МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Колледж Алтайского государственного университета

Практические основы бухгалтерского учета активов организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за отделениемОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Учебный план38_02_01_ЭконБухУчет-2023_11кл
Часов по учебному плану 168
в том числе:
аудиторные занятия 124
самостоятельная работа 30
индивидуальные консультации 2
контроль 12
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 21 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 42 42 10 10 52 52
Практические 50 50 22 22 72 72
Сам. работа 22 22 8 8 30 30
Консультации 0 0 2 2 2 2
Часы на контроль 0 0 12 12 12 12
Итого 114 114 54 54 168 168

Программу составил(и):
Препод., Калугина Надежда Анатольевна

Рецензент(ы):
преподаватель, Емельянова Алена Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Практические основы бухгалтерского учета активов организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании Совета колледжа

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий отделением
Канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины «Практические основы бухгалтерского учета активов организации организации» – является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по документированию и ведению бухгалтерского учета активов организаций.

2. Место дисциплины в структуре ППСЗ

Цикл (раздел) ППСЗ: МДК.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы;
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы;
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций.
Понятие первичной бухгалтерской документации.
Определение первичных бухгалтерских документов.
Унифицированные формы первичных бухгалтерских документов.
Порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической.
Принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов.
Порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов.
Порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров.
Правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации.
Сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации.
Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета.
Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации.
Классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре.
Два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета.
Учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути.
Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах.
Особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам.
Порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги.
Правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию.
Понятие и классификацию основных средств.
Оценку и переоценку основных средств.
Учет поступления основных средств.
Учет выбытия и аренды основных средств.
Учет амортизации основных средств.
Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств.
Понятие и классификацию нематериальных активов.
Учет поступления и выбытия нематериальных активов.
Амортизацию нематериальных активов.
Учет долгосрочных инвестиций.
Учет финансовых вложений и ценных бумаг.
Учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
Документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
Учет материалов на складе и в бухгалтерии.
Синтетический учет движения материалов.
Учет транспортно-заготовительных расходов.
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости: систему учета производственных затрат и их классификацию.
Сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление.
Особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств. Учет потерь и непроизводственных расходов.
Учет и оценку незавершенного производства.
Калькуляцию себестоимости продукции.
Характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет.
Технологию реализацию готовой продукции (работ, услуг).
Учет выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг.
Учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов.
Учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.



3.2.Уметь:
3.2.1.Принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение.
Принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей.
Проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов.
Проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку.
Проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков.
Проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов.
Организовывать документооборот.
Разбираться в номенклатуре дел.
Заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры.
Передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив.
Передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения.
Исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах.
Понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.
Поэтапно конструировать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
Проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути.
Проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах.
Учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам.
Оформлять денежные и кассовые документы.
Заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию.
Проводить учет основных средств.
Проводить учет нематериальных активов.
Проводить учет долгосрочных инвестиций.
Проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг.
Проводить учет материально-производственных запасов.
Проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости.
Проводить учет готовой продукции и ее реализации; проводить учет текущих операций и расчетов.
Проводить учет труда и заработной платы.
Проводить учет финансовых результатов и использования прибыли.
Проводить учет собственного капитала.
Проводить учет кредитов и займов.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета активов организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации
1.1. Типовой план счетов бухгалтерского учета Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
1.2. Классификация счетов. Аналитические и синтетические счета. Типовой план счетов и финансовый и управленческий бухгалтерский учет. Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ОК 09. Л2.1, Л1.1
1.3. Рабочий план счетов бухгалтерского учета Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
1.4. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета.Формирование рабочего плана счетов для организаций различного вида деятельности Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
1.5. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета.Формирование рабочего плана счетов для организаций различного вида деятельности Сам. работа 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Документирование хозяйственных операций
2.1. Бухгалтерская документация Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.2. 1. Характеристика норм, устанавливающих правила документирования в системе бухгалтерского учета. 2. Выделение обязательных и дополнительных реквизитов в документах. 3. Назначение обязательных реквизитов бухгалтерских документов и последствия их отсутствия. Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.3. Бухгалтерская обработка документов Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.4. 1. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете первичных бухгалтерских документов. 2. Обработка первичных бухгалтерских документов: проверка, группировка,, таксировка и контировка. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.5. Документооборот в бухгалтерском учете Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
2.6. 1.Автоматизация документооборота. Бухгалтерские программы. 2. Составление графика документооборота основных хозяйственных операций. Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Ведение бухгалтерского учета имущества организации
3.1. Учет денежных средств Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.2. Заполнение первичных кассовых документов и учетных регистров. Заполнение кассовых отчетов, книги регистрации приходных и расходных кассовых документов. Заполнение журнала хозяйственных операций и отражение на счетах бухгалтерского учета движения наличных денежных средств по условному предприятию Заполнение акта инвентаризации кассы. Оформление поступления и выдачи наличных денежных средств на синтетических счетах бухгалтерского учета.Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения денежных средств в безналичной форме. Практические 2 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.3. Заполнение журнала хозяйственных операций и отражение на счетах бухгалтерского учета движения наличных денежных средств по условному предприятию Сам. работа 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.4. Учет основных средств Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.5. Оформление поступления основных средств (вклад в уставный капитал, приобретение за плату, строительство, безвозмездное получение по договору дарения) и выбытия (ликвидация, продажа, безвозмездная передача, передача как вклад в уставный капитал другой организации. Практические 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.6. Оформление поступления основных средств (вклад в уставный капитал, приобретение за плату, строительство, безвозмездное получение по договору дарения) и выбытия (ликвидация, продажа, безвозмездная передача, передача как вклад в уставный капитал другой организации. Сам. работа 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.7. Расчет амортизации основных средств различными способами. Оформление бухгалтерских операций по переоценке основных средств. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.8. Учет нематериальных активов Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.9. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения объектов нематериальных активов. Разработка документа и расчет амортизации нематериальных активов Заполнение первичных документов по учету нематериальных активов Практические 2 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.10. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения объектов нематериальных активов. Разработка документа и расчет амортизации нематериальных активов Заполнение первичных документов по учету нематериальных активов Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.11. Учет финансовых вложений Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.12. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения финансовых активов предприятия. Документальное оформление поступления и выбытия различных видов финансовых вложений организации: вклад в уставный капитал других организаций, акций, облигаций, векселей. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.13. Учет материально-производственных запасов Лекции 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.14. Составление расчета ТЗР (транспортно-заготовительных расходов). Расчет отклонений фактической стоимости материалов от учетной. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.15. Составление расчета ТЗР (транспортно-заготовительных расходов). Расчет отклонений фактической стоимости материалов от учетной. Заполнение журнала хозяйственных операция, отражение на счетах бухгалтерского учета движения МПЗ. Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.16. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.17. Рассмотрение общих принципов учета затрат на производство, состав прямых и прочих расходов в соответствии с отраслевой спецификой деятельности организации.Расчет сумм общепроизводственных и общехозяйственных расходов и их списание. Составление ведомостей №12 и №15. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.18. Расчет сумм общепроизводственных и общехозяйственных расходов и их списание. Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.19. Учет текущих обязательств и расчетов Лекции 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.20. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения расчетов организации с различными контрагентами. Документальное оформление операций с подотчетными лицами. Расчет сумм командировочных расходов. Составление и обработка авансовых отчетов. Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Документальное оформление расчетов с прочими дебиторами и кредиторами. Аналитический и синтетический учет с прочими дебиторами и кредиторами. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.21. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения расчетов организации с различными контрагентами. Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.22. Учет готовой продукции и её реализация Лекции 2 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.23. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета реализации продукции (работ, услуг). Составление первичных документов по учету готовой продукции. Выставление счетов на оплату покупателям и заказчикам. Оформление счета-фактуры на отгруженную продукцию (выполненные работы, услуги). Организация аналитического учета расчетов с покупателями и заказчиками. Расчет и распределение коммерческих расходов. Практические 2 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.24. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета реализации продукции (работ, услуг). Составление первичных документов по учету готовой продукции. Сам. работа 2 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.25. Учет собственного капитала Лекции 3 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.26. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения средств добавочного и резервного капиталов Расчет чистых активов Практические 3 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.27. Заполнение журнала хозяйственных операций, отражение на счетах бухгалтерского учета движения средств добавочного и резервного капиталов Сам. работа 3 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.28. Учет финансовых результатов и использования прибыли Лекции 3 6 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.29. Расчет финансового результата по основной деятельности предприятия, обобщение данных в синтетических регистрах учета Расчет финансового результата по прочей деятельности организации, обобщение данных в синтетических регистрах учета Расчет налогов и сборов от финансовых результатов Практические 3 16 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.30. Расчет финансового результата по основной деятельности предприятия, обобщение данных в синтетических регистрах учета Расчет финансового результата по прочей деятельности организации, обобщение данных в синтетических регистрах учета Расчет налогов и сборов от финансовых результатов Сам. работа 3 4 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
3.31. Консультации 3 2 ОК 01., ОК 02., ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.4., ОК 09. Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Курсовое проектирование

