МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технология составления бухгалтерской отчетности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в промышленности)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный план38_02_01_ЭконБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 82
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 82 82 82 82

Программу составил(и):
преподаватель, высшая категория, Калугина Надежда Анатольевна

Рецензент(ы):
преподаватель, Зайцева Татьяна Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Технология составления бухгалтерской отчетности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук, Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины – является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области составления бухгалтерской отчетности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 4.1 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учёта имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчётный период
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской (финансовой) отчётности в установленные законодательством сроки
ПК 4.3 Составлять (отчёты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отменённый социальный налог (ЕСН), отчёты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчётности в установленные законодательством сроки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, консолидированной финансовой отчетности, аудиторской деятельности, архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения.
Гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности.
Определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период; теоретические основы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.
Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период; Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
Требования к бухгалтерской отчетности организации.
Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах как основные формы бухгалтерской отчетности.
Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности.
Процедуру составления приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета.
Порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости.
Сроки представления бухгалтерской отчетности.
Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций.
Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению; Форму отчетов по страховым взносам в ФНС России и государственные внебюджетные фонды и инструкцию по ее заполнению.
Форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению.
Сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики.
Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению.
Порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах.

3.2.Уметь:
3.2.1.Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации.
Определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
Закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
Устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов.
Осваивать новые формы бухгалтерской отчетности.
Адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации к Международным стандартам финансовой отчетности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации.
Составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки.
Участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Технология составления бухгалтерской отчетности
1.1. Нормативно-правовая база по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. Сущность, состав и виды бухгалтерской отчетности. Понятие, состав, порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности.Основные формы бухгалтерской (финансовой) отчетности.Оценка показателей имущества и обязательств в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Пояснения к бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка. Консолидированная финансовая отчетность. Понятие и виды аудиторского заключения. Обязательный аудит. Лекции 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.2. Механизм отражения на счетах бухгалтерского учета нарастающим итогом данных за отчетный период. Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период. Промежуточная бухгалтерская отчетность. Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.3. Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности Лекции 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы подготовки годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация активов и обязательств. Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.5. Порядок формирования и взаимосвязь основных форм бухгалтерской отчетности Лекции 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.6. Методологические аспекты формирования информации в бухгалтерском балансе. Строение баланса. Техника составления и содержание статей баланса. Значение и функции баланса. Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.7. Расчет изменения показателей отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, постоянных и временных налоговых разниц, условного расхода по налогу на прибыль.Заполнение формы №2 «Отчет о финансовых результатах» на примере условного предприятия. Составление отчета об изменениях капитала на условном примере. Расчет чистых активов. Заполнение формы №4 «Отчет о движении денежных средств» на условном примере. Формирование «Отчета о целевом использовании полученных средств» на условном примере некоммерческой организации. Составление Пояснительной записки к бухгалтерской отчетности. Лекции 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.8. Составление отчета об изменениях капитала на условном примере. Сам. работа 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01.
1.9. Расчет изменения показателей отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, постоянных и временных налоговых разниц, условного расхода по налогу на прибыль.Заполнение формы №2 «Отчет о финансовых результатах» на примере условного предприятия. Составление отчета об изменениях капитала на условном примере. Расчет чистых активов. Заполнение формы №4 «Отчет о движении денежных средств» на условном примере. Формирование «Отчета о целевом использовании полученных средств» на условном примере некоммерческой организации. Составление Пояснительной записки к бухгалтерской отчетности. Лекции 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.10. Расчет изменения показателей отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, постоянных и временных налоговых разниц, условного расхода по налогу на прибыль.Заполнение формы №2 «Отчет о финансовых результатах» на примере условного предприятия. Составление отчета об изменениях капитала на условном примере. Расчет чистых активов. Заполнение формы №4 «Отчет о движении денежных средств» на условном примере. Формирование «Отчета о целевом использовании полученных средств» на условном примере некоммерческой организации. Составление Пояснительной записки к бухгалтерской отчетности. Практические 5 10 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.11. Составление форм бухгалтерской отчетности Сам. работа 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.12. Составление форм бухгалтерской отчетности Сам. работа 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.13. Заполнение формы №4 «Отчет о движении денежных средств» на условном примере. Формирование «Отчета о целевом использовании полученных средств» на условном примере некоммерческой организации. Составление Пояснительной записки к бухгалтерской отчетности. Лекции 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.14. Заполнение формы №4 «Отчет о движении денежных средств» на условном примере. Формирование «Отчета о целевом использовании полученных средств» на условном примере некоммерческой организации. Составление Пояснительной записки к бухгалтерской отчетности. Практические 5 12 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.15. Заполнение формы №4 «Отчет о движении денежных средств» на условном примере. Сам. работа 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01.
1.16. События, существенно влияющие на показатели отчетности Лекции 5 6 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.17. Внесение изменений в учетную политику в целях бухгалтерского учета. Правила внесения исправлений в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность. Решение ситуационных задач по особенностям внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность. Практические 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.18. Решение ситуационных задач по особенностям внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность. Сам. работа 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.19. Сводная и сегментарная отчетность организации Лекции 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.20. Критерии отнесения предприятий статусу малый предприятий. Заполнение упрощенных форм отчетности для малых предприятий на примере условного малого предприятия в производственной сфере. Практические 5 4 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1
1.21. Правила составления консолидированной бухгалтерской отчетности на примере ведущих российских компаний, обязанных составлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Сам. работа 5 2 ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тесты по теме
Вариант 1
1. Отчет о движении денежных средств составляется в разрезе следующих видов деятельности:
1) текущей, финансовой, инвестиционной
2) основной, вспомогательной
3) коммерческой, бюджетной
4) финансовой
5) инновационной
2. Позволяет руководству организации и другим пользователям финансовой отчетности выяснить причины изменений в объеме и составе денежных средств за отчетный период отчет о…..?
3. Основная (уставная) деятельность это:
1) инвестиционная
2) текущая
3) инновационная
4) финансовая
5) спонсорская

4. Деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости:
1) коммерческая
2) геодезическая
3) инновационная
4) основная
5) инвестиционная

5. Остаток денежных средств на конец отчетного периода определяется по формуле где:
Он - остаток денежных средств на начало периода
П - поступило денежных средств за отчетный период
Н - направлено денежных средств за отчетный период
Ч - чистое увеличение (уменьшение) денежных средств
1) Ок = Он+ П -Н
2) Ок = Он(+-) Ч
3) Ок = Он- Ч
4) Ок = П(+-) Ч
5) Ок = Он +П- Ч
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
1. Изучение ПБУ и законодательных актов по теме «Финансовая (бухгалтерская) отчетность организации.
2. Сравнительный анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности по РБСО (Российским бухгалтерским стандартам отчетности) и МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности) на основании предложенных балансов.
3. Составление глоссария основных терминов по бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4. ПБУ -8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
5. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах;
6. ПБУ – 13/2000 «Учет государственной помощи». Учет бюджетных кредитов;
7. ПБУ – 12/2010 «Информация по сегментам»;
8. ПБУ – 21/2008 «Изменение оценочных значений»;
9. ПБУ – 7/1998 «События после отчетной даты»;
10. ПБУ -8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
11. ПБУ – 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
12. ПБУ – 16/2002 «Информация о прекращаемой деятельности»;
13. ПБУ – 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
14. ПБУ – 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»;
15. - Вуалирование и фальсификация бухгалтерских балансов.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

3. Перечень вопросов для итоговой аттестации:
1.Понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее значение и функции.
2.Принципы формирования бухгалтерской отчетности.
3.Международные стандарты финансовой отчетности.
4. Классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности.
5. Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности.
6. Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.
7. Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.
8. Контроль бухгалтерских записей путем составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
9. Формирование бухгалтерского баланса при реорганизации, ликвидации
организации. Перерегистрация организации в государственных органах.
10. Понятия бухгалтерской отчетности, отчетного периода.
11. Состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней.
12. Порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. Сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности.
13. Представление форм бухгалтерской отчетности в электронном виде.
14. Правила формирования бухгалтерской отчетности. Технология составления сводной и консолидированной отчетности.
15. Технология составления сегментарной отчетности.15
16. Отражение в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты и условных фактов хозяйственной деятельности.
17. Нормативное регулирование правил составления бухгалтерской отчетности.
18. Понятие, значение и функции бухгалтерского баланса. Классификация балансов.
19. Технология составления бухгалтерского баланса. Правила оценки статей баланса.
20. Структура отчета о прибылях и убытках. Значение и функции отчета о прибылях и убытках. Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках с другими формами бухгалтерской отчетности.
21. Классификация доходов и расходов организации.
22. Применение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Приложения
Приложение 1.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева И.М. - отв. ред. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/530810
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алисенов А.С. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/531171
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodl "Технология составления бухгалтерской отчетности"" portal.edu.asu.ru
Э2 профессиональный журнал для бухгалтера Бухгалтерский учет elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к дифференцированному зачету по дисциплине :
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины предполагает:
 работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
 составление конспектов по темам;
 решение задач выданных на практических занятиях;
 подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
 выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
 подготовка и написание рефератов, сообщений;
 Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1 Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2 Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
• внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
• внимательно прочитать рекомендованную литературу;
• составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
• порешать основные типовые задачи.