МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы банковской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.06. специальность Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_06_Финансы-2023_9кл
Часов по учебному плану 42
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 42 42 42 42

Программу составил(и):
Препод., Шаромова Евгения Александровна

Рецензент(ы):
Препод., Дьякова Елена Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Основы банковской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
Финансы Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рабочая программа учебной дисциплины «Основы банковского дела» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по 38.02.06 «Финансы», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 февраля 2018 года № 65. Дисциплина «Основы банковского дела» входит в вариативную часть общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
ПК 2.1. Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов;
ПК 2.3. Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.· сущность банков, их функции и роль в экономике;

· структуру кредитной и банковской системы и классификацию банковских операций;

· цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

· порядок участия ЦБ РФ в разработке и реализации денежно – кредитной политике, механизм денежно – кредитного регулирования;

· организацию деятельности лизинговых и факторинговых компаний, виды и участники
3.2.Уметь:
3.2.1.· ориентироваться в нормативно – правовых документах в банковской сфере;

· осуществлять поиск и анализ информации по денежно – кредитному регулированию, валютному регулированию и валютному контролю, взаимодействию ЦБ РФ с финансовыми органами;

· оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями;

· оценивать проблемы и перспективы развития услуг кредитно – финансовых институтов в российской экономике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды банковских операций и принципы их осуществления
1.1. Правовые основы осуществления банковских операций Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2, Л2.1
1.2. Банки как субъекты правовых отношений в кредитно-финансовой сфере. Законы, определяющие и регулирующие банковскую деятельность. Банк России. Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.1, Л2.1
1.3. Классификация и характеристика банковских операций Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2, Л2.1
1.4. Понятие банковского продукта. Свойства банковских услуг. Классификация и виды банковских операций. Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2, Л2.1
1.5. Финансовые результаты деятельности кредитной организации Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2, Л2.1
1.6. Понятие доходов и прибыбли кредитной организации. Понятие рентабельности. Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Налично-денежные операции кредитной организации
2.1. Налично-денежные операции и функциональные возможности банковских карт Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.1
2.2. Понятие и виды банковских карт, области их применения Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2, Л2.1
2.3. Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2, Л2.1
2.4. Деятельность бакновских работников с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.1
Раздел 3. Депозитные и кредитные операции банков
3.1. Операции по вкладам физических лиц Лекции 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2
3.2. Виды и классификация вкладов физических лиц. Порядок оформления вкладов. Расчет процентов по вкладам Практические 4 4 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.1, Л2.1
3.3. Кредитный портфель коммерческого банка Лекции 4 4 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.2
3.4. Кредитование физических и юридических лиц коммерческими банками Практические 4 2 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Подгтовка презентаций Сам. работа 4 6 ОК 01., ОК 02., ПК 2.1., ОК 10. , ОК 11. , ПК 2.3. Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (тесты, практические задания, вопросы для подготовки) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания
1. Как в начале 19 века назывались банки, которые выполняли все экономические операции:
А) коммерческие;
Б) сберегательные;
В) государственные;
Г) социальные.
2. Основной высший орган в управлении коммерческого банка является:
А) собрание акционеров;
Б) наблюдательный совет;
В) правление;
Г) председатель банка.
3. На величину процентной ставки влияют:
А) учетная ставка НБУ;
Б) уровень инфляции;
В) срок ссуды;
Г) все варианты верны.
4. Что такое срочные вклады:
А) они предназначены для осуществления текущих расчетов;
Б) это денежные средства, помещенные в банк на строго оговоренный срок;
В) это специальным образом оформленные финансовые документы, предоставление которых необходимо для реализации выраженных в них прав;
Г) это денежные средства в наличности безналичной форме, в национальной или иностранной валюте, переданные в банк их собственниками или третьими лицами по поручению или за счет собственника для хранения на определенный срок.
5. Сколько уровней в банковской системе России:
А) 1;
Б) 2;
В) все ответы не верны;
Г) 3.
6. К банковским рискам относится:
А) кредитный;
Б) процентный риск;
В) валютный;
Г) все ответы правильные.
7. Элементы денежной системы:
А) денежная единица;
Б) валютная система;
В) банковская система.
8. Ссудный процент – это:

А) долг заемщика кредитору;
Б) сумма кредита, которую заемщик обязан вернуть кредитору;
В) плата за кредит;
Г) прибыль банка.

9. К активным операциям банка относится:

А) выдача кредитов;
Б) прием вкладов;
В) накопление прибыли;
Г) создание резервов.

10. К пассивным операциям относится:

А) предоставление ссуд;
Б сделки с недвижимостью;
В) прием вкладов;
Г) операции с ценными бумагами.