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы:
1. Определение финансовых вложений. Их виды. Нормативный документ по учету финансовых вложений.
2. На каком синтетическом счете осуществляется учет финансовых вложений ? Какими основными проводками оформляется поступление финансовых вложений?
3. Что такое расчетный счет? Для чего он открывается в банке?
4. Как осуществляются операции на расчетном счете и какими основными первичными документами оформляются безналичные платежи?
5. На каком синтетическом счете осуществляется учет операций на расчетном счете?
Тест.
1. Объявление на взнос наличными денежными средствами:
а) выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет;
b) является приказом организации банку о выдаче с расчетного счета организации указанной в нем сумм наличных денег;
с) распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя;
d) представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, провести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов или предоставить полномочия другому «исполняющему банку» произвести такие платежи.

2. Чек (денежный):
а) выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет;
b) является приказом организации банку о выдаче с расчетного счета организации указанной в нем сумм наличных денег;
с) распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя;
d) представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, провести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов или предоставить полномочия другому «исполняющему банку» произвести такие платежи.

3. Платежное поручение:
а) выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет;
b) является приказом организации банку о выдаче с расчетного счета организации указанной в нем сумм наличных денег;
с) распоряжение владельца счета банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя;
d) представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, провести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов или предоставить полномочия другому «исполняющему банку» произвести такие платежи.

4. Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
а) заявление на открытие счета;
b) учредительные документы, заверенные нотариально;
с) два экземпляра банковских карточек с образцами подписей и оттиском печати, заверенных нотариально;
d) все вышеперечисленные документы.

5. При безналичных расчетах используются:
1. платежное поручение;
2. платежное требование;
3. инкассовое поручение;
4. все вышеперечисленные документы.

6. Выписка из расчетного счета:
a) второй экземпляр лицевого счета организации, открытого ему банком;
b) это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодателю;
c) представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, провести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов или предоставить полномочия другому «исполняющему банку» произвести такие платежи.

7. В кассе организации можно хранить денежные суммы:
а) в пределах лимита, установленного банком;
b) в пределах лимита, установленного банком по согласованию с руководителем организации;
с) в любых размерах.

8. Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров ведется в организации:
а) в обязательном порядке;
b) по решению руководителя организации;
с) в случае ручной обработки кассовых документов.

9. Наличные денежные средства, полученные в банках, расходуются:
а) на любые цели в пределах лимита расчета наличными денежными средствами;
b) на цели, установленные руководителем организации;
с) только на цели, указанные в чеке.

Задача
Организация предоставила другому юридическому лицу заем в сумме 850 000 руб. на срок 7 месяцев под 20% годовых. По условиям договора проценты за пользование денежными средствами вносятся заемщиком одновременно с возвратом основной суммы займа. По истечении срока договора сумма займа и проценты возвращены в полном объеме.
Отразите указанные операции на счетах бухгалтерского учета.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ по МДК. 01.01.
Практические основы бухгалтерского учета активов организации

1. Учетная политика организации.
2. Амортизация нематериальных активов
3. Амортизация основных средств и ее учет
4. Бухгалтерские документы. Прием, группировка, порядок хранения документов
5. Особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств
6. Оценка и учет незавершенного производства
7. Порядок оценки и переоценки основных средств
8. Учет выручки от реализации готовой продукции (работ, услуг)
9. Учет готовой продукции, понятие, виды, оценка
10. Учет дебиторской и кредиторской задолженности, формы расчетов
11. Учет денежных средств на расчетных счетах в банке
12. Учет денежных средств на специальных счетах в банке
13. Учет долгосрочных инвестиций
14. Учет затрат вспомогательного производства
15. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости
16. Учет затрат основного производства
17. Бухгалтерский учет общехозяйственных расходов.
18. Бухгалтерский учет общепроизводственных расходов.
19. Бухгалтерский учет брака в производстве.
20. Учет кассовых операций
21. Состав и учет безналичных денежных средств организации
22. Учет коммерческих расходов
23. Учет материально-производственных запасов, понятие, классификация, оценка
24. Учет нематериальных активов, понятие, оценка, виды, классификация
25. Учет операций на валютных счетах в банке
26. Учет основных средств, понятие, классификация
27. Учет переводов в пути
28. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
29. Учет расчетов с подотчетными лицами
30. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
31. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
32. Учет ремонта основных средств
33. Бухгалтерский учет текущей аренды и лизинговых операций.
34. Учет финансовых вложений и ценных бумаг
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России.
2. План счетов бухгалтерского учета: сущность и содержание. Понятие рабочего плана счетов.
3. Учетные регистры. Классификация учетных регистров.
4. Понятие и разновидности форм бухгалтерского учета.
5. Понятие первичного документа. Требования к документам бухгалтерского учета.
6. Этапы документирования. Понятие графика документооборота.
7. Порядок восстановления утраченных документов
8. Порядок передачи документов в архив. Сроки хранения документов.
9. Понятие и строение счетов бухгалтерского учета. Виды счетов.
10. Синтетический и аналитический учет: назначение и сущность.
11. Расчет и отражение на счетах первоначальной стоимости основных средств.
12. Понятие и расчет остаточной стоимости основных средств.
13. Расчет себестоимости продукции. Виды себестоимости.
14. Сущность балансовых счетов в учете. Назначение и порядок записи на забалансовых счетах.
15. Назначение и порядок заполнения сальдовой и шахматной ведомостей.
16. Виды и порядок заполнения ведомостей аналитического учета.
17. Правила открытия аналитических счетов и формирования рабочего плана счетов организации.
18. Применение корректурного метода для исправления ошибок.
19. Применение метода дополнительных проводок для исправления ошибок.
20. Применение метода «красное сторно» для исправления ошибок.
21. Понятие, виды и оценка основных средств организации.
22. Синтетический и аналитический учет поступления и наличия основных средств.
23. Учет выбытия основных средств.
24. Методы амортизации основных средств: порядок выбора и применения.
25. Документальное оформление операций с основными средствами.
26. Порядок ведения бухгалтерского учета поступления и наличия нематериальных активов.
27. Понятие и виды нематериальных активов. Оценка нематериальных активов.
28. Учет и выбор метода амортизации нематериальных активов
29. Учет выбытия нематериальных активов
30. Документальное оформление операций с нематериальными активами.
31. Порядок ведения бухгалтерского учета финансовых вложений. Документальное оформление.
32. Порядок ведения бухгалтерского учета кассовых операций и денежных документов. Документальное оформление.
33. Порядок ведения учета на расчетных и специальных счетах в банке. Документальное оформление.
34. Порядок ведения бухгалтерского учета валютных операций. Документальное оформление.
35. Порядок ведения бухгалтерского учета переводов в пути.
36. Понятие, виды и оценка материально-производственных запасов.
37. Порядок ведения бухгалтерского учета поступления и наличия материально-производственных запасов. Документальное оформление.
38. Учет списания в производство и прочее выбытие материалов. Документальное оформление.
39. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок.
40. Порядок ведения бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг.
41. Основные задачи учета затрат на производство. Понятие и порядок признания расходов в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». Группировка затрат на производство по экономическим элементам для целей бухгалтерского учета.
42. Классификация затрат на производство. Система счетов для учета затрат на производство.
43. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
44. Учет и оценка незавершенного производства.
45. Порядок ведения бухгалтерского учета готовой продукции. Документальное оформление.
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева И.М. Бухгалтерский учет:учебник и практикум для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodl "Практические основы бухгалтерского учета активов организации" portal.edu.asu.ru
Э2 профессиональный журнал для бухгалтера Бухгалтерский учет elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы: лекции, практические задания, самостоятельная работа.
Для успешного овладения дисциплиной необходимо выполнять следующие требования:
- посещать все лекционные и практические занятия
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал.
Рекомендации для студентов при подготовке к лекционным занятиям.
При изучении дисциплины обучающимся рекомендуется пользоваться лекциями по дисциплине; учебниками и учебными пособиями; федеральными законнами, периодическими изданиями по тематике изучаемой дисциплины,
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать на экономические категории, формулировки раскрывающие содержание экономических процессов. Желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки, а также подчеркивать важность теоретических положений и выводов.
Рекомендации для студентов при подготовке к практическим занятиям.
Обучающимся при подготовке к практическим занятиям необходимо:
- ознакомиться с конспектом лекций, а также по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует подобрать и использовать нормативно- правовые акты и материалы правоприменительной практики, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
- при подготовке к практическим занятиям следует ознакомиться, а при необходимости самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради по освоению дисциплины;
- в целях актуализации изучаемого материала темы при подготовке к практическим занятиям необходимо ознакомиться с мнением и научными взглядами специалистов в периодической печати, а также на официальных сайтах в глобальной сети Интернет;
- следует составить конспект по материалу, подготовленному в дополнение к материалу, изложенному на лекции.
В начале занятий обучающемуся следует задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения при его подготовке, а также по решению задач, заданных для самостоятельного решения. В ходе опроса на практическом занятии необходимо давать конкретные, четкие ответы на поставленные вопросы.
При выполнении заданий в рабочей тетради следует при решении задач демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю. Обучающимся, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющим письменного решения задач или не подготовившимся к практическому занятию, рекомендуется явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, рассмотренной на занятии.
Рекомендации для студентов при подготовке к контрольной работе
Контрольная работа – письменная работа небольшого объема, предполагающая проверку знаний заданного к изучению материала и навыков его практического применения. Темы контрольных работ определяет преподаватель.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении предполагает:
 работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
 составление конспектов по темам;
 решение задач выданных на практических занятиях;
 подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
 выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
 подготовка и написание рефератов, сообщений;
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1 Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2 Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Рекомендации по составлению конспекта
Конспект - сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности.
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.
Рекомендации по составлению опорного конспекта
Опорный конспект- вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.
Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу на вопросы.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание.
Этапы составления опорного конспекта:
1. изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
2. установить логическую связь между элементами темы;
3. представить характеристику элементов в краткой форме;
4. выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы.
Рекомендации по подготовке информационного сообщения
Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.
Возможно письменное оформление задания, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Этапы подготовки сообщения:
- собрать и изучить литературу по теме;
- составить план или графическую структуру сообщения;
- выделить основные понятия;
- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
-оформить текст письменно (если требуется).
Рекомендации к промежуточной аттестации
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечнь вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов.