МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тактико-специальная подготовка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройГуманитарное отделение
Направление подготовки40.02.02. специальность Правоохранительная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план40_02_02_ПравоохрДеятельность-2020_9кл
Часов по учебному плану 232
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 40 40 40 40
Практические 104 104 104 104
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 232 232 232 232

Программу составил(и):
Препод., Кирпиков Серегей Владимирович

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Машлякевич Вячеслав Андреевич

Рабочая программа дисциплины
Тактико-специальная подготовка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509)

составлена на основании учебного плана:
40.02.02 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономиечский
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Гуманитарное отделение

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аношкина Людмила Анатольевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины "Тактико-специальная подготовка" по специальности 40.02.02 "Правоохранительная деятельность" являются:
формирование у обучающегося комплекса теоретических знаний,
практических умений и навыков, необходимых для выполнения оперативно-служебных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.
ОК 9 Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 11 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 14 Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.
ПК 1.5 Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6 Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.
ПК 1.7 Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.8 Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.12 Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- организационно-правовые основы и тактику деятельности сотрудников правоохранительных органов в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время;
-задачи правоохранительных органов в системе гражданской обороны и в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-основы инженерной и топографической подготовки
-тактику индивидуальных и групповых действий в процессе выполнения оперативно-служебных задач с применением и использованием оружия;
-организационно-правовые и тактические основы обеспечения законности и правопорядка, охраны общественного порядка;
-основные правила и порядок подготовки и оформления документов.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать оперативно-служебные задачи в составе нарядов и групп;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-читать топографические карты, проводить измерения и ориентирование по карте и на местности, составлять служебные графические документы;
-обеспечивать безопасность: личную, подчиненных, граждан;
-использовать огнестрельное оружие;
-обеспечивать законность и правопорядок;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.выполнения оперативно-служебных задач в соответствии с профилем деятельности правоохранительного органа в условиях режима чрезвычайного положения, с использованием специальной техники, вооружения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Топографическая подготовка сотрудников ОВД местность как элемент оперативной обстановки
1.1. Местность как элемент оперативной обстановки. Топографические карты и их содержание Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Местность как элемент оперативной обстановки. Топографические карты и их содержание Сам. работа 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Местность как элемент оперативной обстановки. Топографические карты и их содержание Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Ориентирование на местности по карте и без карты при решении оперативно-служебных задач Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Ориентирование на местности по карте и без карты при решении оперативно-служебных задач Сам. работа 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.6. Ориентирование на местности по карте и без карты при решении оперативно-служебных задач Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Системы координат и основные способы целеуказаний, применяемые в ОВД Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.8. Графические служебные документы применяемые в ОВД Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.9. Графические служебные документы применяемые в ОВД Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
1.10. Графические служебные документы применяемые в ОВД Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Действия сотрудников ОВД в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
2.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Оружие массового поражения его поражающие факторы Основы организации и ведения радиационного и химического наблюдения в ОВД Сам. работа 5 8 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Методика оценки радиационной и химической обстановки. Основы организации и ведения радиационного и химического наблюдения в ОВД. Способы и средства защиты от поражающих факторов ОМП и ЧС природного и техногенного характера Сам. работа 5 8 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Гражданская оборона и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Тактическая подготовка сотрудников ОВД
3.1. Инженерное оборудование местности при выполнении оперативно-служебных задач Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Инженерное оборудование местности при выполнении оперативно-служебных задач Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Инженерное оборудование местности при выполнении оперативно-служебных задач Практические 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Взрывчатые вещества взрывные устройства и средства взрывания, используемые при совершении преступлений Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Взрывчатые вещества взрывные устройства и средства взрывания, используемые при совершении преступлений Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.6. Взрывчатые вещества взрывные устройства и средства взрывания, используемые при совершении преступлений Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.7. Действия сотрудников ОВД при обнаружении взрывных устройств Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.8. Действия сотрудников ОВД при обнаружении взрывных устройств Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.9. Действия сотрудников ОВД при обнаружении взрывных устройств Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.10. Виды и действия служебных нарядов по охране общественного порядка Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.11. Виды и действия служебных нарядов по охране общественного порядка Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.12. Виды и действия служебных нарядов по охране общественного порядка Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.13. Виды и действия служебных нарядов по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.14. Виды и действия служебных нарядов по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.15. Виды и действия служебных нарядов по розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Деятельность ОВД в особых условиях
4.1. Основы специальной операции Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.2. Основы специальной операции Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.3. Основы специальной операции Практические 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.4. Планирование действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.5. Планирование действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.6. Планирование действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.7. Организация управления и взаимодействия в специальной операции Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.8. Организация управления и взаимодействия в специальной операции Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.9. Организация управления и взаимодействия в специальной операции Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.10. Обеспечение действий сил и средств ОВД при чрезвычайных обстоятельствах Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.11. Обеспечение действий сил и средств ОВД при чрезвычайных обстоятельствах Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.12. Обеспечение действий сил и средств ОВД при чрезвычайных обстоятельствах Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.13. Организация и проведение спец.операции по пресечению массовых беспорядков Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.14. Организация и проведение спец.операции по пресечению массовых беспорядков Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.15. Организация и проведение спец.операции по пресечению массовых беспорядков Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.16. Организация и проведение спец. операций по пресечению угона транспортных средств Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.17. Организация и проведение спец. операций по пресечению угона транспортных средств Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.18. Организация и проведение спец. операций по пресечению угона транспортных средств Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.19. Организация и проведение спец.операции по освобождению заложников. Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.20. Организация и проведение спец.операции по освобождению заложников. Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.21. Организация и проведение спец.операции по освобождению заложников. Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.22. Особенности спец.операций по пресечению деятельности банд и незаконных вооруженных формирований Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.23. Особенности спец.операций по пресечению деятельности банд и незаконных вооруженных формирований Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.24. Особенности спец.операций по пресечению деятельности банд и незаконных вооруженных формирований Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.25. Особенности действий ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения Лекции 5 2 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.26. Особенности действий ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения Сам. работа 5 4 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1
4.27. Особенности действий ОВД по обеспечению режима чрезвычайного положения Практические 5 6 ПК 1.12, ПК 1.8, ПК 1.7, ПК 1.6, ПК 1.5, ОК 14, ОК 11, ОК 9, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные маетриалы для текущего контроля экзамен размещены на онлайн-курсе на образовательно портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9110

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Пример вопросов для тестирования:
вопрос 1 Тактико-специальная подготовка это-
• Оба варианта ответа правильные
• обучение личного состава подразделений, частей и учреждений специальных войск и тыла действиям в бою; один из ведущих предметов боевой подготовки
• составная часть общей профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и включает в себя комплекс специальных учебных дисциплин, изучающих теорию и практику оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в особых условиях
Вопрос 2 Тактические свойства местности это
• -совокупность элементов местности (рельефа, растительного покрова, путей сообщения и др.), оказывающих влияние на боевые действия войск. К основным Т. с. м. относят: условия зашиты войск от ОМП и других средств поражения, условия ведения огня, маскировки, наблюдения и ориентировання, а также проходимости вне дорог
• совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития
• Все расположенные на земной поверхности объекты, созданные природой, за исключением рельефа, или трудом человека, подразделяемые по признаку однородности их военного и хозяйственного значения
Вопрос 3 К основным тактическим свойствам относятся
• все ответы правильные
• проходимость местности, её защитные свойства, условия ориентирования, условия наблюдения,
• маскирующие свойства, условия ведения огня, условия инженерного оборудования местности
вопрос 4 топографическая карта это
• основной графический документ о местности, содержащий точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа
• совокупность показанных на карте топографических элементов местности и их количественных и качественных характеристик
• совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведениях содержащихся на местности

Вопрос 5 Бактериологическое (биологическое) оружие – это
• боеприпасы и приборы, поражающее действие которых основано на использовании болезнетворных свойств микроорганизмов и токсичных продуктов их жизнедеятельности. БО предназначено для массового поражения людей, сельскохозяйственных животных, посевов сельскохозяйственных культур, порчи продовольствия, кормов , оборудования и подрыва тем самым экономического потенциала государства
• устройства, предназначенные для осуществления взрывного процесса освобождения токсических веществ. Боеприпасы подразделяют на: головные части (боевые блоки) ракет, крылатых ракет, боевые заряды торпед, авиационные бомбы, артиллерийские заряды и мины
• оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ
Вопрос 6 Целеуказание это
• точное указание места расположения цели, позволяющее найти её по ориентирам на местности или по топографической карте
• обнаружение объекта противника, его обозначение на карте для поражения и последующая передача информации на пункт управления огнем
• оба варианта ответа правильные
Вопрос 7 Чрезвычайная ситуация это
• обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей
• неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде
• неблагоприятное обстоятельство, которое представляет собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которого невозможно без применения чрезвычайных мер
Вопрос 8 Тротил (ВВ нормальной мощности)
• основное бризантное ВВ, применяемое для подрывных работ и снаряжения большинства боеприпасов. Он представляет собой кристаллическое вещество от светло-желтого до светло-коричневого цвета, горьковатое на вкус
• основное бризантное ВВ, применяемое для подрывных работ и снаряжения большинства боеприпасов. Он представляет собой кристаллическое вещество от белого до светло-серого
• кристаллическое вещество ярко-желтого цвета без запаха, солоноватое на вкус. Тетрил негигроскопичен и нерастворим в воде, достаточно легко прессуется
Вопрос 9 Тетрил (ВВ повышенной мощности)
• кристаллическое вещество ярко-желтого цвета без запаха, солоноватое на вкус, негигроскопичен и нерастворим в воде, достаточно легко прессуется
• основное бризантное ВВ, применяемое для подрывных работ и снаряжения большинства боеприпасов. Он представляет собой кристаллическое вещество от светло-желтого до светло-коричневого цвета, горьковатое на вкус
• кристаллическое вещество белого цвета без запаха, солоноватое на вкус, гигроскопичен и растворим в воде, достаточно легко прессуется
вопрос 10 Территориальная оборона это
• мероприятия и действия по защите населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также введению и поддержанию режимов чрезвычайного положения и военного положения
• создается в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоит их звеньев, соотвествующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяется положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами государственной власти субъектов РФ
• контролируемая территория вокруг промышленного предприятия, выделенная для того, чтобы обеспечить соответствующее расстояние между технологическими установками и местами, которые используются, и в которые имеет доступ проживающее вблизи население с целью недопущения опасных воздействий на людей в случае возникновения источников чрезвычайных ситуаций
Вопрос 11 Секрет это
• служебный наряд численностью не менее трех человек, выставляется для скрытной охраны объекта или расположения своих сил в местах вероятного появления преступников
• важнейший вид служебного наряда, деятельность которого ведется в любых условиях обстановки в целях добывания разведывательных сведений о противнике
• служебный наряд для проведения тактической разведки, призванной обеспечить командиров данными для подготовки и успешного ведения боевых действий
Вопрос 12 Инженерная подготовка это
• один из наиболее важных предметов боевой подготовки и имеет целью обучить личный состав приемам и способам выполнения задач инженерного обеспечения, действиям подразделений в различных условиях боевой обстановки.
• обучение личного состава подразделений, частей и учреждений специальных войск и тыла действиям в бою; один из ведущих предметов боевой подготовки
• обучение военнослужащих применению штатного оружия для поражения различных целей
вопрос 13 Разведка местности это