Правильные ответы:
1. б
2. а
3. г
4. б
5. б
6. г
7. а
8. в
9. а
10. в

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Практическое задание

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если задания выполнены на 85% и более;
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если задания выполнены на 70-84%;
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 50-69%;
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если задания выполнены на 49% и менее.

Примерные вопросы для опроса:
Вопросы
1. Происхождение и сущность банков. Роль банков в экономике.
2. Функции банков.
3. Законодательные основы деятельности банков в России.
4. Банковская система России: этапы формирования, структура и тенденции развития.
5. Реформирование банковской системы России на современном этапе.
6. Банк России: статус, функции, организационная структура. Закон «О Центральном банке Р. Ф. (Банке России)».
7. Роль Банка России в осуществлении регулирования и надзора за банковской деятельностью.
8. Организационная структура банка. Порядок регистрации и лицензирования деятельности банка.
9. Ресурсы банка. Пассивные операции банков.
10. Депозитные операции и депозитная политика банков.
11. Основные показатели деятельности банков. Рейтинг банков.
12. Платежная система России. Структура платежного оборота.
13. Кассовые операции банков.
14. Кредит: сущность, функции и формы.
15. Основные способы кредитования.
16. Условия кредитного договора. Порядок его оформления.

- 85-100 баллов (оценка «отлично») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 полное раскрытие вопроса;
 указание точных названий и определений;
 правильную формулировку понятий и категорий;
 собственные выводы;
 полные ответы на дополнительные вопросы.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие вопроса;
 несущественные ошибки в определении понятий и категорий, формулах, выводах и т. п., кардинально не меняющих суть изложения;
 отвечает на дополнительные вопросы.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 общее направление изложения лекционного материала;
 наличие достаточного количества несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, выводах;
 отвечает на дополнительные вопросы с большими затруднениями.
- 0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») выставляется студенту, если он продемонстрировал:
 не раскрытие темы;
 большое количество существенных ошибок;
 отсутствие выводов;
 не отвечает на дополнительные вопросы

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Формой промежуточной аттестации является зачет (дифференцированный). Студенты должны показать умение использовать знания, полученные на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной подготовки.
Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к зачету целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень контрольных вопросов по курсу, содержащийся в учебной программе
Для сдачи зачета студент должен пройти тест и выполнить практическое задание. На подготовку ответа студенту отводится 45 минут.
1. В банковскую систему входят:

А) страховые компании, банки, инвестиционные фирмы;
Б) коммерческие банки;
В) Центральный эмиссионный банк и сеть коммерческих банков;
Г) Госбанк и государственные специализированные банки

2. ЦБ осуществляет:

А) эмиссию денег;
Б) операции с акционерными компаниями;
В) привлечение денежных сбережений населения;
Г) кредитование населения.

3. Увеличение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:

А) к снижению процентов по кредитам
Б) к увеличению процентов по кредитам
В) никак не скажется на ссудном проценте.

4. Уменьшение учётной ставки ЦБ, скорее всего, приведёт:

А) к снижению процентов по кредитам;
Б) к увеличению процентов по кредитам;
В) никак не скажется на ссудном проценте

5. Обслуживание государственного бюджета проводит:

А) инвестиционная компания.
Б) коммерческий банк;
В) государственный банк;

6. Центральный банк:

А) собирает налоги;
Б) хранит все наличные деньги;
В) обеспечивает устойчивость рубля.

7. Укажите в приведенном перечне основные функции коммерческого банка.

А) эмиссия денег
Б) выпуск ценных бумаг
В) осуществление кредитных операций
Г) установление официального курса национальной валюты
Д) прием вкладов от граждан и юридических лиц

8. Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

А) открытие и обслуживание пластиковых карт
Б) покупка и продажа валюты
В) выдача кредитов гражданам
Г) обслуживание счетов фирм
Д) назначение учётной ставки
Е) эмиссия денег

9. Сергей решил открыть своё дело и обратился в банк за предоставлением кредита на приобретение материалов. Какие ещё функции выполняют коммерческие банки? Выберите из приведённого списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

А) осуществление расчётов и платежей
Б) предоставление страховых услуг
В) приём вкладов
Г) регулирование денежного обращения
Д) денежная эмиссия
Е) поддержка курса национальной валюты

10. Кредит – это:

А) финансирование государственных экономических программ;
Б) привлечение денежных средств банками.
В) доверие кредитора заемщику;
Г) ссуды на условиях возвратности и платности;

11. Укажите основные условия выдачи кредита:

А) срочность
Б) выгодность
В) безвозмездность
Г) бессрочность
Д) платность
Е) возвратность

12. Ссудный процент – это:

А) долг заемщика кредитору;
Б) сумма кредита, которую заемщик обязан вернуть кредитору;
В) плата за кредит;
Г) прибыль банка.

