МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование и дизайн информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки09.02.07. специальность Информационные системы и программирование
Разработчик веб и мультимедийных приложений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план09_02_07_ИнфСистемыПрогр_веб-2021_9кл
Часов по учебному плану 134
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 32
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 12 12 38 38
Лабораторные 46 46 14 14 60 60
Сам. работа 14 14 18 18 32 32
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 2 2 2 2
Итого 86 86 48 48 134 134

Программу составил(и):
Преподаватель, Осыкин Д.А.;Преподаватель, Притула Ж.В.

Рецензент(ы):
Преподаватель, высшая к.к., Кочкин А.С.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование и дизайн информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. эконом. наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование совокупности знаний, умений и навыков об особенностях проектирования и разработки современных информационных систем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 5.1. Собирать исходные данные для разработки проектной документации на информационную систему.
ПК 5.2. Разрабатывать проектную документацию на разработку информационной системы в соответствии с требованиями заказчика.
ПК 5.6. Разрабатывать техническую документацию на эксплуатацию информационной системы.
ПК 5.7. Производить оценку информационной системы для выявления возможности ее модернизации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации;
основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
методы и средства проектирования, разработки и тестирования информационных систем;
систему стандартизации, сертификации и систему обеспечения качества продукции;
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ предметной области;
осуществлять выбор модели и средства построения информационной системы и программных средств;
проектировать и разрабатывать систему по заданным требованиям и спецификациям;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы;
определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы;
разработки документации по эксплуатации информационной системы;
проведении оценки качества и экономической эффективности информационной системы в рамках своей компетенции;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы проектирования информационных систем
1.1. Основные понятия и определения ИС. Жизненный цикл информационных систем. Лекции 5 1 ПК 5.7., ПК 5.6., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.2. Организация и методы сбора информации. Анализ предметной области. Основные понятия системного и структурного анализа. Лекции 5 1 ПК 5.1., ОК 02. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Постановка задачи обработки информации. Основные виды, алгоритмы и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации. Лекции 5 1 ПК 5.1., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.4. Основные модели построения информационных систем, их структура, особенности и области применения. Лекции 5 1 ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.5. Сервисно - ориентированные архитектуры. Анализ интересов клиента. Выбор вариантов решений. Лекции 5 1 ПК 5.7., ПК 5.2., ОК 02. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Методы и средства проектирования информационных систем. CASE-средства для моделирования деловых процессов (бизнес-процессов). Инструментальная среда – структура, интерфейс, элементы управления. Лекции 5 1 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.7. Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения. Лекции 5 1 ПК 5.6., ПК 5.1., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.8. Диаграммы IDEF0: диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO). Лекции 5 1 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.1., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.9. Работы (Activity). Стрелки (Arrow). Туннелирование стрелок. Нумерация работ и диаграмм. Каркас диаграммы. Лекции 5 1 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.1., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.10. Слияние и расщепление моделей. Лекции 5 1 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.1., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.11. Особенности информационного, программного и технического обеспечения различных видов информационных систем. Экспертные системы. Системы реального времени. Лекции 5 1 ПК 5.6., ОК 09. Л2.1, Л1.1
1.12. Оценка экономической эффективности информационной системы. Стоимостная оценка проекта. Классификация типов оценок стоимости: оценка порядка величины, концептуальная оценка, предварительная оценка, окончательная оценка, контрольная оценка. Лекции 5 1 ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 03. Л2.2, Л1.1
1.13. Основные процессы управления проектом. Средства управления проектами. Лекции 5 2 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 03. Л2.2, Л1.1
1.14. Практическая работа «Оценка экономической эффективности информационной системы» Лабораторные 5 4 ПК 5.7., ПК 5.1., ОК 03. Л2.2, Л1.1
1.15. Коллоквиум «Изучение устройств автоматизированного сбора информации» Лабораторные 5 2 ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 02. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Практическая работа «Анализ предметной области различными методами: контент-анализ, вебометрический анализ, анализ ситуаций, моделирование и др.» Лабораторные 5 6 ПК 5.7., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 02. Л2.2, Л1.1
1.17. Практическая работа «Разработка модели архитектуры информационной системы» Лабораторные 5 6 ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 01. Л2.1, Л1.1
1.18. Практическая работа «Обоснование выбора средств проектирования информационной системы» Лабораторные 5 6 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09. Л2.2, Л1.1
1.19. Практическая работа «Описание бизнес-процессов заданной предметной области» Лабораторные 5 4 ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 01. Л2.2, Л1.1
1.20. Тестирование по разделу «Основы проектирования информационных систем» Лабораторные 5 2 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09., ОК 02. Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Основы проектирования информационных систем Сам. работа 5 7 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Система обеспечения качества информационных систем
2.1. Основные понятия качества информационной системы. Национальный стандарт обеспечения качества автоматизированных информационных систем. Лекции 5 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
2.2. Международная система стандартизации и сертификации качества продукции. Стандарты группы ISO. Лекции 5 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
2.3. Методы контроля качества в информационных системах. Особенности контроля в различных видах систем Лекции 5 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
2.4. Автоматизация систем управления качеством разработки. Лекции 5 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
2.5. Обеспечение безопасности функционирования информационных систем Лекции 5 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.6. Стратегия развития бизнес-процессов. Критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов. Модернизация в информационных системах Лекции 5 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
2.7. Практическая работа «Построение модели управления качеством процесса изучения модуля «Проектирование и дизайн информационных систем»» Лабораторные 5 2 ПК 5.6., ОК 02. Л2.2, Л1.1
2.8. Коллоквиум «Стандарты качества информационных систем» Лабораторные 5 2 ПК 5.6., ОК 02. Л2.2, Л1.1
2.9. Практическая работа «Реинжиниринг методом интеграции» Лабораторные 5 4 ПК 5.6., ОК 02. Л2.2, Л1.1
2.10. Практическая работа «Разработка требований безопасности информационной системы» Лабораторные 5 2 ПК 5.6., ОК 02. Л2.2, Л1.1
2.11. Практическая работа «Реинжиниринг бизнес-процессов методом горизонтального и/или вертикального сжатия» Лабораторные 5 2 ПК 5.7., ПК 5.2., ОК 03. Л2.2, Л1.1
2.12. Практическая работа «Представление стратегии развития бизнес-процессов» Лабораторные 5 2 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 03. Л2.2, Л1.1
2.13. Тестирование по разделу «Система обеспечения качества информационных систем» Лабораторные 5 2 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09. Л2.2, Л1.1
2.14. Система обеспечения качества информационных систем Сам. работа 5 7 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Разработка документации информационных систем
3.1. Перечень и комплектность документов на информационные системы согласно ЕСПД и ЕСКД. Задачи документирования. Лекции 6 1 ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.2. Предпроектная стадия разработки. Техническое задание на разработку: основные разделы. Лекции 6 1 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.3. Построение и оптимизация сетевого графика. Лекции 6 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.4. Проектная документация. Техническая документация. Отчетная документация. Лекции 6 2 ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.5. Пользовательская документация. Маркетинговая документация. Лекции 6 2 ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.6. Самодокументирующиеся программы. Лекции 6 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.7. Назначение, виды и оформление сертификатов. Лекции 6 2 ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.8. Практическая работа «Проектирование спецификации информационной системы по индивидуальному заданию» Консультации 6 2 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.9. Практическая работа «Разработка общего функционального описания программного средства по индивидуальному заданию» Лабораторные 6 2 ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.10. Практическая работа «Разработка руководства по инсталляции программного средства по индивидуальному заданию» Лабораторные 6 2 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.11. Практическая работа «Разработка руководства пользователя программного средства по индивидуальному заданию» Лабораторные 6 6 ПК 5.6., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.12. Коллоквиум «Изучение средств автоматизированного документирования» Лабораторные 6 2 ПК 5.6., ПК 5.2., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.13. Тестирование по разделу «Разработка документации информационных систем» Лабораторные 6 2 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09. Л2.2, Л1.1
3.14. Разработка документации информационных систем Сам. работа 6 18 ПК 5.7., ПК 5.6., ПК 5.2., ПК 5.1., ОК 09., ОК 03., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, тесты) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9801

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена по итогам освоения дисциплины:
Тестовые задания:
1. Является ли полезность информации полностью объективным критерием?
a Верно
b Неверно
2. Каким образом при первом внедрении веб-сервисов организовали надёжный канал связи?
a Реализация протоколов шифрования
b Отдельный сетевой порт для связи
c Проверка на совместимость компьютеров
d Возможность прерывания канала связи
3. Процесс ____ предметной области в разработке информационных систем предполагает выделение основных и вспомогательных бизнес-процессов, которые призваны обеспечить производство продукта/услуги.
a анализа
b осознания
c выделения
d обработки
4. Выберите поле, не содержащееся в каркасе IDEF0.
a Автор
b Версия диаграммы
c Публикация
d Дата
e Статус
5. Возможно ли в IDEF0 сливать и расщеплять диаграммы?
a Верно
b Неверно
6. Верно ли, что структурный анализ - трансформация уже структурированных знаний об исходной предметной области в единую систему?
a Верно
b Неверно
7. _______ характеризует наличие дефектов ИС.
a Дефектабельность
b Дефектогенность
c Дефектоскопичность
8. Выберите области автоматизации менеджмента качества.
а Система
b Организация
c Система
d Управление
9. Выберите субхарактеристики переносимости.
a Анализируемость
b Адаптируемость
c Удобство замены
d Способность к сосуществованию
10. Стабильность - показатель, обратный трудозатратам на выполнение необходимых изменений.
a Верно
b Неверно
11. Входит ли ранжирование в список терминов национального стандарта ГОСТ Р ИСО/М ЭК 9126-93?
а Верно
b Неверно
12. В 8 разделе ТЗ при отсутствии государственных стандартов, определяющих требования к документированию элементов системы, описание этих элементов опускают.
a Верно
b Неверно
13. В контексте сетевого планирования и управления операция программы, для выполнения которой требуются затраты времени и ресурсов, называется ______ .
a заданием
b действием
c потоком
d работой
14. _____________ - совокупность аппаратного обеспечения, программного обеспечения и каналов связи, которая обрабатывает приходящую из разных источников информацию в соответствии с некими алгоритмами и выдает результаты обработки в виде документов, структур данных или управляющих воздействий.
a Компьютерная система
b Программная система
c Автоматизированная система
d Информационная система
15. Может ли пара событий в сетевом планировании определяться одинаковыми начальными и конечными событиями?
a Может при выполнении некоторых условий
b Может
c Не может
16. Какие диаграммы используются при описании процессов ИС?
a UML
b IDEF0
c ER-модель
17. Могут ли табличные процессоры выполнять функции баз данных?
a Верно
b Неверно
18. Верно ли, что ER-модель содержит детали реализации ИС?
a Верно
b Неверно
19. Являются ли сущности предметной области теми же сущностями, что используются при составлении логических моделей ИС?
a Верно
b Неверно
20. Верно ли, что хранение информации - это хранение структурированной и неструктурированной информации?
a Верно
b Неверно

Правильные ответы:
1 - b
2 - b
3 - a
4 - b
5 - a
6 - b
7 - a
8 - c
9 - a, b, d
10 - b
11 - a
12 - b
13 - d
14 - c
15 - c
16 - a, b
17 - a
18 - b
19 - a
20 - b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения экзамена:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.

Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом, который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rэкз.

Пример оценочного средства: Итоговое тестирование «Итоговый тест» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=521716 (Ссылка на тест в электронном курсе дисциплины)

Критерии оценивания:
1) Оценка за первый блок представляет собой индивидуальную рейтинговую оценку студента по дисциплине (Rтек). Текущий рейтинг студента Rтек, вычисленный перед началом сессии, называется семестровым рейтингом студента и обозначается в технологической карте по дисциплине Rсем. За выполнение первого блока заданий студент может получить максимум 100 баллов. Экзамен «автоматом» выставляется студенту при достижении им Rсем рейтинга 50 баллов и более.
2) Второй блок представляет собой тест множественного выбора, состоящий из 20 вопросов. Студент может получить максимум 20 первичных баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). В тесте встречаются вопросы с выбором одного варианта ответа, выбором нескольких вариантов ответов и вопросы открытого типа. В вопросах с выбором одного ответа, студент либо выбирает правильный ответ и получает 1 балл, либо выбирает неправильный ответ и получает 0 баллов. В вопросах с выбором нескольких вариантов ответов, при выборе всех правильных ответов, студент получает 1 балл. Если выбирает не все правильные ответы, то начисленный балл рассчитывается исходя из процента указанных правильных ответов. Если же при выборе правильных ответов, будут выбраны и неправильный ответ, то за выбор неправильного ответа начисляется штраф в размере той доли баллов, которую занимает ответ - например, если в вопросе было 4 варианта ответа, то указание одного неправильного ответа лишит студента 25% баллов за этот вопрос. Всего в банке тестовых заданий 126 тестовых задания. На выполнение теста отводится 35 минут. При прохождении теста студент может пропустить вопросы в случае возникновения трудностей и вернуться в оставшееся время.

Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов

Итоговый рейтинг складывается из выполнения 1-го и 2-го блоков заданий. Правило вычисления итогового рейтинга Rитог = Rсем + 0,2 ·Rэкз
Общая суммарная оценка за весь курс составляет максимум 100 баллов.

Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично): 85-100
4 (хорошо): 70-84
3 (удовлетворительно): 50-69
2 (неудовлетворительно): 0-49
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зараменских, Е. П. Информационные системы: управление жизненным циклом: учебник и практикум для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гниденко И.Г., Павлов Ф.Ф., Федоров Д.Ю. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие для СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Проектирование и дизайн информационных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
OC Linux
Приложения LibreOffice
7-Zip
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного овладения профессионального модуля необходимо выполнять следующие требования:
-посещать все лекционные и лабораторные занятия
-все рассматриваемые на лекциях и лабораторных занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
-обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или лабораторных занятиях;
-в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями, учебниками и учебными пособиями. Рекомендуемый перечень литературы приведен в рабочей программе.
Запись лекции одна из основных форм активной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки.
При подготовке к лабораторному занятию следует:
-внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
-определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе;
-изучить конспект лекций по данной теме.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует закреплением материала, с использованием при необходимости соответствующих программных продуктов.
При реализации дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении лабораторных занятий: работа в малых группах, моделирование производственных процессов и ситуаций.