• неотъемлемая составная часть тактической разведки, призванной обеспечить командиров данными для подготовки и успешного ведения боевых действий
• важнейший вид боевого обеспечения. Она ведется в любых условиях обстановки в целях добывания разведывательных сведений о противнике и местности
• разведка противника и местности в районе выполнения служебно-боевых задач, проводимая командиром (начальником) или офицерами штаба
вопрос 14 Рекогносцировка это
• разведка противника и местности в районе выполнения служебно-боевых задач, проводимая командиром (начальником) или офицерами штаба
• важнейший вид боевого обеспечения. Она ведется в любых условиях обстановки в целях добывания разведывательных сведений о противнике и местности
• составная часть тактической разведки, призванной обеспечить командиров данными для подготовки и успешного ведения боевых действий
вопрос 15 Радиоактивное загрязнение это
• наличие или распространение на поверхности земли, в атмосфере и воде либо на продуктах питания, кормах для животных, пищевом сырье и других предметах радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, оказывающих опасное воздействие на жизнь и здоровье людей и другие живые организмы
• воздействие ионизирующих излучений на различные объекты. Поражающее действие радиоактивного облучения на человека обусловлено способностью гамма-, бета-, альфа-излучений и нейтронов ионизировать молекулы живых тканей, в результате чего нарушается нормальный обмен веществ и жизнедеятельность клеток
• оба варианта ответа правильные
вопрос 16 Пункт управления гражданской обороны
• специально оборудованное защитное сооружение, помещение, транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление гражданской обороной
• специально подготовленное и оснащенное место, с которого осуществляется руководство силами и средствами в особых условиях при чрезвычайных ситуациях и чрезвычайных обстоятельствах
• Оба варианта ответа правильные
вопрос 17 Рабочая карта это
• топографическая (специальная) карта, на которой командир (начальник, офицер штаба, службы) с помощью условных знаков и сокращенных обозначений отображает обстановку и ее изменения в ходе выполнения служебно-боевых задач.
• общегеографическая карта универсального назначения, подробно изображающая местность
• оба варианта ответа правильные
вопрос 18 План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
• комплекс заблаговременно разработанных и взаимосвязанных социально-экономических, нженерно-технических, организационных и специальных мероприятий в области защиты населения, объектов экономики и окружающей природной среды от стихийных и экологических бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, а также от воздействия современных средств поражения
• комплекс заблаговременно разработанных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с изображением на плоскости (бумаге) в крупном масштабе какого-либо объекта или небольшого участка местности с полным сохранением их подобия и очертаний
• оба варианта ответа правильные
вопрос 19 Поисковая группа это
• служебный наряд, высылаемый для поиска, преследования и задержания преступников. Численный состав зависит от характера поставленной задачи, может быть от отделения до взвода; в нее включается радист с радиостанцией и инструктор с розыскной собакой
• служебный наряд численностью не менее трех человек, создается для скрытного поиска преступника в местах вероятного появления
• важнейший вид служебного наряда, деятельность которого ведется в любых условиях обстановки в целях добывания разведывательных сведений о противнике
вопрос 20 Патруль это
• подвижной наряд, состоящий из двух или нескольких сотрудников ОВД и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования
• служебный наряд, высылаемый для поиска, преследования и задержания преступников. Численный состав зависит от характера поставленной задачи, может быть от отделения до взвода; в нее включается радист с радиостанцией и инструктор с розыскной собакой
• служебный наряд численностью не менее двух человек, создается для поиска преступника в местах вероятного появления
1 вариант 2 вариант
1 Б 1 А
2 В 2 А
3 В 3 Б
4 Б 4 Б
5 В 5 В
6 В 6 В
7 Б 7 Б
8 В 8 В
9 В 9 В
10 В 10 Б
11 Б 11 В
12 В 12 А
13 А 13 А
14 А 14 В
15 В 15 Б
16 А 16 Б
17 А 17 А
18 В 18 В
19 А 19 Б
20 Б 20 В

Перечень примерных теоретических вопросов для подготовки к экзамену
1. Действия МЧС и ОВД при чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями на АЭС.
2. Действия МЧС и ОВД при чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами.
3. Действия МЧС и ОВД при чрезвычайных ситуациях, связанных с химическим загрязнением окружающей среды.
4. Действий сил ОВД и МЧС для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
5. Общие правила чтения топографических карт.
6. Тактика действия нарядов полиции в составе заслона при блокировании вооруженного преступника.
7. Правовые основы применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в условиях ЧС.
8. Содержание и характер задач, выполняемых при введении чрезвычайного положения.
9. Силы и средства, привлекаемые к их выполнению специальных операций
10. Тактические способы действий ОВД в специальной операции по пресечению массовых беспорядков
11. Характеристика тактических свойств местности.
12. Виды топографических карт.
13. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация, причины возникновения, последствия.
14. Действия патрульно-постовых нарядов по охране общественного порядка во время ЧС.
15. Варианты ведения специальной операции по освобождению заложников. Факторы, оказывающие влияние на ее проведение.
16. Особенности ведения операции по задержанию вооруженных преступников, передвигающихся на автотранспорте
17. Способы измерения расстояний по карте по прямым и извилистым линиям.
18. Процессуальное обеспечение специальной операции. Группы, оздаваемые для проведения следственных действий. Их назначение, состав и порядок действий.
19. Правила разработки и оформления графических служебных документов.
20. Специальная операция, ее цели и задачи. Чем достигается успех в операции
21. Способы ориентирования на местности. Способы разведки местности.
22. Мероприятия, осуществляемые ОВД в ходе проведения специальной операции и их характеристика.
23. Силы и средства ОВД, привлекаемые к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. Классификация групп оперативно-служебного применения.
24. Тактические способы действий ОВД в специальной операции по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников.
25. Группы оперативно-служебного применения ОВД, принимающие участие в обеспечении режима чрезвычайного положения. Их назначение и тактика действий.
26. Понятие, цели и задачи тактико-специальной подготовки.
27. Поиск и обезвреживание взрывных устройств самодельного и промышленного изготовления
28. Индивидуальные средства защиты личного состава, выполняющего работы по уничтожению взрывных устройств.
29. Тактические способы действий розыскных нарядов при обнаружении и задержании вооруженных преступников.
30. Способы ориентирования на местности при выполнении оперативно-служебных задач.
31. Тактика действий подразделений (нарядов) ОВД при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Для проверки умений студента в билете содержится одно практическое задание из следующих:
Ситуация 1.
Задача Из исправительного учреждения ИУ-2 Красноярского края совершили побег 10 человек, осужденных за тяжкие преступления. В этот же день после совершения побега преступники совершили налет на воинскую часть. Завладели 10 автоматами АК-74У, 5 гранатами типа РГД-5 и Ф-1, 5 –ю магазинами с патронами от АК 74, взяли в заложники двух военнослужащих. Оружие и заложников преступники поместили в захваченный автомобиль ГАЗ-66 и скрылись в направлении г. Канск, передвигаясь по автомобильной трассе Ачинск-Канск
Задание:
-сформируйте моторизованную колонну для совершения марша в район спецоперации и опишите порядок совершение марша
-назовите и сформируйте боевые группы для проведения спецоперации по задержанию преступников
-отобразите на схеме расположение боевых подгрупп при проведении спецоперации.

Ситуация 2.
Вычертить условными знаками (задание 2) в масштабе 1:10000 участок местности (800 х 800м) по следующему описанию:

Грунтовая улучшенная дорога шириной 6 м тянется с севера на юг. Вдоль нее с восточной стороны тянется линия связи . С этой дорогой (по середине) перекрещивается грунтовая дорога, идущая под азимуту 400. В 200 м к западу от перекрестка дорог находится опушка смешанного леса (ель и березы достигают высоты 15 м, диаметр стволов деревьев 30 см, расстояние между деревьями 3 м) и дом лесника. От дома лесника к перекрестку грунтовых дорог ведет полевая дорога.

Ситуация 3. В дежурную часть УМВД России поступило сообщение о стрельбе в одной из школ города Энска, мужчина вооруженный АК-47 ведет огонь по школьникам и учителям, по непроверенным данным удерживает в заложниках несколько человек.
Опишите порядок организации управления и взаимодействия при проведении специальной операции в данной ситуации.

Ситуация 4. Составить алгоритм действия сотрудников по предложенной ситуации. Преступники в количестве до 50 человек вооружены автоматическим оружием, на автомашинах УАЗ-469 и УрАЛ-4320 должны двигаться в направлении «Автовокзала-Северный».
При выполнении задания дать характеристику следующим действиям командира:
- суметь поставить задачу подчиненным; суметь принять решение;
- руководить подчиненными; перед передвижением произвести рекогносцировку местности.
- организовать линию обороны для отделения (взвода);
- оформить графическую часть принятого решения командира - составить схему оборонительных и защитных сооружений, различных видов заграждений на подступах к зданию

Ситуация 5. В ДЧ ОП№ 5 УМВД России по г. Барнаулу поступило сообщение о незаконной порубке деревьев в районе шоссе «Ленточный бор». Прибыв на место преступления, в бору был обнаружен участок со срубленными деревьями породы «сосна». При составлении план-схемы осмотра места происшествия следователю необходимо указать стороны горизонта.
1 Какими способами следователь может определить стороны горизонта?
2 Какой способ определения сторон горизонта наиболее точный?

Ситуация 6. В дежурную часть ОП № 1 УМВД России по г. Барнаулу поступило сообщение об угоне автомобиля. Прибывшие на место происшествия сотрудники полиции составили план-схему данного происшествия на тетрадном листе. Участвующие при осмотре лица отказались от подписи на данной план-схеме, сославшись на то, что она оформлена не на белом листе бумаги формата А4.
1Выдержанны ли в данном случае требования к оформлению графических служебных документов?
2 Каков порядок составления графических документов?

Ситуация 7. При проверке руководством ГУВД по г. Барнаулу опорного пункта полиции ОП №4 УМВД России по г. Барнаулу, участковым уполномоченным было сделано замечание об отсутствии графических служебных документов, как в помещении опорного пункта, так и в их проверочных материалах. На что УУП ответили, что у них есть карта алтайского края и г. Барнаула.
1 Является ли указанная карта служебным графическим документом?
2 Какие есть виды служебных графических документов?
3 Каково назначение служебных графических документов?
4 Каковы требования, предъявляемые к графическим документам?
Ситуация 8. В связи с захватом АЭС в городе N, для обеспечения безопасности был введен специальный административно-правовой режим. Каковы будут первоначальные действия сотрудников полиции? В чем заключаются главные задачи сотрудников полиции в данной ситуации? В чем заключаются особенности выполнения своих должностных обязанностей сотрудников полиции в условиях специальных- административно-правовых режимов?
Ситуация 9. В черте города с населением 200 тыс. человек на территории завода по производству аммиака, по причине неисправности оборудования произошел выброс химических веществ. В результате выброса произошло загрязнение химическими веществами атмосферы воздуха над территорией завода. Возникла угроза распространения химических веществ по всему городу.
1Дайте характеристику полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций связанных с химическим заражением.
2 Охарактеризуйте действия МЧС, ГО ЧС, ОВД( нарядов полиции) и других служб при химическом загрязнении атмосферы( чрезвычайной ситуациях природного характера)
Ситуация 10. На территории нефтеперерабатывающего завода произошло возгорание емкости с горючесмазочными материалами. В результате пожара возникла угроза взрыва нефтепродуктов на территории завода с последующим выходом ситуации из под контроля и распространением пожара на территорию прилегающего города с населением 80 тыс. человек.
1 Дайте характеристику полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
2 Охарактеризуйте действия МЧС и ОВД при пожарах
3 Составьте план действий сил ОВД и МЧС для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации
Ситуация 11. 10 апреля 2021 года в поселке Затон поднялся уровень воды и началось затопление жилых домов.
Каковы будут первоначальные действия сотрудников ОВД? Какие службы и для каких целей будут привлекаться в данном случае? Какова роль, место и задачи органов внутренних дел в Гражданской обороне и Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? Что такое половодье? Какие бывают поражающие факторы наводнения? Что понимается под паводком?
Составьте план действий ОВД по обеспечению общественного порядка на подтопленной территории.
Ситуация 12. Группа вооруженных преступников произвела захват здания школы, преступники потребовали выплатить 100000000 и предоставить автобус для беспрепятственного выезда из города.
-Составьте алгоритм действия сотрудников при проведении специальной операции по освобождению заложников;
- Какие виды групп можно задействовать в данной ситуации? Какие силы и средства привлекаются в данной ситуации?
Ситуация 13 Составить алгоритм действия сотрудников по предложенной ситуации.
Преступники в количестве до 50 человек вооружены автоматическим оружием, на автомашинах УАЗ-469 и УрАЛ-4320 должны двигаться в направлении «Автовокзала-Северный».
При выполнении задания дать характеристику следующим действиям командира:
- суметь поставить задачу подчиненным; суметь принять решение;
- руководить подчиненными; перед передвижением произвести рекогносцировку местности.
- организовать линию обороны для отделения (взвода.
- оформить графическую часть принятого решения командира - составить схему оборонительных и защитных сооружений, различных видов заграждений на подступах к зданию.
Ситуация 14: В центральном районе города Энск в результате взрыва ЖД цистерны, организованного группой неизвестных преступников, произошел разлив нефтепродуктов и пожар, в результате которого пострадали несколько жилых домов, жителей пришлось срочно эвакуировать.
Руководитель местного УМВД принял решение организовать поиск преступников и патрулирование пострадавшего района силами двух ближайших к пострадавшему району отделов полиции. Перечислите силы и средства, виды служебных нарядов используемые в специальной операции по розыску и задержанию преступников.
Подготовьте проект приказа о патрулировании пострадавшего района.

Ситуация 15: При входе в здания Аэровокзала г. Барнаула были досмотрены личные вещи гражданина М, в пачке сигарет был запакован сотовый телефон с припаянными к нему проводами, в банке с растворимым кофе обнаружено вещество визуально похожее на тротил. Охарактеризуйте действия сотрудников полиции по предложенной ситуации.

Ситуация 16: В дежурную часть ОП по Центральной району г.Барнаула МВД России поступил телефонный звонок о готовящемся взрыве в одном из здании городской администрации города.
-Охарактеризуйте порядок действий сотрудников ОВД в случае получения сигнала о готовящемся взрыве
-Охарактеризуйте порядок действий сотрудников ОВД в случаях поиска взрывных устройств, взрывчатых веществ и зажигательных механизмов.

Ситуация 17:В центральном районе города "Энск" в результате взрыва ЖД цистерны, организованного группой неизвестных преступников, произошел разлив нефтепродуктов и пожар, в результате которого пострадали несколько жилых домов, жителей пришлось срочно эвакуировать.
Руководитель местного УМВД принял решение организовать поиск преступников и патрулирование пострадавшего района силами двух ближайших к пострадавшему району отделов полиции. Перечислите силы и средства, виды служебных нарядов используемые в специальной операции по розыску и задержанию преступников.
Подготовьте проект приказа о патрулировании пострадавшего района.

Ситуация 18: В дежурную часть ОП по Центральной району г.Барнаула МВД России поступил телефонный звонок о готовящемся взрыве в одном из здании городской администрации города.
-Охарактеризуйте порядок действий сотрудников ОВД в случае получения сигнала о готовящемся взрыве
-Охарактеризуйте порядок действий сотрудников ОВД в случаях поиска взрывных устройств, взрывчатых веществ и зажигательных механизмов.

Ситуация 19: В городе Барнауле на ул. Солнечная, произошло частичное обрушение десятиэтажного жилого дома.
Виды служебных нарядов по охране общественного порядка? Составьте алгоритм действий сотрудников ОВД при осмотре зданий? Каковы бут меры безопасности в данной ситуации? Какие задачи возложены на МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств? Кем согласуется и кем утверждается план действий ОВД по выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств в населенном пункте (городе)?

Ситуация 20: В городе Барнауле на ул. Кутузова было устранено возгорание автозаправочной станции, но на прилегающей территории остались тлеющие деревянные и пластиковые конструкции. Какие виды служебных нарядов по охране общественного порядка могут применяться в данной ситуации? Какие задачи лежат на МВД России при проведении неотложных аварийно-восстановительных работ? Какие особые задачи гражданской обороны возложены на МВД России?

Критерии оценивания

85-100 баллов
(оценка «отлично») Решение теста выполнено на 85-100% правильных ответов. Представлен развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. Студент ориентируется в излагаемом материале, отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует глубокие теоретические знания по дисциплине «Тактико-специальная подготовка», знание изученных источников законодательства.
70-84 баллов
(оценка «хорошо») Решение теста выполнено на 70-84% правильных ответов Представлен достаточно развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями. В решении практического задании могут быть допущены незначительные ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент уверенно отвечает на дополнительные вопросы, демонстрирует достаточно высокий уровень теоретических знаний, знание изученных источников законодательства.
50-69 баллов
(оценка «удовлетворительно») Решение теста выполнено на 50-69% правильных ответов Представлен не полный ответ на теоретический вопрос. В решении практического задании могут быть допущены ошибки, не искажающие лежащего в основе решения алгоритма. Студент демонстрирует достаточный уровень теоретических знаний, однако затрудняется отвечать на отдельные вопросы.
0-49 баллов
(оценка «неудовлетворительно») Решение теста выполнено на 0-49% правильных ответов Теоретический вопрос не раскрыт, в решении практического задания допущены существенные ошибки, ввиду незнания алгоритмов решения. Либо дан ответ только на один из вопросов билета. Студент затрудняется отвечать на дополнительные вопросы, в том числе непосредственно относящиеся к сути теоретического и практического вопросов билета.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
Билет состоит из 3 частей - каждая часть оценивается по 100-бальной шкале, далее высчитывается среднее арифметичское из этих баллов.
1. Тестирование. Состот из 20 вопросов, за каждый вопрос студен получает по 1 баллу. Время прохождения теста - 20 минут. Пример оценочного средства https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=488018
2. Теоретический вопрос.
3. Практическая задача
Время на подготовку к вопросу к теоретическому вопросы и задаче - до 40 минут. Студент должен предоставить развернутый ответ на теоретический вопрос, а также поэтапное решение практического задания с пояснениями.
Приложения
Приложение 2.   ФОС_ТСП (2023, тест,эбс).doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михайликов Виталий Леонидович, Войнов Павел Николаевич, Тарасенко Александр Алексеевич ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. учебник для СПО: учебник для среднего профессионального образования НИЦ ИНФРА-М, 2022 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бахтеев Д.В. НАЧАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.: 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе moodle portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС Лань e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS:
- MS Word
- MS PowerPointMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система:
СПС Консультант(http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Научная электронная библиотека (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты (используя буквы, цифры), соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.
Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
• фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
При реализации междисциплинарного курса используются интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий используются интерактивная форма в виде разбора конкретных жизненных ситуаций.
При проведении практических занятий используются интерактивные формы в виде деловых игр или разбора конкретных жизненных ситуаций.