13. К активным операциям банка относится:

А) выдача кредитов;
Б) прием вкладов;
В) накопление прибыли;
Г) создание резервов.

14. К пассивным операциям относится:

А) предоставление ссуд;
Б сделки с недвижимостью;
В) прием вкладов;
Г) операции с ценными бумагами.

15. Вид денежных средств, переданных владельцем на временное хранение в банк, с предоставлением ему права использования их для кредитования, называется:_____________

Правильные ответы
1. В
2. А
3. Б
4. А
5. В
6. В
7. БВД
8. ДЕ
9. АВ
10. Г
11. АДЕ
12. Г
13. А
14. В
15. депозитом, депозит
4. Примерные задания для зачета
Задача 1. В банке оформили два одинаковых вклада под один и тот же процент годовых на 3 года. По первому вкладу были проделаны следующие манипуляции: в конце первого года (после начисления процентов) со счета было снято 20 % от имеющейся там суммы, а в конце второго (после начисления процентов) доложено 30 % от имеющейся там суммы. По второму вкладу: в конце первого года (после начисления процентов) на счет было доложено 20 % от имеющейся там суммы, а в конце второго (после начисления процентов) снято 30 % от имеющейся там суммы. Определите, на каком из двух счетов в конце третьего года после проделанных действий оказалось больше денег? Найдите отношение суммы, находящейся на первом счете, к сумме, находящейся на втором счете.
Задание 2. В феврале женщина оформила в банке вклад на 4 года. Каждый год в ноябре банк начисляет на вклад 8 % . В декабре первого года пользования услугами данного банка женщина решила купить квартиру и сняла для этой цели со своего счета 8 млн. рублей. Ровно через два года она продала эту квартиру и сразу же вернула на счет в банке те же 8 млн. рублей. Определить, сколько рублей потеряла по истечении срока действия вклада из-за подобных действий эта женщина.

Критерии оценивания:
- 85-100 баллов (оценка «отлично») ставится, если студент строит ответ логично в соответствие с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает способность анализа в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках рабочей программы дисциплины и дополнительных источников информации. Задание выполнено верно.
- 70-84 баллов (оценка «хорошо») ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках рабочей программы дисциплины и дополнительных источников информации. Задание выполнено верно.
- 50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. Задание выполнено с замечаниями.
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. Задание не выполнено.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дыдыкин А. В. ; Под ред. Чалдаевой Л. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для СПО М: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
Л1.2 В.А.Боровкова Банковское дело. Часть 1: Учебник и практикум для СПО М:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Банковское дело: журнал М. - ООО Агентство Информбанк, elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
121Н кабинет инженерных систем гостиницы и охраны труда; кабинет прикладной геодезии и экологического картографирования; кабинет организации деятельности сотрудников службы обслуживания и эксплуатации номерного фонда; полигон геодезический – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных места; рабочее место преподавателя; трибуна; меловая передвижная доска – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart); оборудование: нивелир оптический VEGA; теодолит VEGA электронный; помещение для хранения оборудования и туристического снаряжения; тематические плакаты.
204Н кабинет организации деятельности службы бронирования; кабинет организации деятельности сотрудников службы приема, размещения и выписки гостей; тренинговый кабинет Служба приема и размещения гостей; тренинговый кабинет Служба бронирования гостиничных услуг – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; туристическая карта Алтайского края; стойка регистрации (ресепшн): настенные часы – 4 ед.; стеллаж для регистрационных карточек; стеллаж для документов; сейф; детектор валют; лотки для бумаги; раздаточные дидактические материалы.
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы
414Н кабинет истории; кабинет основ философии - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; карты по истории, раздаточные материалы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Основы банкоской деятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач).
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; федеральными законнами, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины,
Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо:
- ознакомиться с конспектом лекций, а также по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует подобрать и использовать нормативно- правовые акты и материалы правоприменительной практики, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- при подготовке к практическим занятиям следует ознакомиться, а при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради по освоению дисциплины;
При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии.
Самостоятельная работа студентов предполагает:
- работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
- составление конспектов по темам;
- решение задач выданных на практических занятиях;
- подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
- выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
- подготовка и написание рефератов, сообщений;
- выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечнь вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов.