разветвляющиеся структуры» Составление программ по теме «Циклы с предусловием» Составление программ по теме «Циклы с постусловием» Сам. работа 3 1 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.12. Составление программ по теме «Циклы с параметром» Сам. работа 3 1 ОК 01, ОК 02 Л1.1, Л2.1
2.13. Разработка алгоритмов различного типа Консультации 3 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.14. Тема 2.4 Работа с массивами и указателями. Структурные типы данных Лекции 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.15. Разработка программ с использованием одномерных массивов и указателей. Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.16. Сортировка одномерных массивов. Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.17. Разработка программ с использованием двумерных массивов. Лабораторные 4 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.18. Сортировка двумерных массивов. Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.19. Разработка программ с использованием структур. Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.20. Разработка программ с использованием строк. Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.21. Контрольная работа: Решение задач на базовые конструкции. Лабораторные 4 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.22. Составление программ по теме «Одномерные массивы» Составление программ по теме «Указатели» Составление программ по теме «Сортировка массивов различными методами» Составление программ по теме «Многомерные массивы» Сам. работа 4 1 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
2.23. Составление программ по теме «Работа со строками» Составление программ по теме «Работа со структурами» Сам. работа 4 1 ОК 01, ОК 02, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.24. Тема 2.5 Процедуры и функции Лекции 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.25. Разработка программ с использованием функций. Лабораторные 4 1 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.26. Разработка программ с использованием рекурсивных функций. Лабораторные 4 1 ОК 01, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.27. Составление программ по теме «Нерекурсивные функции» Составление программ по теме «Рекурсивные функции» Сам. работа 4 1 ОК 01, ОК 02, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
2.28. Тема 2.6 Работа с файлами Лекции 4 2 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.29. Разработка программ работы со структурированными файлами. Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.30. Разработка программ работы с текстовыми файлами. Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.31. Разработка программ работы с неструктурированными файлами. Лабораторные 4 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
2.32. Составление программ по теме «Работа с файлами» Составление программ по теме «Работа с тестовыми файлами» Составление программ по теме «Работа с типизированными файлами» Сам. работа 4 1 ОК 01, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы объектно-ориентированного программирования
3.1. Тема 3.1 Класс - как механизм создания объектов Лекции 4 2 ОК 01, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.2. Организация классов и принцип инкапсуляции. Лабораторные 4 4 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.3. Разработка приложений с использованием классов. Лабораторные 4 4 ОК 01, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка приложений с использованием классов Сам. работа 4 4 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.5. Тема 3.2 Принципы наследования и полиморфизма Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
3.6. Программная реализация принципов наследования. Лабораторные 4 4 ОК 02, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.7. Программная реализация принципов полиморфизма Лабораторные 4 2 ОК 01, ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.8. Разработка классов потомков Сам. работа 4 1 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.9. Реализация механизма перегрузки Сам. работа 4 1 ОК 02, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
3.10. Тема 3.3 Понятия деструктора и конструктора Лекции 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.11. Разработка конструкторов и деструкторов Лабораторные 4 2 ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.12. Составление программ по теме «Конструкторы и деструкторы» Сам. работа 4 1 ОК 01, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
3.13. Программная реализация принципов полиморфизма Консультации 4 2 ОК 01, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Модульное программирование
4.1. Тема 4.1 Понятие модульного программирования Лекции 4 4 ПК 2.1, ПК 2.4, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
4.2. Тема 4.2 Разработка приложений Лекции 4 4 ОК 01, ПК 2.1, ПК 2.6 Л1.1, Л2.1
4.3. Разработка многомодульных приложений Лабораторные 4 16 ОК 01, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1
4.4. Разработка многомодульных приложений Сам. работа 4 1 ОК 01, ОК 02, ПК 2.1, ПК 2.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10028
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите значение файла в языке программирования Python с расширением *.py:
Выберите один ответ:
1. словарь
2. список
3. файл
4. модуль
Правильный ответ: 4
2. Содержание вопроса: Некоторая абстрактная или реальная система, способная выполнить действия предписываемые алгоритмом, называется ...
Выберите один ответ:
1. исполнителем
2. роботом
3. машиной
4. технической системой
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Укажите значение типов циклов, реализуемых в языке программирования Python (выберите два верных варианта ответа):
1. while
2. repeat
3. range
4. for
Правильный ответ: 1, 4
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Дополните предложение. «Алгоритм – упорядоченная совокупность системы правил …»
Правильный ответ: определяющая содержание и порядок действий над некоторыми объектами, строгое выполнение которых приводит к решению любой задачи из рассматриваемого класса задач за конечное число шагов.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
5. Содержание вопроса: Дополните предложение. «Алгоритмизация – это процесс построения …»
Правильный ответ: алгоритма решения задачи, результатом которого является выделение этапов процесса обработки данных, формальная запись содержания этих этапов и определение порядка их выполнения.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
6. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Теория алгоритмов - это область математики, которая …»
Правильный ответ: посвящена исследованию свойств, способов записи, области применения различных алгоритмов, а также созданию новых алгоритмов
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
7. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Система команд исполнителя это …»
Правильный ответ: совокупность всех команд, которые данный исполнитель может выполнять
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
8. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово. Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют среду ...
Правильный ответ: исполнителя
9. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Численные алгоритмы – это …»
Правильный ответ: алгоритмы, в соответствии с которыми решение поставленных задач сводится к арифметическим действиям
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
10. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Логические алгоритмы – это …»
Правильный ответ: алгоритмы, в соответствии с которыми решение поставленных задач сводится к логическим действиям
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
11. Содержание вопроса: Укажите свойство алгоритма, которое состоит из описания последовательности шагов обработки, организованных таким образом, что в начальный момент задаётся исходная ситуация, а после каждого следующего шага ситуация преобразуется на основе данных, полученные в предшествующие шаги обработки.
Правильный ответ: дискретность

12. Содержание вопроса: Укажите свойство алгоритма, которое означает что каждая команда алгоритма должна однозначно определять действия исполнителя.
Правильный ответ: детерминированность

13. Содержание вопроса: Укажите свойство алгоритма, которое означает завершение работы алгоритма за конечное число шагов (при этом количество шагов может быть заранее не известным и различным для разных исходных данных).
Правильный ответ: результативность.

14. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Массовость - это свойство алгоритма, которое означает что ..»
Правильный ответ: алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть возможность решения класса задач, различающихся лишь исходными данными.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
15. Содержание вопроса: Укажите свойство алгоритма, которое означает что содержание допустимого набора команд, понятного конкретному исполнителю.
Правильный ответ: понятность.


ОК 02: Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Выберите правильные идентификаторы переменных в языке программирования Python (выберите два верных варианта ответа):
1. 1znak
2. _d1
3. name
4. 1_sum ...
Правильный ответ: 2, 3
2. Содержание вопроса: Язык программирования Python - это ... язык.

1. интерпретируемый
2. функциональный
3. процедурный
4. логический
Правильный ответ: 1
3. Содержание вопроса: Укажите фрагмент заранее написанного кода на языке программирования Python, который выполняет некую операцию.

1. операнд
2. функция
3. процедура
4. оператор
Правильный ответ: 2
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Программа – это …»
Правильный ответ: способ записи алгоритма в виде последовательности команд, понятных ЭВМ (машинных команд).
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
5. Содержание вопроса: Укажите название алгоритма, который в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Правильный ответ: разветвляющийся алгоритм, разветвляющийся

6. Содержание вопроса: Укажите название конструкция, в которой некая, идущая подряд группа действий (шагов), может выполняться несколько раз, в зависимости от входных данных или условия задачи называется.
Правильный ответ: циклическая, цикл.

7. Содержание вопроса: Укажите название совокупности повторяющихся действий алгоритма.
Правильный ответ: цикл.

8. Содержание вопроса: Укажите название группы повторяющихся действий на каждом шаге цикла.
Правильный ответ: телом цикла, тело цикла, тело

9. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Итерационные циклы – это …»
Правильный ответ: циклы, для которых число повторений определяется в ходе выполнения цикла
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
10. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Арифметический цикл – это ..»
Правильный ответ: цикл, который предполагает, что число итераций заранее известно и предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
11. Содержание вопроса: Дополните предложение: Рекурсивный алгоритм – это …»
Правильный ответ: алгоритм, который в процессе выполнения на каком-либо шаге прямо или косвенно обращается сам к себе.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
12. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Язык программирования – это …».
Правильный ответ: название системы обозначения, которая служит для точного описания алгоритмов решения задач на ЭВМ
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
13. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Методология программирования – это …»
Правильный ответ: совокупность идей, понятий, принципов, способов и средств, определяющая стиль написания, отладки и сопровождения программ
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
14. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Наследование – это …»
Правильный ответ: свойство объектов, которое позволяет порождать своих «потомков», и означает, что новый объект можно определить на основе уже существующих объектов, при этом он будет содержать все свойства и методы родительского
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).
15. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово. В концепции объектно-ориентированного программирования: Класс – это шаблон, по которому создаются ... определенного типа.
Правильный ответ: объекты


ПК 2.1: Осуществлять установку и настройку отдельных программных, программно-аппаратных средств защиты информации
Закрытые вопросы
1.Содержание вопроса: Укажите название диапазона элементов, который извлекается из последовательности.
1. срез
2. список
3. кортеж
4. множество
Правильный ответ: 1

2.Содержание вопроса: Укажите результат, который будет после выполнения операции:
a = 9; b = 6
x = a% b
1. 1
2. 5
3. 3
4. 1.5
Правильный ответ: 3

3.Содержание вопроса: Укажите команду, для ввода данных на языке Python которая будет ждать когда пользователь введет текст (выберите два верных варианта ответа):
1. a=input()
2. int(input())
3. print(a)
4. a=input('a=')
Правильный ответ: 1, 4


Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Запишите результат фрагмент программы на языке Python:
numbers = [1, 2, 3, 4, 5]
numbers[2] = 99
print (numbers)
Правильный ответ: [1, 2, 99, 4, 5]

5. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python: Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Запишите результат среза s[2:3].
Правильный ответ: [3, 4], 3, 4

6. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python: Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Запишите результат среза s[0:2].
Правильный ответ: [1, 2, 3], 1, 2, 3

7. Содержание вопроса: Запишите, что будет выведено в результате выполнения программы на языке программирования Python:
a = 9
b = 6
x = a// b
print ("Значение данного выражения равно ", x)
Правильный ответ: Значение данного выражения равно 1

8. Содержание вопроса: Запишите, что будет выведено в результате выполнения программы на языке программирования Python:
a = 4
b = 10
x = a/ b
print ("Значение данного выражения равно ", x)
Правильный ответ: Значение данного выражения равно 0.4

9. Содержание вопроса: Запишите, что будет выведено в результате выполнения программы на языке программирования Python:
a = 14
b = 6
x = a% b
print ("Значение данного выражения равно ", x)
Правильный ответ: Значение данного выражения равно 2

10. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python: Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Запишите результат среза s[2:-3].
Правильный ответ: [3, 4], 3, 4

11. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python: Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Запишите результат среза s[2:5].
Правильный ответ: [3, 4, 5, 6], 3, 4, 5, 6

12. Содержание вопроса: Запишите, что будет выведено в результате выполнения программы на языке программирования Python:
news = 35.0 - 30.0 / 5.0
print ("Значение которое будет присвоено переменной news равно ", news)
Правильный ответ: Значение которое будет присвоено переменной news равно 29.0

13. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python: Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Запишите результат среза s[-1:].
Правильный ответ: [7], 7

14. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
news = 20.0 - 20.0 / 5.0
print ("Значение которое будет присвоено переменной news равно ", news)
Запишите, что будет выведено на экран в результате
Правильный ответ: Значение которое будет присвоено переменной news равно 16.0

15. Содержание вопроса: Запишите число 5 после выполнения следующего алгоритма на языке программирования Python:
x = float(input())
print ("Правильный ответ равен ", x)
Правильный ответ: Правильный ответ равен 5.0

16. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python. Запишите сколько раз будет выведено слово "привет":
i = 0
while i < 10:
print('привет')
i += 3
Правильный ответ: 4

17. Содержание вопроса: Определите значение переменной a после выполнения алгоритма на языке программирования Python:
a = int(input())
A = int(input())
A = a / 2 *A
a = 2 * a + 3 * A
print(a)
Если a=2 и A=5
Правильный ответ: 19.0

18. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python. Запишите сколько раз будет выведено слово "привет":
i = 0
while i < 15:
print('привет')
i += 3
Правильный ответ: 5

19. Содержание вопроса: Запишите значение, которое будет выведено в результате выполнения программы на языке программирования Python:
x = 15.5
y = x + 5
x= y**2
print ("Правильный ответ равен ", x)
Правильный ответ: Правильный ответ равен 420.25

20. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python: Запишите результат действия print ("Значение выражения равно ", 2**8)
Правильный ответ: Значение выражения равно 256

21. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Формальность - это свойство алгоритма, которое указывает на то, что …»
Правильный ответ: любой исполнитель, способный воспринимать и выполнять инструкции алгоритма, действует формально, т. е. отвлекается от содержания поставленной задачи и лишь строго выполняет инструкции.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

22.Содержание вопроса: Укажите тип данных в языке программирования Python, который хранит набор или последовательность элементов:
Правильный ответ: список

23. Содержание вопроса: Укажите название структуры алгоритма с помощью геометрических фигур с линиями связями, показывающими порядок выполнения отдельных инструкций.
Правильный ответ: блок-схема

24. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово. Увеличение затрат памяти в зависимости от размера исходных данных называется ... сложностью алгоритма.
Правильный ответ: емкостной.

25. Содержание вопроса: Укажите название структуры алгоритма на естественном, частично-формализованном языке, позволяющее выявить основные этапы решения задачи перед точной его записью на языке программирования.
Правильный ответ: псевдокод.

26. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово. В концепции объектно-ориентированного программирования: Объект – это ... определенного класса.
Правильный ответ: экземпляр

27. Содержание вопроса: Вставьте пропущенное слово. Важнейшей характеристикой функционального подхода к программированию является то обстоятельство, что всякая программа, разработанная на языке функционального программирования, может рассматриваться как ..., аргументы которой, возможно являются функциями.
Правильный ответ: функция

28. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Параллельное программирование используется для ...»
Правильный ответ: распараллеливания обработки информации в многопроцессорных и мультипрограммных ЭВМ с целью ускорения вычислений и эффективного использования ресурсов ЭВМ.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

29. Содержание вопроса: Укажите знак оператора присваивания в языке программирования Python
Правильный ответ: =

30. Содержание вопроса: Необходимо вывести на экран строку "Hello World!", вставьте недостающий программный код на языке Python:
_____ ("Hello World!")
Правильный ответ: print


ПК 2.4: Осуществлять обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Значения логической переменной в языке программирования Python (выберите два верных варианта ответа):
1. True
2. Repeat
3. Until
4. False
Правильный ответ: 1, 4

2. Содержание вопроса: Подсчет количества вхождений элемента item в список, на языке программирования Python осуществляется с помощью метода:
1. append(item)
2. count(item)
3. remove(item)
4. index(item)
Правильный ответ: 2

3. Содержание вопроса: В языке программирования Python функция chr(n) выполняет действие:
1. возвращение символьного значения для данного целого числа
2. возвращение True, если подстрока входит в строку, и False, если нет
3. возвращение числового значение для заданного символа.
4. возвращение длины строки
Правильный ответ: 1

Открытые вопросы

4. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = 2
y = 5
b = not((x>=2)and(x*y<5))
print ("Значение переменной b равно = ",b)
Вычислите, какое значение логической переменной b будет выведено на экран программы:
Правильный ответ: Значение переменной b равно = True

5. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
a = int(input())
b = int(input())
if a % 10 == 0 and b % 10 == 0:
print('Истина')
else:
print('Ложь')

Вычислите, какое значение логической будет выведено на экран программы, если а= 20, b= 35:
Правильный ответ: Ложь

6. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
a = int(input())
b = int(input())
if a % 10 == 0 or b % 10 == 0:
print('Истина')
else:
print('Ложь')

Вычислите, какое значение логической будет выведено на экран программы, если а= 20, b = 15:
Правильный ответ: Истина

7. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
a = int(input())
b = int(input())
if a % 10 == 0 or b % 10 == 0:
print('Истина')
else:
print('Ложь')

Вычислите, какое значение логической будет выведено на экран программы, если а= 20, b= 35:
Правильный ответ: Истина

8. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Переменная – это …»
Правильный ответ: объект, который в ходе выполнения программы может менять свое значение.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

9. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = 4
y =1
b = not(not(2*x>=2)or(x*y))
print ("Значение переменной b равно = ",b)
Вычислите, какое значение логической переменной b будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: значение переменной b равно = False

10. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:

Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: 110

11. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = 'привет'
print(x.upper()+" Python")
Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: ПРИВЕТ Python

12. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = 'все символы'
print(x.upper())
Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: ВCЕ СИМВОЛЫ

13. Содержание вопроса:
Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = 'Python -\n Oбъектно-ориентированный язык программирования'
print(x.lower())
Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: python -
объектно-ориентированный язык программирования

14. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:

Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: True

15. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:

Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: 100

16. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python: Дан список s = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Запишите результат среза s[:5]
Правильный ответ: [1, 2, 3, 4, 5]

17. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = [1, 2, 3, 4, 5]
print(len(x))
Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: 5

18. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10]
print ("Длина списка равна = ",len(x))
Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: Длина списка равна = 10

19. Содержание вопроса: Дополните предложение: « add() - метод, используемый для …»
Правильный ответ: добавления элементов в множество в языке программирования Python.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

20. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = round(5.76543, 2)
print ("Значение переменной x равно ",x)
Вычислите, какое значение будет выведено на экран программы.
Правильный ответ: Значение переменной x равно 5.77

ПК 2.6: Осуществлять регистрацию основных событий в автоматизированных (информационных) системах, в том числе с использованием программных и программно-аппаратных средств обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак
Закрытые вопросы
1. Содержание вопроса: Укажите модуль, который в языке программирования Python реализует тип данных для множеств:
1. sets
2. decimal
3. random
4. csv
Правильный ответ: 1

2. Содержание вопроса: Укажите функцию в языке программирования Python, которая по заданному аргументу возвращает целое число:
1.float
2.complex
3.int
4.abs
Правильный ответ: 3

3. Содержание вопроса: Перечислите методы для удаления элементов из множества в языке программирования Python (выберите два верных варианта ответа):
1. del()
2. remove()
3. erase()
4. discard()
Правильный ответ: 2,4
Открытые вопросы
4. Содержание вопроса: Дополните предложение: Локальной переменной называется…
Правильный ответ: переменная, которая используется для присваивания внутри функции.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

5. Содержание вопроса: Дополните предложение: Транслятор - это специальная служебная программа, которая осуществляет…
Правильный ответ: перевод программ, записанных на каком-либо языке программирования в машинные коды
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

6. Содержание вопроса: Дополните предложение: Компилятор читает всю программу целиком, делает ее …
Правильный ответ: перевод и задает законченный вариант на машинном языке, который затем загружается и выполняется компьютером.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

7. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Интерпретатор переводит и выполняет программу строка за строкой. Интерпретация подразумевает …»
Правильный ответ: пооператорную трансляцию и последующее выполнение оттранслированного оператора исходной программы.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

8. Содержание вопроса: Дополните предложение: «При компиляции процессы трансляции и выполнения …»
Правильный ответ: разделены во времени: сначала исходная программа полностью переводится на машинный язык, а затем оттранслированная программа может многократно исполняться.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

9. Содержание вопроса: Укажите функцию в языке программирования Python, позволяющую получить список из итерируемого объекта
Правильный ответ: list

10. Содержание вопроса: В языке программирования Python без применения зарезервированного слова ... невозможно присвоить значение переменной, определённой за пределами функции. Вставьте пропущенное слово.
Правильный ответ: global

11. Содержание вопроса: Дополните предложение. Для создания модуля в языке программирования Python нужно поместить соответствующие операторы и определения в файл, имеющий такое же имя, как у модуля. Файл должен иметь расширение ... Вставьте пропущенное слово.
Правильный ответ: .ру

12. Содержание вопроса: Укажите название модуля в языке программирования Python, который позволяет взаимодействовать с операционной системой - узнавать/менять файловую структуру, переменные среды, узнавать имя и права пользователя и др.
Правильный ответ: os

13. Содержание вопроса: Дополните предложение: В языке программирования Python модуль представляет.
Правильный ответ: отдельный файл с кодом, который можно повторно использовать в других программах.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

14. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
x = float (input ("Введите катет 1: "))
y = float (input ("Введите катет 2: "))
q = x**2 + y**2
print ("Гипотенуза = ", q**0.5, " Это верный ответ! ")

Запишите результат выполнения программы, если x=3, y=4:
Правильный ответ: Гипотенуза = 5 Это верный ответ!

15. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
n = int ( input ("Введите число n: "))
for a in range (2, n):
if (n % a) == 0:
print ("не простое")
break
elif (n // a) == 1:
print ("простое")
break

Запишите результат выполнения программы, если ввели число 19:
Правильный ответ: простое

16. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
def square (sd):
return (4*sd)
result = square (int (input ("Введите число: ")))
print (result)

Запишите результат выполнения программы, если с клавиатуры ввели число 5:
Правильный ответ: 20

17. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
a = 7
b = 6
if a != 6:
print(b + 1)
elif a == 7:
print(0)
elif b ==6:
print(a + 1)

Запишите результат выполнения программы
Правильный ответ: 7

18. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
a = 5
b = 6
if a < b - 1:
print(b + 1)
else:
print(0)

Запишите результат выполнения программы
Правильный ответ: 0

19. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
s = 50
i = 1
while i < 10:
s -= i
i += 2
print(s)

Запишите результат выполнения программы
Правильный ответ: 25

20. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
n = int(input("Введите число: "))
rev=0
while(n > 0):
dig = n % 10
rev = rev * 10 + dig
n = n // 10
print(rev)
Запишите результат выполнения программы, с клавиатуры было введено число 8754:
Правильный ответ: 4578

21. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
def year_leap (y):
if y % 4 == 0:
return True
else:
return False
s = year_leap (int (input ("Введите год: ")))
print (s)

Запишите результат выполнения программы, с клавиатуры было введено число 1999:
Правильный ответ: False

22. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
def season (m):
if m == 12 or m == 1 or m == 2:
return "Это зима"
elif m == 3 or m == 4 or m == 5:
return "Это весна"
elif m == 6 or m == 7 or m == 8:
return "Это лето"
elif m == 9 or m == 10 or m == 11:
return "Это осень"
elif m == 0 or m > 12:
return "Нет такого месяца!"
result = season (int(input("Введите номер месяца:")))
print (result)
Запишите результат выполнения программы, с клавиатуры было введено число 7:
Правильный ответ: Это лето

23. Содержание вопроса: Дан фрагмент кода на языке программирования Python:
lst = [4, 23, 6, 2, 12, 100, 9]
j = 0
for j in range(len(lst)):
for i in range(len(lst) -1):
if lst[i] > lst[i + 1]:
lst[i], lst[i + 1] = lst[i + 1], lst[i]
i += 1
print (lst)
Запишите результат выполнения программы
Правильный ответ: [2, 4, 6, 9, 12, 23, 100]

24. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Императивное программирование описывает …»
Правильный ответ: процесс вычисления в виде инструкций, изменяющих состояние программы.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

25. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Функциональное программирование предполагает обходиться вычислением результатов функций от исходных данных и ….»
Правильный ответ: результатов других функций, и не предполагает явного хранения состояния программы.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

26. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Под синтаксисом языка программирования понимают ….»
Правильный ответ: совокупность правил, определяющих допустимые конструкции (слова, предложения) языка, его форму.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

27.Содержание вопроса: Дополните предложение: «Под алгоритмическим языком понимают ...»
Правильный ответ: набор символов и система правил образования и истолкования конструкций из этих символов для задания алгоритмов.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).


28.Содержание вопроса: Дополните предложение: «Под семантикой языка программирования понимают ….»
Правильный ответ: совокупность правил, определяющих смысл синтаксически корректных конструкций языка, его содержание.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

29.Содержание вопроса: Дополните предложение: «Алфавит языка программирования - это ….»
Правильный ответ: множество символов, допустимых при построении конструкций программы.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

30. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Парадигма программирования — это...»
Правильный ответ: совокупность идей и понятий, определяющих стиль написания компьютерных программ (подход к программированию).
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

31. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Структурное программирование — методология разработки программного обеспечения, в основе которой лежит ….»
Правильный ответ: представление программы в виде иерархической структуры блоков.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

32. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Система программирования – это ….»
Правильный ответ: средство автоматизации программирования, включающее язык программирования, транслятор этого языка, документацию, а также средства подготовки и выполнения программ.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

33. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Структурное кодирование - это метод кодирования (программирования), предусматривающий ….»
Правильный ответ: создание понятных, простых и удобочитаемых программных модулей и программных комплексов на требуемых языках программирования.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

34. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Модульное программирование - это способ организации программы как ….»
Правильный ответ: совокупности небольших независимых блоков, модулей, структура и поведение которых подчиняется определенным правилам.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

35. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Рекурсивный вызов функции – это ….»
Правильный ответ: прямой или опосредованный вызов функцией самой себя.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

36. Содержание вопроса: Дополните предложение: «В концепции объектно-ориентированного программирования, инкапсуляция обозначает ….»
Правильный ответ: объединение данных и программного кода в одном объекте. Сокрытие данных связано со способностью объекта скрывать свои атрибуты данных от программного кода, который находится за пределами объекта.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

37. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Функции – это многократно используемые фрагменты программы. Они позволяют дать имя определённому блоку команд с тем, чтобы ….»
Правильный ответ: в последствии запускать этот блок по указанному имени в любом месте программы и сколь угодно много раз.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

38. Содержание вопроса: Дополните предложение: «В программировании, под параметрами функции понимают….»
Правильный ответ: некие входные данные, которые можно передать функции, чтобы получить соответствующий им результат.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

39. Содержание вопроса: Дополните предложение: «В концепции объектно-ориентированного программирования, методом-получателем называют ….»
Правильный ответ: метод, который возвращает значение из атрибута класса и при этом его не изменяет.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

40. Содержание вопроса: Дополните предложение: «В языке программирования Python оператор return используется для ….»
Правильный ответ: возврата из функции, т.е. для прекращения её работы и выхода из неё. При этом можно также вернуть некоторое значение из функции.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

41. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Графический интерфейс пользователя позволяет ….»
Правильный ответ: взаимодействовать с операционной системой и другими программами с помощью графических элементов, таких как значки, кнопки и диалоговые окна.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

42. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Декларативное программирование — парадигма программирования, в которой ...»
Правильный ответ: задается спецификация решения задачи, то есть описывается конечный результат, а не способ его достижения.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

43. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Второе поколение языков программирования характеризуется ….»
Правильный ответ: созданием языков ассемблерного типа (ассемблеров, макроассемблеров), позволяющих вместо двоичных и других форматов машинных команд использовать их мнемонические символьные обозначения (имена).
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

44. Содержание вопроса: Дополните предложение: «К интенсивно развивающемуся в настоящее время пятому поколению языков программирования относятся ….»
Правильный ответ: языки искусственного интеллекта, экспертных систем, баз знаний, естественные языки, не требующие освоения какого-либо специального синтаксиса.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

45. Содержание вопроса: Дополните предложение: «Основная идея процедурного программирования заключается в ….»
Правильный ответ: использовании памяти для хранения данных. Основная команда- присвоение, с помощью которой определяется и меняется память компьютера. Программа производит преобразование содержимого памяти, изменяя его от исходного состояния к результирующему.
(ответ студента может быть написан в собственной трактовке, эквивалентной по смыслу приведенному правильному ответу).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения: предполагающем два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (тест множественного выбора). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Тест к экзамену» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=522365

Критерии оценивания:
1) за выполнение первого блока заданий, студент может получить максимум 100 баллов. Оценка за второй блок, представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленное перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 70 баллов и более.
2) за выполнение второго блока, с представляющего собой тест множественного выбора, состоящий из 73 вопросов, студент может получить максимум 73 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает не правильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и не правильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф 5%. В вопросах открытого типа, необходимо вписать правильный ответ (правильное понятие). В вопросах открытого типа, за правильный ответ студент может набрать 1 балл. За неправильный ответ 0 баллов. На выполнение теста отводится 120 минут. При прохождении теста, студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей. И вернуться в оставшееся время.
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение тестовой части (Блок 1) и заданий Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100 баллов
4 (хорошо) 70-84 баллов
3 (удовлетворительно) 50-69 баллов
2 (неудовлетворительно) 0-49 баллов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Трофимов, Т. А. Павловская ; под ред. В. В. Трофимова ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Программирование: журнал Издательство "Наука", 2018-2019 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы алгоритмизации и программирования (10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем, 9 кл., Москаленко Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
409Н кабинет программирования и баз данных; лаборатория технологии разработки баз данных; лаборатория информатики и компьютерной обработки документов; лаборатория управления проектной деятельностью; лаборатория информатики и информационных технологий; лаборатория технических средств управления; лаборатория информационных технологий – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: RAMEC, IRV, HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы дисциплины и разбор решения обсуждаемых задач. Лекционные материалы содержатся в слайд-конспектах по дисциплине и доступны студентам в облачном хранилище. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
2. Лабораторные занятия, где студенты закрепляют и показывают свои знания с помощью разработки программ, заданных по вариантам.
Задания находятся в облачном хранилище и доступны студентам из любого места, где есть доступ в интернет.
При сдаче лабораторной работы студент показывает преподавателю код и тестирование разработанных программ, при этом объясняет ход решения и используемые команды языка программирования.
3. Самостоятельная работа студентов. Предусматривает знакомство с материалом, связанным с лекционным, но не вошедших в него. Оценивается с помощью дополнительных вопросов при сдаче лабораторной работы, близкой по тематике, а также в устной части экзамена.
4. Экзамен по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».
Основную часть экзаменационной работы студенты выполняют за компьютером. После выполнения основной части отвечают устно на дополнительные вопросы.
Студент допускается к экзамену, если имеет семестровый рейтинг не менее 50 баллов. При семестровом рейтинге от 80 баллов студент может быть освобожден от сдачи экзамена. В таком случае оценка за экзамен, а следовательно и итоговая, будут равны семестровой. При семестровом рейтинге от 75 баллов, если студент согласен, на экзамене ему может быть дано лишь одно задание, успешное выполнение которого обеспечивает оценку, равную семестровой.
Основная часть экзамена состоит из двух заданий, заключающихся в написании компьютерных программ. Устная часть предполагает ответы два вопроса по прослушанным в рамках лекций темам, а также вопросам, предлагавшимся для изучения в рамках самостоятельной работы.
Максимальная оценка за каждое из двух практических заданий — 35 баллов. Такая оценка может быть получена, если студент способен развернуто описать алгоритм программы, а также пояснить назначение и синтаксис всех используемых команд.
Максимальная оценка за устную часть экзамена — 30 баллов, по 15 баллов за каждый вопрос.
Суммарный балл за экзамен имеет рейтинг 0,25 в итоговом оценивании. Семестровый рейтинг имеет вес 0,75.
Для успешного овладения профессионального модуля необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и лабораторные занятия
-все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
При подготовке к лабораторному занятию следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе;
-изучить конспект лекций по данной теме.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует закреплением материала, с использованием при необходимости соответствующих программных продуктов.
При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.