МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение природопользования, сервиса и туризма
Направление подготовки18.02.12. специальность Технология аналитического контроля химических соединений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план18_02_12_ТехнАналКонтрХимСоед-2023_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 15,170000076294 16,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 30 30 44 44
Лабораторные 16 16 38 38 54 54
Сам. работа 6 6 12 12 18 18
Итого 36 36 80 80 116 116

Программу составил(и):
Препод., Панасенко Анастасия Николаевна

Рецензент(ы):
Препод., Макаров Александр Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1554)

составлена на основании учебного плана:
Технология аналитического контроля химических соединений Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: естественно-научный
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение природопользования, сервиса и туризма

Протокол от 28.02.2023 г. № 05
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Коверникова Евгения Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ориентирована на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информационных технологий в формировании современной научной картины мира, роль информа-ционных технологий в будущей профессии при изучении других дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информационных технологий; воспитание ответственного отношения к соблюдению этиче-ских и правовых норм, приобретение опыта использования современных информационных техноло-гий для будущей трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений СПО.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.2. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими и физико-химическими методами.
ПК 2.3. Проводить метрологическую обработку результатов анализов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы, лабораторная информационная система);
методы и средства сбора, обработки, хране-ния, передачи и накопления информации;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
основные положения и принципы автомати-зированной обработки и передачи информации;
основные принципы, методы и свойства ин-формационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять расчеты с использо-ванием прикладных компьютерных программ;
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
применять графические редакторы для создания и редакти-рования изображений;
применять компьютерные программы для поиска информа-ции, составления и оформления документов и презентаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные системы и технологии
1.1. Информация и информационные технологии. Лекции 6 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Практическое задание № 1 Лабораторные 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Прикладное программное обеспечение
2.1. Технология обработки текстовой информации Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Практическое задание № 2-4 Лабораторные 6 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Основы работы с электронными таблицами Лекции 6 4 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Практическая работа № 5-8 Лабораторные 6 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Подготовка к промежуточной аттестации. Изучение дполнительных источников литературы Сам. работа 6 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 2.2., ПК 2.3. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Промежуточная аттестация. Зачет. Лабораторные 6 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 2.2., ПК 2.3. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Основы работы с мультимедийной информацией. Системы компьютерной графики. Лекции 7 10 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Презентация № 1 Лабораторные 7 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Системы управления базами данных. Справочно-поисковые системы. Лекции 7 10 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Практическое задание № 9 Лабораторные 7 6 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Лабораторная информационная система «Химик – аналитик»
3.1. Структура и классификация системы«Химик – аналитик» Лекции 7 10 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Практическое задание № 10-12 Лабораторные 7 24 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 2.2., ПК 2.3. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Подготовка к промежуточной аттестации. Изучение дополнительных источников литературы. Сам. работа 7 12 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 2.2., ПК 2.3. Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет Лабораторные 7 2 ОК 01., ОК 02., ОК 03., ОК 04., ОК 05., ОК 06., ОК 07., ОК 09., ПК 2.2., ПК 2.3. Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (лабораторные работы, индивидуальное задание, тесты)размещены в онлайн-курсе на образовательном портале
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по итогам освоения дисциплины
1. В каком меню Word можно осуществлять форматирование документа:
a) Таблица;
b) Правка;
c) Вставка;
d) Формат;
e) Окно.
2. Средства «Файл» диалогового окна прикладных программ позволяют:
a) создавать, открывать, сохранять, отправлять на печать файлы и т.д.
b) обеспечивать ряд важных функций редактирования файла;
c) для проверки правописания;
d) производить вставки необходимых объектов;
e) форматировать выделенные блоки текущего документа.
3. Вставка символов в Мicrosoft Word:
a) Вставка + Символ;
b) Формат + Шрифт;
c) Вид + Символ;
d) Вид + Табуляция;
e) Формат + Абзац.
4. В каком меню Word можно осуществить предварительный просмотр:
a) Сервис + предварительный просмотр
b) Файл + предварительный просмотр
c) Формат + просмотр
d) Вид + предварительный просмотр
e) Правка + предварительный просмотр
5. Укажите неверный тип выравнивания в MS Word:
a) по левому краю;
b) по правому краю;
c) по центру;
d) по ширине;
e) по абзацу.
6. В MS WORD для того, чтобы добавить рамку ко всему документу необходимо...
a) выполнить команды: Формат\ Границы и заливка \ Страница - Рамка;
b) выполнить команды: Формат \ Границы и заливка \ Граница-Рамка;
c) выделить текст и нажать на кнопку Таблицы и границы на Стандартной панели;
d) выполнить команды: Файл \ Параметры страницы...
7.Для замены шрифта одного на другой необходимо выполнить команду:
a) Формат + Абзац;
b) CTRL+END;
c) На начале абзаца нажать на клавиши SHIFT+END;
d) Формат + Шрифт;
e) Среди предъявленных ответов нет правильного.
8. Для быстрого копирования используется команда
a) Правка + Копировать
b) Файл + Сохранить;
c) Документы + Положить в папку;
d) Файл + Сохранить как;
e) Документы + Сохранить как.
9. Интервал выставляется с помощью команд?
a) Формат + Шрифт;
b) Формат + Абзац;
c) Файл + Параметры таблицы;
d) Вставка + Символ;
e) Вставка + Интервал.
10. В Word в каком пункте меню можно выбрать альбомный или книжный режим
ориентации документа:
a) Формат;
b) Файл;
c) Правка;
d) Вид;
e) Сервис
11. Как можно вставить рисунок в текстовый документ ТР MS Word?
a) из графического редактора
b) из файла
c) из коллекции готовых картинок
d) из меню Файл
e) из принтера
12. Как в текстовом редакторе напечатать символ которого нет на клавиатуре? (дать развернутый ответ)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения дифференцированного зачета:
Оценка успеваемости студентов согласно положению о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости обучающихся по дисциплинам программ подготовки специалистов среднего звена профессионального образования (приказ №1594/п от 03.11.2022г.) осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля.
Процедура проведения предполагает два блока оценивания:
1) блок на выявление практических навыков (проводится очно, на занятиях в течении учебного года). Представляет собой текущий рейтинг студента Rтек.
2) блок на проверку общих знаний, связанных с проверкой теоретического материала (итоговый тест). Выполняется студентом который претендует на более высокую отметку по сравнению с рекомендованной ему в качестве «автомата» за текущую успеваемость по дисциплине. Представляет собой экзаменационный рейтинг Rзач.
Пример оценочного средства Итоговое тестирование «Итоговый тест» https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=453039
Максимально за тест можно получить 100 баллов, согласно шкале перевода:
85-100 баллов (оценка «отлично») - 85-100% правильных ответов
70-84 баллов (оценка «хорошо») - 70-84% правильных ответов
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») - 50-69% правильных ответов
0-49 баллов (оценка «неудовлетворительно») - 0-49% правильных ответов
Таким образом, баллы, начисленные студенту за выполнение Блока 1 и Блока 2 пересчитываются преподавателем по схеме:
5 (отлично) 85-100
4 (хорошо) 70-84
3 (удовлетворительно) 50-69
2 (неудовлетворительно) 0-49

Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Далингер В.А., Симонженков С.Д. ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И ОПТИМИЗАЦИЯ В MATHCAD И MAPLE 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471298
Л1.2 Гаврилов М.В., Климов В.А. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голицына О.Л. и др. Информационные технологии: Учебник М.: ФОРУМ, 2021 https://znanium.com/catalog/product/1138895
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационные технологии в профессиональной деятельности (ТАКХС) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие формы работы:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Лекционные материалы содержатся в электронном конспекте по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой – в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
2. Лабораторные занятия, на которых проводится выполнение практических работ за компьютером, разбираются проблемные ситуации, решаются задачи, заслушиваются доклады и просматриваются презентации. Посещаемость лабораторных занятий входит в балльную оценку по дисциплине. Задания к лабораторным занятиям содержатся в плане лабораторных занятий. При подготовке к практической работе следует:
- использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия для закрепления теоретического материала;
- подготовить доклады, разобрать проблемные ситуации;
- разобрать, совместно с другими студентами обсудить вопросы по теме лабораторного занятия.
По темам дисциплины в конце обучения проводится тестовый опрос. Тестовые задания включают вопросы типа «да-нет», открытые, альтернативные вопросы. За написание теста͵ исходя из продемонстрированных знаний, умений и навыков, студенты могут набрать определенное количество баллов.
3. Самостоятельная работа. Задания по самостоятельным работам содержатся в разделе 2.2 настоящей рабочей программы. В самостоятельную работу студентов входит:
- подготовка к лекционному занятию (освоение теоретического материала, подготовка самостоятельных работ, проблемные вопросы);
- выполнение и доработка практической работы;
- анализ первоисточников;
- знакомство с дополнительной литературой и со статистическими данными по изучаемым проблемам.
4. Работа с контрольно-измерительными материалами. В ФОС по каждой теме курса приведены контрольные вопросы. Приведены критерии оценки и требования к написанию того или иного вида работы.
5. Дифференцированный зачет по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Дифференцированный зачет сдается в устно-письменной форме. Представляет собой структурированное задание по всем разделам дисциплины (в билете 1 вопрос и одно практическое задание).
Для подготовки к дифференцированному зачету следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций, решениями с лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
Критерии для получения дифференцированного зачета содержатся в технологической карте и подробно расписаны в комплекте оценочных средств данной дисциплины.
При реализации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.